СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
УДК 336.717
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ДРАЙВЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В.К. КРУТИКОВ, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и методической работе Института управления, бизнеса и технологий, профессор Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: [email protected]
Т.В. ДОРОЖКИНА, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга
А.М. ЕРОХИН, аспирант кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга
В статье на примере Калужской области рассмотрены подходы к преодолению проблем при привлечении инвестиций и внедрении международных стандартов управления, обеспечивающих региональный экономический рост и влияющих на развитие национальной экономики в целом.
Ключевые слова: регионализация и глобализация, стандартизация и сертификация, новые подходы ВТО, технопарки Калужской области, прорыв в инновационном развитии
В 2014 г. на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе1 прозвучал подготовленный груп-
1 Лютова М., Лысова Т. В Давосе обсудили рекомендации
для российских регионов.URL: http://www.vedomosti.ru/finance/ news/21716511/moskva-otstaet-ot-regionov.
пой экспертов (А. Кудрин, О. Цывинский) обзор «Российские регионы: драйверы роста», в котором российские регионы рассматриваются как своеобразные несущие конструкции для привлечения инвестиций и экономического роста страны. Термины «драйвер», «драйвер роста» появились в лексиконе экономистов недавно. Экономическая терминология динамично развивается, что связано с закономерностями процесса экономической интеграции. Чтобы не путаться в терминах, необходим общий понятийный аппарат. А представленные новые термины, уходя от своего первоначального значения, стали все больше употребляться в значении «нечто, обеспечивающее развитие, прорыв». Не стоит углубляться в изучение экономической терминологии, тем более что идеи, изложенные экспертами, были приняты и поддержаны руководителем российской
делегации на форуме, а следовательно, имеют практический интерес для структурной перестройки российской экономики. Заместитель председателя Правительства РФ А. Дворкович как руководитель представительства России сделал в своем выступлении акцент «на региональном развитии, приоритете развития российских регионов»2.
Инвесторам предлагается рассматривать при принятии решений страну не в целом, а ее конкретные регионы, так как некоторые регионы уже продвинулись по пути институциональных реформ дальше, чем Россия в целом. По сравнению с соседями в них сформированы привлекательный инвестиционный климат и современные рыночные институты. Властные структуры этих субъектов РФ выстраивают свою политику так, что она наиболее полно отражает и совмещает тенденции глобализации и регионализации национальной экономической системы. На их территориях ведутся широкое совместное сотрудничество, интеграция экономического развития, формируется инновационное содержание перспективных планов многосторонних диалоговых структур.
По мнению российских экспертов, основные точки роста уже находятся вне Москвы. С учетом стагнации развития и имеющегося дефицита федерального бюджета для центра наступает момент, когда необходимо поддержать лучшие региональные практики и распространить их на территории страны. На ВЭФ были представлены данные Всемирного банка по шести регионам России, наиболее привлекательным для иностранных инвесторов (Ульяновская, Ростовская и Калужская области, республики Мордовия, Северная Осетия - Алания и Татарстан). Отмечены такие положительные стороны регионов, как устранение бюрократических барьеров, упрощенный доступ к финансированию, низкий уровень коррупционной составляющей, стремление к повышению количества и качества трудовых ресурсов. Власти указанных регионов выстраивают работу так, как желают инвесторы, налаживая контакты со всеми институтами развития. Для улучшения процедур разрабатываются и принимаются новые административные регламенты для всех сфер деятельности (выделение земельных участков, подключение к коммуникациям, оформление недвижимости и пр.), устанавливаются ограничения во времени по улаживанию админис-
2 Панов В. Первый после кризиса: Давос-2014. URL: http:// www.km.ru/economics/2014/01/23/tsentrobank-rf/730559-pervyi-posle-krizisa-davos-2014.
тративных вопросов, разрабатываются планы по внедрению в регионах международных стандартов управления [5].
Следует отметить, что еще в российской Концепции национальной системы стандартизации3, принятой в 1998 г. (далее - Концепция 1998 г.), была сформулирована необходимость внедрения функций стандартизации, применяемых в международной практике. Кроме того, определены две главные задачи стандартизации:
- создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами;
- обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами - членами Всемирной торговой организации (ВТО). Реализация Концепции 1998 г. обеспечила выполнение условий присоединения России к ВТО. Но экономическая ситуация в мире постоянно меняется. Неслучайно связующая тема встреч в Давосе называлась «Переформатирование мира: последствия для общества, политики и бизнеса». Так, министр финансов Германии В. Шойбле критически оценил деятельность Европейского союза, так как, по его мнению, институты объединенной Европы «излишне бюрократизированы» и нуждаются в улучшении «институциональной структуры»4.
