Housing and communal housing component must be balanced. Otherwise, the homeowner is experiencing discomfort. This can be achieved by using proportionate development sectors that affect housing and communal economy. Because these cannot exist individually, there is every reason to talk about the housing-and-municipal complex (FCC). Feature of this package is that it does not produce wealth, and produces services without which housing cannot function.
Key words: electricity, water, lifting equipment, utility, utilities, real estate developer, overhaul.
Komov Valery Engelsovich, candidate of economic sciences, docent, com.valeri@yandex.ru, Russia, Tula, University of Finance under the Government of the Russian Federation
УДК 330 (075.8)
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина
На примере Калужской области (Россия) исследуется процесс возникновения в реальной социально-экономической жизни региона внутренних угроз, проявляющихся при активном ведении в субъекте Российской Федерации деятельности по привлечению иностранных инвестиций. Рассматриваются причины, побуждающие часть населения проводить протестные акции.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, иностранный капитал, протестные акции, экономическая безопасность, социально-психологическая безопасность, Калужская область, Общероссийский народный фронт.
На Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе (январь 2014г.) отмечены три региона России, территории которых наиболее привлекательны для занятия бизнесом и реализации инвестиционных проектов: Ульяновская область, Татарстан и Калужская область. Губернатор Калужской области А. Артамонов, в ходе проведения ВЭФ пояснил, что в регионе налажены контакты со всеми рыночными институтами, создана корпорация развития, которая взяла на себя решение вопросов формирования индустриальных парков, устранение бюрократических барьеров, упрощение доступа к финансированию [4].
Руководство страны настаивает на привлечении иностранного капитала, сопровождаемом передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.С учетом существующей на мировых рынках конкуренции за капиталы, считает необходимым решить задачу создания открытой и привлекательной инве-
стиционной среды, которая имела бы следующие характеристики: максимально либеральные нормы регулирования, адекватные этим нормам налоги, высокое качество работы государственного аппарата [6].
Результаты проведенного анализа практики по работе с иностранными инвесторами в Калужской области демонстрируют, что в регионе властными структурами сформирована цельная система поддержки высокого уровня инвестиционной привлекательности.
Главными составляющими системы выступают следующие элементы:
Индустриальные парки, обустроенные за счет средств бюджета области, оборудованные всей необходимой инфраструктурой для размещения производств иностранных компаний.
Организационные структуры (ОАО «Корпорация развития Калужской области» - КРКО), обеспечивающие, под гарантии правительства области, привлечение кредитных ресурсов для финансирования инженерной и логистической инфраструктуры парков.
Пакет нормативно-правовых актов, принятый представительной и исполнительной властью, и устанавливающий финансовые, налоговые преференции инвесторам (порядок освобождение от налогообложения имущества организаций, реализующих инвестиционные проекты, установления сроков освобождения от налогов, связанных с объемом инвестиций и пр.)
Изменения, внесенные в процесс подготовки необходимого количества и качества трудовых ресурсов для индустриальных парков с четко выраженной отраслевой направленностью, осуществленные с использованием средств бюджета (создание центра подготовки кадров для автомобильной промышленности, полностью обеспечивающего потребности и пр.).
Действенность системы в современной сложной экономической обстановке подтверждают слова губернатора А. Артамонова, который заявил 19 мая 2014 года, что все иностранные инвесторы, представляющие 160 проектов из 30 стран мира, подтвердили продолжение своего участия в их реализации [7].
Но целесообразно, приняв к сведению рассуждения бывшего генерального директора ВТО Паскаля Лами, о том, как распределяются доходы от добавленной стоимости в мировой практике, исследовать составляющие системы с позиций определения места Калужской области в глобальной цепочке ценностей при производстве товаров на ее территории представителями крупных международных компаний. Лами утверждает, что транснациональные корпорации контролируют высокоуровневые звенья в цепочке ценностей и получают самый большой доход от добавленной стоимости. В производственном процессе развитые страны занимают ниши исследований и разработок, а также дизайна и продажи, предоставляя
ниши, создающие незначительный доход партнерам в развивающихся странах [8].
Калужская практика подтверждает позиции, определенные П. Лами. Представители иностранных корпораций не торопятся совершать действия, сопровождающиеся передачей технологий, организовывая на территории региона предприятия со 100 % иностранным капиталом. В большей части производственного процесса применяется, так называемая, технология «отверточной сборки». При этой региональной практике, как бы, «замораживается» технологическое отставание существующих «старопромышленных» предприятий, для которых принятый пакет преференций, зачастую, недоступен.
