Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ В КУРС «ИСТОРИЯ РОССИИ»: ИЗУЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ ЗА ВОРОНЕЖ'

ИНТЕГРАЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ В КУРС «ИСТОРИЯ РОССИИ»: ИЗУЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ ЗА ВОРОНЕЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный курс «История России» / история родного края / Сражение за Воронеж / активные и интерактивные методы обучения / training course «History of Russia» / history of the native land / Battle for Voronezh / active and interactive teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкирева Наталья Валерьевна, Кудинова Юлия Валерьевна

В статье анализируются основания и возможности интеграции краеведческого материала в содержание учебного курса «История России» на ступени основного и среднего общего образования. На примере изучения Сражения за Воронеж в годы Великой Отечественной войны авторы раскрывают активные и интерактивные формы, методы и приемы включения истории родного края в систему школьного исторического образования в рамках системно-деятельностного подхода. Сделан вывод о том, что освещение событий общероссийской истории через призму региональной истории обладает большим воспитательным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the foundations and possibilities of integrating local history material into the content of the course «History of Russia» at the stages of basic and secondary general education. Using the example of studying the Battle for Voronezh during the Great Patriotic War, the authors reveal active and interactive forms, methods and techniques for including the history of the native land in the school historical education system within the framework of a system-activity approach. It is concluded that the coverage of the events of all-Russian history through the prism of regional history has great educational potential.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ В КУРС «ИСТОРИЯ РОССИИ»: ИЗУЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ ЗА ВОРОНЕЖ»

10. Сиверская, У.П. Педагогическая поддержка как технология деятельности учителя по обеспечению успешности учения подростков: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / У.П. Сиверская. - Владикавказ, 2014. - 192 с.

П.Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 1999. - 672 с.

12. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман. - М., 1987. - С. 56.

13. Цитаты Суворова: сайтБуридо. - URL: https://burido.ru/748-tsitaty-suvorova (дата обращения: 30.04.2023)

Педагогика

УДК 372.893

кандидат исторических наук, доцент Башкирева Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); кандидат исторических наук, доцент Кудинова Юлия Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ИНТЕГРАЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ В КУРС «ИСТОРИЯ РОССИИ»: ИЗУЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ ЗА ВОРОНЕЖ

Аннотация. В статье анализируются основания и возможности интеграции краеведческого материала в содержание учебного курса «История России» на ступени основного и среднего общего образования. На примере изучения Сражения за Воронеж в годы Великой Отечественной войны авторы раскрывают активные и интерактивные формы, методы и приемы включения истории родного края в систему школьного исторического образования в рамках системно-деятельностного подхода. Сделан вывод о том, что освещение событий общероссийской истории через призму региональной истории обладает большим воспитательным потенциалом.

Ключевые слова: учебный курс «История России», история родного края, Сражение за Воронеж, активные и интерактивные методы обучения.

Annotation. The article analyzes the foundations and possibilities of integrating local history material into the content of the course «History of Russia» at the stages of basic and secondary general education. Using the example of studying the Battle for Voronezh during the Great Patriotic War, the authors reveal active and interactive forms, methods and techniques for including the history of the native land in the school historical education system within the framework of a system-activity approach. It is concluded that the coverage of the events of all-Russian history through the prism of regional history has great educational potential.

Key words: training course «History of Russia», history of the native land, Battle for Voronezh, active and interactive teaching methods.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках выполнения государственного задания в сфере науки (номер темы QRPK-2023-0021)

