Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные стандарты / культура / образование / административно-управленческая деятельность / учреждения культуры / учреждения образования / professional standards / culture / education / administrative and managerial activities / cultural institutions / educational institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безуглая Виктория Сергеевна, Рюмшина Елена Владимировна

Отражена роль профессиональных в сфере административно-управленческой деятельности учреждений культуры и образования. Рассматриваются наиболее важные профессиональные стандарты в сфере культуры и образования. Отражается структура Профессионального стандарта, а также показано, как наиболее правильно пользоваться профессиональными стандартами. Рассматриваются некоторые профессиональные стандарты в сфере административно управленческой деятельности. Показана специфика специальностей, отраженных в профессиональных стандартах. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением образовательными учреждениями профессиональных стандартов как основы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и профессиональных образовательных программ. Говорится о проблемах актуализации действующих и разработке новых образовательных стандартов по документоведению. Рассмотрены современные компьютерные технологии и их роль в управленческой деятельности. Затронут вопрос о необходимости использования компьютерных технологий и для формирования профессиональных компетенций, указанных в профессиональных стандартах административноуправленческой деятельности. Дается определение понятия «профессиональный стандарт». Наконец, отражаются все трудовые функции, которые должен выполнять сотрудник в соответствии с профессиональным стандартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безуглая Виктория Сергеевна, Рюмшина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of professional in the field of administrative and managerial activities of cultural and educational institutions is reflected. The most important professional standards in the field of culture and education are considered. The structure of the Professional Standard is reflected, and it is also shown how to use professional standards most correctly. Some professional standards in the field of administrative and managerial activity are considered. The specifics of the specialties reflected in the professional standards are shown. Topical issues related to the application of professional standards by educational institutions as the basis of federal state educational standards of professional education and professional educational programs are considered. It talks about the problems of updating existing and developing new educational standards for documentation. Modern computer technologies and their role in management activities are considered. The question of the need to use computer technologies and for the formation of professional competencies specified in the professional standards of administrative and managerial activities was raised. The definition of the concept of "professional standard" is given. Finally, all the labor functions that an employee must perform in accordance with a professional standard are reflected.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ»

A.A. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под редакцией A.B. Торкунова. -Ч. 2. - Москва: Просвещение, 2016. - 176 с.

9. История. История России. 1914-1945 годы: учебник: 10 класс. Базовый уровень / В.Р. Мединский, A.B. Торкунов. -Москва: Просвещение, 2023. -496 с.

10. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bl2aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (дата обращения 21.09.2023)

11. «Лица Победы»: сайт.2023. - URL: https://historydepositarium.ru(flaTa обращения 21.09.2023)

12. ОБД «Подвиг народа»: сайт. 2020. - URL: http://podvignaroda.ru/? (дата обращения 21.09.2023)

13. Пермяков, И.А. Бои за Воронеж в ходе Воронежско-Ворошиловградской стратегической оборонительной операции 1942 г. / И.А. Пермяков; под общ. ред. С.И. Филоненко. - Воронеж: ВГАУ, 2012. - 232 с.

14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008?pageSize=100&index=l (дата обращения 1.09.2023)

15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован 5.07.2021 № 64101). -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?pageSize=100&index=l (дата обращения 12.09.2023)

16. Романовский, В.К. Региональный курс истории в контексте требований ФГОС / К.В. Романовский // Нижегородское образование. - 2015. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-kurs-regionalnoy-istorii-v-kontekste-trebovaniy-fgos (дата обращения: 26.09.2023)

17. Сражение за Воронеж и его место в истории Великой Отечественной войны: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж. 24 янв. 2018 г.) / Воронеж, гос. пед. ун-т ; отв. ред. С.И. Филоненко. - Воронеж: Воронеж, гос. пед. ун-т, 2018.- 188 с.

