Педагогика
УДК 37.01
аспирант Хекерт Никита Евгеньевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (г. Новороссийск)
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
СПОРТИВНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Аннотация. В настоящее время образовательная политика нашего общества требует пристального внимания как ученых-исследователей, так и практиков. Тема патриотизма и патриотического воспитания в гражданском обществе находится на пике своей актуальности. Однако среди всех результатов исследований недостаточно внимания уделено организации педагогических условий формирования патриотизма на основе традиций спортивных достижений в нашем Отечестве. Цель исследования - выявление системообразующих закономерностей и принципов воспитательного воздействия на подрастающее поколение с целью формирования у них устойчивых чувств к своему Отечеству и готовности к его защите. Методология. Исследование проводилось в рамках сравнительной методологии современных концепций военно-патриотического воспитания и концепции конструктивного подхода к построению мотивационно-потребностного поля развивающейся личности с использованием анализа эмпирического материала, интерпретации и интерполяции. Обсуждение. В статье обосновываются закономерности процесса военно-патриотического воспитания молодежи на основе отечественных традиций в спорте, предлагается ряд способов повышения эффективности достижений в спортивной среде студенческой молодежи. Практическая значимость исследования заключается в рекомендации стратегии военно-спортивного образования на уровне вуза, создании конструктивной среды для передачи отечественных спортивных традиций и достижений с целью формирования патриотических чувств к своей Родине, своему народу. Вывод. Предложенные рекомендации по внедрению технологии военно-патриотического воспитания обучающихся в современный образовательный процесс вузов и построению целевой конструктивной среды для передачи спортивных традиций нашего Отечества и популяризации достижений российских спортсменов могут использоваться как для расширения научных исследований в педагогике, так и для совершенствования учебного процесса вузов и школ российского образования.
Ключевые слова: технология, мотивация, ценности, спортивные традиции, патриотизм, конструктивный подход к образованию, военно-патриотическое воспитание.
Annotation. Currently, the educational policy of our society requires close attention from both research scientists and practitioners. The topic of patriotism and patriotic education in civil society is at the peak of its relevance. However, among all the research results, insufficient attention has been paid to the organization of pedagogical conditions for the formation of patriotism based on the traditions of sports achievements in our Fatherland. The purpose of the study is to identify the system-forming patterns and principles of educational influence on the younger generation in order to develop stable feelings for their Fatherland and readiness to defend it. Methodology. The study was conducted within the framework of the comparative methodology of modern concepts of military-patriotic education and the concept of a constructive approach to the construction of the motivational and need field of a developing personality using the analysis of empirical material, interpretation and interpolation. Discussion. The article substantiates the regularities of the process of military-patriotic education of young people based on domestic traditions in sports, suggests a number of ways to improve the effectiveness of achievements in the sports environment of students. The practical significance of the study consists in recommending a strategy for military sports education at the university level, creating a constructive environment for the transfer of domestic sports traditions and achievements in order to form patriotic feelings for their homeland, their people. Conclusion. The proposed recommendations on the introduction of the technology of military-patriotic education of students into the modern educational process of universities and the construction of a targeted constructive environment for the transfer of sports traditions of our Fatherland and the popularization of the achievements of Russian athletes can be used both to expand scientific research in pedagogy and to improve the educational process of universities and schools of Russian education.
Key words: technology, motivation, values, sports traditions, patriotism, constructive approach to education, military-patriotic education.