Введение. Современная система российского школьного исторического образования в качестве важной составляющей включает краеведческий компонент. Нормативно-правовая база, регламентирующая содержание учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях на ступени основного и среднего общего образования, ориентирует на необходимость освещения истории родного края при изучении событий, явлений, процессов общероссийского масштаба. В первую очередь этот постулат отражен в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС), обеспечивающих единство образовательного пространства в образовательных организациях Российской Федерации. Так, ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС ООО) в качестве предметных результатов по учебному предмету «История» среди прочих определяет умения «соотносить события истории родного края и истории России»; «рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края»; «находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края)» [15]. ФГОС среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) также предусматривает изучение региональной истории - в числе предметных результатов освоения базового курса истории обозначены умения «составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края», а также «соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века» [14]. В Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы указано, что учебный курс «История России» сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю родного края, при этом подчеркивается необходимость обращения обучающихся к изучению локальной истории (прошлого родного села, города, региона) [10]. Введенные с 1 сентября 2023 года в качестве обязательных федеральные рабочие программы по учебному предмету «История» (уровень основного общего и среднего общего образования) содержат разделы, посвященные региональной истории, синхронизированные с изучаемыми событиями общероссийской истории: «Наш край с древнейших времен до конца XV в.» (6 класс), «Наш край в XVI-XVII вв.» (7 класс), «Наш край в XVIII в.» (8 класс), «Наш край в XIX - начале XX в.» (9 класс) [201, «Наш край в 1914-1922 гг.», «Наш край в 1920-1930-е гг.», «Наш край в 1941-1945 гг.» (10 класс), «Наш край в 1945-1991 гг.», «Наш край в 1992-2022 гг.» (11 класс) [21]. Интеграция краеведческого материала в содержание соответствующих разделов позволяет обучающимся глубже понять и оценить изучаемый материал, «пропустив» его через историю своей малой Родины. Вместе с тем, в настоящее время ощущается определенный дефицит научно- и учебно-методического сопровождения изучения региональной истории (в частности, истории Воронежского края) в рамках учебного курса «История России», что обуславливает актуальность исследования форм, методов, приемов интеграции краеведческого материала в школьный курс истории.

Изложение основного материала статьи. «Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» - такова одна из важнейших личностных характеристик выпускника средней школы в соответствии с ФГОС. Гражданское и патриотическое воспитание определяются как ключевые направления воспитательной деятельности, способствующие достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы -сформированности гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. Кроме того, важным направлением патриотического воспитания является формирование ценностного отношения к государственной символике, традициям, памятникам, достижениям России в различных областях и сферах деятельности.

Формирование гражданственности и патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации обозначено в Федеральной рабочей программы воспитания для основной школы Г191 в качестве важнейшей цели воспитания обучающихся в образовательной организации. Ценности патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, исторической памяти и преемственности поколений выделены в качестве целеобразующих в Федеральной рабочей программе воспитания для средней общеобразовательной ступени [19]. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание являются ключевой составляющей современного российского образования и фундаментом формирования будущего поколения Российской Федерации.

Очевидно, что изучение истории России, в том числе через призму истории родного края, решает не только познавательные задачи, но и несет в себе огромный воспитательный потенциал. В данной связи особое значение в системе гражданско-патриотического воспитания занимают уроки истории. Целью школьного исторического образования в Российской Федерации является «формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике» [10, 18, 19]. При этом важной задачей изучения истории определяется воспитание обучающихся в духе патриотизма. К.В. Романовский отмечает, что «российская система школьного образования призвана формировать не всепланитарного, космополитического индивида, а национально ориентированную личность, духовно связанную с прошлым и современным поколениями, с традициями и базовыми ценностями нашего Отечества» [16].

Безусловно, ключевая роль в решении задач гражданского и патриотического воспитания обучающихся в курсе истории России принадлежит изучению истории Великой Отечественной войны. В соответствии с линейным принципом преподавания истории события 1941-1945 гг. изучаются в 10 классе в объеме 14 часов, включая 1 час на изучение регионального компонента.

