Научная статья на тему 'Инновационный потенциал кооперативного движения в решении проблем агропромышленного комплекса'

Инновационный потенциал кооперативного движения в решении проблем агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / АПК КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ / РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА / COOPERATIVE MOVEMENT / SMALL FARMS / INNOVATION PROCESSES / AGRICULTURE KALUGA REGION / DEVELOPMENT OF CATTLE BREEDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков В.К., Еремеев В.И, Федорова О.В.

В статье обобщены результаты исследования современных процессов развития кооперативного движения на сельских территориях Калужской области. Разработаны предложения по эффективному использованию потенциала кооперативных организаций в решении проблем развитии сельских территорий и производства животноводческой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крутиков В.К., Еремеев В.И, Федорова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF THE COOPERATIVE MOVEMENT IN THE SOLUTION OF PROBLEMS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

This article summarizes the results of the study of modern processes of development of the cooperative movement in rural areas of the Kaluga region. Developed proposals for the effective use of the potential of cooperative organizations in solving the problems of rural development and livestock production.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал кооперативного движения в решении проблем агропромышленного комплекса»

УДК 338.436

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В. К. Крутиков, В.И. Еремеев, О.В. Федорова

В статье обобщены результаты исследования современных процессов развития кооперативного движения на сельских территориях Калужской области. Разработаны предложения по эффективному использованию потенциала кооперативных организаций в решении проблем развитии сельских территорий и производства животноводческой продукции.

Ключевые слова: кооперативное движение; малые формы хозяйствования; инновационные процессы; АПК Калужской области; развитие мясного животноводства.

Развитыми странами мира и ведущими международными организациями признан особый количественный и качественный вклада, который кооперативное движение вносит в решение проблем социально-экономического развития сельских территорий и производства различной сельскохозяйственной продукции.

Успешная реализация государственной политики поддержки кооперации привела к тому, что количество новых молочных продуктов в регионах развитых стран мира за последнее десятилетие более чем удвоилось, а развитие рынка мяса, благодаря совершенствованию технологий, привело к троекратному увеличению объема торговли за последние три десятилетия [2., 3.].

Президент В.В. Путин, четко сформулировал следующую позицию, относительно кооперативного движения: «Кредитные потребительские кооперативы обслуживают ту часть населения, которая, как правило, "не интересна" для крупных коммерческих организаций", и далее он отметил, что в этих организациях "объединяются преимущественно граждане с невысоким уровнем дохода, для которых это порой единственный шанс получить средства для создания своего бизнеса, решить неотложные финансовые проблемы" [5.].

К сожалению, в деятельности федеральных органов власти, в частности Министерства сельского хозяйства РФ, отсутствует четкий вектор понимания приоритетной роли кооперации в решении проблем развития сельских территорий и подъема сельскохозяйственного производства. Позиционируемая, как новая, программа "О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы" носит формальный характер и не содержит инновационных подходов развития кооперативного движения на селе.

Бюрократический подход федерального министерства транслируется на региональный уровень, о чем наглядно свидетельствует практика агропромышленного комплекса (АПК) Калужской области.

Руководители органов власти и управления Калужской области признают, что доля личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме валового сельскохозяйственного производства региона «по-прежнему превалирует».

Более того, «фундаментом экономической и социальной основы стабильности устойчивого развития сельских территорий являются малые формы хозяйствования» [6., 9.].

Эти факты невозможно не признавать, так как в 2013 году сектор малых форм хозяйствования области включал в себя 1853 крестьянских (фермерских) хозяйств, 101,2 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, 115 сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной направленности. К данной категории производителей сельскохозяйственной продукции, также относились более 160 тыс.

дачных, садовых, огородных участков [6., 8.].

Но, для сравнения, десять лет назад в области было зарегистрировано 2021 крестьянское (фермерское) хозяйство, которым было предоставлено 41 тыс. га земельных угорий; 199,7 тысяч семей владели коллективными и индивидуальными садами и огородами [4.].

Еще в 2003 году депутаты Законодательного Собрания Калужской области, одними из первых в России, приняли Закон Калужской области «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов».

Государственная поддержка кооперативов получила свое развитие в программе «Развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов Калужской области на 2007-2009 гг.».

