Enterprise under the influence of changes in the external economic environment is faced with the need to change its structure andfunction. The factors of development of industrial enterprise on the basis of the processes of restructuring and profiling. On how skillfully the company will hold one or the other process, it depends on the commercial success.
Keywords: restructuring, the implementation of the strategic restructuring, conversion, the life cycle of the enterprise, financial indicators in realigning needs.
Feigelman Natalia Vladimirovna, graduate student, feigelman n@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 330 (075.8)
РОЛЬ И МЕСТО НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Е.С. Щербакова, К.М. Щепакин
Исследуются проблемы развития некоммерческого сектора экономики на примере Калужской и Тульской областей, роль некоммерческих организаций в генерации социально-значимых услуг и развития инновационного вектора развития региональной экономики.
Ключевые слова: некоммерческий сектор экономики, человеческий капитал, социально-значимые услуги, Калужская область, Тульская область, субконтрактация, сфера услуг.
Говоря о социально-экономическом развитии региона, а также его инновационной составляющей, необходимо отметить, что базой этого типа экономического развития является нематериальный капитал и его важнейшая составляющая - человеческий потенциал, поскольку именно он является основным ресурсом и движущей силой развития экономики, в том числе сферы услуг.
Потенциал мобилизации человеческих ресурсов может быть повышен и стимулирован к росту только при условии личной заинтересованности и сопричастности каждого жителя региона в изменении социально-экономических отношений. А это возможно только при проведении модернизации, ориентированной на нужды большинства населения, т.е. удовлетворение его потребностей.
В этой связи, необходимо отметить, что в рамках формирования современного развитого социально ориентированного общества необходимо
обеспечить массовое участие населения в формировании социально-экономических целей и приоритетов государства и регионов страны.
Проведенный анализ показывает, что в России качество стимулирования процесса развития некоммерческого сектора экономики, в частности, движения кооперации, существенно ниже, чем в развитых странах. [1]
Сопоставление доли НКО в ВВП большинства развитых, и даже ряда развивающихся стран, свидетельствует о серьезном отставании России. Доля НКО в ВВП лидирующих стран, таких как Нидерланды и Израиль, составляет от 13 до 16%; стран «первой десятки» - Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Испания, Япония от 4 до 9%. Роль российских НКО - менее 1,5%.
Сравнительный анализ источников финансирования НКО, проведенный в ходе исследования, продемонстрировал следующую картину. В общем объеме финансовых ресурсов, удельный вес государственных и муниципальных средств, выделяемых развитыми странами для финансирования деятельности НКО значительно выше, чем в России.
Отставание в развитие некоммерческого сектора России связано, в частности с его финансовым обеспечением, которое оценивается в сумму свыше 250 млрд. рублей. Вложения в сектор не отвечают современным потребностям. Отличительным признаком развитой системы рыночного типа является многообразие входящих в нее учреждений, определяемое социально-экономической средой и потребителями услуг. В России экономический процесс был направлен на создание крупного бизнеса. Достаточно показательны следующие цифры. В Китае 4,5% ВВП контролируется группой олигархов, в США - более 6%. Российская группа олигархов контролирует более 30% производимого ВВП. [2]
Изучение практик формирования инновационной инфраструктуры в Калужской и Тульской области, позволили выявить следующие проблемы:
- сегодня деятельность элементов региональной инновационной инфраструктуры не скоординирована между собой.
- большинство муниципалитетов не участвуют в инновационной деятельности, не имеют соответствующих перспективных программ развития.
- не выполнена задача превращения научно-образовательного, опытно-конструкторского и технического потенциала в инновационный потенциал. Инновационный вектор не стал направлением, обеспечивающим устойчивое развитие региональной экономики.
- органы региональной власти слабо влияют на развитие взаимодействия крупного и малого бизнеса. В Калужской и Тульской областях, акцент делает на привлечение крупного иностранного капитала, для чего представителям крупного капитала предоставляется режим преференций [3].
Закономерно было бы ожидать и подходы, имеющие место в развитых странах, где в рамках государственных программ «ментор-протеже» крупные компании, за предоставляемые преференции, оказывают под-
держку малым, увеличивая их инновационный потенциал. При этом малые и средние предприятия группируются вокруг крупного, обеспечивающего их заказами и содействующего выходу на другие организации, включая внешний рынок.