18. Федеральная рабочая программа воспитания // Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452180/abca68ce99f43a51ad93fe3bb2276bde36e27c28/ (дата обращения 3.09.2023)

19. Федеральная рабочая программа воспитания // Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452080/c97e37a0fe5a4a8ce9a754cfBc355be439ac2f3e/ (дата обращения 3.09.2023)

20. Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «История». - URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения 3.09.2023)

21. Федеральная рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «История» (базовый уровень). - URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения 3.09.2023)

22. Филоненко, С.И. Война на воронежской земле 1942-1943 гг. в документах Красной Армии, вермахта и войск сателлитов: [в 5 т.] / С.И. Филоненко. - Воронеж: Кварта, 2014.

23. Филоненко, С.И. Правда и вымыслы о боях на воронежской земле в годы Великой Отечественной войны / С.И. Филоненко // Берегиня 777 Сова. - Москва; Воронеж, 2013. - № 1,- С. 39-45

24. Филоненко, С.И. Сражения на воронежской земле глазами русских и оккупантов. - Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография» - издательство им. Е.А. Болховитинова, 2013. - 512 с.

25. Фуллер, Дж.Ф.Ч. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор / Пер. с англ.

B.А. Герасимова и H.H. Яковлева. - Москва: Иностранная литература, 1956. - 550 с.

26. Шамрай, В.А. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Активная оборона и освобождение Воронежа (5 октября 1942 - 2 февраля 1943 гг.) / В.А. Шамрай. - Воронеж: Воронеж, обл. издательство, 2016. - 466 с.

27. Шамрай, В.А. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Город-фронт (12 июля - 4 октября 1942 г.) / В.А. Шамрай. - Тамбов: ООО ТПС, 2015. - 504 с.

28. Шамрай, В.А. Сражение за Воронеж. Оборонительный период (28 июня - 11 июля 1942 г.) / В.А. Шамрай. -Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. - 440 с.

29. Шендриков, Е.А. Боевые действия в районе Воронежа в июле 1942 - январе 1943 гг.: сб. науч. статей / Е.А. Шендриков. - Воронеж, 2012. - 224 с.

Педагогика

УДК 006.1:373:008

магистрант Безуглая Виктория Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Рюмшина Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Отражена роль профессиональных в сфере административно-управленческой деятельности учреждений культуры и образования. Рассматриваются наиболее важные профессиональные стандарты в сфере культуры и образования. Отражается структура Профессионального стандарта, а также показано, как наиболее правильно пользоваться профессиональными стандартами. Рассматриваются некоторые профессиональные стандарты в сфере административно управленческой деятельности. Показана специфика специальностей, отраженных в профессиональных стандартах. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением образовательными учреждениями профессиональных стандартов как основы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и профессиональных образовательных программ. Говорится о проблемах актуализации действующих и разработке новых образовательных стандартов по документоведению. Рассмотрены современные компьютерные технологии и их роль в управленческой деятельности. Затронут вопрос о необходимости использования компьютерных технологий и для

формирования профессиональных компетенций, указанных в профессиональных стандартах административно-управленческой деятельности. Дается определение понятия «профессиональный стандарт». Наконец, отражаются все трудовые функции, которые должен выполнять сотрудник в соответствии с профессиональным стандартом.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, культура, образование, административно-управленческая деятельность, учреждения культуры, учреждения образования.

Annotation. The role of professional in the field of administrative and managerial activities of cultural and educational institutions is reflected. The most important professional standards in the field of culture and education are considered. The structure of the Professional Standard is reflected, and it is also shown how to use professional standards most correctly. Some professional standards in the field of administrative and managerial activity are considered. The specifics of the specialties reflected in the professional standards are shown. Topical issues related to the application of professional standards by educational institutions as the basis of federal state educational standards of professional education and professional educational programs are considered. It talks about the problems of updating existing and developing new educational standards for documentation. Modern computer technologies and their role in management activities are considered. The question of the need to use computer technologies and for the formation of professional competencies specified in the professional standards of administrative and managerial activities was raised. The definition of the concept of "professional standard" is given. Finally, all the labor functions that an employee must perform in accordance with a professional standard are reflected.

