Научная статья на тему 'Выстраивание процесса стандартизации и сертификации в регионах'

Выстраивание процесса стандартизации и сертификации в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONALIZATION AND GLOBALIZATION / STANDARDIZATION AND CERTIFICATION / CLUSTERING / REGION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков Валерий Константинович, Дорожкина Татьяна Викторовна, Щербакова Елена Сергеевна, Щепакин Константин Михайлович

На примере Калужской области рассмотрены подходы к преодолению проблем при привлечении инвестиций и внедрении международных стандартов управления, обеспечивающих региональный экономический рост и влияющих на развитие национальной экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крутиков Валерий Константинович, Дорожкина Татьяна Викторовна, Щербакова Елена Сергеевна, Щепакин Константин Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUILDING PROCESS OF STANDARDIZATION AND CERTIFICATION IN THE REGIONS

On the example of Kaluga region discusses approaches to overcoming the problems in attracting investment and implementation of international standards of governance that promotes regional economic growth and affecting the development of the national economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Выстраивание процесса стандартизации и сертификации в регионах»

УДК 332.14

ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В РЕГИОНАХ

В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, Е.С. Щербакова, К.М. Щепакин

На примере Калужской области рассмотрены подходы к преодолению проблем при привлечении инвестиций и внедрении международных стандартов управления, обеспечивающих региональный экономический рост и влияющих на развитие национальной экономики в целом.

Ключевые слова: регионализация и глобализация, стандартизация и сертификация, кластеризация региона, инновационное развитие

В 2014 г. на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе прозвучал подготовленный группой экспертов (А. Кудрин, О. Цывинский) обзор «Российские регионы: драйверы роста», в котором российские регионы рассматриваются как своеобразные несущие конструкции для привлечения инвестиций и экономического роста страны. Термины «драйвер», «драйвер роста» появились в лексиконе экономистов недавно. Представленные новые термины, уходя от своего первоначального значения, стали все больше употребляться в значении «нечто, обеспечивающее развитие, прорыв». Идеи, изложенные экспертами, были приняты и поддержаны руководителем российской делегации на форуме, а, следовательно, имеют практический интерес для структурной перестройки российской экономики. Заместитель председателя Правительства РФ А. Дворкович как руководитель представительства России сделал в своем выступлении акцент «на региональном развитии, приоритете развития российских регионов» [3, 6].

Инвесторам предлагается рассматривать при принятии решений не в целом страну, а ее конкретные регионы, так как некоторые регионы уже продвинулись по пути институциональных реформ дальше, чем Россия в целом. По сравнению с соседями в них сформированы привлекательный инвестиционный климат и современные рыночные институты. Властные структуры этих субъектов РФ выстраивают свою политику так, что она наиболее полно отражает и совмещает тенденции глобализации и регионализации национальной экономической системы. На их территориях ведутся широкое совместное сотрудничество, интеграция экономического развития, формируется инновационное содержание перспективных планов многосторонних диалоговых структур.

По мнению российских экспертов, основные точки роста уже находятся вне Москвы. С учетом стагнации развития и имеющегося дефицита федерального бюджета для центра наступает момент, когда необходимо поддержать лучшие региональные практики

и распространить их на территории страны. На ВЭФ были представлены данные Всемирного банка по шести регионам России, наиболее привлекательным для иностранных инвесторов (Ульяновская, Ростовская и Калужская области, республики Мордовия, Северная Осетия - Алания и Татарстан). Отмечены такие положительные стороны регионов, как устранение бюрократических барьеров, упрощенный доступ к финансированию, низкий уровень коррупционной составляющей, стремление к повышению количества и качества трудовых ресурсов. Власти указанных регионов выстраивают работу так, как желают инвесторы, налаживая контакты со всеми институтами развития. Для улучшения процедур разрабатываются и принимаются новые административные регламенты для всех сфер деятельности (выделение земельных участков, подключение к коммуникациям, оформление недвижимости и пр.), устанавливаются ограничения во времени по улаживанию административных вопросов, разрабатываются планы по внедрению в регионах международных стандартов управления [1, 2].

Следует отметить, что еще в российской Концепции национальной системы стандартизации, принятой в 1998 г. (далее - Концепция 1998 г.), была сформулирована необходимость внедрения функций стандартизации, применяемых в международной практике [4, 5].

Исследование мирового опыта проведения работ по стандартизации позволяет сделать ряд выводов, имеющих значение для верного выстраивания процесса стандартизации и сертификации в России.

Результатом анализа мировых практик является выявление следующих закономерностей:

- в международной практике работы по стандартизации проводятся без исключения во всех сферах;

- деятельность по приведению в соответствие национальных стандартов не допускает создания технических барьеров;

- формированию стандартов способствует развитая система общественных отношений, позволяющая реализовывать творческий потенциал человека и гражданского общества;

- при определении приоритетов в стандартизации используется метод респондентского опроса широкого круга предпринимателей, потребителей товаров, ученых-исследователей, специалистов по стандартизации, представителей властных структур;

- определяющими положениями при выработке стандартов являются социально-экономическая среда и преобладающий жизненный уклад;

- апробация разработанных стандартов проводится на малых величинах с внесением необходимых корректив;

- ответственность за разработку и реализацию стандартов возлагается на конкретные структуры.

