перспективы использования потенциала некоммерческих организаций в интересах инновационного развития
регионов
Крутиков Валерий Константинович
д-р экон. наук, профессор, проректор по научной и методической работе [email protected]
Дорожкина Татьяна Викторовна
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и общепрофессиональных и экономических дисциплин [email protected]
Зайцев Юрий Викторович
канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента [email protected]
Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга
_Аннотация
В статье исследуются современные проблемы формирования некоммерческого сектора экономики, раскрываются перспективы использования его потенциала в интересах инновационного развития регионов. Выделены базовые положения функционирования системы некоммерческой финансовой взаимопомощи. Сформулированы профессиональные требования, предъявляемые к менеджерам некоммерческих организаций, необходимые для создания современной системы управления.
Ключевые слова: некоммерческие организации, инфраструктура поддержки, кредитно-финансовое обеспечение, человеческий капитал, инновации
Проведенное исследование теоретических положений и практического опыта высокоразвитых стран демонстрирует большие возможности некоммерческого сектора экономики и входящих в него организаций, основанных на самостоятельности и самоуправлении. В связи с этим некоммерческие организации (НКО) приобретают все большее значение в инновационном развитии национального хозяйства ведущих стран.
Взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций
В некоммерческом секторе на разных уровнях конкретные социально-экономические проблемы
решаются на демократической основе. В качестве примера на рисунке представлена схема взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций (НКО) в интересах инновационного развития сферы услуг (см. рис.).
Анализ функционирования НКО и их объединений в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших потенциальных возможностях этих организаций в решении таких социально-экономических проблем как поддержка малого и среднего бизнеса, рост занятости населения, повышение производительности труда и стимулирование инновационной деятельности.
Историко -экономическое исследование развития некоммерческого сектора
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о серьезном отставании в развитии некоммерческого сектора нашей страны от большинства развитых стран по значительному перечню позиций. Так, доля некоммерческого сектора в объеме валового внутреннего продукта России составляет менее 1,5 %, а в ведущих странах - от 4 до 16 %. Особенно слабые позиции нашей страны отмечаются в использовании потенциала данного сектора в реализации инновационного сценария социально-экономического развития. И это при том, что в субъектах РФ некоммерческий сектор представляют более 600 тысяч организаций, в которых трудятся более полумиллиона человек. Только на муниципальном уровне кооперативы и товарищества насчитывают свыше 150 тысяч организаций. Успешно развиваются новые организационно-правовые формы, такие как автономные некоммерческие организации и некоммерческие партнерства, за последние годы их количество увеличилось в три раза [1].
Наблюдается положительная динамика расширения ассортимента и увеличения объема оказываемых услуг. Медленно, но формируется инфраструктура поддержки предпринимательского сообщества, в том числе инновационной направленности, на местном уровне. Историко-экономическое исследование позволяет на примере Калужской области, а ранее губернии, продемонстрировать темпы и качество форми-
некоммерческие
приобретают все большее значение в инновационном развитии
национального_
стран
—зиа-
инновации
Рис. Взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций (НКО) в интересах инновационного развития сферы услуг
рования кредитно-финансовой инфраструктуры поддержки малого бизнеса и граждан. В качестве положительного показателя современные калужские чиновники докладывают о создании к концу
2013 года 450 сельскохозяйственных кредитных кооперативов, в деятельности которых принимают участие свыше 15 тысяч личных и семейных малых форм хозяйствования [2]. А экскурс в историю позволяет представить следующие данные. К концу 1913 года кооперативные кредитные учреждения обслуживали около половины населения Калужской губернии - 113930 дворов. Займы у государства составляли 60% основного капитала кооперативов. Чистая прибыль кредитных учреждений, предоставлявших ссуды под 12%, составляла от 3,9 до 4,6%, а просроченные ссуды в общем балансе учреждений не превышали 3%. Решались вопросы создания особого фонда из государственных средств, обеспечивающих долгосрочный (сегодня бы сказали, инвестиционный) кооперативный кредит для приобретения современного (по тем временам) оборудования и техники. Проводилась работа по открытию местного кооперативного банка с целевой направленностью по осуществлению стимулирования развития малого бизнеса [1].
Можно сделать вывод о том, что сто лет назад государственная политика создания потребительских кредитных кооперативов как важного элемента инфраструктуры поддержки инициативных, творческих предпринимателей и граждан проводилась на совершенно другом, высоком уровне, отвечающем требованиям инновационного развития территорий.
