4(307) - 2013
Реформа высшего образования
УДК 336.717
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОПОМОЩИ: КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ
В. К. КРУТИКОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: nir@universitys. ru
О. В. ДЕМИНА,
аспирантка кафедры менеджмента E-mail: nir@universitys. ru Институт управления, бизнеса и технологий
Статья посвящена возможности использования потенциала некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи в сфере научно-образовательной деятельности.
Ключевые слова: реформа, высшее образование, кредитно-финансовое обеспечение, научно-образовательная деятельность.
Анализ мировых процессов и российской действительности приводит к выводу о том, что инновационные системы должны представлять собой благоприятную институциональную среду для всех составных частей инноваций: образования, науки, коммерциализации знаний, защиты интеллектуальной собственности и финансовых вложений. А также, что достижение Россией нового уровня инновационного развития и траектории устойчивого социально-экономического роста возможно только при условии выведения современной системы образования на новый качественный уровень.
Между тем, по оценкам ведущих экспертов, проводимые реформы системы образования прохо-
дят на следующем фоне. В стране стало больше бедных, примерно 28 % населения имеют доход ниже 7 400 руб. Если обратиться к европейской методике расчета, то бедных людей в прямом смысле этого слова в России более 40 %. За годы преобразований произошло трехкратное снижение жизненного уровня населения, минимальная заработная плата отличается от максимальной платы в 27 раз [1].
В результате система высшего образования становится все менее доступной для расширяющихся бедных слоев населения. Одновременно она остается лишенной гибкости, неадаптированной к инновационным сдвигам, забюрократизированной и подавляющей институты вузовского самоуправления [2].
Наша страна по численности ученых, преподавателей и инженеров пока продолжает занимать одно из передовых мест в мире, но расходы России на науку и образование по сравнению с развитыми странами значительно отстают. В качестве примера следует отметить, что китайские вузы уже сейчас выпускают вчетверо больше инженеров, чем американские. Китаем реализуется перспективная программа создания экономики знаний, предусмат-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕОРЪЯ -и ЪР^тжгсх*
51
ривающая к 2020 г. сократить зависимость страны от иностранных технологий с 80 до 30 %. [7].
Разумеется, у каждой страны свои особенности. Нам следует искать свой путь перехода к инновационной экономике, в том числе при разработке и реализации политики подготовки кадров в высших учебных заведениях. Так, на территории Калужской области, позиционирующейся как регион с высоким уровнем внедрения инноваций, расположены представительства около тридцати вузов. В то же время возрастной пик для докторов наук приходится на возраст около 70 лет. Средний возраст докторов наук в регионе составляет 64 года. При этом ощущается острая нехватка молодых ученых-исследователей [3].
Одной из важнейших проблем при реализации права на доступное и достойное образование как для значительной части населения страны, так и для вузов является недостаток финансовых ресурсов. Безусловно, в качестве источников поступления финансовых средств образовательным учреждениям должны выступать государственные и частные заказы, коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности и др.
Для решения проблем выпуска высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики и реформирования самой вузовской системы образовательные и научные учреждения получили право создавать хозяйственные организации - малые предприятия. Законодатель, таким образом, предоставил возможность работникам, занятым в научно-образовательной сфере, использовать результаты своей интеллектуальной деятельности для аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов. Это позволяет полноценно заниматься образовательной и научно-исследовательской деятельностью и иметь достойные условия жизни. Создаваемая финансовая база в свою очередь обеспечивает не только получение современного образования, но и разработку и коммерциализацию результатов научных исследований.
По мнению авторов, целесообразно обратиться к кооперативным ценностям, которые являются результатом творчества нескольких поколений граждан различных стран. Думается, что не случайно на одном из заседаний Правительства РФ была отмечена особая роль кредитных кооперативов: «Кредитные потребительские кооперативы обслуживают ту часть населения, которая, как правило, «не интересна» для крупных коммерческих организаций» [9].
Учреждения финансовой взаимопомощи дополняют финансово-кредитную образовательную систему страны и призваны способствовать реализации главных ценностей - индивидуальной свободы, справедливости, творческого потенциала личности. Основу системы составляют кредитные потребительские кооперативы, которые получили широкое распространение по всему миру, и через сто с лишним лет со времени зарождения являются одной из самых мощных финансовых систем многих развитых стран. В настоящее время в России, как показало исследование, многими гражданами, осознавшими, что учреждения подобного типа -финансовая и экономическая база «среднего класса», соединяющая людей, идеи и ресурсы, ведется строительство системы самофинансирования.