Введение. Политические реалии жизни нашего российского общества, а также последние события в нем обнажили ряд разобщенных мнений и взглядов граждан на оценку патриотической деятельности личности и на оценку воспитательного процесса, направленного на формирование патриотической личности как высокоорганизованного гражданина своего Отечества. В последнее время заметно снижается популярность здорового образа жизни, популяризация физической культуры и спорта. В государственных и общественных средствах массовой информации практически игнорируются результаты научных исследований в области патриотического воспитания гражданского общества, уделяется мало внимания освещению материалов об отечественных традициях, слабо освещаются вопросы преемственности между поколениями, а многие национальные народные праздники, а также народные детские и молодежные спортивные игры, почти забыты. Вместо программ о спортивных и трудовых подвигах наших соотечественников, в том числе и прошлых лет, СМИ транслируют филигранную богемную жизнь артистов. Тем не менее, анализ психолого-педагогической литературы по теме патриотического воспитания современной молодежи показал, что за последнее время педагогическая наука значительно пополнилась результатами новых исследований. Однако их практическое применение требует настойчивых усилий в свете современных образовательных реформ для эффективного достижения главной цели - воспитания патриота своей Родины.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось в рамках сравнительной методологии современных концепций военно-патриотического воспитания (научная школа А.Н. Томилина [7]) и концепции конструктивного подхода к построению мотивационно-потребностного поля развивающейся личности, интерпретации и интерполяции. Сравнительный анализ педагогической литературы показал, что процесс патриотического и военно-патриотического воспитания будущих специалистов характеризуется наличием серьезных упущений в проводимой работе, отсутствием опоры на отечественные спортивные традиции, что отрицательно сказывается на формировании патриотического сознания, государственно-патриотических убеждений, уважительного и ценностное отношение к Отечеству. Целью нашего исследования является раскрытие системообразующих закономерностей, принципов и методов воспитательного воздействия на курсантов морских университетов путем обращения к общественным отечественным спортивным традициям с целью формирования у них устойчивых чувств к своему Отечеству и готовности к его защите.
Патриотическое воспитание всегда было актуальным и основывалось на общечеловеческих ценностях и традициях Отечества, было частью национальной культуры и общегражданского воспитания. Патриотическое воспитание на современном этапе развития общества и сегодня как никогда имеет особое значение. Сравнительный анализ современных
концепций военно-патриотического воспитания показал их единство и когерентность. Так, например, Г.С. Зайцев [3], исследуя становление и развитие муниципальной системы патриотического воспитания молодежи на рубеже ХХ-ХХ1 веков, утверждает, что патриотическое воспитание должно быть основано на истории своего Отечества и в интересах формирования активных государственных и российских ценностей. В.Ю. Микрюков [4], анализируя теорию и практику военно-патриотического воспитания учащихся в современной России пришел к выводу, что основные усилия патриотического воспитания должны быть направлены на формирование культуры личности и общественно значимых патриотических качеств. Группа отечественных ученых: А.Н. Томилин [7], С.Н. Томилина [8], С.И. Фоменко и Н.П. Шаталова [10], А.А. Мирзаев [7], Г.С. Зайцев [3] и др. одними из первых в своем Отечестве указали на настоятельную необходимость усиления патриотической воспитательной работы в вузах по подготовке будущих специалистов: патриотов-государственников, граждан-руководителей всех уровней, ответственных за судьбы Отечества и всего российского общества.
На страницах многочисленных работ А.Н. Томилина [7], предложен ряд педагогических моделей патриотического воспитания учащихся, в основе которых лежит обязательное введение целенаправленного комплекса педагогических условий. В своих работах А.А. Мирзаев [7] отмечает, что в процессе патриотического воспитания необходимо учитывать ведущую доминанту современности - информационное общество, которое обусловлено глобальной цифровизацией и потоками информационного разнообразия, благодаря которым информационное воздействие на морально-психологическое состояние и духовные ценности людей повышаются. С.И. Фоменко и Н.П. Шаталова [10; 11] в процессе конструирования мотивационного поля для подготовки военных кадров предлагают обращаться к преемственности между поколениями, популяризации и сохранению военных традиций и памяти подвигов, которые совершили граждане нашего Отечества.