Вескими аргументами в пользу сформулированного подхода являются вступившие с 1 января 2014 года в силу основные положения закона Российской Федерации о контрактной системе в сфере государственных закупок, который заменит действовавший до сих пор в этой сфере федеральный закон № 94-ФЗ.
В рамках федеральной контрактной системы с января текущего года, не менее 15 процентов годового объема заказов должно быть отдано малому бизнесу и социально-ориентированным некоммерческим организациям. Кроме того, в законе предусмотрены новые расчетные методы определения заказчиком начальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком или подрядчиком, которые включают, в том числе, анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен) [4].
Определяя в складывавшейся региональной ситуации, и в целом в процессе инновационного развития субъектов РФ, место некоммерческих организаций, следует выделить следующие проблемы: НКО сегодня сталкиваются с текучкой профессиональных и подготовленных кадров; российские некоммерческие организации не обладают достаточным объемом инвестиций, что уменьшает их возможности привлечения для организации такой работы специалистов необходимого уровня, а также ими не наработан устойчивый опыт управления качеством и формализации поддерживающих процедур.
Наиболее сильное сдерживающее влияние на развитие всех видов некоммерческих организаций оказывают:
- низкий уровень правовых и экономических знаний;
- отсутствие современной системы в работе с населением и предпринимательским сообществом;
- не отвечающий требованиям уровень развития системы образования;
- слабое владение навыками самостоятельной предпринимательской деятельности;
- неадекватный требованиям уровень государственной, муниципальной и общественной поддержки некоммерческих организаций;
- необходимость совершенствования законодательства о некоммерческих организациях.
Безусловно, развитие системы НКО обеспечивает реализацию главных ценностей: справедливости, подлинной демократии, развития принципов местного самоуправления, но в настоящее время менеджмент некоммерческих организаций не отвечает современным высоким требованиям.
Социальное и хозяйственное развитие, как показало исследование, предъявляет к менеджерам некоммерческих организаций следующие требования:
- обладать не меньшим уровнем компетентности, навыков, квалификации, чем менеджеры организаций, действующих в окружающей конкурентной среде;
- обязаны знать принципы и специфику практической деятельности НКО, законодательство и базовые уставные требования;
- должны быть преданы делу НКО, где задачи и функции представляют собой единое целое, сочетающее хозяйственную деятельность и социальные цели, а также восприимчивы к интересам и нуждам членов организации;
- иметь способности и волю брать на себя ответственность в создании особого сообщества членов и работников НКО, основанного на ценностях и социальном предназначении некоммерческого сектора;
- понимать, что члены НКО сами являются участниками процесса предпринимательства, так как им приходится участвовать в изучении конкурентной среды, определении и оценке предпринимательских возможностей, принимать на себя риски, участвовать в предпринимательстве собственным капиталом и получать от этого определенные преимущества;
- осознавать, что успех предпринимательства, осуществляемого в некоммерческом секторе, зависит от внешних факторов, в первую очередь таких, как законодательные и бюрократические ограничительные барьеры, которые не позволяют в полной мере использовать потенциал НКО;
- учитывать, что если раньше в регионах власти уделяли внимание крупным инвестиционным проектам, то сегодня время требует поддержать НКО, а также малого и среднего бизнес, способных генерировать новые рабочие места, инновационные точки роста, оказывать влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики;
- принимать участие, совместно с федеральными и региональными властными структурами, в разработке мер по поддержке НКО, а также малого и среднего бизнеса, умело их реализовывать в практической деятельности.
Одной из основных функций НКО является социальная функция, т.е быть одним из факторов поддержания принципа социальной справедливости в удовлетворении потребностей населения в социально-значимых услугах.
Являясь источником данного типа услуг некоммерческие организации способны быстро реагировать на разнообразные потребности населения, принимая во внимание интересы различных общественных групп и слоев населения, тем самым способствовать повышению эффективности деятельности и инновационной активности «генераторов» и «реципиентов» сферы услуг.