Часть населения региона неоднозначно относится к результатам проводимой социально-экономической политики, и мнение этой части нашло подтверждение в рейтинге «Лучшие города России». Калуга в 2014 году заняла среди 149 городов с населением более 100 тысяч жителей, 24 место, потеряв десять позиций по сравнению с прошлым годом. Болевыми точками являются, в первую очередь, показатели инфраструктуры - качество здравоохранения, состояние жилого фонда, дорог, коммуникаций. Ситуацию обостряет поток гастарбайтеров, который в 2014 году почти в четыре раза больше, чем в 2013 [3].
Отражением конфликтной ситуации между органами власти и региональным социумом, стало проведение митинга в центре Москвы (Пушкинская площадь) 31 марта 2014 года. Под лозунгами зашиты предпринимательства, трудовых коллективов и выражения недоверия областной и городской власти выступили представители калужского малого бизнеса. [2].
Конфликт развивался, начиная с 2013 года, и был связан, по мнению митингующих, с реальной угрозой, для более пяти тысячи предпринимателей, остаться без работы. Столкновение интересов власти и малого бизнеса было вызвано принятием на федеральном и региональном уровне не всегда до конца продуманных решений, таких как увеличении фиксированных страховых взносов, запрет торговать на улицах городов в нестационарных торговых павильонах, закрытие центрального рынка в областном центре.
Но большее сопротивление изменениям вызвала непрофессиональная реализация принятых решений, осуществляемая на фоне всесторонней поддержки крупного капитала в виде предоставления мест для «точечной» застройки центра города торгово-развлекательными комплексами, нарушающими историко-архитектурный облик Калуги, обеспечения всевозможными преференциями только иностранных корпораций и др.
Так, применяемые информационно-коммуникационные технологии больше направлены на создание внешней, в большинстве, международной деловой репутации руководства области, или создание позитивного мнения о нем у первых лиц российского государства.
Недопустимо мало внимания уделяется грамотной работе с населением, которое не ощущает своей сопричастности к происходящим, пусть позитивным, процессам. Слабо учитывается фактор существования современного открытого, глобального информационного пространства. Имеет место недопонимание особенностей калужской социокультурной среды. Столица области, население которой составляет, около 340 тысяч.человек, отличается наличием тесных горизонтальных, неформальных связей. Коммуникативная компетентность калужан по внутренним вопросам жизни области (о событиях и людях, их творящих) может поспорить с глобальной информационной сетью.
Калужская область действительно лидирует в России по темпам роста промышленности и по индексу роста обрабатывающих производств. Занимает первое место в Центральном федеральном округе по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения, но одновременно, испытывает дефицит трудовых ресурсов, необходимых для поддержания инвестиционной активности региона, усугубляемый «маятниковой» миграцией в рамках московской агломерации [5].
На заседании Петербургского экономического форума (2014 год) губернатор А. Артамонов сказал: "Этот принцип мы соблюдаем свято — мы заботимся о наших инвесторах, как родители заботятся о своих детях. И мы понимаем, что дети бывают капризные, и инвесторы бывают капризные. И нельзя говорить, что раз он капризный, мы с ним работать не будем. Он повзрослеет, он начнет нам платить налоги, он создаст нам рабочие места. Надо все терпеть, лишь бы только работал. Пусть работает. Мы для этого и существуем" [1].
Вряд ли все калужане согласятся с тем, что они существует для того, чтобы бесконечно поднимать норму прибыли иностранных инвесторов и удовлетворять их неадекватные отдаче запросы
Поэтому представители населения области, толерантные калужане, в 2014 году создавали в центре столицы страны негативный стереотип поведения для всех регионов России. Для чиновников хороший выход - свалит свои просчеты на внешние угрозы. Но не следует забывать, что степень их опасности внешних угроз возрастает пропорционально количеству нерешенных внутренних проблем, которые и выступают своеобразным «спусковым крючком».
Позитивный стереотип действий сегодня, с учетом требований времени, демонстрируют представители общероссийской общественной организации Народный фронт, которая объединяет людей, являющихся неформальными лидерами, обладающими нерастраченным потенциалом авторитета и доверия.
Но возвращаясь к калужским реалиям можно определить еще один «спусковой крючок», вызывающий недоверие населения. Одни и те же лица, которые население прекрасно знает, никак положительно (это в лучшем
случае) не проявив себя, переходят, из руководства одной партии или организации в руководство другой. Бывшие чиновники, полностью зависимые от органов власти, возглавляют, якобы независимые движения. Происходит имитация реальной общественной жизни. При возникновении любых угроз подобные формальные институты недееспособны, что подтвердило развитие протестного движения малого бизнеса в Калуге. Партии, представители некоммерческого сектора просто самоустранились от разрешения развивавшегося конфликта, предоставив первым лицам органов региональной власти разбираться с возникшими проблемами.