Одним из основных средств всестороннего развития студентов является физическая культура и спорт. Дисциплина «физическая культура и спорт» в общеобразовательных учреждениях выступает консолидирующим фактором воспитания нравственно-патриотического саморазвития, а также самосовершенствования индивидуальных способностей. Сегодня в вузах эта дисциплина способствует возможности не только проявить себя в любом виде спорта и укрепить свое физическое и психическое здоровье, но и помогает реализовать свою причастность к спортивным традициям и спортивным достижениям в своей стране. Так, например, в диссертации А.Ю. Рустамов [6] также показывает, что патриотическое воспитание учащихся старших классов возможно средствами физической культуры и спорта. А ученые С.В. Степанов [5], С.В. Новаковский [5], В.А. Бобровский [5], А.В. Бобровский [5], С.В. Кондратович [5], исследуя патриотическое воспитание спортсменов, рекомендуют наряду с развитием и улучшением общефизических показателей усиливать спортивно-патриотическую деятельность, так как она воспитывает у молодежи такие значимые нравственные качества личности, как доброжелательность, толерантность, чувство долга и ответственности, предприимчивость, готовность в оказании помощи, любовь к своему народу, к своей Отчизне. В диссертации А.Н. Волковой [2] решение выше отмеченной проблемы предлагается решить при помощи педагогической технологии по популяризации олимпийских видов спорта, не пользующихся интересом у подростков. А в учебном пособии А.С. Шарова [9] предлагается в процессе патриотического воспитания обучающихся в вузе обратить внимание на формирование ценностных ориентаций, поскольку именно они нивелируют поведение личности. В своих работах автор дает рекомендации по диагностике базовых компонентов проявления патриотизма в деятельности спортсменов. Н.В. Ванюхина [1], А.И. Скоробогатова [1], Ф.А. Саглам [1] предлагают организацию и проведение серии «уроков универсиады» как формы популяризации идей здорового образа жизни и формирования имиджа спортивного мероприятия, патриотического характера.
Несмотря на многочисленные исследования патриотического воспитания молодежи, тема организации учебного процесса университета по истории развития спорта и спортивным традициям народов, населяющих нашу Родину, осталась малоизученной. А тем не менее, спортивные традиции Российской Федерации, являясь значимой доминантой социально-культурной и спортивной жизни государства, складывающейся веками и бережно передаваемой старшими поколениями младшим, являются мощнейшим средством воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Представим краткое содержание авторской педагогической технологии воспитания патриотических и гражданских качеств, обучающихся на отечественных спортивных традициях, которая показала свою эффективность на примере Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова под руководством кафедры физического воспитания и спорта [7]. За основу структуры педагогической технологии принята структура технологии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи, предложенная С.Н. Томилиной [8]: (1) научно-концептуальный базис; (2) дескриптивная схема-модель воспитания; (3) функциональная целевая Программа воспитательно-патриотической деятельности.
Научно-концептуальный базис основан на следующих ключевых положениях педагогики: (1) влияние среды на развитие личности - надежное опосредованное средство управления воспитательным процессом; (2) важное условие саморазвития и самореализации личности - активная деятельность, в процессе которой приобретается социальный опыт; (3) сохранение и поддержание традиций и преемственности поколений - главный фактор национальной идентификации и проявления патриотизма. Дескриптивная схема-модель патриотического воспитания представлена на рисунке 1.
ЦЕЛЕВОЙ -А Цель: формирование высокого уровня Функция:
БЛОК Ч патриотизма УМ на основе ОСТ целепологання
МЕДОДОЛОЕИЧЕСКИЙ БЛОК
Подходы: системный, средовый.
лнчностно-деятельностный,
аксиологический.
Принципы: целенаправленности: непрерывности и преемственности: мотивированости; приоритетности ОСТ.
Функции: дескриптивная (описательная) и прескриптнвняя (нормативная).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
т
Компонентный состав ПВ УМ: когнитивный, мотивационно -ценно стный, деятель ностно-поведенческий
Модули ЦП «Патриотизм и спортивные традиции России:»: Вводный; Патриотизм и ПВ; Спортивные традиции; Деятепьносгный; Самовоспитания.
Содержание
воспитательной
работы
формирования патриотизма у УМ
Функции: системообразующая: обучающая; развивающая; информационная.