Сегодня, в условиях нарастающих попыток фальсификации истории, умаления вклада советского народу в Великую Победу, роли Красной армии в освобождении мира от нацизма, объективное и всестороннее освещение ключевых событий, явлений, процессов Великой Отечественной войны в школе приобретает особое значение. Среди таких важных вех одного из самых трагических периодов российской истории, на наш взгляд, является сражение за Воронеж, до недавнего времени либо вообще не упоминаемое в школьной учебной литературе [8] либо указываемое вскользь [7, С. 214]. Это неудивительно, если учесть, что о боях на Воронежской земле долго молчала историческая наука в целом. Усилиями военных историков за последние два десятилетия с героического вклада Воронежа в Великую Победу наконец снята несправедливая завеса забвения [1, 13, 17, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29]. В частности, среди историков сегодня не вызывает сомнений тезис о значимой роли боев за Воронеж для хода Сталинградской битвы. Еще в 1956 г. английский военный историк Дж. Фуллер так оценил борьбу за город: «Началось сражение за Воронеж, и, как мы увидим, для немцев оно было одним из самых роковых за время всей войны» [25, С. 244]. По свидетельствам военного историка С.И. Филоненко, упорные бои за Воронеж, ставший камнем преткновения для всего немецкого летнего наступления, называют причиной провала первого штурма Сталинграда и немецкие исследователи [23, С. 43]. Современный воронежский историк В.А. Шамрай отмечает: «Героическая двухнедельная оборона Воронежа и упорная и увенчавшаяся конечным успехом многомесячная борьба за его полное и окончательное освобождение оказали немалую помощь защитникам Сталинграда и внесли свой вклад в успешную борьбу за достижение и развитие коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн» [26, С. 409]. Онлайн-проект «Воронеж. Непокоренный город-фронт», подготовленный Министерством обороны РФ в 2023 г. к 80-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, открывается информацией о том, что в районе Воронежа сдерживались до 30 фашистских дивизий, включая немецкие, румынские, итальянские и венгерские соединения, что тем самым срывало оперативные планы противника [4].

Изменение историографической ситуации вокруг Сражения за Воронеж влечет за собой и перемены в содержании исторического образования. Так, в обновленном Историко-культурном стандарте (2020) «Битва за Воронеж» указана в числе событий первого периода Великой Отечественной войны (июнь 1941 - осень 1942 гг.), что предполагает ее обязательное включение в содержание школьного курса истории. Хотя такое наименование не является общепризнанным в отечественной историографии (все же более распространенным является термин «сражение»), отраден сам факт появления информации о боях на Воронежской земле в документах, регламентирующих содержание школьного исторического образования. Хотя анализ учебной литературы показывает, что информация эта крайне поверхностна. Так, новый единый учебник по истории России для 10 класса содержит лишь сведения о захвате немцами 7 июля 1942 г. правобережной части Воронежа и упоминание об освобождении города советскими войсками в начале 1943 г., наряду с Курском, Белгородом и Харьковом [9, С. 377, 391]. На наш взгляд, было бы справедливым указать, что Воронеж выдержал более чем двухсотдневную оборону, и в результате ожесточенных боев его защитники не допустили полного захвата города. «Немцы так и не смогли полностью овладеть Воронежем» - резюмируют авторы фундаментального многотомника «Великая Отечественная война 1941-1945 годов», изданного Министерством обороны РФ [3, С. 248].

Очевидно, что освещение боевых действий на Воронежской земле в годы Великой Отечественной войны для российских школьников вряд ли в ближайшей перспективе выйдет за рамки скупого упоминания самого их факта. А вот учащиеся школ Воронежского региона должны получить максимально полное и всестороннее представление о боях за столицу Центрального Черноземья, вкладе воронежцев в Победу, жизни мирного населения на временно оккупированной немцами и их пособниками территории. При этом интеграция данного краеведческого материала в содержание раздела о Великой Отечественной войне должна осуществляться, на наш взгляд, в формате диалогового обучения. Как отмечает Е.Е. Вяземский, «диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в которой и происходит развитие обучающегося» [5, С. 17].