Сегодня российские НКО не обладают достаточным объемом ресурсов, позволяющим привлечь для работы специалистов необходимого
уровня, создать современную систему управления и эффективно использовать государственную поддержку. В тоже время, в процессе развития системы НКО сферы услуг, четко отслеживается ведущая роль современного государства. К наиболее перспективным направлениям государственной поддержки следует отнести: реализацию программ государственной поддержки, направленных на создание условий для активного использования инноваций; организацию фондов финансирования инновационных проектов и развития венчурного финансирования; формирование региональных центров внедрения инновационных технологий; создание новых типов ресурсных центров - центров некоммерческой субконтрактации (ЦНС).
Современное социальное и хозяйственное развитие предъявляет к менеджерам некоммерческих организаций следующие требования: обладать конкурентным уровнем компетенций; знать специфику деятельности НКО; совмещать предпринимательскую деятельность и социальные цели; создавать сообщество, основанное на ценностях и социальном предназначении НКО; умело использовать предложения органов власти по поддержке НКО.
Если ранее в регионах власти уделяли внимание крупным инвестиционным проектам, то сегодня время требует поддержать НКО, а также малый и средний бизнес, генерирующие новые рабочие места, инновационные точки роста, оказывающие влияние на диверсификацию, повышение эффективности экономики и замещение импорта.
В Тульской области на базе Тульской торгово-промышленной палаты создана автономная некоммерческая организация «Региональный центр субконтрактации», целью создания некоммерческой организации являлось содействие развитию и поддержанию эффективного кооперационного взаимодействия и субконтрактных отношений тульских товаропроизводителей внутри региона и на внешнем рынке, предоставление услуг субъектам малого и среднего предпринимательства как проводникам снижения социальной напряженности и развития инновационного вектора развития региональной экономики.
Предметом деятельности Тульского Регионального центра субконтрактации является развитие взаимодействия крупных промышленных предприятий с малыми и средними предприятиями, консолидация усилий по скоординированному развитию производственно-технологического потенциала хозяйствующих субъектов на территории Тульской области [5].
Для объединения усилий лучших региональных ЦНС и стандартизации их услуг создана общероссийская организация - некоммерческое партнерство «Национальное партнерство развития субконтрактации» [6]. В рамках партнерства осуществляется взаимодействие региональных центров между собой, а также с зарубежными организациями.
Последнее обстоятельство приобретает особое значение в условиях возникновения современных внешних вызовов национальным интересам и безопасности России. Создается новая реальность, связанная с угрозами
для целого ряда отраслей экономики. Но одновременно, появляется дополнительная мотивация для обновления и модернизации. Требуется разработка и реализация мер, обеспечивающих преодоление существующих системных барьеров по направлениям оптимизации, стандартизации и сертификации, в чем, безусловно, свою роль обязаны сыграть НКО.
Список литературы
1. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/.
2. Электронный доклад НБФ "Экспертный институт" «Инвестиции РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.politeia.ru
3. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/main/.
4. Портал органов власти Тульской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tularegion.ru/
5. Стратегия и приоритетные направления деятельности Автономной некоммерческой организации «Региональный центр субконтрактации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: business.tularegion.ru/netcat_files/ userfiles/5610/Strategiya1 .docx
6. Стратегия - 2020: новая модель роста - новая социальная политика [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.2020strategy.ru
Щербакова Елена Сергеевна, ст. преподаватель, (84872)26-98-18, YS.Shcherbakova@,gmail.сom, Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д.Демидова,
Щепакин Константин Михайлович, д-р техн. наук, проф., Россия, Тула, Тульский институт экономики и информатики
PLACE OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN FORMATION OF POTENTIAL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION
E.S. Scherbakova, K.M. Schepakin
This article takes a look at the problems of the development of the non-commercial sector of the economy in the Kaluga and Tula regions, a role of non-profit organizations in generation of socially important services and developments of an innovative vector of development of regional economy are investigated.
Key words: the non-profit sector of the economy, human capital, socially important services, Kaluga region, Tula region, subcontracting, services.
Scherbakova Elena Sergeevna, Senior Lecturer, YS.Shcherbakova@gmail.com, (84872) 26-98-18, Russia, Tula, Tula Institute of Management and Business. N.D.Demidova,
Schepakin Constantin Michailovich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Russia, Tula, Tula Institute of Economics and Informatics