ОРЕАНИЗАЦИОННО ТЕХНОЛОЕИЧЕСКИИ БЛОК
Педагогические условия: Придание ИВС патриотической направленности; Творческое конструирование педагогической системы ПВ УМ, основанной на ОСТ. Формирование готовности преподавателей к ПВ УМ; Развитие интереса у УМ к идее патриотизма, спорту и ОСТ; Опоры в УВР на ОСТ; Стимулирование УМ, активно участвующих в патриотической н спортивно-массовой работе. Развитие самовоспитания УМ как патриотов н защитников Отечества.
Педагогическая технология ПВ УМ на ОСТ; методики: формы, методы, средства ПВ.
Функции:
- организационная;
- управленческая;
- технологическая.
Этапы ПВ: диагностический; процессуальный: итоговый, рефлексивный.
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫИ БЛОК
Критерии: когнитивный, мотивацнонно-ценностный, деятельностный. рефлексивный.
Функции: оценочная; рефлексивная; коррекционная Уровни: высокий, средний, низкий
Результат: учащийся вуза с высоким уровнем патриотизма
Рисунок 1. Дескриптивная схема-модель военно-патриотического воспитания учащейся молодежи на
отечественных спортивных традициях [7]
Функциональная целевая Программа военно-патриотического воспитания учащейся молодежи на отечественных спортивных традициях «Патриотизм и спортивные традиции России» состоит из двух блоков: целевой и процессуальный.
Подготовка компетентных специалистов морского транспорта требует достижения общей цели - расширение мотивационно-потребностного поля в вузе, направленного на самовоспитание патриотизма и поддержание отечественных спортивных традиций в процессе приобщения курсантов к спорту и здоровому образу жизни. Для поставленной цели предполагается решение следующих тактических задач: повышение интереса к курсу развития достижений в области истории и традиционных видов спорта, активизация деятельностного потенциала для проявления патриотических качеств, содействие самосовершенствованию на примерах внешнего облика исторических спортивных побед соотечественников.
В авторской технологии «Патриотизм и спортивные традиции России» предполагается, что направленность воспитания курсантов на отечественных спортивных традициях базируется на ключевых принципах: научности, системности, гуманизации знаний, преемственности и приоритетности исторического и культурного наследия отечественного спорта, его духовных ценностей и традиций. Воспитание курсантов на отечественных спортивных традициях выполняет следующие ключевые функции: созидательную - воздействие на развитие нравственной и духовной составляющих личности, формирование патриотического сознания и культуры межнационального общения; гуманистическую - готовности к защите Родины и своего народа.
В структуре технологии воспитания на основе отечественных спортивных традиций обязательным кластером предполагается образовательно-педагогическая среда, включающая интернет-портал вуза «Патриотизм и спортивные традиции России», содержащий образовательную базу: музей, Интернет-портал, комплект плакатных материалов, тематические презентации и видеоматериалы об отечественных спортивных традициях и спортивных победах соотечественников и курсантов вузов, видео- и аудиозарисовки отчетов о волонтерской деятельности курсантов, книги (брошюры) о массовых спортивных мероприятиях, программы самообразования и программы тестирования для самодиагностики уровня развития патриотических качеств.
В настоящее время педагогика воспитания обладает массой инновационных методов, форм и приемов организации целенаправленной деятельности обучающихся и деятельности преподавательского состава, выбор которых должен соответствовать нескольким обязательным параметрам: индивидуальным особенностям участников воспитательного процесса, их потребностям, возможностям и интересам [7].