Как известно, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Преподавание истории в XXI веке требует от учителя применения новых методов и технологий, которые способствовали бы достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. Процесс изучения и осмысления исторического прошлого России, а особенно событий Великой Отечественной войны, в том числе в региональном преломлении, невозможен без применения учителем активных и интерактивных методов обучения, включая игровые элементы, которые являются привлекательными для обучающихся, позволяют повысить мотивацию, более детально изучить сложные исторические события, явления и процессы.

В ходе рассмотрения дискуссионных вопросов возможно использование ситуативных дебатов по определенной теме или проблеме. При обобщении информации о сражении за Воронеж учащимся можно предложить проблемный вопрос: «Почему Воронеж не получил почетное звание «Город-герой»?». Учащихся необходимо разделить на группы, которые, заранее подобрав информацию, последовательно будут приводить аргументы в поддержку той или иной точки зрения. Это

позволит лучше проникнуть в суть проблемы и разобраться в материале. Кроме того, участие школьников в дебатах способствует развитию их коммуникативных и лидерских навыков.

Особое место в современном школьном историческом образовании занимает проектная деятельность, которую Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова определяют как наиболее эффективный педагогический способ реализации требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса [6, С. 22]. Методы проектной деятельности могут быть использованы при разработке экскурсионных маршрутов по местам боев и военным мемориалам (виртуальная экскурсия «Воронеж - Город воинской славы», маршрут «Воронеж: по местам боев»). Учащиеся могут не только разработать проект, но и принять участие в его реализации.

Большой простор для проектной деятельности дают материалы федерального проекта «Без срока давности». Подготовка индивидуальных или групповых исследовательских проектов может осуществляться на основе анализа опубликованных архивных материалов [2] по темам: «Карательные операции нацистов и массовое уничтожение мирного населения Воронежа»; «Жизнь воронежцев в оккупации: эксплуатация, лишения и голод»; «Преступления нацистов против детства на территории города Воронежа»; «Уничтожение нацистами граждан, находящихся в больницах и других лечебных учреждениях Воронежской области».

В качестве индивидуального проекта можно предложить учащимся подобрать информацию из семейного архива, электронного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [12] о родственниках, принимавших участие в боях за Воронеж, и загрузить ее в исторический депозитарий в Музее Победы [11], приняв тем самым участие в проекте «Лица Победы», реализуемом Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Широкое применение при изучении сражения за Воронеж могут найти игровые методы. Спектр их использования разнообразен: проведение ролевой игры «Интервью с исторической личностью», которая предполагает, что один из учеников выступают в роли исторической личности, напр., командующего Воронежским фронтом генерал-лейтенанта Николая Федоровича Ватутина, а остальные выступают в качестве журналистов и задают вопросы, связанные боевыми действиями в районе Воронежа в июле-октябре 1942 г.; участие в квест-играх на местности «Военные мемориалы г. Воронеж», настольные дидактические карточные игры «Воронеж: подвиг Героя».

Еще одной интересной формой работы при изучении боевых действий на Воронежской земле моет стать создание журнала-альманаха - сборника произведений, научных и литературно-художественных статей, творческих работ, объединенных одной темой. Альманах выпускается как в рукописном варианте с иллюстрациями (авторские рисунки, фотоматериалы, коллажи и др.), так и на электронных носителях. В качестве рубрик для журнала-альманаха могут быть предложены следующие: «212 дней и ночей: хроника событий» - описание основных событий сражения за Воронеж в хронологическом порядке; «Их подвигами славится Воронежская земля...» - биографии знаменитых земляков, защищавших город; «Поэтическая станица» - стихи о Великой Отечественной войне; «Памяти воинов, павших в боях за Воронеж» - письма-эссе современников; «Фоторепортаж» - фоторепортажи с военных памятников и мемориалов города; «История одного предмета» - описание экспонатов музеев, связанных с боями за Воронеж; «Интервью» - интервью с ветеранами, детьми войны, военными историками, сотрудниками музеев и библиотек.

