Научная статья на тему 'Реализация потенциала кооперативного движения в проведении структурных реформ на селе (опыт Калужской области)'

Реализация потенциала кооперативного движения в проведении структурных реформ на селе (опыт Калужской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COOPERATIVE MOVEMENT / SMALL BUSINESS / FINANCIAL SYSTEM / MOSCOW METROPOLITAN AREA / RURAL AREAS / KALUGA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков Валерий Константинович, Федорова Оксана Витальевна, Щербакова Елена Сергеевна

Исследуются подходы к проведению структурных реформ в экономике сельских территорий России с использованием потенциала кооперативного движения на примере Калужской области. Определены историко-экономические особенности развития кооперации в Калужской области, входящей в московскую агломерацию. Демонстрируются современные инновационные формы развития кооперативов, разрабатываются рекомендации практической направленности, связанные с деятельностью по проведению комплексных структурных реформ на базе государственно-кооперативного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крутиков Валерий Константинович, Федорова Оксана Витальевна, Щербакова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZING THE POTENTIAL OF THE COOPERATIVE MOVEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF STRUCTURAL REFORMS IN THE COUNTRYSIDE (EXPERIENCEKALUGA REGION)

The article examines approaches to carrying out structural reforms in the economy of rural territories of Russia with the use of the potential of the cooperative movement on the example of Kaluga region. Identified historical and economic features of development cooperation in the Kaluga region, a member of the Moscow agglomeration. Demonstrates modern innovative forms of development of cooperatives, development of recommendations and practical orientation related to the activities for the implementation of comprehensive structural reforms based on government-cooperative partnership.

Текст научной работы на тему «Реализация потенциала кооперативного движения в проведении структурных реформ на селе (опыт Калужской области)»

УДК 334.73

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОВЕДЕНИИ СТРУКТУРНЫХ РЕФОРМ НА СЕЛЕ

(ОПЫТ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

В.К. Крутиков, О.В. Федорова, Е.С.Щербакова

Исследуются подходы к проведению структурных реформ в экономике сельских территорий России с использованием потенциала кооперативного движения на примере Калужской области. Определены историко-экономические особенности развития кооперации в Калужской области, входящей в московскую агломерацию. Демонстрируются современные инновационные формы развития кооперативов, разрабатываются рекомендации практической направленности, связанные с деятельностью по проведению комплексных структурных реформ на базе государственно-кооперативного партнерства.

Ключевые слова: кооперативное движение, малое предпринимательство, финансово-кредитная система, московская агломерация, сельские территории, Калужская область.

В условиях складывающейся современной экономической обстановки, характеризующейся неопределённостью, колебаниями на международных рынках, важным фактором стабилизации ситуации в агропромышленном комплексе России выступает стимулирование внутреннего спроса. По мнению ведущих ученых страны, основные принимаемые меры в настоящее время, должны быть направлены на поддержание потребительских расходов населения и инвестиционной активности.[4, 11, 12].

Насущная необходимость проведения структурных реформ активно обсуждается представителями высших эшелонов власти и научного сообщества России.

Спорную трактовку пониманию структурных изменений дал вице-премьер Правительства РФ И. Шувалов, который считает, что структурные изменения - это изменения правил игры. Правительство не проводит корректировки правил потому, что сегодня общество не готово их поддержать. В качестве примеров Шувалов привел вероятность сокращения бюджетной сети в здравоохранении и образовании страны [13].

За рубежом эта тема, также, является исключительно актуальной. Руководством Китая высказывается мнение, что темп роста больше не играет ключевой роли в оценке экономики страны, а числовые показатели не являются главными ориентирами. На первое место ставятся комплексные структурные реформы. При этом китайская экономика сохраняет стабильный рост, непрерывно улучшается ситуация в сфере занятости, совершенствуется сектор услуг [14].

Современные вызовы, брошенные России, требуют разработки новых подходов в определении места и роли сельского хозяйства как структурообразующего элемента народнохозяйственного комплекса. А вхождение российской экономики в систему общемирового хозяйства, сопровождается ус-

ложнением экономических связей, и ставит задачи выявления отечественных конкурентных преимуществ, а также места российского агропромышленного комплекса в глобальной производственной цепочке поставок и наращивания стоимости.

В очередной раз, как демонстрируют результаты историко-экономических исследований народнохозяйственной практики нашей страны, в условиях кризисов, хаоса активно ведется поддержка малого бизнеса (малых форм хозяйствования).