Выводы. Подводя итог вышесказанному, мы констатируем, что в системе высшего образования спортивно-патриотическое направление становится одним из важнейших. В современное время особое внимание следует уделить развитию физической культуры и патриотическому воспитанию как одному из важнейших направлений государственной политики в системе физической культуры и спорта, так как это позволит разработать стратегию развития сферы физической культуры и спорта в целом, определив характера исследований, программного, методического и кадрового обеспечения образования, выстраивать информационную политику в направлении формирования гражданского сознания, развивать нормативно-правовую и ресурсную базу в области физической культуры и спорта.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная авторская технология может служить важным подспорьем для организации образовательного процесса, направленного на перспективу исследований, дальнейшее возможное расширение программ и средств обучения. Предлагаемые рекомендации по внедрению технологии военно-патриотического воспитания студентов в современный образовательный процесс вузов и созданию целенаправленной конструктивной среды для передачи спортивных традиций нашего Отечества и популяризации достижений российских спортсменов могут быть использованы как для расширения научных исследований в области педагогики, так и для совершенствования образовательного процесса вузов и школы российского образования.
Литература:
1. Ванюхина, Н.В. Урок универсиады как форма популяризации идей здорового образа жизни и формирования имиджа спортивного мероприятия / Н.В. Ванюхина, А.И. Скоробогатова, Ф.А. Саглам // Вектор науки Тольятинского гос. ун-та. - 2014. - № 1 (27). - С. 202-205
2. Волкова, А.Н. Педагогическая технология популяризации олимпийских видов спорта, не пользующихся интересом у подростков: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Волкова Анна Николаевна. - Москва, 2018. - 273 с.
3. Зайцев, Г.С. Становление и развитие муниципальной системы патриотического воспитания молодежи на рубеже ХХ-ХХ1 веков: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зайцев Геннадий Сергеевич. - Владикавказ, 2005. - 153 с.
4. Микрюков, В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: диссертация .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Микрюков Виктор Юрьевич. - Москва, 2009. - 315 с.
5. Новаковский, С.В. Патриотическое воспитание спортсменов. Учебное пособие / С.В. Новаковский, В.А. Бобровский, А.В. Бобровский, С.В. Кондратович; под ред. С. В. Степанова. - Москва: Изд-во Уральского ун-та, 2019. - 124 с.
6. Рустамов, А.Ю. Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рустамов Али Юсупович. - Махачкала, 2005. - 168 с.
7. Томилин, А.Н. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия. Монография / А.А. Мирзаев, Е.В. Хекерт. - Новороссийск: Изд-во Гос. морского ун-та им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2021. - 136 с.
8. Томилина, С.Н. Концепция и стратегия государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Монография / С.Н.Томилина. - Новороссийск: Изд-во Гос. морского ун-та им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2021. - 198 с.
9. Шаров, А.С. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности. Учебное пособие / А.С. Шаров. -Омск: Изд-во Омский гос. пед. ун-т, 1933. - 88 с.
10. Фоменко, С.И. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров / С.И. Фоменко, Н.П. Шаталова // В мире научных открытий. - 2014. - № 11-11 (59). - С. 4437-4445
11. Шаталова, Н.П. Конструктивный подход в педагогике как ведущий принцип науки / Н.П. Шаталова // Педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 62-70
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Корнусова Валерия Максимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается формирование профессиональных компетенций, понимающие под собой соотношение требований, критериев, и стандартов, предъявляемых преподавателю профессионального обучения в его профессиональной деятельности и при решении различных типов задач, а также наличие у него базовых актуальных знаний и способностей для достижения эффективных результатов в области деятельности. Формирование профессиональной компетентности специалистов является повторяемым, кругообразным процессом, поскольку в процессе педагогической деятельности существует необходимость регулярного и непрерывного повышения профессионализма личности педагога. Из раза в раз вышеуказанные этапы повторяются лишь с той разницей, что их проявление происходит в новом качестве. Структура профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения представляется через совокупность педагогических, производственно-технологических, социально-коммуникативных, дидактико-технологических и рефлексивных компетенций.
Ключевые слова: педагог профессионального обучения, профессиональные компетенции, профессиональное образование, компетентностный подход.
Annotation. The article discusses the formation of professional competencies, which understand the correlation of requirements, criteria, and standards for a teacher of vocational training in his professional activities and in solving various types of tasks, as well as