Для осуществления равновесного развития территории следует переосмыслить подходы к реализации стратегии, ориентированной на использование внешних ресурсов, которая несет в себе факторы неопределенности, связанные с полной зависимостью от инвестиций и угрозами безопасности региона.
Следует остерегаться стимулирования экономического роста путем привлечения бизнеса и инвестиций, осуществляемого ценой высоких долгов и перерасхода средств.
Не терпит отлагательств переход от «ручного управления» к стратегическому управлению, и далее к институциональному. Переход возможет только путем формирования системы, предоставляющей возможность, различным субъектам рынка реализовать своей потенциал. А для этого требуются обеспечить надежные гарантии прав собственности и личности, четкие процедуры, ограничить власть чиновничества, стимулировать дух предпринимательства.
Необходимо помнить, что при реализации важных социально-экономических изменений происходит обострение конфликтов, зачастую приводящее к нарушению порядка, поэтому следует учитывать все особенности, исторические традиции, распределение выгод, влияние внутренних и внешних факторов. В связи с чем, не надо полагаться только на административную силу, игнорируя законы рынка при осуществлении интегрированного перспективного развития.
Целесообразно поощрять создание и использование социальных ресурсов в области образования, науки, здравоохранения, культуры, обеспечивать их расширение и распространение в различных формах, как несущей конструкции обеспечения социально-психологической и экономической безопасности региона.
Список литературы
1. Артамонов уверен, что с инвесторами надо нянчиться как с детьми. Дата обращения: 23.05.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа. ría. ru/economy/20140523/100 9014673. html
2. В Москве прошел митинг с требованием отставки Артамонова. Дата обращения: 01.04.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа. ikaluga. com/news/2014/04/01/vmoskve-proshel-miting-s-trebovaniyami-otstavki
3. Лучшие города России. 100 лучших российских городов. Дата обращения: 01.04.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www. kommersant.ru/doc/2441305.
4. Лютова М, Лысова Т. В Давосе дали четыре совета российским регионам. Официальный сайт. Ведомости Финансы. Дата обращения: 22 января 2014 года. [Электронный ресурс.]. Режим доступа: vedomos-ti.ru/finance/news/21676131/v-davose-dali-chetyre-soveta-rossij skim-regionam#ixzz
5. Население Калужской области // Калугастат. [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://kalugastat.
6. Путин В.В. Выступление на Консультативном совете по иностранным инвестициям. Декабрь 2010. [Электронный ресурс.]. Режим доступа: http: //dpr.ru/j ournal/j ournal_43_5. htm.
7. Урусов А. Калужская область не замечает влияния санкций Выступление Артамонова А.Д. [Электронный ресурс.]. Режим доступа: www.kp40.ru/news/gorod_oblast/26818/.
8. Цзунхе. Место Китая в мировой торговле //Китай. 2014.№ 3.
Крутиков Валерий Константинович, д-р. экон. наук, проф., проректор, immb@Mniversitys.ru, Россия, Калуга, Институт управления, бизнеса и технологий, Финансовый университет при Правительстве РФ (Калужский филиал),
Дорожкина Татьяна Викторовна, канд. экон. наук, доц., immb@universitys.ru, Россия, Калуга, Институт управления, бизнеса и технологий
NEUTRALIZATION OF THE CONFLICTS AT IMPLEMENTATION OF REGIONAL INVESTMENT PROJECTS
У.К. Krutikov, T.V. Dorozhkina
In article on the example of the Kaluga region (Russia) process of emergence in real social and economic life of the region of the internal threats which are shown at active maintaining in the subject of the Russian Federation of activities for attraction of foreign investments is investigated. The reasons inducing part of the population to carry out protest actions are considered
Key words: investment appeal of the region, foreign capital, protest actions, economic security, social and psychological safety, Kaluga region, Russian Popular Front
Krutikov Valerii Konstantinovich, doctor of economic sciences, professor, vice-rector, immb@universitys.ru, Russia, Kaluga Institute of Management, Business and Technology, Financial University under the Government of the Russian Federation (Kaluga Branch)
Dorozhkina Tatiana Victorovna, Ph.D., Associate Professor, immb@universitys.ru, Russia, Kaluga Institute of Management, Business and Technology