Характеристика современного состояния и проблемы некоммерческого сектора
В настоящее время в субъектах РФ в расчете на 1000 человек в среднем приходится 6 малых предприятий, в то время как в регионах на территории государств - членов Европейского союза (ЕС) - не менее 30. Общее число занятого в малом бизнесе экономически активного населения в нашей стране в 3-4 раза ниже уровня стран ЕС. Доля российского малого бизнеса в ВВП, число созданных рабочих мест на территории страны также являются низкими по сравнению с развитыми государствами, где именно малые предприятия генерируют до 55% всех инноваций. В нашей стране, разработав
доля некоммерческого сектора в объеме валового внутреннего продукта России составляет менее 1,5%, а в ведущих странах - от 4 до 16%
_медленно,
_но формируется
_инфраструктура
_поддержки
предпринимательского
_сообщества, в том
_числе инновационной
_направленности
ргш
с
иШШр
идеи Концепции-2020, адекватных мер прорывного характера по их реализации не предприняли [1]. Анализ финансовой системы поддержки некоммерческого сектора как несущей конструкции всех экономических систем продемонстрировал, что вложения в сектор не отвечают современным требованиям, хотя и оцениваются в 250 млрд рублей. Это, в частности, связано с тем, что формирования в российской практике финансово-кредитной системы в ее классическом понимании развитых стран нет, т.к. процесс направлен в основном на поддержку крупного бизнеса. По оценке швейцарских экспертов (Банк Credit Suisse) в мировой практике миллиардерам в общей сложности принадлежит 1-2% от национального благосостояния, в России 119 миллиардеров владеют 35% всех богатств [4]. В условиях подобной экономики для предприятий малого бизнеса, генерирующим инновации, места быть не может. Весьма показательна ситуация с отзывом лицензий у банка «Пушкино» и Мастер-банка, длительное время проводивших сомнительные операции, и регулярно, не один год, в негативном плане упоминавшихся в документах различных властных структур, в том числе и правоохранительных. анковское лобби заявило о сжатии ликвидности, осте ставок, отказе банков от размещения свободных средств, нарастающем факторе напряженности, как бы предупреждая Центробанк (ЦБ) РФ нежелательности продолжения «зачистки» банковской системы [5].
Система НКО и их объединений по финансовой взаимопомощи способна повлиять на процесс развития финансово-кредитной системы страны и может способствовать реализации главных ценностей - индивидуальной свободы, справедливости, защиты достоинства человека и его собственности, создание гражданского общества. Безусловно, небанковские организации по аналогии с банками, обязаны неукоснительно следовать требованиям ЦБ и также им контролироваться. На это обратил внимание и Президент РФ В.В. Путин: «Кредитные потребительские кооперативы обслуживают ту часть населения, которая, как правило, «не интересна» для крупных коммерческих организаций», в то же время подчеркнув: «однако под прикры-
тием потребительских кооперативов зачастую действуют финансовые пирамиды, которые привлекают деньги граждан, обещая высокие проценты» [3].
Система некоммерческой финансовой взаимопомощи
Долгосрочное инновационное развитие регионов требует совершенствования системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи путем включения ее нормативно-правовым, экономическим, организационным методами в комплекс социально-экономических, производственных, хозяйственных и иных мероприятий. Система некоммерческой финансовой взаимопомощи, рассматривая представителей малого и среднего бизнеса и граждан как свою целевую аудиторию, выступает как регулятор спроса и предложения на кредитные услуги в условиях кредитно-финансового рынка. Проведенное исследование отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить ряд базовых положений:
- вне зависимости от уровня системы каждое кредитное некоммерческое учреждение должно являться самостоятельным юридическим лицом, которое работает по единым правилам;
- сами некоммерческие организации финансовой взаимопомощи выступают в роли филиалов и представительств единой системы;
- единые кооперативные принципы, на которых строится система, не допускают вывод капитала из регионов, испытывающих потребность в финансовых ресурсах, даже при возможности получения большей прибыли;
- индикаторами эффективности взаимодействия государства и системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи должны выступать показатели, характеризующие качественный рост предприятий малого и среднего бизнеса, а также уровень жизни населения регионов (развитие инфраструктуры, количество новых рабочих мест, активизация инновационных процессов, внедрение новых знаний и технологий, рост производительности труда и другие);
- в перспективе, в нашей стране возникает потребность в создании центрального аппарата (банка), объединяющего систему некоммерческих органи-
сектора____
продемонстрировал,
что вложения ...не отвечают современным требованиям
заций финансовой взаимопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей и защиты интересов целевой аудитории. Следует выделить ключевые аспекты, которые необходимо учитывать при формировании целостной системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи:
- востребованность идей и инновационных разработок;
- подготовка кадров, обладающих определенным уровнем компетенций, способных осуществлять инновационную деятельность;
- формирование инновационной инфраструктуры, отвечающей современным запросам и требованиям.