В этой связи показательны рассуждения бывшего генерального директора ВТО П. Лами, который считал, что нужны новые методы расчета товарооборота по добавленной стоимости, чтобы навести порядок во вкладе разных стран в международную торговлю и решить проблему торгового дисбаланса в усложняющейся торговой системе. По мнению Лами, товары все больше становятся «произведенными во всем мире» [7]. Так, производство iPhone осуществляется в пяти странах, а Боинга 787 - в семи странах. Каждая страна создает определенную стоимость, при этом высокоразвитые страны контролируют высокоуровневые звенья в цепочке ценностей. Поэтому нельзя рассчитывать объем международной торговли по общей стоимости импорта и экспорта[7].
Думается, что все эти рассуждения в полной мере следует рассматривать не только с позиций глобализации, но и с позиций регионализации.
3 Выписка из протокола заседания Коллегии Госстандарта РФ от 24.06.1998 № 14 «О Концепции национальной системы стандартизации и Программе мер по ее реализации».
4 Давос-2014: ключевые события и заявления форума.
Исследование мирового опыта проведения работ по стандартизации позволяет сделать ряд выводов, имеющих значение для верного выстраивания процесса стандартизации и сертификации в России.
Результатом анализа мировых практик является выявление следующих закономерностей:
- в международной практике работы по стандартизации проводятся без исключения во всех сферах;
- деятельность по приведению в соответствие национальных стандартов не допускает создания технических барьеров;
- формированию стандартов способствует развитая система общественных отношений, позволяющая реализовывать творческий потенциал человека и гражданского общества;
- при определении приоритетов в стандартизации используется метод респондентского опроса широкого круга предпринимателей, потребителей товаров, ученых-исследователей, специалистов по стандартизации, представителей властных структур;
- определяющими положениями при выработке стандартов являются социально-экономическая среда и преобладающий жизненный уклад;
- апробация разработанных стандартов проводится на малых величинах с внесением необходимых корректив;
- ответственность за разработку и реализацию стандартов возлагается на конкретные структуры.
В этой связи показательны следующие примеры.
В Японии за национальную стандартизацию отвечает Японский комитет промышленных стандартов, который разработал специальную стратегию стандартизации, имеющую три базовых элемента:
- адаптация предприятий к условиям мирового рынка с использованием возможностей комитета, в деятельности которого по созданию новых стандартов принимают участие как производители, так и потребители;
- содействие внедрению международных стандартов, которые являются основными показателями качества продукции;
- контроль за движением интеграционных процессов к международным стандартам5.
5 Опыт стран в области стандартизации. URL: http://expert gost.ru/MAP. php?ID=TR/HTML/TR_ST_01.html.
Республика Польша стала лидером среди стран Евросоюза по развитию системы сельского туризма. Прорывной характер темпов формирования системы обеспечен разработкой стандартов, соответствующих требованиям Всемирной туристской организации. В Польше приняты единая классификация гостевых домов приема туристов и стандарты для всех объектов туриндустрии. Управлением этой системой занимается Польская Федерация сельского туризма «Гостевые хозяйства» [4].
В США федеральное ведомство SBA (The U.S. Small Business Administration Администрация по развитию малого бизнеса), созданное в 1953 г., активно влияет на развитие взаимодействия крупного и малого бизнеса. Кроме этого, по данным исследования «Государственная политика США в отношении предпринимательства и малого бизне-са»6, «в США был принят закон о национальной правительственной программе партнерства типа «ментор - протеже» между крупным и малым бизнесом (Covernment wide Mentor-Protege Program Act of 2001)». В рамках национальной программы «ментор - протеже»7 предусмотрены стандарты компенсаций затрат компаниям-менторам за услуги, оказываемые подопечным малым предприятиям.
В результате в США 2/3 ВВП дают малый и средний бизнесы, реализация инновационных проектов составляет 60% против 10%, реализуемых в России [1]. И только с 01.01.2014 в рамках федеральной контрактной системы8 Российской Федерации не менее 15% годового объема заказов должно быть отдано малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям.
6 Государственная политика США в отношении предпринимательства и малого бизнеса: исследование компаний: АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», АНО «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус», АНО «Информационно-аналитический центр «Тезаурус-Маркетинг». URL: http://www. nisse.ru/business/article/article_1435.html?effort.