Key words: professional standards, culture, education, administrative and managerial activities, cultural institutions, educational institutions.

Введение. Профессиональные стандарты, касающиеся сферы образования и культуры, являются важным элементом административно-управленческого процесса. По этой причине, до 1 января 2020 г. всем учреждениям культуры и образования необходимо было провести мероприятия, направленные на внедрение этих стандартов. Такие мероприятия могут включать собрания, собеседования, групповые встречи, семинары, конференции, пресс-конференции и т.д. Все эти меры помогут руководителям ознакомить своих сотрудников с новыми профессиональными требованиями.

К сожалению, на сегодняшний день утвержденных стандартов достаточно мало. Но, например, в учреждениях культуры есть должности, которые не имеют отношение к культуре и искусству (бухгалтер, кадровик). Такие специальности рассматриваются в отдельных Профессиональных стандартах, которые регулируют данные должности.

Изложение основного материала статьи. Сейчас хотелось бы рассмотреть более подробно понятие «профессиональный стандарт», а также роль данного определения в статьях Трудового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации "Профессиональный стандарт" является описанием квалификации, необходимой для выполнения определенных видов профессиональной деятельности.

В контексте рекомендаций по применению профессиональных стандартов, утвержденных Всероссийским научно-исследовательским институтом труда Министерства труда Российской Федерации, необходимо выделить несколько ключевых понятий, связанных с понятием "профессиональный стандарт".

Профессиональные стандарты разрабатываются на каждый вид трудовой деятельности. Так, например, например, в сфере культуры и в сфере образования есть разнообразные специальности, для которых разработаны отдельные профессиональные стандарты.

Сейчас хотелось бы рассказать о том, что же включает в себя абсолютно любой Профессиональный стандарт, как в сфере культуры, так и в сфере образования.

Все профессиональные стандарты имеют определенную структуру, утвержденную приказом Министерства труда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета Профессионального стандарта» [2, С. 32].

Если мы рассмотрим абсолютно любой профессиональный стандарт, то можно увидеть, что каждый профстандарт имеет структуру.

Структура профессионального стандарта.

1. Абсолютно любой профессиональный стандарт начинается с функциональной карты. В этом разделе отображаются основные направления деятельности.

2. После блока «Функциональная карта» идет блок, который позволяет ознакомиться с трудовыми функциями. Т.е. конкретизируется определенные операции, в ходе которых осуществляются определенные функции сотрудника данной трудовой деятельности.

Для каждой трудовой деятельности представлены возможные наименования должностей/профессий, которые могут осуществлять данный вид трудовой деятельности.

Давайте проанализируем структуру профессионального стандарта документоведа и выделим, возможно, какие-нибудь особенности, которых нет в других профессиональных стандартах.

1. Вводная часть включает в себя информацию о виде и группе профессиональной деятельности.

2. Следующий раздел отражает 3 трудовых функции, а также 17 подфункций.

3. Данный раздел подробно рассматривает трудовые функции данной специализации. Так, например, каждая трудовая функция содержит в себе необходимые параметры опыта и образования сотрудника, а также отображаются особые условия допуска к работе (медицинское обследование). Хотим отметить, что в профессиональном стандарте по информационно-библиотечной деятельности нет особых условий допуска к работе, а в данном стандарте - это медицинское обследование. Это и есть особенность данного стандарта, которую мы только что выявили.

4. Что касается заключительной части профстандарта, то здесь указываются данные о разработчиках стандарта.

Обратимся к профессиональным стандартам в сфере административно-управленческой деятельности учреждений

культуры и образования.

Рассмотрим более детально профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» [4, С. 65].

Открыв данный профессиональный стандарт, можно более детально ознакомиться с трудовыми функциями данных должностей. В данной работе мы просто решили перечислить данные трудовые функции.