По оценкам экспертов в нашей стране осуществляют свою деятельность около 900 банков. Для сравнения, в Германии действуют 250 банков, при сопоставимых размерах экономики. Достаточно показательным является пример взаимодействия с клиентами банкой системы федерального союза германских народных банков и банка «Райффайзен», который занимается координацией деятельности кредитных кооперативов, объединяя тысячи кооперативов, расположенных непосредственно в сельской местности. То есть, их услуги оказываются там, где в них нуждаются производители продовольственной продукции.

Система кредитных кооперативов Германии аккумулирует свыше 40 % всех финансовых депозитов страны, обеспечивает свыше 20 % общего объема выданных кредитов, значительная часть которых приходится на сельское хозяйство.

Ни один российский банк не располагает подобной системой, в основе которой лежат кооперативные кредитные учреждения на местах, предпочитая заниматься деятельностью, далекой от обслуживания реальных секторов экономики. Не случайно российский Центробанк активно проводит политику отзыва лицензий у кредитных учреждений, оторвавшихся от реальной экономической деятельности [16].

История отечественной банковской системы демонстрирует совершенно иные примеры, поучительные для дня нынешнего. Это высокоэффективная деятельность кооперативной финансовой системы, возглавляемой Московским народным банком (МНБ), организованным в 1898 году, как особое учреждение мелкого кредита.

МНБ выступал в качестве организатора кооперативного движения, объединяя в единую кредитно-финансовую систему разрозненные кредитные кооперативы на самых отдаленных сельских территориях Российской Империи. Через кредитные и иные кооперативные структуры (снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и пр.) крестьяне обеспечивались финансовыми ресурсами, семенами, удобрениями, сельскохозяйственной техникой и инвентарем. Решались вопросы жилищного и производственного строительства, оказания различных услуг, получения образования и прочее. Кредитно-банковские операции осуществлялись во всех малых городах, сельских поселениях России и за рубежом. Услугами единой системы пользовались до 65 % населения страны, что составляло около 92 млн человек [5, 15].

Показательно, что в настоящее время, предложения академических научных кругов по совершенствованию современных государственных анти-

кризисных мер представлены, в частности, разработкой принципа многока-нальности финансово-кредитной системы [3].

Реальная региональная экономическая практика раскрывает этот принцип. На заседании Законодательного Собрания Калужской области, после того как цены на продукты в субъекте федерации возросли на 31 %, поставлен вопрос о разработке дополнительных мер по обеспечению доступности кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования на селе. Предложено срочно рассмотреть вопросы дополнительной поддержки кредитных кооперативов, так как эти учреждения способны помочь фермерам, оказавшимся в сложных условиях [18].

Уместно вспомнить мнение выдающего деятеля российского кооперативного движения, князя А.И. Васильчикова: «Позволю себе высказать слова, которые составляют мое глубокое и коренное убеждение: отказывать народным массам в кредите составляет такую же экономическую ошибку и - скажу более - такое же общественное преступление, как отказывать народу в правосудии» [8].

Калужская губернская история кооперативного строительства полностью совпадает с опытом Российской Империи. Бережно относясь к опыту предков, калужане еще в 2003 году, одними из первых среди субъектов федерации, приняли закон о государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Это позволило привлечь кооперативный потенциал в комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение региональных проблем [1].

В дальнейшем законодательная база совершенствовалась. Так, в 2014 году разработано и утверждено положение, регламентирующее порядок возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях. В областном бюджете региона на период, включающий 2016 год, предусмотрены средства на возмещение части затрат [2].

С учетом внешних и внутренних вызовов требуется сформулировать адекватные современные подходы к решению возникающих проблем. Определенную положительную роль, безусловно, может сыграть инновационная реализация потенциала кооперативного движения.

Поиск дополнительных форм кооперативного движения, в складывающихся современных условиях, следует осуществлять с учетом уже имеющегося международного и отечественного опыта. Креативная составляющая кооперативов безгранична. В мире появились кооперативные организации футбольных болельщиков, переводчиков, представителей интернет сообщества, работников, оказывающих услуги по уходу за детьми, больными, инвалидами, престарелыми и многие другие [9].

В Калужской области накоплен опыт по оказанию кооперативных кредитно-финансовых услуг при газификации отдаленных деревень, когда интегрируются средства государственно-частного партнерства федерального и регионального уровня, для проведения газовых магистралей, со средствами

учреждений кооперативного кредита, финансирующих работы по подключению конкретных потребителей к сетям. В качестве потребителей выступают как местные жители, так и москвичи, купившие дома на селе.