7 Государственная политика США в отношении предпринимательства и малого бизнеса: исследование компаний: АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», АНО «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус», АНО «Информационно-аналитический центр «Тезаурус-Маркетинг». URL: http://www. smb.ru/analitics.html?id=gp_usa.
8 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Ро ссийской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Проблемам повышения стандартизации с 2005 г. посвящены многочисленные публикации российских ученых (Я.Я. Кайля, Н.С. Синельниковой, М.Е. Орловой и др.). В данных исследованиях рассматривается широкий круг вопросов стандартизации: государственно-муниципальных услуг в целях устойчивого развития территории, сфер деятельности банка, бюджетного контроля, деятельности контрольно-счетных органов, автоматизированных систем бухгалтерского учета и др. Результаты проведенной научной работы позволили создать методологическую и методическую основы для принятия органами власти соответствующих решений.
Правительством РФ одобрена новая Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года9 (далее - Концепция 2012 г.). Стандартизация признана одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение обороноспособности государства. В соответствии с Концепцией 2012 г. национальная система стандартизации должна учитывать и реализовывать лучшую международную практику управления качеством. В документе подчеркивается, что на современном этапе наблюдается объективный процесс общественного осознания роли высокого качества во всех областях человеческой деятельности, в том числе качества предоставляемых услуг.
Поставленные в Концепции 2012 г. цели могут быть достигнуты при условии решения следующих задач:
- совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном и региональном уровнях;
- разработка национальных стандартов и оптимизация сроков их подготовки с учетом обязательств, принятых РФ при вступлении в ВТО;
- внедрение в процессы стандартизации новых информационных технологий.
В рамках реализации Концепции 2012 г. предусмотрено:
- ежегодное обновление стандартов (до 15%) в приоритетных секторах экономики;
- стандартизация инновационной продукции и приведение в соответствие национальных стандартов с международными стандартами (до 70%);
9 Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762-р.
- проведение научно-исследовательских работ, направленных на развитие национальной системы стандартизации [2, 3]. Предполагается, что основными инструментами реализации Концепции 2012 г. должны стать:
- разделы отраслевых федеральных целевых программ и государственных программ, посвященные вопросам стандартизации;
- планы и программы разработки национальных стандартов, предусматривающие мероприятия по развитию стандартизации и унификации в сферах экономики, пересмотр, изменение или отмену устаревших национальных стандартов. Вопросами стандартизации и сертификации
в России ведает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России -Росстандарт. Его функциями являются:
- организация экспертизы проектов всех национальных стандартов;
- руководство деятельностью организаций, осуществляющих сертификацию и стандартизацию;
- утверждение национальных стандартов России, разработка национальных, международных и межгосударственных стандартов, а также адаптация национальных стандартов в соответствии с международными стандартами;
- организация работы федерального фонда стандартов и технических регламентов России. Росстандарт наделен правами:
- утверждения программы разработки национальных стандартов;
- утверждения порядка создания и деятельности технических комитетов по стандартизации;
- принятия и введения в действие общероссийских классификаторов;
- межведомственной координации работ по их проведению.
Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается скоординированной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.
Следует учитывать, что вступление России в ВТО активизировало рост конкуренции между отечественными и зарубежными производителями и поставщиками товаров и услуг. Равная конкуренция с западными компаниями возможна в том случае,
если российские предприятия будут работать в соответствии с принятыми во всем мире правилами бизнеса. Одним из таких правил является наличие у предприятий и организаций сертификатов соответствия ISO 9000. Только такие сертификаты документально докажут конкурентоспособность российского производителя (поставщика), возможность его равноправного сотрудничества с зарубежными компаниями на территории РФ, а также станут гарантами выполнения требований, предъявляемых ВТО к российским предприятиям.
В настоящее время стандарт ISO 9001:2008 принят более чем в 170 странах мира, а число сертифицированных компаний уже превысило 1 млн. Мировой опыт показывает, что наличие сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) действительно дает возможность предприятиям существенно сократить себестоимость производства, компенсировать расходы, связанные с процедурой сертификации, повысить рентабельность бизнеса. В России этот процесс идет крайне медленно. В последние несколько лет такую сертификацию проходили главным образом строительные организации, и то только ради вступления в саморегулируемые организации или участия в конкурсе. Кроме того, это требовало и требует определенных финансовых затрат на получение и ежегодное подтверждение сертификата соответствия.
Так как членство в ВТО, по сути, стирает экономические границы между компаниями стран - участников данной организации, то в настоящее время прохождение сертификации по стандартам серии ISO 9000 диктуется объективными причинами:
- возможностью принимать участие в аукционах
на получение госзаказа;
- необходимостью выхода на международный
рынок;
- привлечением иностранных инвестиций.