Основной целью этой программы являлось создание организационно-экономических условий для формирования сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения, повышение их роли в обслуживании малых форм хозяйствования, развитии сельских территорий, повышении занятости и доходов сельского населения [4.].

Можно констатировать провал политики поддержки кооперативного движения на сельских территориях Калужской области.

Ставка руководителей органов управления АПК на крупный капитал, также, не оправдалась. В результате Калужская область по производству сельскохозяйственной продукции уступает большинству соседних регионов, производя около 5 % продукции Центрального федерального округа (ЦФО). Регион занимает низкие места по абсолютным цифрам производства продукции животноводства [6 - 9.].

Темпы роста сельскохозяйственного производства значительно ниже среднего по регионам ЦФО и носят нестабильный характер. Область не способна обеспечивать внутренний рынок отечественными продуктами питания из-за недостаточности производства собственной продукции. Об этом свидетельствуют следующие данные: производство молока в 2013 году сократилось к 2012 году на 16401тонн; соответственно поголовье крупного рогатого скота сократилось на 2770 голов; надои молока на корову в сельскохозяйственных организациях сократились на 168 кг [8.].

За 2013 год сельскохозяйственными организациями Калужской области произведено валовой сельскохозяйственной продукции на сумму 11,8 млрд. рублей. Индекс физического объема к 2012 году составил 94 %. Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2013 году реализовано продукции на сумму более 47 млрд. рублей. При этом доля крупных и средних организаций в объеме реализации составляет 77 % [6., 8.].

И это происходит в условиях, когда в 2013 году на поддержку АПК области из бюджетов всех уровней было направлено 1 млрд. 591 млн. рублей, в том числе, за счет средств федерального бюджета - 881,9 млн. рублей, областного - 709,0 млн. рублей. На реализацию мероприятий государственных и региональных программ по модернизации сельскохозяйственного производства из средств федерального бюджета привлечено 730,6 млн. рублей, или 62 % от общего объема финансирования. Из регионального бюджета направлено 451,0 млн. рублей, или 38 %.

Одновременно нарастает отток экономически активного населения с сельских территорий, и концентрация его в Калуге и Обнинске. За период, предшествовавший Всероссийской переписи населения, с карты региона, фигурально выражаясь, исчезли три района по численности равные среднему Мосальскому сельскохозяйственному району [6., 8.].

Казалось бы, в руках представителей руководства АПК области мощный рычаг -кооперативное движение. Влияние развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов должно было проявиться в росте объемов производства сельскохозяйственной продукции как за счет расширения посевных площадей и поголовья скота, так и за счет повышения эффективности использования ресурсного потенциала,

роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных.

В конечном итоге, кооперация способствует созданию комфортных условий для жизни на селе и занятию предпринимательством.

Сегодня возникли новые вызовы успешному развитию малых форм хозяйствования и кооперации, требующие как неукоснительного выполнения законов, так и инноваций в нормативно-правовом и ином обеспечении.

Так, проведенной прокуратурой области антикоррупционной экспертизой, в Положении о порядке работы комиссии по отбору начинающих фермеров - участников целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Калужской области» выявлены коррупциогенные факторы.

Нормами Положения предусматривалось, что отказ претендентам, не прошедшим отбор, осуществлялся в устной форме, что затрудняло реализацию права гражданина на его обжалование. Мотивировка конкретных причин отклонения заявок на практике не указывалась, в результате чего не имелось возможности определить обоснованность решений комиссии и, соответственно, обжаловать такое решение.

Выявленные положения содержали завышенные требования к лицам, предъявляемых для реализации права, не отвечали требованиям определенности, ясности, не обеспечивали их единообразного понимания и толкования, могли способствовать проявлениям коррупции при их применении. По результатам рассмотрения требования прокуратуры области, коррупциогенные факторы из нормативного правового акта исключены.

По аналогичным основаниям прокуратурой области внесены требования об исключении коррупциогенных факторов из трех нормативных правовых актов, в том числе регулирующих порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского)хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров. Требования прокурора удовлетворены [10.].

Решая проблемы продовольственной безопасности и гармоничного развития сельских территорий региона, необходимо вернуться к идеям диверсификации предпринимательской деятельности на селе. И, наряду с всесторонней государственной поддержкой крупных компаний, на сельских территориях должны получать адекватную поддержку представители малых форм хозяйствования и кооперативного движения.