Трудовые функции, указанные профессиональным стандартом:

- координационное обеспечение деятельности организации;

- документационное обеспечение деятельности организации;

- организационное, документационное и информативное обеспечение деятельности управляющего организации;

- информационно-аналитическая и организационно-административная помощь деятельности компании [5, С. 5].

Таким образом, рассмотрение предоставленного стандарта показал, настоящий документ охватывает должности,

которые соединены с системой деятельности естественно самого руководителя.

Как определить трудовые функции по профессиональному стандарту.

В таком случае необходимо использовать трудовые действия, описанные в профессиональном стандарте. Если же трудовые функции сотрудника изменяются по какой-либо причине, то следует обсудить это с руководителем, чтобы заключить дополнительное соглашение.

Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» предоставляет подробную, детальную характеристику секретарских должностей [6, С. 33]. Профессиональные стандарты применяются в тех случаях, когда нужно:

- подобрать кадровый состав сотрудников;

- проанализировать и установить то, какие сотрудники необходимы и важны в данной организации;

- разграничить функции между сотрудниками учреждения;

- организовать профессиональное обучение, подготовку, образование и профессиональную переподготовку сотрудников [7, С. 57].

Для учреждений культуры и образования использование профессиональных стандартов является непременным действием.

Есть три направления, выделенные Министерством труда, по которым можно применять профессиональные стандарты. Перечислим эти направления:

- формирование кадровой политики;

- проведение обучения и аттестации сотрудников;

- установление системы оплаты труда.

Таким образом, отметим то, чем же профессиональные стандарты помогают:

- повысить производительность труда, а также улучшить качество предоставляемых услуг;

- ввести систему оплаты труда;

- повысить знания, умения и опыт;

- определить трудовые обязанности сотрудников.

Что же позволит профессиональный стандарт сотрудникам?

- определять необходимые и наиболее важные навыки, умения для определенной профессиональной деятельности;

- четко планировать свой карьерный путь, рост;

- получать необходимые рекомендации от руководителя для повышения своей квалификации, знаний, умений, опыта [9,С. 71].

Какие же специальности в сфере культуры включены в профессиональные стандарты. Отметим лишь немногие специальности:

1. хранитель музейных ценностей

2. Экскурсовод

3. художник-аниматор

4. педагог дополнительного образования детей и взрослых

5. Библиограф

6. Библиотекарь

7. главный хранитель фондов

8. научный сотрудник библиотеки и др.

Рассмотрим более подробно такую специальность, как БИБЛИОГРАФ. Как нам всем известно, что в 2023 году вышел новый профессиональный стандарт под названием «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Данный стандарт регулирует деятельность специалистов в сфере библиотечной деятельности.

Так, например, в данном профессиональном стандарте мы можем детально ознакомиться с общими сведениями о самом стандарте, трудовыми функциями, а также с характеристикой этих функций.

Давайте рассмотрим и проанализируем трудовые функции, определенные требования, прописанные в профессиональном стандарте для сотрудников библиотеки, которые непосредственно занимаются информационно-библиографической деятельностью (библиограф, ведущий библиограф, главный библиограф, а также специалист, отвечающий за краеведческую деятельность библиотеки).

Требования к образованию. Если коротко и лаконично, то для данной специализации необходимо высшее образование (бакалавриат, магистратура, а также сюда можно добавить программы для повышения квалификации, курсы для переподготовки).

Если рассматривать особые условия допуска к работе, то таких, к счастью, или, к сожалению, нет.

Теперь давайте проанализируем все трудовые функции данной специальности.

1. Поиск библиографической и фактографической информации, с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотеки (УДК, ББК, авторский знак, информация по конкретной личности, событию, книге и т.п.).

2. Информационный, библиографический и фактографический поиск необходимой информации (базы данных, подписки библиотеки, личные базы данных, Интернет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Поиск информации с помощью справочно-поискового аппарата (СПА) библиотеки (сюда можно отнести каталог, электронный каталог, базы данных, а также Всемирная сеть Интернет).