Все это позволит любой российской компании выдержать конкуренцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Сделать же это без соблюдения международных правил, без налаживания тесных деловых отношений просто невозможно.
В этих экономических реалиях региональным органам власти необходимо инициировать интерес российских предприятий к внедрению СМК. Это, несомненно, будет способствовать как экономическому процветанию отдельно взятой компании и региона, так и всей экономики Российской Федерации в целом.
В настоящее время продолжается процесс стандартизации систем качества услуг. Одним из первых в этом направлении был разработан ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг», созданный на основе стандартов ИСО 9000. Разрабатывается информационная система для работы с экспертами в области стандартизации и сертификации, идет работа над информационной системой поддержки экспертов в области стандартизации. На территории всех субъектов Федерации в крупных промышленных городах созданы центры стандартизации, метрологии и сертификации.
В целях оптимизации деятельности центров образован Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений10, который включает в себя более 24 000 стандартов. Ведется постоянная работа по разработке новых документов по стандартизации. За период с 2008 по 2012 г. их принято более 3 000. Уровень их соответствия международным стандартам составляет более 70% [6, 8]. Показателен пример развития Калужской области, отмеченной на ВЭФ Всемирным банком.
По итогам социально-экономического развития Калужской области в 2013 г. можно констатировать создание 10 индустриальных парков, на территории которых реализуются 86 инвестиционных проектов, из них 64 - это уже действующие предприятия. В регионе активно развиваются автомобильный, туристический, фармацевтический, транспортный и другие кластеры. За 2013 г. область открыла 13 новых промышленных производств и подписала 24 соглашения о сотрудничестве. Общий объем инвестиций в основной капитал составил 90 млрд руб. В бюджет региона поступило 43,5 млрд руб. Это на 1 млрд руб. больше, чем в 2012 г.
Прирост промышленного производства Калужской области составил 7,5% к уровню 2012 г., объем отгруженной продукции промышленного производства - 470 млрд руб. Около 60% из этого объема составляет продукция предприятий так называемой новой экономики, при этом прирост иностранных инвестиций на треть превышает показатель 2012 г.11. И все это на фоне продолжающейся стагнации в
10 Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений: создание утверждено Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (гл. 6, ст. 20).
11 Экономические процессы региона в свете территориального раздела Статистического регистра Росстата. URL: http://kalugastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kalugastat/ru/ statistics/accounting/.
промышленности, спада объема привлечения инвестиций в основной капитал, отсутствия финансирования крупнейших проектов с участием государства в целом по России.
Министр экономического развития Калужской области М. Шерейкин в 2009 г. сообщил о том, что создание технологического парка в Обнинске откладывается на неопределенный срок. Это связано с тем, что государственная программа создания технологических парков требует софинансирования из бюджета региона в размере 50%. Именно поэтому за три года не удалось завершить строительство объектов технопарка12.
Аналогичная ситуация повторилась в 2011 г., когда на уровне Правительства РФ предлагалось исключить Калужскую область из государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»13. Данная программа была утверждена в 2006 г. и действовала до 2014 г. В программе ставились цели формирования благоприятной среды для развития предпринимательства, доступной инфраструктуры для высокотехнологичных предприятий, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, а также территориальной концентрации финансовых интеллектуальных ресурсов внутри регионов.
Точку в споре поставил Президент РФ В.В. Путин, отметивший, что «пример Калужской области убедительно показывает, как можно практически с нуля создавать новые индустриальные центры, активно привлекать передовые технологии». Оценка, данная В. Путиным, закономерна, так как на протяжении последних лет регион демонстрирует новые качественные показатели, являясь одним из лидеров процесса индустриализации страны14.
Необъективность оценок была связана как с отсутствием нормативно-правовой базы, в том числе закона, регламентирующего деятельность технопарков, так и системы в финансировании и руководстве процессом создания технопарков, которую способны поддерживать только грамотные специалисты, об-
12 Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем // Инновационный дайджест 27 апреля - 10 мая 2009 г
13 О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: распоряжение Правительства РФ от 10.03.06 № 328-р.
14 Премьер-министр РФ В.В. Путин похвалил Калужскую область. URL: http://www.obninx.ru/news/kaluga-region-news/446-putin-pohvalil.html.
ладающие инновационным мышлением. Не была сформирована и система независимого экспертного контроля со стороны профессиональных участников рынка (производителей и потребителей), способная обеспечить полную прозрачность процесса. И это в то время, как уже отмечалось в исследовании, когда в мире накоплен значительный опыт в данной области и имеются разработанные стандартизированные решения.
