Научная статья на тему 'Проблемы инвестиционной политики городов в современных экономических условиях'

Проблемы инвестиционной политики городов в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ИМИДЖ / ГОРОД / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT IMAGE OF THE CITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Константин Михайлович, Волкова Я. Ю., Щербакова Е. С.

Рассмотрена сущность инвестиционной политики города, основные направления развития инвестиционного городской политики, ее взаимосвязь с инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем города, выявлены основные направления улучшения инвестиционного имиджа города Тулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Константин Михайлович, Волкова Я. Ю., Щербакова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTMENT POLICY OF URBAN PROBLEMS IN THE CURRENT ECONOMIC CLIMATE

The article deals with the essence of the city's investment policy, the main directions of development of investment of urban policy, its relationship with the investment climate and investment image of the city, identified the main directions of improving the investment image of the city of Tula.

Текст научной работы на тему «Проблемы инвестиционной политики городов в современных экономических условиях»

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

К.М. Щепакин, Я.Ю. Волкова, Е.С. Щербакова

Рассмотрена сущность инвестиционной политики города, основные направления развития инвестиционного городской политики, ее взаимосвязь с инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем города, выявлены основные направления улучшения инвестиционного имиджа города Тулы.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвестиционный имидж, город.

Активизировать инвестиционный процесс на уровне региона, равно как и управлять им, невозможно в случае отсутствия надежной информационной базы. Основой такого мониторинга могут служить индикаторы развития инвестиционных процессов: вложения в основной и оборотный капитал, портфельные инвестиции, их технологическая структура; износ, старение и обновление основных фондов; рост числа рабочих мест и валового регионального продукта, а также ряд других.

Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на отдельные составляющие инвестиционного климата, которые определяются двумя наиболее значимыми характеристиками - инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью.

Инвестиционная привлекательность муниципального образования определяет условия инвестиционной деятельности в различных его отраслях, а объем привлеченных инвестиций характеризует инвестиционную активность.

Инвестиционный климат - экономический регулятор, позволяющий управлять развитием экономической системы, и как следствие, качеством жизни населения. Развитие экономической системы обуславливает соответствующие изменения в различных сегментах рынка и, в свою очередь, изменяет налоговые поступления, что влияет на бюджет экономической системы. С одной стороны, инвестиционный климат определяет основные условия для разработки инвестиционной политики, а с другой - является ее результатом.

В составе инвестиционной привлекательности муниципального образования выделяется инвестиционный потенциал - совокупные объективные возможности и способности, которыми обладает муниципальное образование и способствующие реализации инвестиционной политики на данном уровне социально экономического развития государства.

Интегрированная модель формирования инвестиционной политики муниципального образования, позволяет установить взаимосвязь и порядок взаимодействия основных элементов, определяющих содержание инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов (рис.1).

Инвестиционный климат муниципального образования

Инвестиционная привлекательность — Н —! — ^ Инвестиционная активность N

муниципального образования ! ! хозяйствующих субъектов

Л

О

В

И

Я

Инвестиционная политика города

\ / \ / \ /

\ /

\ /

\ /

\ /

\ /

V /

\ /

\'

Инвестиционные процессы

Процесс управления инвестиционной деятельностью города

1

\

У

Л

Ь

Т

А

Т

Инвестиционная деятельность страны Инвестиционная деятельность региона Инвестиционная деятельность муниципального образования

Инвестиционный потенциал муниципального образования

Рис.1. Модель формирования инвестиционной политики города [1]

Активизация инвестиционных процессов на региональном уровне может быть в дополнение к названным выше показателям охарактеризована рядом следующих параметров:

- темпами роста объемов производства;

- темпами роста цен на факторы производства;

- рентабельностью производства и активов;

- скоростью оборота капитала;

- эффективностью НИОКР;

- уровнями производственных и финансовых рычагов;

- темпами роста ВРП.

В связи с этим актуальной проблемой становится совершенствование процесса разработки и реализации инвестиционной политики на базе выявленных особенностей и перспектив развития городов.

Важное место в изучении инвестиционной политики муниципального образования занимает выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих ее осуществлению. К ним относятся политические, экономические, социальные, демографические, экологические факторы.

В современной экономике город не рассматривается как абсолютно замкнутая территория. Возможность привлечения внешних ресурсов, потребность в которых неизбежна, определяется положением региона в системе экономических связей.

Имидж складывается под влиянием факторов, которые можно условно разделить на следующие группы: экономические, социальнопсихологические и политические факторы.

К факторам, определяющим уникальность и возможность «отстройки» от городов-конкурентов, могут быть отнесены:

- «городской бренд» в виде товара или услуги, характеризующей город и регион (Тульский пряник);

- значимые исторические события, произошедшие на территории региона;

- уникальные климатические и природные условия, определяющие образ региона.

Резюмируя, перечислим существенные, структурные составляющие имиджа города Тулы:

- масштаб, географическое положение;

- ценность и значимость города в экономике России;

- социально-политическая обстановка;

- набор стереотипов, существующих в отношении города.

Одним из компонентов активизации инвестиционной деятельности

является интегрированный маркетинг территории, который включает в себя формирование инвестиционно-привлекательного имиджа города и разработку и поддержание каналов коммуникации с инвесторами.