Проведение круглых столов - это современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. Проблемы, обсуждаемые за «Круглым столом» могут затрагивать любые актуальные темы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития. В рамках круглого стола «Значение Битвы за Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» обучающиеся могут подготовить выступления и представить разные точки зрения историков и краеведов о роли Сражения за Воронеж в общем ходе Великой Отечественной войны.

С учетом важности использования наглядных методов обучения, интересным является использование художественных и документальных фильмов. Учащимся можно предложить посмотреть и обсудить документальный фильм «Воронежский капкан: неизвестная битва» (из цикла документальных фильмов «Секретные материалы с Андреем Луговым», 2022). К фрагментам фильма необходимо сформулировать вопросы проблемного характера, которые станут основой для написания

Еще одним нетрадиционным методом обучения является создание интеллект-карт - представление информации с помощью образов и графических изображений. Данный метод позволяет не только быстрее запоминать информацию, но и осваивать такие мыслительные приемы как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез. При изучении событий Великой Отечественной войны обучающиеся могут составить интеллект-карту «Великая Отечественная война: главные военные операции», одним из разделов которой станет «Воронежско-Касторненская операция».

Выводы. Резюмируя, следует констатировать, что интеграция краеведческого материала в содержание школьного учебного курса «История России», имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. При этом органичное включение информации регионального масштаба при изучении событий российской истории должно базироваться на активных и интерактивных приемах, формах и методах обучения, возможные варианты применения которых предложены нами на примере изучения сражения за Воронеж в годы Великой Отечественной войны.

Литература:

1. Аббасов, A.M. Воронеж и Дон в огне сражений / A.M. Аббасов. - Воронеж: Воронежское ЦентральноЧерноземное издательство, 2004. -224 с.

2. Без срока давности: преступления нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Воронежская область: Сборник документов / отв. ред. серии Е.П. Малышева, Е.М. Цунаева; отв. ред. П.П. Толстых; сост. В.В. Бахтин, Н.Г. Воротилина, И.А. Лихобабина, А.П. Разинков. - Москва: Фонд «Связь Эпох»: Издательский центр «ВОЕВОДА», 2020. - 576 с.

3. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 3. Битвы и сражения, изменившие ход войны. - Москва: Кучково поле, 2012. - 920 с.

4. Воронеж. Непокоренный город-фронт: сайт. -2023. - URL: https://voronezh80.mil.ru (дата обращения 10.09.2023)

5. Вяземский, Е.Е. «Эпоха 2020-х» и модернизация общего исторического образования: поиск подходов / Е.Е. Вяземский // Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы: материалы всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 10-11 июня 2021 г.) / науч. ред. М.Г. Цыренова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. - С. 5-20

6. Вяземский, Е.Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - Москва: Просвещение, 2017.- 160 с.

7. История России. Начало XX - начало XXI века. 10 класс: базовый уровень: учебник / A.B. Шубин, Ю.А. Никифоров и др.; под общ. ред. В.Р. Мединского. - Москва: Просвещение, 2021. -432 с.

8. История. История России. 10 класс: базовый и углублённый уровни: учебник: в трёх частях / [М.М. Горинов,

A.A. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под редакцией A.B. Торкунова. -Ч. 2. - Москва: Просвещение, 2016. - 176 с.

9. История. История России. 1914-1945 годы: учебник: 10 класс. Базовый уровень / В.Р. Мединский, A.B. Торкунов. -Москва: Просвещение, 2023. -496 с.

10. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bl2aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (дата обращения 21.09.2023)

11. «Лица Победы»: сайт.2023. - URL: https://historydepositarium.ru(flaTa обращения 21.09.2023)

12. ОБД «Подвиг народа»: сайт. 2020. - URL: http://podvignaroda.ru/? (дата обращения 21.09.2023)

13. Пермяков, И.А. Бои за Воронеж в ходе Воронежско-Ворошиловградской стратегической оборонительной операции 1942 г. / И.А. Пермяков; под общ. ред. С.И. Филоненко. - Воронеж: ВГАУ, 2012. - 232 с.