4. Обработка библиографических справок.

5. Консультирование пользователей библиотеки и не только пользователей библиотеки (всех, кто желает получить необходимую информацию).

6. Ведение и учет всех выполненных справок как в электронной форме, так и в традиционном формате (это необходимо для того, чтобы в случае возгорания - вся необходимая информация не была потеряна).

Сейчас мы рассмотрим необходимые умения и знания.

Умения.

1. Прием и учет запросов пользователей библиотеки в электронном и традиционном формате.

2. Готовность найти необходимую библиографическую или картографическую информацию, которую запросил пользователь (умение быстро ориентироваться в большом потоке информации с целью быстрого нахождения необходимой).

3. Придерживаться определенным правилам и методикам оформления библиографических, аналитических, картографических справок.

Знания.

1. Основы библиографоведения, библиотековедения, документоведения, информационно-библиографической деятельности, информатики, архивоведения.

2. Нормативно-правовые акты по библиотечно-информационной деятельности, информационной безопасности, защите авторского права и многое другое.

3. Справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки.

4. Профессиональные стандарты, методические рекомендации и многое другое.

Теперь хотелось бы рассмотреть в качестве примера трудовые функции должности «библотекарь-каталогизатор», «ведущий библиотекарь каталогизатор».

Какие же требования к образованию необходимы? Все достаточно просто. Необходимо высшее профессиональное образование (бакалавриат), а также дополнительное профессиональное образование. К счастью, данная специализация не требует образование уровня магистратуры.

Стаж работы для этой специальности не менее одного года, а вот для ведущего библиотекаря-каталогизатора» стаж работы не менее 3 лет.

Если рассматривать особые условия допуска к работе, то их нет.

В данном профессиональном стандарте рекомендуется проходить программы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Это говорит о важности данной специализации в сфере библиотечно-информационной деятельности.

Перейдем непосредственно к трудовым функциям.

1. Составление и оформление библиографических описаний традиционных документов, а также сюда входят и электронные документы.

2. Индексирование и составление аннотаций печатных и электронных документов.

3. Использование индексов УДК и ББК при составлении библиографических описаний документов.

Давайте проанализируем необходимые умения и знания этой специализации.

УМЕНИЯ ЗНАНИЯ

Использование традиционного и электронного каталога с целью быстрого поиска информации. Основы таких наук, как Библиотековедение, Библиографоведение, Документоведение, Архивоведение, Информатика.

Умение работать с рубрикаторами, информационно-поисковыми системами, с индексами УДК и ББК. Нормативные правовые акты в области информационно-библиотечной деятельности, профессиональные стандарты.

Применять методы анализа традиционного и электронного текста. Виды индексирования, а также форматы индексирования и аннотирования.

Отметим, что на каждую специальность дана подробная информация о трудовых функциях, необходимых умениях и знаниях. Если бы каждый сотрудник абсолютно любой организации изучал свой профессиональный стандарт, то у него не было бы никаких дополнительных вопросов к своему руководству.

Именно поэтому мы рекомендуем детально изучать вновь вышедшие профессиональные стандарты в той сфере, в которой работает сотрудник. Тогда мы можем констатировать, что проблем и недопонимания станет намного меньше, чем до изучения профессионального стандарта.

Выводы. Каждый сотрудник должен подробно изучать вновь вышедшие профессиональные стандарты в той сфере, в которой он непосредственно работает и функционирует. Мы рекомендуем изучать не только новые стандарты, но и знать особенности более старых профессиональных стандартов, потому что если мы проанализируем два стандарта в одной сфере, то убедимся в том, что различий не так уж и много. Где-то мы увидим новую трудовую функцию, а где-то отметим новые необходимые умения и знания, которыми должен обладать специалист.