В настоящее время на территории Калужской области существует целый ряд серьезных проблем, требующих принятия концептуальных решений как на федеральном, так и региональном уровне.
В то же время регион доказал способность к деятельности прорывного характера, формирующей территорию стабильности, процветания и благополучия. Область может выступать в качестве лидера, охватывая и вовлекая другие субъекты РФ с разным уровнем и потребностями, спецификой экономического развития, а также социальными проблемами в процесс инновационного, перспективного развития.
Список литературы
1. Александрии Ю.Н. Институты и инструментарий формирования эффективной системы государственного стимулирования малого бизнеса: опыт США // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 1.
2. Кайль Я.Я. Актуализация проблемы стандартизации государственно-муниципальных услуг в целях устойчивого развития территории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 20.
3. Костин Б.А., Коноплева И.А. Концепция стандартизации автоматизированных систем бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 14.
4. Крутиков В.К., Гворыс В., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В. Инновации в развитии индустрии туризма региона. Калуга: Прайт-К. 2013. 236 с.
5. Орлова М.Е. Современные проблемы стандартизации бюджетного контроля в России и пути их реализации // Финансы и кредит. 2009. № 37.
6. Синельников Н.С. Стандартизация внешнего государственного и муниципального финансового контроля // Финансы и кредит. 2013. № 36.
7. Цзунхэ. Место Китая в мировой торговле // Китай. 2014. № 3. С. 27.
8. Чеснокова В.Ю., Овчинникова О.П. Стандартизация деятельности коммерческого банка, имеющего филиальную сеть // Финансы и кредит. 2008. № 36.
Region development strategy
REGIONALIZATION AND STANDARDIZATION AS DRIVERS OF ECONOMIC GROWTH
Valerii K. KRUTIKOV, Tat'iana V. DOROZHKINA, Aleksei M. EROKHIN
Abstract
In article on the example ofthe Kaluga region approaches to overcoming of problems at attraction of investments and introduction of the international standards of the management providing regional economic growth and influencing development of national economy as a whole are considered
Keywords: regionalization and globalization, standardization and certification, new approaches to WTO, technological parks in Kaluga oblast, a breakthrough in innovative development
References
1. Aleksandrin Iu.N. Instituty i instrumentarii formirovaniia effektivnoi sistemy gosudarstvennogo stimulirovaniia malogo biznesa: opyt SShA [Institutes and tools of formation of effective system of the state stimulation of small business: experience of the USA]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo - Society: policy, economy, right, 2012, no. 1.
2. Kail' Ia.Ia. Aktualizatsiia problemy standarti-zatsii gosudarstvenno-munitsipal'nykh uslug v tseliakh ustoichivogo razvitiia territorii [Updating of a problem of standardization of state and municipal services for a sustainable development of the territory]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2009, no. 20.
3. Kostin B.A., Konopleva I.A. Kontseptsiia standartizatsii avtomatizirovannykh sistem bukhgal-terskogo ucheta [The concept of standardization of the automated systems of accounting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet - International accounting, 2012, no.14.
4. Krutikov V.K., Gvorys V., Dorozhkina T.V., Za-itsev Iu.V. Innovatsii v razvitii industrii turizma regiona
[Innovations in development of the industry of tourism of the region]. Kaluga, Prait-K Publ., 2013, 236 p.
5. Orlova M.E. Sovremennye problemy standartizat-sii biudzhetnogo kontrolia v Rossii i puti ikh realizatsii [Modern problems of standardization of the budgetary control in Russia and a way of their realization]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2009, no. 37.
6. Sinel'nikov N.S. Standartizatsiia vneshnego gosudarstvennogo i munitsipal'nogo finansovogo kon-trolia [Standardization of external state and municipal financial control]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 36.
7. Tszunkhe. Mesto Kitaia v mirovoi torgovle [Place of China in world trade]. Kitai - China, 2014, no. 3, p. 27.
8. Chesnokova V.Iu., Ovchinnikova O.P. Standar-tizatsiia deiatel'nosti kommercheskogo banka, imeiush-chego filial'nuiu set' [Standardization of activity of a commercial bank having a branch network]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2008, no. 36.
Valerii K. KRUTIKOV
Financial Academy under the RF Government (Kaluga branch), Kaluga, Russian Federation vkkrutikov@mail . ru
Tat'iana V. DOROZHKINA
Institute of Management, Business and Technology,
Kaluga, Russian Federation
Aleksei M. EROKHIN
Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russian Federation nir@universitys . ru