УДК 330 (075.8)
ЕС- Щербакова ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
в.к. Крутиков ИНСТИТУТОВ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УСЛУГ
Аннотация. В статье исследуются возможности использования потенциала некоммерческого сектора экономики в современных условиях проявления внешних и внутренних вызовов. На примере Калужской области демонстрируются практические проблемы, а также направления реализации институтов некоммерческого сектора экономики как эффективного механизма самоорганизации предпринимательства и граждан и системы мер по укреплению доверия населения к социально-экономической политике государства.
Ключевые слова: некоммерческий сектор экономики, современные вызовы, формирование национальных ценностей, человеческий капитал, социально-экономические услуги, Калужская область.
Ydena Shcherbakova EFFECTIVE USE OF NON-PROFIT INSTITUTIONS
Valeriy Krutikov SECTOR IN THE FORMATION OF INNOVATIVE
SERVICES
Annotation. Thе article examines the potential of the non-profit sector of the economy in modern conditions of the manifestations of external and internal challenges. On the example of Kaluga region the practical problems, as well as implementing institutions nonprofit sector as an effective mechanism for self-organization of business and citizens, and the system of measures to strengthen public confidence in the socio-economic policy of the state are demonstrated.
Keywords: non-profit sector of the economy, contemporary challenges, formation of national values, human capital, socio-economic services, Kaluga region.
Анализ современной ситуации, складывающейся в условиях возникновения внешних и внутренних вызовов, безусловно, требует переосмысления космополитических идей международной интернационализации России. Следует четко отличать космополитизм умеренный, учитывающий как мировые интеграционные ценности, так и ценности национальных культур, от космополитизма вульгарного, при котором все богатство космополитических идей сводится к эгоцентристскому тезису: «Где мне хорошо, там и отечество» [3]. Остановимся на некоторых мировых и национальных подходах к формированию ценностей.
Китайскими исследователями мечта возрождения китайской нации формулируется на основе следующих аспектов: мощность в областях экономики, политики, науки и военной силы; стабильность как отсутствие беспорядков, полная социальная уверенность; богатство, при котором люди живут в достатке. А также инновации в широком смысле как наличие передовой науки, блестящего искусства и инновационной продукции [11].
Основополагающие положения Декларации независимости США гарантируют реализацию возможностей поиска достойной жизни и свободы предпринимательства. Содержание «американской мечты» связано с конкретным человеком, добившимся благодаря своим идеям, упорному труду успеха в жизни [9].
В Великобритании по опросам, проведенным учеными, 81 % англичан считают, что главная задача государства - отслеживать и повышать уровень счастья, основными составляющими которого являются здоровье, достаток и доступное достойное образование. Все три составляющие обеспечивают инновационное восприятие непрерывно изменяющейся действительности [13].
© Щербакова Е.С., Крутиков В.К., 2014
Великий ученый и гуманист А.Д. Сахаров, гениально предвидя вероятность возникновения новых вызовов и противоречий, которые могут нарушить экономическую и социально-политическую стабильность становления новой России, предлагал конвергентный вариант развития страны, при котором общество преодолевает недостатки капитализма и социализма, в то же время впитывает все положительное, креативное, созданное этими системами [8].
Сегодня на примере событий в арабских странах (Египет, Ливия, Тунис и др.), Грузии, Украине мы видим, кем и с какой целью брошены вызовы. Так, в своей речи Б. Обама заявил, что Россия может стать частью мирового порядка при условии, если примет вашингтонскую гегемонию и не будет препятствовать американскому контролю. Россия должна смириться с приоритетом вашингтонских интересов перед ее собственными интересами [6].
Одним из рычагов внутреннего влияния на Россию и другие страны в целях установления американского мирового порядка выступают формируемые на средства США, их партнеров сети некоммерческих организаций (НКО). Наше государство только в 2012 г. законодательно ввело в российскую практику институт некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Принятое решение, направленное на предотвращение попыток дестабилизировать общество, противопоставить его государству, вызвало отрицательную реакцию со стороны представителей НКО, получающих средства от иностранных партнеров. В то же время деятельность некоммерческих организаций, финансируемых из иностранных источников, имеет четко сформулированную владельцами этих источников направленность, о которой можно судить по следующим базовым положениям.