Наша страна имеет свой богатый историко-экономический опыт. Российская империя занимала по числу кооперативов и их членов первое место в мире благодаря мощной поддержке государства. Кредитные кооперативы основной капитал получали главным образом из государственного банка. Число кредитных кооперативов, основанных без этой первоначальной помощи, было незначительно. В 1904 г. капитал государственного банка составлял 75 % основных первоначальных средств кооперативов. Частные источники давали 25 % основного капитала. Оборотные же капиталы получали в основном из частных источников [10].
В современных рекомендациях Международной организации труда о содействии развитию кооперативов содержится следующее важное положение: «Признается, что кооперативы действуют во всех секторах экономики. Настоящие рекомендации относятся ко всем видам и формам кооперативов» [6]. Тем самым рекомендации призывают к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов, подчеркивая их универсальность. В них проводится следующее универсальное определение кооператива: это самостоятельная ассоциация людей, которые объединились на добровольной основе для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместного владения предприятием, контролируемым на основе демократических принципов [6].
Рекомендации Международной организации труда указывают, что в сбалансированном обществе должны сосуществовать сильные государственный и частный секторы, а также сильные кооперативы, общества взаимопомощи и другие общественные и неправительственные организации [5].
Для достижения успеха в сфере научно-образовательной деятельности, как показало исследование, кооператив должен выполнять следующие требования:
- удовлетворять финансово-экономическую потребность, обеспечивать выполнение иных необходимых услуг для членов;
- построить адекватную запросам финансовую структуру, гарантирующую необходимое накопление и распределение прибыли;
- пользоваться полной поддержкой и доверием членов, так как его создание не самоцель, а только средство;
- обладать качеством, надежностью и ценовым превосходством;
- полная ответственность за соблюдение интересов членов;
- неукоснительное соблюдение правила: один человек - один голос, управление делами не зависит от размера внесенных паевых средств;
- паевые взносы не обращаются на рынке;
- при распределении прибыли большая часть направляется на развитие предоставляемых услуг. Для представителей научно-образовательного
сообщества привлекательность создания собственного кредитного кооператива состоит в возможности:
- получать в непосредственной близости от места своей деятельности кредит и иные услуги, недоступные в коммерческом банке;
- использовать для получения кредитов в банках и других кредитно-финансовых учреждениях форму солидарной ответственности и коллективного залога;
- лично участвовать в разработке, принятии и реализации решений, в деятельности по контролю через выборные органы, а также получать полную информацию о финансовом состоянии;
- влиять на установление более низкого ссудного процента за счет экономии на расходах.
Для коммерческих банков кредитование через кредитные кооперативы предпочтительнее, потому что:
- снижение издержек при размещении кредита в кооперативе, а не между разрозненными заемщиками;
- повышение уровня возвратности кредита благодаря коллективной ответственности членов кооператива;
- кредитные кооперативы аккумулируют средства отдельных граждан, что для коммерческого банка затруднительно.
Для государства создание кредитных кооперативов в научно-образовательных учреждениях способствует решению проблемы адресности поддержки научной, внедренческой, образовательной, издательской и иных видов деятельности. Сами представители сообщества способны лучше оценить приоритеты развития и потребности своей работы и осуществлять контроль за использованием выделенных средств.
В цифрах современная динамика движения числа кредитных потребительских кооперативов по сравнению с докризисным периодом выглядит следующим образом: до кризиса 2008 г. - порядка 6 000 кооперативов, в кризис - 4 500, в 2012 г. - чуть более 1 400 [4].