Литература:

1. Авдеева, М.А. Профессиональные стандарты в сфере образования / М.А. Авдеева. - Москва: Сфера, 2020. - 121 с.

2. Авдеева, Л.А. Профессиональный стандарт / Л.А. Акимова // Наука-2020. - 2021. - № 1 (47). - С. 56-63

3. Беликова, Т.В. О разработке профессиональных стандартов / Т.В. Беликова, С.Н. Ботова, Т.С. Хазыкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2020. -№ 1 (154). - С. 72-76

4. Залуцкая, С.Ю. Анализ развития профессиональных стандартов / С.Ю. Залуцкая // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. -2022. - Вып. 15-16. - С. 14-23

5. Карпова, Е.А. Профессиональные стандарты в области образования и культуры / Е.А. Карпова // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 14. - 134-137

6. Козырная, З.О. Профессиональный стандарт как основа профессионального образования / З.О. Козырная, А.Н. Томилин//Мир науки,культуры, образования.-2022. - № 5(96).-С. 115-117

7. Кузьмин, A.M. Система образования и профессиональные стандарты / A.M. Кузьмин, М.Г. Домбровская // Сибирский педагогический журнал. -2019. -№ 1.-С. 45-52

8. Модель профессионального стандарта / К.Н. Гилемханов, P.M. Хусайнова, ИИ Лушпаева [и др.] // Образование и саморазвитие. - 2022. - Т. 16. -№ 4. - С. 288-302

9. Орехова, И.Л. Роль профессионального стандарта в сфере образования / И.Л. Орехова, Е.С. Гладкая // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. -№ 4 (170). - С. 133-156

10. Современные проблемы внедрения профессиональных стандартов в сферу образования. - Екатеринбург, 2021.- 128 с.

П.Соминова, М.Г. Следование профессиональным стандартам / М.Г. Муминова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 63-4. - С. 186-189

12. Парамонов, В.Г. Внедрение профессиональных стандартов в сферу образования: Мет. пособие / В.Г. Парамонов. -Санкт-Петербург: Пресс, 2021. - 126 с.

13. Развитие профессиональных стандартов. От профессионального стандарта к профессиональной подготовке специалистов: Учеб.-мет. пособие / [Лебедева ИН.]; под ред. Л.Б. Баряевой. - Санкт-Петербург: ЦКД проф. Л.Б. Баряевой, 2009.- 175 с.

14. Траутман, Е.Р. Профессиональный стандарт как способ подготовки будущего специалиста / Е.Р. Траутман, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 215-218

15. Тюрина, ИВ. Роль профессиональных стандартов в сфере образования / И.В. Тюрина // Культура. - 2020. - № 2(22). - С. 80-84

16. Ханова, Т.Г. Особенности организации трудовой деятельности в образовательной деятельности / Т.Г. Ханова, Н.В. Жиляева, О.С. Шутова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 340-343

17. Халидова, Р.Ш. Порядок применения профессиональных стандартов / Р.Ш. Халидова, З.М. Маллаева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 357-359

18. Хекерт, Н.Е. Профессиональные стандарты / Н.Е. Хекерт // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). -С. 69-71

19. Шадрин, В.Г. Внедрение профессиональных стандартов / В.Г. Шадрин, О.В. Ефимова // Образование и наука. -2020. - Т. 22. -№4.-С. 146-165

20. Шаяхметов, Б.Р. Самоиндентификация бухгалтера и профессиональные стандарты / Б.Р. Шаяхметов // Молодой ученый. - 2020. -№ 16(306). -С. 333-335

21. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РОЛЬ И МЕСТО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Практика свидетельствует, что существующие ныне целенаправленно-организованные формы обучения и воспитания граждан нашей страны, подготовки их к жизни в современных условиях, ознакомления с трудностями и сложными жизненными проблемами и механизмами и путями их представления не охватывают тот большой круг задач, которые возникают перед ними. То есть, не вызывает сомнения тот факт, что говорить о формировании человека, его дальнейшем развитии в условиях значительного реформирования и перестройки нашего общества без его самостоятельных усилий, работы над собой, что связано с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием и наконец с самосовершенствованием, невозможно. Статья посвящена изучению методологических основ концепции непрерывного образования. В работе проанализированы причины появления данной образовательной концепции и ее роль на современном этапе развития отечественного профессионального образования.