Значительным спросом у сельского населения области пользуется образовательный кредит, предоставляющийся на обучение в вузах, или переобучение, повышение квалификации. Удельный вес средств, выделяемых на образовательные нужды, в общем объеме финансовых заемных ресурсов кооперативов составляет до 15 %.

Для обеспечения реализации потенциала кредитной кооперации в сфере научно-образовательной деятельности, творческим коллективом разработан пакет документов (устав, положение) для практического внедрения в образовательных учреждениях региона.

Формирование региональной системы учреждений кооперативного кредита на базе образовательных учреждений, в первую очередь вузов, предоставляет возможность, с одной стороны получить практические навыки осуществления кредитно-финансовых отношений. С другой стороны, стимулирует процесс совершенствования системы научно-образовательного кредита и позволяют успешно преодолеть существующие проблемы как в процессе получения качественного образования, так и при ведении научно-исследовательской работы.

Имеется в регионе и достойный тиражирования опыт внедрения в систему сельского здравоохранения технологических, управленческих инноваций благодаря подвижнической деятельности москвичей, для которых старинный городок Таруса, в котором они создали благотворительный фонд -«Общество помощи Тарусской больнице», является вторым домом [17].

«Вторые дома» для жителей столицы становятся не образным, отвлеченным понятием, а конкретной недвижимостью, в которую вложены средства, и местом длительного пребывания.

В развитых странах, как показало исследование, наблюдается тенденция к переселению людей, обладающих достатком, из крупных мегаполисов на рекреационные территории, при условии наличия удобных транспортных, информационно-коммуникационных, и иных связей с местом осуществления основной деятельности. Аналогичная тенденция в последнее время активно проявляется у жителей «большой» Москвы [6, 10].

Заглядывая в социально-экономическое прошлое Калужской губернии, а ныне области, невольно обращаешь внимание на слова первого калужского краеведа Д.И. Малинина: «Главным занятием жителей Калужской губернии является земледелие, которым занимаются жители во всех уездах. Во многих уездах все же хлеба не хватает. Скотоводством губерния похвалиться не может, так как в губернии слишком мало лугов, а поэтому излишки скота в крестьянском хозяйстве не замечаются» [5].

Экономически выжить калужскому крестьянству позволял «отход» на заработки в столичные города Москву и Петербург, который составлял в 1909 году около 200 тысяч из 1,5 миллионов жителей Калужской губернии.

Еще селяне «перебивались» промыслами. Самыми распространенными являлись обработка дерева, производство колес, дуг, корыт, бочек, телег, саней. Но, особенно славилась губерния самопрялочным промыслом. 60 %, или 300 тысяч самопрялок Российской Империи производились в регионе [8].

В настоящее время негативный сценарий развития сельского хозяйства региона, начертанный когда-то краеведом Д.И. Малининым, полностью опровергнут, и важнейшей составляющей прорыва в развитии агропромышленного комплекса выступила успешная реализация потенциала малого предпринимательства и кооперативного движения.

В Калужской области во главу угла социально-экономического развития агропромышленного комплекса поставлено стимулирование высокопроизводительного труда, который обеспечил наивысшую эффективность использования производственных ресурсов и повысил качество и уровень жизни населения.

Для реализации этой важнейшей цели, в первую очередь, решена проблема по оценке современного состояния деятельности органов власти всех уровней, обеспечивающих внедрение инноваций в сфере регионализации, повышающих роль социально-ориентированных направлений развития сельских территорий. Эта работа проведена с учетом мнения бизнеса, экспертных и общественных организаций, жителей региона.

В результате, за последние семь лет производство продукции сельского хозяйства в области выросло в два раза. Инвестиции и эффективное использование средств государственной поддержки позволили увеличить производство в сельскохозяйственных организациях на 12,7 процента, а в фермерских хозяйствах - почти на 38 процентов.

Агропромышленный комплекс региона за счёт собственного производства сегодня обеспечивает потребности населения в мясе, молоке, картофеле, овощах.

По целевой программе создано 27 роботизированных молочных ферм, на которых введено в эксплуатацию более 100 роботизированных установок. Акцент на развитие молочного животноводства позволил занять области второе место в стране по темпам производства молока.