Представители Европейского союза, ООН, Европейского банка, Всемирного банка не имеют единого четкого определения гражданского общества и используют свои понятия. Приоритеты последних лет в развитии гражданского общества устанавливаются последовательно для Грузии, Украины и России. НКО противопоставляются государственным структурам и призваны воздействовать на властные структуры в определенных целях.
При этом выстраивается четкая структура, объединяющая ресурсы: финансовые, материальные, информационные и пр. Группы влияния структуры имеют горизонтальную и вертикальную направленность, обладающую определенной устойчивостью, преемственностью, непрерывностью в работе. Формируется актив, учитывающий в работе особенности местной культуры, умело использующий возникающие проблемные вопросы для решения своих задач. Для координации деятельности осуществляются обмен информацией и подбор новых кадров [5].
Следует прислушаться к мнению академика РАН Е. Примакова, который подчеркнул: «Чтобы избежать дестабилизации, нужно в первую очередь значительно больше, чем раньше, учитывать общественное мнение при принятии решений». Примаков отметил, что речь идет о недопустимости игнорирования мнений не только широких слоев общества, но и меньшинства, нередко объединенного креативными идеями [4].
Требуется создание стройной системы государственной поддержки развития гражданского общества во всем его многообразии социально-экономической жизни страны. Одним из важных элементов системы выступают некоммерческие организации. При этом система НКО должна формироваться не на средства иностранных государств, преследующих свои цели, а при всесторонней ресурсной поддержке собственного государства. Множество видов некоммерческих организаций ставит задачи гибкого, дифференцированного и творческого подхода к их правовому регулированию, управленческой деятельности, механизму внутрихозяйственных отношений, рыночным и человеческим связям с партнерами и т.д.
Можно выделить следующие, наиболее значимые направления деятельности НКО, оказывающие наибольшее влияние на совершенствование социально-экономической политики федеральных, региональных и муниципальных систем. Первое место занимает содействие защите прав и за-
конных интересов граждан. Второе место - направления, связанные с развитием здорового образа жизни и социально-медицинскими аспектами. Третье - деятельность по работе с детьми и молодежью. Четвертое направление связано с инфраструктурной поддержкой инновационной деятельности. Пятое - решение вопросов по развитию местного предпринимательского сообщества, созданию новых рабочих мест, а в конечном итоге - формированию среднего класса.
Целесообразно обозначить актуальные проблемы, препятствующие динамичному развитию
НКО.
1. Недостаток полной и объективной информации, позволяющей полноценно влиять на процессы, происходящие в жизни общества.
2. Неготовность системы НКО выступать в качестве несущей конструкции в жизни гражданского общества.
3. Отсутствие должного профессионального уровня у людей, имеющих способности и волю брать на себя ответственность в создании особого сообщества, основанного на ценностях и социальном предназначении организации.
4. Узкая направленность и неспособность существенно расширить поле своей деятельности, осознав себя единой системой, выражающей единство взглядов и интересов граждан.
5. Отсутствие координации и должного уровня поддержки.
6. Неготовность чиновников к партнерским отношениям с НКО и преобладание в управлении командно-административного стиля.
Показательны примеры по Калужской области, которая отмечается руководством страны как лидер инновационного и инвестиционного развития на основе привлечения иностранного капитала. При этом отношение населения к происходящим, казалось бы, положительным процессам, неоднозначное. Существуют разногласия между региональной властью и частью населением.
2 ноября 2013 г. сотни жителей поселка Детчино Калужской области провели митинг, в ходе которого сформулировали отрицательную оценку деятельности руководства региона, включая лично губернатора. Одновременно жители поселка и прилегающих деревень собрали более 1 500 подписей под обращением к Президенту РФ и патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой не допустить строительства завода по переработке отходов на том месте, где когда-то стояла разрушенная в 1939 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы. Мощность предприятия должна была составлять 750 тыс. т отходов в год. Предполагалось, что туда будут поставлять отходы Калуги, Обнинска и еще 11 северных районов региона. Завод планировали построить на площади 67 га рядом с системой рек, питающих водой город Калугу и другие поселения [12].