14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008?pageSize=100&index=l (дата обращения 1.09.2023)

15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован 5.07.2021 № 64101). -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?pageSize=100&index=l (дата обращения 12.09.2023)

16. Романовский, В.К. Региональный курс истории в контексте требований ФГОС / К.В. Романовский // Нижегородское образование. - 2015. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-kurs-regionalnoy-istorii-v-kontekste-trebovaniy-fgos (дата обращения: 26.09.2023)

17. Сражение за Воронеж и его место в истории Великой Отечественной войны: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж. 24 янв. 2018 г.) / Воронеж, гос. пед. ун-т ; отв. ред. С.И. Филоненко. - Воронеж: Воронеж, гос. пед. ун-т, 2018.- 188 с.

18. Федеральная рабочая программа воспитания // Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452180/abca68ce99f43a51ad93fe3bb2276bde36e27c28/ (дата обращения 3.09.2023)

19. Федеральная рабочая программа воспитания // Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452080/c97e37a0fe5a4a8ce9a754cfBc355be439ac2f3e/ (дата обращения 3.09.2023)

20. Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «История». - URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения 3.09.2023)

21. Федеральная рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «История» (базовый уровень). - URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения 3.09.2023)

22. Филоненко, С.И. Война на воронежской земле 1942-1943 гг. в документах Красной Армии, вермахта и войск сателлитов: [в 5 т.] / С.И. Филоненко. - Воронеж: Кварта, 2014.

23. Филоненко, С.И. Правда и вымыслы о боях на воронежской земле в годы Великой Отечественной войны / С.И. Филоненко // Берегиня 777 Сова. - Москва; Воронеж, 2013. - № 1,- С. 39-45

24. Филоненко, С.И. Сражения на воронежской земле глазами русских и оккупантов. - Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография» - издательство им. Е.А. Болховитинова, 2013. - 512 с.

25. Фуллер, Дж.Ф.Ч. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор / Пер. с англ.

B.А. Герасимова и H.H. Яковлева. - Москва: Иностранная литература, 1956. - 550 с.

26. Шамрай, В.А. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Активная оборона и освобождение Воронежа (5 октября 1942 - 2 февраля 1943 гг.) / В.А. Шамрай. - Воронеж: Воронеж, обл. издательство, 2016. - 466 с.

27. Шамрай, В.А. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Город-фронт (12 июля - 4 октября 1942 г.) / В.А. Шамрай. - Тамбов: ООО ТПС, 2015. - 504 с.

28. Шамрай, В.А. Сражение за Воронеж. Оборонительный период (28 июня - 11 июля 1942 г.) / В.А. Шамрай. -Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. - 440 с.

29. Шендриков, Е.А. Боевые действия в районе Воронежа в июле 1942 - январе 1943 гг.: сб. науч. статей / Е.А. Шендриков. - Воронеж, 2012. - 224 с.

Педагогика

УДК 006.1:373:008

магистрант Безуглая Виктория Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Рюмшина Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Отражена роль профессиональных в сфере административно-управленческой деятельности учреждений культуры и образования. Рассматриваются наиболее важные профессиональные стандарты в сфере культуры и образования. Отражается структура Профессионального стандарта, а также показано, как наиболее правильно пользоваться профессиональными стандартами. Рассматриваются некоторые профессиональные стандарты в сфере административно управленческой деятельности. Показана специфика специальностей, отраженных в профессиональных стандартах. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением образовательными учреждениями профессиональных стандартов как основы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и профессиональных образовательных программ. Говорится о проблемах актуализации действующих и разработке новых образовательных стандартов по документоведению. Рассмотрены современные компьютерные технологии и их роль в управленческой деятельности. Затронут вопрос о необходимости использования компьютерных технологий и для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.