Помимо молочного и мясного животноводства, предприятия и фермерские хозяйства занимаются выращиванием овощей, грибов, плодово-ягодной продукции, разведением цесарок, кроликов, овец, коз и многими другими видами деятельности. В 2016 году заработают два новых тепличных комплекса.

Создан центр аквакультуры, который начал выращивать мальков осетровых, сиговых и лососевых рыб для рыбоводческих хозяйств по всей стране. Рыбоводческие хозяйства в скором времени полностью удовлетворят спрос жителей области на рыбу лососёвых пород.

В 2015 году федеральные, областные и муниципальные контрольные органы совместными действиями вернули в оборот более 7 000 гектаров неиспользуемых земель. В текущем году работа по эффективному управлению земельными ресурсами будет активизирована.

Решена главная задача бюджетной политики - сохранение устойчивости и платежеспособности областного бюджета, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать устойчивое, комплексное развитие сельских территорий.

Доходы консолидированного бюджета по итогам прошедшего года составили 54 млрд 963 млн рублей, что на 5,3 процента больше показателя предыдущего года. Сохранена социальная направленность большей части бюджетных расходов, выполнены все мероприятия программных указов Президента РФ. Более 97 процентов расходов распределено по целевым программам.

За последние четыре года суммарный объем капиталовложений инвесторов в предприятия составил около 193 млрд рублей, а каждый бюджетный рубль вернулся в троекратном размере [19].

Социально неприемлемые в настоящее время, структурные реформы по направлениям, сформулированным Шуваловым [13], могут стать реальностью при выполнении следующих условий: реализации принципа справедливого распределения доходов в обществе; создании инфраструктуры, адекватной требованиям современности; использовании, как важной составляющей, потенциала кооперативного движения.

При осуществлении деятельности, направленной на решение задач по комплексному структурному реформированию социально-экономических отношений на сельских территориях Калужской области, с реализацией возможностей предоставляемых кооперацией, необходимо учитывать целый ряд обстоятельств.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране требует построения новых перспективных направлений, связанных с формированием качеств, которыми должная обладать современная экономика. Основные тренды определяются поиском новых форм регионализации, проявляющихся в интеграции ресурсов развития.

В происходящих процессах акценты делаются на качество жизни, и связанное с ним перетекание человеческого капитала. Главной целью региональной политики выступает стимулирование эффективного использования ресурсов путем построения институциональной среды, обеспечивающей реализацию «социального тонуса» жителей села, и делающей, в целом, привлекательным проживание и занятие предпринимательством на сельских территориях.

Властные структуры области обязаны повысить роль социально-ориентированных направлений развития территорий, с учетом, что они является составной части московской агломерации.

Эффективную социально ориентированную экономику можно формировать только благодаря подъему сектора услуг. Новые подходы к региональному управлению сектором услуг связаны с реализацией потенциала кооперативного движения. Следует активизировать работу по формированию целостной модели объединения сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации и иных форм кооперативов, во всем их многообразии. Одновременно развивать систему их общественных представительских ассо-

циаций. Необходимо вовлекать в эту деятельность как местных жителей, так и представителей Москвы, проживающих на сельских территориях.

Стимулируя процесс создания структур, использующих модель потребительской кооперации, в конечном итоге, создаем целостную систему, основанную на государственно-частном партнерстве, реализации государственной политики поддержки инициатив граждан, направленной на развитие инновационного бизнеса на селе.

В перспективе, целесообразно выступить с инициативой организации субрегионального кооперативного банка, как пилотного проекта, с четко определенными задачами по поддержке малых форм хозяйствования и придания экономической силы индивидуальным предпринимателям, а также инициативным гражданам, проживающим в сельской местности.

Достижение максимального синергетического эффекта возможно при условии интеграции предпринимательских сообществ, домохозяйств отдельных граждан, осуществляющих свою деятельность, и проживающих в границах московской агломерации, а также органов власти и социумов Калужской области и «Большой» Москвы.

Список литературы

1. Закон «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области».

10 июня 2003 г. № 207-ОЗ.

2. Постановление Правительства Калужской области от 28 февраля 2013 г. № 105, утвердившее «Положение о порядке предоставления из областного бюджета субсидий в рамках подпрограммы "Развитие сельскохозяйственной кооперации в Калужской области".

3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.

4. Евстигнеев Р., Евстигнеева Л. Стратегия выхода России из кризиса // Вопросы экономики. №5. 2009. С. 47.

5. Захаров И.В., Крутиков В.К., Рассказов А.Н. Создание и организация деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов.- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005.