Задачей формирования инвестиционного имиджа города Тулы является позиционирование города в глазах инвесторов как территории быстрого инвестирования, имеющей конкурентные преимущества и воз-

можность по реализации коммерчески прибыльных проектов. Механизмами формирования инвестиционного имиджа являются разработка инвестиционного бренда города и обеспечение инвесторов информацией об условиях осуществления инвестиционной деятельности в городе и порядке получения разрешительной документации (механизмы получения земельных участков, подготовка и осуществление проектирование, осуществление строительной деятельности и т.д.).

В настоящее время инвестиционный портфель Тульской области включает в себя 141 проект на сумму 612,2 млрд. руб., в том числе в промышленности и топливно-энергетическом комплексе - на общую сумму 339,5 млрд. руб., в строительстве - 226,8 млрд. руб., в сельском хозяйстве - 33,5 млрд. руб., в малом бизнесе - 9 млрд. руб., в логистике -3,4 млрд. руб. Завершение реализации проектов планируется до 2018 года. Полностью реализовано 29 проектов, сумма освоенных средств по проектам по состоянию на 1 марта 2011 года составляет 98,4 млрд. руб.

Обеспечение информированности потенциальных инвесторов об актуальных инвестиционных возможностях города невозможно без поддержания каналов коммуникации с инвесторами. Необходимо создание системы постоянного предоставления инвестиционным, строительным компаниям, международным финансовым организациям, информации об инвестиционных проектах и мероприятиях, осуществляемых городом на территории РФ и за рубежом, и направленных на активизацию инвестиционной деятельности.

Необходимо использовать следующие каналы коммуникации:

- Создание и поддержание инвестиционного сайта города;

- Поддержка проведения в Туле ежегодного экономического форума;

- Участие в международных инвестиционных выставках и форумах;

- Разработка и распространение инвестиционного паспорта города Тулы и каталога инвестиционных проектов.

Для создания бренда города Тулы будут взяты сильные, выигрышные стороны города, а слабые стороны будут сглажены, либо поданы как новые конкурентные преимущества. Помимо этого, образ города будет существенно дополнен.

В качестве перспективной характеристики по оценке экспертов несколько снижается значимость туристической функции области, в то время как культурно-туристический бренд «Ясная Поляна» является главным мировым брендом Тульской области и г. Тулы.

Среди брендов, имеющих общероссийское значение, преобладают бренды, связанные с потребительским рынком, товарами легкой и пищевой промышленности (см. рис. 2-3).

25.0

20.0

о

X

V

я

о

* 15,0 л

X

н

а

V с

£

А

Е 10,0

Е

і?

й

к

ч

о

СС

5,0

0,0

«Ясная «Тульский «Тульский «Тульский «Тульская Тульское КБП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поляна» самовар» Левша» пряник» гармонь» оружие

Рис.2. Мировые бренды Тульской области [2]

«Тульский «Тульская «Арсенал» «Тульский «Тульский «Ясная Тульское Белевская

пряник» гармонь» Левша» самовар» Поляна» оружие пастила

Рис.3. Российские бренды Тульской области [2]

Решение проблем в области инвестиционной деятельности на региональном уровне имеет чрезвычайно высокое значение для обеспечения экономического роста и тесно связано со многими аспектами функционирования экономических систем во всем мире.

Привлекательность города Тулы для инвесторов обусловливается следующими критериями:

- политическая стабильность;

- масштабы экономики;

- геополитическая значимость;

- характеристики рабочей силы;

- инфраструктура;

- культура и отношение к инвесторам.

Таким образом, роль инвестиций в социально-экономическом развитии значительно возросла, так как улучшение инвестиционного климата является одной из ключевых задач, стоящих перед государством. В России произошел ряд изменений, направленных на улучшение инвестиционного климата, что должно позволить уже в ближайшее время создать условия для значительного притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику России, и как следствие, повысить уровень и качество жизни населения.

Список литературы

1. Щербакова Н.В., Каменик Л.Л. Границы эффективности социально-экономического развития крупного города: проблемы, результаты моделирования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия «Экономические науки». 2010.

2. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.tula.gov.ru - официальный сайт правительства Тульской области

Щепакин Константин Михайлович, д-р техн. наук, профессор, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Волкова Я.Ю., канд. техн. наук, доцент кафедры Менеджмента, Россия, Тула, НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д.Демидова,

Щербакова Е.С., ст. преподаватель кафедры Экономики, (84872)26-98-18, [email protected], Россия, Тула, НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д.Демидова

THE INVESTMENT POLICY OF URBAN PROBLEMS IN THE CURRENT ECONOMIC

CLIMATE

K.M. Shchepakin, Y.U. Volkova, Y.S. Shcherbakova

The article deals with the essence of the city's investment policy, the main directions of development of investment of urban policy, its relationship with the investment climate and investment image of the city, identified the main directions of improving the investment image of the city of Tula.

Keywords: investment policy, investment climate, investment image of the city.

Shchepakin Konstantin Michailovich, doctor of technical science, professor, Russia, Tula, Tula State University,

Volkova, candidate of technical science, docent of department of Management, Russia, Tula, NOU VPO Tula Institute of Management and Business. N.D.Demidova,

Shcherbakova, senior lecturer of department of Economics, (84872)26-98-18, [email protected], Russia, Tula, NOU VPO Tula Institute of Management and Business. N.D.Demidova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.