Ключевые слова: концепция непрерывного образования, образование взрослых, образовательное пространство, инновации, образование в течение жизни, профессиональное совершенствование.

Annotation. Practice shows that the currently existing purposefully organized forms of education and upbringing of citizens of our country, preparing them for life in modern conditions, familiarization with difficulties and complex life problems and mechanisms and ways of presenting them do not cover the large range of tasks that arise before them. That is, there is no doubt that it is impossible to talk about the formation of a person, his further development in the conditions of significant reform and restructuring of our society without his independent efforts, work on himself, which is associated with self-development, self-education, self-education and finally self-improvement. The article is devoted to the study of the methodological foundations of the concept of continuing education. The paper analyzes the reasons for the emergence of this educational concept and its role at the present stage of the development of domestic vocational education.

Key words: the concept of lifelong education, adult education, educational space, innovation, education for life, professional development.

Введение. Самообразование в жизни человека, прежде всего молодого поколения, то определяется взаимосвязью между постоянно развивающимся обществом и активно формирующейся личностью; быстродействием социального прогресса; растущей ответственностью каждого отдельного человека за свое будущее; значительным и динамичным развитием общественных отношений; возможностью достижения личного счастья. Следует отметить, что самообразование, как практическая деятельность человека, имеет давнюю историю. Еще римский император и философ Марк Аврелий рекомендовал использовать досуг для того, чтобы научиться чему-то доброму и перестать блуждать без цели. Великий чешский педагог Я.А. Коменский считал, что когда человек будет правильно использовать свое время, то он станет кузнецом своего счастья.

Тенденция к самообразованию усилилась в эпоху становления и развития буржуазных отношений в обществе. Это было отмечено многими учеными, педагогами, просветителями: Дж. Локком, К. Гельвецием, Д. Дидро, Г. Гегелем и другими. Эта тенденция нашла отражение в жизни наиболее прогрессивных представителей общества. Выдающиеся личности проявляли (или интуитивно угадывали) потребности, назревавшие в обществе и активно работали над собой, приобретая новые знания, умения, навыки, которые были необходимы им для реализации этих потребностей. В качестве примера можно сослаться на биографии М. Ломоносова, Бенджамина Франклина, Д. Дефо, Л. Толстого, Ч. Дарвина, Владимира и Софью Ковалевских и многих других известных политических деятелей, ученых, писателей, просветителей.

Изложение основного материала статьи. XIX век стал началом практического воплощения идеи самообразования в практику образования широких народных масс. Это касается, прежде всего, английского социалиста-утописта Роберта Оуэна, который конкретно занимался самообразованием своих рабочих. В России с середины XIX века этому стали способствовать так называемые воскресные школы, количество которых в начале XX века достигло 782. Наиболее значительный вклад в распространение идеи самообразования принадлежит известному просветителю периода конца XIX-начала XX веков Н. Рубакину. Им лично написано и разослано почти 15 тысяч индивидуальных программ по самообразованию, составлено более 20 руководств [5, С. 27]. Его многочисленные книги по этому вопросу не утратили своего значения и сегодня.

С 20-х годов практическая работа по самообразованию населения и ее методическое обеспечение набирает достаточно широкий размах. Связано это было с решением проблемы ликвидации в стране безграмотности. В 1925 и 1927 годах были проведены два всесоюзных совещания по самообразованию, на которых были определены пути самообразования трудящихся, уделено особое внимание вопросам профессионального самообразования. В это же время благодаря усилиям А. Кравченко, Н. Крупской, А. Щукиной появляются теоретические и методические труды по проблемам самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.