Сокращение численности связано с необходимостью вступления в саморегулируемые организации, которые получили свой правовой статус в октябре 2011 г. Оно объективно имеет для движения оздоровительный характер, так как эффективная кредитная политика требует глубокого анализа деятельности кредитных потребительских кооперативов, препятствующего появлению финансовых пирамид, росту банкротств и социальной напряженности в обществе. Финансовые кооперативные организации обязаны создавать различные внутренние фонды, определяя степень их важности, направления использования средств, включая покупку государственных и муниципальных ценных бумаг и страхование членов кооперативов. В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» все кредитные потребительские кооперативы обязаны быть членами саморегулируемых организаций. Добросовестные организации должны быть уверены, что они защищены. В настоящее время кооперативы не боятся контроля, признают нормативы и стандарты. Им сложно развиваться, когда под именем кредитного кооператива работают мошенники. Для кредитных кооперативов стабильность и прозрачность рынка выгодна. Саморегулируемые организации как раз и позволят вывести с рынка недобросовестных игроков, сделать его прозрачным. Введение механизма саморегулирования обеспечит необходимый анализ рынка и позволит вывести кредитную кооперацию России на новую ступень развития.
Следует учитывать зарубежный и отечественный опыт, свидетельствующий о том, что предложенные и материально поддерживаемые извне инициативы, как правило, редко оказываются устойчивыми в последующем при значительном уменьшении уровня поддержки. Поэтому администрации научно-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР^тжгсх*
53
образовательных учреждений должны находиться в систематическом взаимодействии с органами власти, научно-образовательным и предпринимательским сообществами, разрабатывая и внедряя вместе с ними современные инструменты и программы финансово-кредитного обеспечения своей деятельности.
На основе результатов исследований авторами разработаны типовой устав кредитного потребительского кооператива граждан в сфере научно-образовательной деятельности и положение о предоставлении займов членам кооператива.
Актуальность результатов проведенной работы связана с тем, что в Калужской области одним из важнейших направлений деятельности кредитной потребительской кооперации является ежегодное предоставление гражданам образовательного кредита. Удельный вес средств, выделяемых на образовательные нужды, в общем объеме финансовых заемных ресурсов кооперативов составляет до 15 %. В регионе только в сельской местности создано 135 кредитных кооперативов. По числу учреждений сельского потребительского кредита область занимает первое место в Центральном федеральном округе. Средняя численность пайщиков на один городской кредитный кооператив составляет до 300 чел., а на одно сельское учреждение кредита - свыше 120 чел.
Система высшего профессионального образования Калужской области включает 1 государственный вуз и 15 филиалов государственных вузов, 3 негосударственных вуза и 8 филиалов негосударственных вузов. Из 27 вузов области только 15 осуществляют набор на бюджетные места. В высших учебных заведениях региона обучаются 38,5 тыс. студентов. В 2011 г. количество бюджетных мест в вузах по сравнению с 2010 г. сократилось на 10 %. На договорной основе в области обучаются 25 тыс. студентов, из них по очной форме обучения - свыше 9 тыс. чел. Кроме того, около 50 % студентов-заочников обучаются на платной основе. В учреждениях общего образования обучаются свыше 85 тыс. школьников [8].
По мнению авторов, организационное построение региональных систем кредитной кооперации на базе вузов может выступить в качестве определяющего фактора, стимулирующего процесс совершенствования системы научно-образовательного кредита и позволяющего успешно преодолеть существующие препятствия:
- отсутствие единой региональной нормативно-правовой базы и стандартов деятельности
кредитных кооперативов;
- недостаток квалифицированных кадров, знающих кооперативную специфику и имеющих опыт организации и управления кредитными организациями;
- отсутствие единой информационной системы кредитных кооперативов;
- удовлетворение потребности субъектов кредитной кооперации в консультационных, юридических и информационных услугах;
- формирование системы аудита и аккредитации кредитных кооперативов.
Кроме того, создание подобной системы окажет в целом положительное влияние на устойчивое развитие региональной системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи.
В своей деятельности кооператив, опираясь на законность и общепризнанные стандарты, руководствуется следующими принципами:
- добровольность вступления;
- свобода выхода, независимо от согласия других членов;
- равенство прав и обязанностей всех членов;
- личное участие в управлении;
- демократический контроль;
- экономическое участие в деятельности организации;
- информирование общественности о своей деятельности;
- сотрудничество и забота о своих членах. Целью деятельности кооператива является
удовлетворение потребностей граждан в финансовой взаимопомощи. Предмет деятельности кооператива заключается в реализации следующих задач:
- аккумулирование финансовых средств и предоставление финансовых займов членам кооператива;
- заключение договоров страхования от имени и по поручению своих членов в соответствии с уставом и решениями общего собрания;
- оказание консультационных услуг;
- оказание других услуг, соответствующих целям деятельности и не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Для реализации уставных целей и задач кооператив обязан осуществлять накопление капитала и получать на основании договора личные сбережения своих членов. Привлеченные средства предоставлять в виде займов на образовательные и научно-исследовательские нужды. Также кооператив обязан оказывать содействие в предоставлении, в том числе в аренду,
материальных и нематериальных активов, необходимых для осуществления научно-образовательной деятельности. Исходя из уставных целей и задач, основными направлениями деятельности кооператива являются предоставление своим членам на платной и возвратной основе финансовой и иной помощи, использование разработанной системы гарантий при осуществлении различных проектов, программ.
Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, достигшие 18 лет, желающие своим трудом, финансовыми и техническими средствами участвовать в деятельности организации. Уставом определены права и обязанности членов, организационная структура и руководящие органы, порядок привлечения и расходования средств и имущества. Уставными документами предусмотрено, что организация может иметь в собственности здания, помещения, транспорт, оборудование, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности. В собственности организации могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет кооператива в соответствии с уставными целями. Источниками формирования имущества являются регулярные и единовременные поступления от членов организации; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие, не запрещенные законом поступления. Взносы членов, полученная организацией прибыль, а также все приобретенное за свой счет имущество являются собственностью кредитных потребительских кооперативов. За счет взносов членов и полученной прибыли организация создает фонды развития образования, науки и производства; оплаты труда; валютных отчислений; представительский, резервный и другие по соглашению членов. В положении о предоставлении займов членам кооператива определены мероприятия, на которые предоставляются следующие займы: на обучение в вузе; приобретение оборудования, материалов для проведения научно-исследовательских работ; публикацию монографий, статей, пособий, диссертаций, авторефератов и т. д. А также порядок выдачи займов, меры по обеспечению возврата, мониторинга займа, сроки предоставления займов.
В настоящее время принимаются масштабные меры по упорядочению ситуации в сфере российского высшего образования. На территории Калужской области в состав Финансового университета при
Правительстве Российской Федерации вошел филиал Заочного финансово-экономического института. В стадии присоединения филиал Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации. В структуре Финансового университета при Правительстве Российской Федерации филиалы в 32 крупнейших городах России, которые реализуют программы высшего и среднего профессионального образования, послевузовского образования (аспирантура) и дополнительного профессионального образования. Создается новая система управления, включающая оптимизацию, стандартизацию и сертификацию научно-образовательных процессов в соответствии с лучшими международными практиками [11].
Думается, что флагману в области подготовки высококвалифицированных экономистов-финансистов не представляет труда разработать и апробировать алгоритм развития системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи для дальнейшего тиражирования в российских научно-образовательных учреждениях, что позволит внести определенный вклад во внедрение новых знаний и технологий, обеспечивающих рост эффективности использования человеческих ресурсов и производительности труда.
Список литературы
1. Богданов И. Я. Феномен российской бедности: монография. М.: Академическая наука, Геомаркетинг, 2Ü11.
2. Вахитов P. «Корпорация «Минобр» как кошмар либерального сообщества (коммерциализация российских вузов генерирует образовательную катастрофу) // Российский экономический журнал. 2Ü12. № 3.
3. Дерягин А. В. Научная элита Калужской области. Калуга: НИИ «Ресурс», 2йй8.
4. Информационный портал «Все о саморегулировании» -http://www. all-sro. ru.
5. Крутиков В. К., Кузьмина Ю. В. Стратегия развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. М.: Ноосфера, 2й1й.
6. О содействии развитию кооперативов: рекомендации Международной организации труда от 2Q.Q6.2QQ2 №№ 193. URL: http://www. businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumID_ 8QÛ95.html/.
7. Овчинников В. Слагаемые успеха китайских реформ // Russian. china. org. cn. URL: http://russian. china. org. cn/exclusive/ txt/2Ql2-lQ/26/content_269l372Q.htm.
8. Портал органов власти Калужской области - http://www. admoblkaluga. ru/main/.
9. Правительство России ужесточит требования, предъявляемые к кредитным кооперативам // Россия-Онлайн - новости России. URL: http://www. russia-on. ru/4û75/.
lû. Туган-БарановскийМ. И. Социальные основы кооперации. М. , 1989.
11. Эскиндаров М. А. Основной критерий оценки вуза -востребованность его выпускников // Деньги и кредит. 2Ü12. № 9.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
55