рган
иящ н
р
и'
тема НКО
взаимопомощи
на процесс развития
финансово-кредитной _системы страны
Профессиональные требования к менеджерам некоммерческих организаций
На современном этапе формирования целостной системы следует учитывать то обстоятельство, что основным источником экономического роста становится нематериальный капитал и его важнейшая составляющая - человеческие ресурсы. Российский некоммерческий сектор, как показало исследование, пока не обладает достаточным бъемом инвестиций, что уменьшает его возможности привлечь для организации такой работы специалистов необходимого уровня, создать современную систему управления и эффективно использовать государственную поддержку. Вместе с тем современное социально-экономическое состояние развития предъявляет к менеджерам некоммерческих организаций определенные требования:
- обладать уровнем компетентности, квалификации, не ниже чем менеджеры организаций-конкурентов;
- знать принципы и особенности практической деятельности некоммерческого сектора, его нормативно-правовую базу;
- быть восприимчивыми к потребностям и интересам членов организаций некоммерческого сектора, преданными их целям и задачам;
- иметь способности и волю в создании особого сообщества некоммерческого сектора, основанного на ценностях и социальном предназначении;
р>
- понимать преимущества, которыми обладают члены некоммерческих организаций, содействовать их эффективной реализации в экономической и общественной жизни;
- своевременно выявлять проблемные области, которые не позволяют в полной мере использовать потенциал сектора (законодательные, бюрократические и пр.), разрабатывать меры по их нивелированию;
- разрабатывать на федеральном и региональном уровне инвестиционные проекты, способствующие реализации потенциала некоммерческого сектора, а в конечном итоге стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства;
- реализовывать предпринимательские идеи, способные генерировать новые рабочие места, инновационные точки роста, оказывающие влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики;
- принимать участие в разработке программ государственной поддержки некоммерческого сектора и предприятий малого и среднего бизнеса с активным использованием инноваций в широком спектре направлений;
- умело координировать деятельность фондов финансирования инновационных проектов, венчурных и иных фондов;
- эффективно использовать потенциал ресурсных некоммерческих партнерств субконтракции по осуществлению взаимодействия региональных центров между собой, а также с зарубежными организациями по направлениям оптимизации, стандартизации и сертификации.
Выводы
Вступление России в ВТО создает новую реальность, серьезный вызов для целого ряда отраслей экономики и мотивацию для их обновления и модернизации. В связи с этим, изложенное придает дополнительное значение использованию потенциала некоммерческого сектора в инновационном развитии регионов России.
Литература
1. Крутиков В.К., Якунина М.В., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В. Некоммерческий сектор экономики и
система некоммерческой
финансовой_
взаимопомощи____
выступает как регулятор спроса и предложения на кредитные услуги
инновационное развитие региона. - Калуга: ООО «Полиграф-Информ», 2013. - 236 с.
2. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. admoblkaluga .ru/.
3. Кредитная кооперация Чувашии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.creditcoop.ru.
4. Официальный сайт Аргументы РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://argumentiru.com.
5. Официальный сайт РИА [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ria.ru/economy.
Valery K. Krutikov
Doctor of Science, Economics, Professor, Pro-rector for Teaching and Research Work, Institute of Management, Business and Technologies, Kaluga Tatiana V. Dorozhkina
Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Economics and General Professional and Economical Disciplines, Institute of Management, Business and Technologies, Kaluga Yuriy V. Zaycev
Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Management, Institute of Management, Business and Technologies, Kaluga
Opportunities of non-commercial organization facility usage in the interests of innovative development of regions
_Abstract
The modern problems of organization of non-commercial sector of economics are examined in the article; the perspectives of its facility usage in the interests of innovative development of regions are found out. The basic points offunctioning of the system of the non-commercialfinancial mutual assistance are marked. The professional requirements for managers of non-commercial organizations which are necessary for creation of modern management system are formed.
Keywords: non-commercial oranizations, support infrastructure, credit and financial assurance, human capital assets, innovations