6. Исаев В., Внутренний туризм поддержит падающий рынок. 1 декабря 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fimip.ru/news/1417450020/.

7. Кокошин А. Ведущие ученые РАН дали рекомендации по выходу России из кризиса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.mail.ra/politics/20958653/7frommaiH1.

8. Крутиков В.К., Смолянский С.В. Предпринимательство и трансформации общества. Анализ отечественного и зарубежного опыта. М.: Изд-во «Ноосфера», 2005. 286 с.

9. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Якунина М.В. Малые формы хозяйствования, как драйверы инноваций и диверсификации на селе// Научное обозрение. 2014. №6.

10. Крыловский А. Индекс конкуренции регионов - полюса роста России // Экономика и жизнь. 2013. №42 (9508).

11. Маганов В.В. Политика и структура сберегательного консерватизма социально ориентированного кредитного института // Научное обозрение. 2014. №6.

12. Мартынов К.П. Многофункциональное развитие сельских территорий России // Научное обозрение. 2014. №6.

13. Шувалов И. Откровения первого вице-премьера // Эксперт. №7(933) 9-15 февраля 2015. С. 6.

14. Чзун Хэгао Что значит 7,4 % // Китай. 2015. №2(112) февраль С. 30-31.

15. Первый губернский кооперативный съезд в Калуге. 1914 г. (архивные дела № 5176, 5177, 4781 Калужской областной библиотеки).

16. Отзыв лицензий у банков: наступило ли смутное время? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/243665/.

17. Таруса врачует сердца. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.vest-news.ru/article.php?id=4125.

18. Цены на продукты выросли на 31 %. Депутаты требуют увеличить долю местных продуктов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ikaluga.com/news/2015/02/05/ceny-na-produkty-vyrosH-na-31-deputaty-trebuyut.

19. Официальный Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/main/.

Крутиков Валерий Константинович., д-р экон. наук, проф., [email protected] , Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского,

Федорова Оксана Витальевна., канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Калуга, Институт управления, бизнеса и технологий г. Калуга,

Щербакова Елена Сергеевна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова.

REALIZING THE POTENTIAL OF THE COOPERATIVE MOVEMENT IN THE

IMPLEMENTATION OF STRUCTURAL REFORMS IN THE COUNTRYSIDE (EXPERIENCEKALUGA REGION)

V.K. Krutikov, O.V. Fyodorova, Y.S. Shcherbakova

The article examines approaches to carrying out structural reforms in the economy of rural territories of Russia with the use of the potential of the cooperative movement on the example of Kaluga region. Identified historical and economic features of development cooperation in the Kaluga region, a member of the Moscow agglomeration.

Demonstrates modern innovative forms of development of cooperatives, development of recommendations and practical orientation related to the activities for the implementation of comprehensive structural reforms based on government-cooperative partnership.

Key words: cooperative movement, small business, financial system, the Moscow Metropolitan area, rural areas, Kaluga region.

Krutikov V.K., doctor of Economics, professor, vkkrutikov@ mail.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky.

Fedorova O.V., PhD Econ., associate professor, [email protected], Russia, Kaluga, Institute of Management, Business and Technologies Kaluga.

Scherbakova E.S., senior teacher of the Economy department and management, [email protected], Russia, Tula. Tula Institute of Management and Business of N.D. Demidov

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

А.С. Мартышкин

Рассматривается актуальная проблема экономической системы в социально-экономическом развитии региона, которая связана с обсуждением развития Самарской области, где сложился так называемый автомобилестроительный комплекс, важный для социально-экономического развития всей страны, для современной российской экономики.

Ключевые слова: автомобилестроение, машиностроительный кластер, экономическое развитие, регион, стратегия социально-экономического развития регион.

Значимость автомобилестроения - части машиностроительного комплекса Самарской области - для хозяйственной системы региона трудно переоценить, т.к. область с 1970-х гг. являлась автомобилестроительным центром СССР, РСФСР, а потом и РФ. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. одним из приоритетных направлений устойчивого развития региональной экономики является автомобилестроение и производство автокомплектующих [1]. Это говорит об официальном признании со стороны региональных властей значимости автомобилестроения и может быть оценено только положительно.

Производство автомобилей в Самарской области осуществляется в рамках автомобильного кластера - мощной системы, в которую входят предприятия и организации по следующим направлениям деятельности:

- сборочное производство легковых автомобилей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.