Правительством РФ одобрена новая Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. Стандартизация признана одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение обороноспособности государства. В соответствии с Концепцией 2012 г. национальная система стандартизации должна учитывать и реализовывать лучшую международную практику управления качеством. В документе подчеркивается, что на современном этапе наблюдается объективный процесс общественного осознания роли высокого качества во всех областях человеческой деятельности, в том числе качества предоставляемых услуг [4, 5].

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается скоординированной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.

В настоящее время продолжается процесс стандартизации систем качества услуг. Одним из первых в этом направлении был разработан ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг», созданный на основе стандартов ИСО 9000. Разрабатывается информационная система для работы с экспертами в области стандартизации и сертификации, идет работа над информационной системой поддержки экспертов в области стандартизации. На территории всех субъектов Федерации в крупных промышленных городах созданы центры стандартизации, метрологии и сертификации.

Показателен пример развития Калужской области, отмеченной на ВЭФ Всемирным банком.

В регионе активно развиваются автомобильный, туристический, фармацевтический, транспортный и другие кластеры. Прирост промышленного производства Калужской области составил 7,5% к уровню 2012 г., объем отгруженной продукции промышленного производства - 470 млрд руб. Около 60% из этого объема составляет продукция предприятий так называемой новой экономики, при этом прирост иностранных инвестиций на треть превышает показатель 2012 г.

И все это на фоне продолжающейся стагнации в промышленности, спада объема привлечения инвестиций в основной капитал, отсутствия финансирования крупнейших проектов с участием государства в целом по России. В тоже время, на развитие Калужского фармацевтического кластера в 2014 году выделено 93,3 млн. рублей из федерального бюджета. Средства направляются на проведение работы по подготовке и переподготовке специалистов малых и средних компаний-участников кластера по вопросам внедрения в практику стандартов

GMP, применения новейших аналитических методик контроля качества производства лекарственных средств, разработки методов исследования и профилактики осложнений фармакотерапии [7].

Но, в настоящее время продолжает существовать проблема отсутствия нормативно-правовой базы, в том числе закона, регламентирующего деятельность технопарков, так и системы в финансировании и руководстве процессом создания технопарков, которую способны поддерживать только грамотные специалисты, обладающие инновационным мышлением. Не до конца сформирована и система независимого экспертного контроля со стороны профессиональных участников рынка (производителей и потребителей), способная обеспечить полную прозрачность процесса. И это в то время, как уже отмечалось в исследовании, когда в мире накоплен значительный опыт в данной области и имеются разработанные стандартизированные решения.

Сегодня на территории Калужской области существует целый ряд серьезных проблем, требующих принятия концептуальных решений, как на федеральном, так и региональном уровне, хотя регион продолжает демонстрировать способность к деятельности прорывного характера, формирующей территорию стабильности, процветания и благополучия. Область может выступать в качестве лидера, охватывая и вовлекая другие субъекты РФ с разным уровнем и потребностями, спецификой экономического развития, а также социальными проблемами в процесс инновационного, перспективного развития.

Список литературы

1. Александрин Ю.Н. Институты и инструментарий формирования эффективной системы государственного стимулирования малого бизнеса: опыт США // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 1.

2. Кайль Я.Я. Актуализация проблемы стандартизации государственно-муниципальных услуг в целях устойчивого развития территории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 20.

3. Лютова М., Лысова Т. В Давосе обсудили рекомендации для российских регионов.Ц^ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/news/21716511/moskva-otstaet-ot-regionov.

4. «О Концепции национальной системы стандартизации и Программе мер по ее реализации». Выписка из протокола заседания Коллегии Госстандарта РФ от 24.06.1998. № 14.

5. Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762-р.

6. Панов В. Первый после кризиса: Давос-2014. URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.km.ru/economics/2014/01/23/tsentro-bank-rf/730559-pervyi-posle-krizisa-davos-2014.

7. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.admoblkaluga.ru/main (дата обращения 22.01.2015).

Крутиков Валерий Константинович, д-р экон. наук, проф., академикМАНВШ, Россия, Калуга, Институт управления, бизнеса и технологий,

Дорожкина Татьяна Викторовна, доцент, Россия, Калуга, Институт управления, бизнеса и технологий,

Щербакова Елена Сергеевна, ст. преподаватель, (84872)26-98-18, YS.Shcherbakova@gmail.сom, Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д.Демидова,

Щепакин Константин Михайлович, д-р техн. наук, профессор, Россия, Тула, Тульский институт экономики и информатики

THE BUILDING PROCESS OF STANDARDIZATION AND CERTIFICATION IN THE REGIONS

V.K. Krutikov, T. V. Dorozhkina, Y.S. Shcherbakova, K.M. Shchepakin

Оп the example of Kaluga region discusses approaches to overcoming the problems in attracting investment and implementation of international standards of governance that promotes regional economic growth and affecting the development of the national economy as a whole.

Keywords: regionalization and globalization, standardization and certification, clustering, region, innovative development

Krutikov Valery Konstantinovich, Doctor of Economics, Professor, Academician IAS HS, Russia, Kaluga Institute of Management, Business and Technology,

Dorozhkina Tatiana Viktorovna, Associate Professor, Russia, Kaluga Institute of Management, Business and Technology,

Shcherbakova Elena Sergeevna, Senior Lecturer, YS.Shcherbakova@gmaiLœm, (84872) 26-98-18, Russia, Tula, Tula Institute of Management and Business. N.D.Demidova,

Shchepakin Konstantin Mikhailovich, doktorr technical sciences, professor, Russia, Tula, Tula Institute of Economics and Informatics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.