В развитых странах, как показывает исследование, создание инновационной среды, при поддержке государства, берут на себя крупные компании, предоставляя возможность творческой личности воплощать свои проекты.

Развивая идеи формирования системы центров мясного скотоводства (ЦМС), в соответствии с современными требованиями и на принципах потребительской кооперации, для создания мотивированного собственника и эффективного производства, следует остановиться на следующих базовых положениях.

В теоретическом плане:

- в современных условиях развиваются существующие организационные формы кооперативов и возникают новые модели;

- в роли членов кооператива выступают, так называемые «патроны», т.е. постоянные клиенты кооператива;

- большинство «патронов» являются инвесторами кооператива;

- дивиденды распределяются между членами кооператива в соответствии с их вкладом в производство и величиной инвестированного пая;

- членские паи можно продавать по рыночной цене;

- образуется третий сектор, с классическими кооперативными принципами, между частным бизнесом и государственным сектором [3.].

В практическом плане:

- создаваемая структура, используя модель потребительской кооперации, позволит

создать целостную систему реализации государственной политики поддержки инициативы населения, направленной на развитие инновационного бизнеса на селе;

- организация бизнеса строится на государственно-частном (государственно-кооперативном) партнерстве, а не на исключительно государственной поддержке;

- решается проблема закупки поголовья скота за рубежом, что составляет основные инвестиции;

- аналогично изыскиваются средства на покупку (аренду) земли, создание производственной инфраструктуры и кормозаготовительных баз в центре;

- система сможет обеспечить вертикальную интеграцию с крупным бизнесом на уроне производства, снабжения, сбыта и финансирования, что, безусловно, повлияет на эффективность хозяйств;

- размещение центров в регионах страны будет способствовать горизонтальной интеграции, продвижению технологий прогрессивного ведения хозяйства, стандартизации и сокращению затрат;

- мясоперерабатывающие российские предприятия будут обеспечены отечественной стандартизированной продукцией в необходимом количестве и с ритмичными поставками;

- российский потребитель будет снабжаться биологически ценным «охлажденным» мясом говядины, которое невозможно импортировать;

- государство может сосредоточиться на решении социальных вопросов (инфраструктура, строительство жилья и пр.);

- развитие эффективного российского предпринимательства в сфере мясного скотоводства по модели ЦМС создаст условия для замещения импортной продукции на российском рынке.

Формирование инновационного социально-экономического ландшафта сельских территорий страны возможно только на основе реализации творческого потенциала человека и широкого вовлечения сельских жителей в хозяйственную деятельность.

В высокоразвитых странах сложилось отношение к сельскому населению, как равноправному социально-экономическому сословию, активно вовлекаемому в решение проблем продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий с использованием потенциала кооперативного движения во всем многообразии новых типов и форм кооперирования.

This article summarizes the results of the study of modern processes of development of the cooperative movement in rural areas of the Kaluga region. Developed proposals for the effective use of the potential of cooperative organizations in solving the problems of rural development and livestock production.

Key words: cooperative movement; small farms; innovation processes; agriculture Kaluga region; the development of cattle breeding.

Список литературы

1. Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В. Стратегия развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. М.: Издательство «Ноосфера». - 2010.

2. Папцов А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса. М.: Гриф и К. - 2009.

3. Папцов А.Г. Сельскохозяйственная кооперация в странах с развитой рыночной экономикой.- М.: ФГНУ «Росинформагротех».- 2009.

4. Экономика Калужской области: состояние, проблемы, перспективы. Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой. - 2004.

5. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс].- Режим доступа: Ы^р://президент.рф.

6. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/main/.

7. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.gks.ru/free_doc/.

8. Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калужской области. [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: http://www.kalugastat.ru/default.aspx.

9. Официальный сайт МСХ РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mcx.ru/.

10. Официальный сайт прокуратуры Калужской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: prokuror.kaluga.ru/ prokuror/.

Об авторах

Крутиков В.К. - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и методической работе, Институт управления, бизнеса и технологий, профессор Финансового университета при Правительстве РФ (Калужский филиал), vkkrutikov@ma.il. ги

Еремеев В.И. - доктор экономических наук, доцент Института управления, бизнеса и технологий, ттЬ@ип^вг^^. ги

Федорова О.В. - кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ (Калужский филиал), nir@universitys.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.