Население региона понимает необходимость решения проблемы переработки мусора, но не доверяет методам, используемым руководством области. Точку в этом конфликте поставил член Совета Федерации ФС РФ от Калужской области В. Сударенков. Он, как и жители области, усомнился в том, что в регионе собираются перерабатывать исключительно калужский мусор. Представленные чиновниками цифры подтвердили опасения. Сударенков высказал мнение о том, что разговор должен носить открытый характер: «Не надо чураться того, о чем говорит и чего требует население. Оно вправе требовать здоровую среду обитания. Никто не хочет жить на краю отходного обвала» [7].
В июле 2014 г. разгорелся конфликт между медицинскими работниками и руководством центральной больницы города Людиново. Руководство больницы урезало зарплаты за счет стимулирующих выплат. Медики были вынуждены трудиться на две-три ставки, чтобы хоть что-то заработать. Так, медсестры помимо основных обязанностей выполняли функции уборщиц. Районной больнице хронически не хватало собственных средств, и руководство таким образом проводило «оптимизацию». К сожалению, реакция представителей исполнительных властных структур муниципалитета и региона на происходящие события отличалась неадекватностью. Местное отделение незави-
симых профсоюзов работников здравоохранения «Действие» начало протестную акцию против произвола. Были собраны подписи под обращением к Президенту РФ В. Путину, и вынесено предупреждение о проведении так называемой «итальянской забастовки» в случае неисполнения законных требований. Для подтверждения серьезности ситуации независимые профсоюзы, заручившись поддержкой брянского отделения «Действия» и нескольких депутатов областного Законодательного Собрания Калужской области, провели в городе пикет [1].
В период 2013 г. и начала 2014 г. взаимоотношения между представителями малого бизнеса и руководителями властных структур Калужской области носили ярко выраженный конфликтный характер. Несмотря на неоднократные встречи с первыми лицами субъекта Российской Федерации и областного центра - города Калуги и проведенные митинги на площадях столицы региона, консенсус не был достигнут. К сожалению, калужские предприниматели, в отличие от медицинских работников города Людиново, не нашли должной поддержки со стороны различных некоммерческих организаций (Торгово-промышленная палата, Опора России, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и др.). Не проявили должной активности и представители профессиональных и иных союзов.
«Венцом» антагонистических отношений стал митинг на Пушкинской площади в центре Москвы под лозунгом «В защиту трудовых коллективов и предпринимателей Калужской области». Для участия в мероприятии 31 марта 2014 г. из Калуги приехало несколько сотен калужан. На митинге звучали резкие выступления, вплоть до требования отставки губернатора. Свои претензии органам власти граждане формулируют следующим образом. В Калужской области на протяжении ряда лет систематически уничтожается малый и средний бизнес. В первую очередь гонениям подвергаются мелкорозничная торговля и сфера бытовых услуг, оказываемых населению. Более 5 тыс. человек могут лишиться работы. По мнению представителей малого бизнеса, рекламируемый руководством области благоприятный инвестиционный климат распространяется только на представителей крупного бизнеса, в первую очередь иностранного, которым предоставляются всевозможные преференции, недоступные для отечественных предпринимателей. Представители малого бизнеса Калужской области в центр столицы России вынесли проблемы, которые должны решаться на местах [2].
Увы, региональные чиновники, игнорируя мнение Е. Примакова, В. Сударенкова и своего населения, проявляя собственную беспомощность в решении конфликтных ситуаций, пытаются искать причины в происках «внешних врагов», заявляя: «Им деньги надо отрабатывать, которые они получают из-за океана» [10]. Да, безусловно, внешние вызовы, брошенные нашей стране, достаточно серьезны. Но наш российский опыт демонстрирует, что мобилизация нации перед общей опасностью достигается благодаря социально-экономической и политической интеграции государства, общества и бизнеса. На практике наблюдается нарастание интеграционных процессов как ответ на внешние вызовы.
Грамотное, высокопрофессиональное включение в интеграционный процесс потенциала системы НКО обеспечит реализацию главных ценностей: справедливости, творчества, подлинной демократии, развития принципов местного самоуправления. Данная система будет содействовать решению актуальных задач, сформулированных руководством страны, в частности обеспечению замещения импорта и экономической безопасности. Но в настоящее время менеджмент некоммерческих организаций не отвечает современным высоким требованиям.
Социальное и хозяйственное развитие, как показало исследование, предъявляет к менеджерам некоммерческих организаций определенные требования, согласно которым они должны:
- обладать не меньшим уровнем компетентности, навыков, квалификации, чем менеджеры организаций, действующих в окружающей конкурентной среде;
- знать принципы и специфику практической деятельности НКО, законодательство и базовые уставные требования;
- быть преданными делу НКО, где задачи и функции представляют собой единое целое, сочетающее хозяйственную деятельность и социальные цели, а также быть восприимчивыми к интересам и нуждам членов организации;
- иметь способности и волю брать на себя ответственность в создании особого сообщества членов и работников НКО, основанного на ценностях и социальном предназначении некоммерческого сектора;
- понимать, что члены НКО сами являются участниками процесса предпринимательства, так как им приходится участвовать в изучении конкурентной среды, определении и оценке предпринимательских возможностей, принимать на себя риски, участвовать в предпринимательстве собственным капиталом и получать от этого определенные преимущества;
- осознавать, что успех предпринимательства, осуществляемого в некоммерческом секторе, зависит от внешних факторов, в первую очередь таких, как законодательные и бюрократические ограничительные барьеры, которые не позволяют в полной мере использовать потенциал НКО;
- учитывать, что если раньше в регионах власти уделяли внимание крупным инвестиционным проектам, то сегодня время требует поддержать НКО, а также представителей малого и среднего бизнеса, способных генерировать новые рабочие места, инновационные точки роста, оказывать влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики;
- принимать участие совместно с федеральными и региональными властными структурами в разработке мер по поддержке НКО, а также малого и среднего бизнеса, умело их реализовывать в практической деятельности.
Представители власти регионов России, с учетом положительного мирового опыта, должны выработать собственный вариант системы социально-экономического устройства, которая открывала бы простор для повышения роли человеческого капитала в инновационном социально-экономическом росте страны. Российской государственной и муниципальной власти в кратчайшие сроки требуется научиться использовать институты некоммерческого сектора экономики как эффективный механизм самоорганизации предпринимательства и граждан, как часть системы мер по укреплению доверия населения к социально-экономической политике государства. Следует нейтрализовать попытки использовать этот мощный рычаг внутреннего влияния на нашу страну в чьих-то, но не российских интересах. Одновременно исключить стремление недобросовестных чиновников оправдывать свою бездеятельность или некомпетентность наличием внешних угроз.
Библиографический список
1. В Людиново прошел пикет врачей против «оптимизации» медицины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ikaluga.com/news/ 2014/07/25/v-lyudinovo-proshel-piket-vrachey-protiv-optimizacii
2. В Москве прошел митинг с требованием отставки Артамонова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ikaluga.com/news/2014/04/01/v-moskve-proshel-miting-s-trebovaniyami-otstavki
3. Витте С.Ю. По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист // Собр. соч. и документальных материалов. Т. 1: Пути сообщения и экономическое развитие России. - Кн. 2. - Ч. 1. - М.: Наука, 2004.
4. Интервью с академиком РАН Е.М. Примаковым РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru (дата обращения: 14.01.2013).
5. Крутиков В.К. Создание системы некоммерческих организаций (НКО) в учреждениях высшего образования как инструмента просвещения, обеспечивающего формирование гражданского общества и национальную безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 20 (209). - С. 2-9.
6. Пол К. Робертс. 24 сентября 2014. Речь Обамы в ООН: Ложь, хвастовство и провокация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://впередроссия.рф/blog/43351768372/Rech-Obamyi-v-OON:-Lozh,-hvastovstvo-i-provokatsiya
7. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/
8. Сахаров А.Д. Конвергенция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bagira.nl/zhurnaly/rodina/1989-10/opyt-slovarya-novogo-myshleniya.html
9. Свободная энциклопедия. Википедия. Декларация независимости США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
10. Стадион «Центральный» окончательно решили снести [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp40.ru/news/gorod_oblast/26784/
11. Шаньшань Ю. Мировой диалог о китайской мечте // Китай. - 2014. - № 2 (100). - С. 6-7.
12. 750 жителей Детчино на митинге предложили Артамонову уйти в отставку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ikaluga.com/news/2013/11/05/750-zhiteley-detchino-na-mitinge-predlozhili
13. New Economics Foundation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.neweconomics.org