Научная статья на тему 'Некоммерчекий кредит в совершенствовании системы высшего образования'

Некоммерчекий кредит в совершенствовании системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА НЕКОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / CREDIT AND FINANCIAL SUPPORT FOR RESEARCH AND EDUCATION / THE IMPLEMENTATION CAPACITY OF NON-PROFIT CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков В. К., Дорожкина Т. В., Демина О. В.

Статья посвящена использованию потенциала некоммерческого кредита в научно-образовательной деятельности учреждений высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEKOMMERCHEKY CREDIT TO THE IMPROVEMENT OF HIGHER EDUCATION

The article is dedicated to harnessing the potential of non-credit in research and educational activities of institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Некоммерчекий кредит в совершенствовании системы высшего образования»

УДК 336.717

НЕКОММЕРЧЕКИЙ КРЕДИТ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, О.В. Демина

Статья посвящена использованию потенциала некоммерческого кредита в научно-образовательной деятельности учреждений высшего образования

Ключевые слова: учреждения высшего образования, кредитно-финансовое обеспечение научно-образовательной деятельности, реализация потенциала некоммерческого кредита

Одной из важнейших проблем при реализации права на доступное и достойное образование, как для значительной части населения страны, так и для ВУЗов, является недостаток финансовых ресурсов. Безусловно, в качестве источников поступления финансовых средств образовательным учреждениям должны выступать государственные и частные заказы, коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности и другие.

Для решения проблем выпуска высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики и реформирования самой вузовской системы, образовательные и научные учреждения получили право создавать хозяйственные организации - малые предприятия. Законодатель, таким образом, предоставил возможность работникам, занятым в научно-образовательной сфере использовать результаты своей интеллектуальной деятельности для аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов. Это позволяет полноценно заниматься образовательной и научно- исследовательской деятельностью и иметь достойные условия жизни. Создаваемая финансовая база, в свою очередь, обеспечивает не только получение современного образования, но и разработку, и коммерциализацию результатов научных исследований.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствуют о целесообразности обращения к кооперативным ценностям, которые являются результатом творчества нескольких поколений граждан различных стран. Президент РФ В.В. Путин, также отметил особую роль кредитных кооперативов: "Кредитные потребительские кооперативы обслуживают ту часть населения, которая, как правило, "не интересна" для крупных коммерческих организаций". [1.]

Учреждения финансовой взаимопомощи дополняют финансово-кредитную образовательную систему страны и призваны способствовать реализации главных ценностей - индивидуальной свободы, справедливости, творческого потенциала личности. Основу системы составляют кредитные потребительские кооперативы (КПК), которые получили широкое распространение по всему миру, и сегодня, через сто с лишним лет со времени зарождения, является одним из самых мощных финансовых систем многих развитых стран. Сегодня в России, как показало исследование, многими гражданами, осознавшими, что учреждения подобного типа, есть финансовая и экономическая база «среднего класса», соединяющая людей, идеи и ресурсы ведется строительство системы самофинансирования.

Наша страна имеет свой богатый историко-экономический опыт. Российская Империя занимала по числу кооперативов и их членов «безусловно, первое место во всем мире», благодаря мощной поддержке государства. Кредитные кооперативы основной капитал получали, главным образом, из государственного банка. Число кредитных кооперативов, основанных без этой первоначальной помощи, было незначительно. В 1904 г. капитал государственного банка составлял 75 % основных первоначальных средств кооперативов. Частные источники давали 25 % основного капитала. Оборотные же капиталы получали в основном из частных источников. [2.]

В современных рекомендациях Международной организации труда (МОТ) о содействии развитию кооперативов содержится следующее важное положение: «Признаётся, что кооперативы действуют во всех секторах экономики. Настоящие рекомендации относятся ко всем видам и формам кооперативов». Тем самым рекомендации призывают к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов, подчёркивая их универсальность. В них проводится следующее универсальное определение кооператива - это самостоятельная ассоциация людей, которые объединились на добровольной основе для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместного владения предприятием, контролируемым на основе демократических принципов.

Рекомендации МОТ указывают, что в сбалансированном обществе должны сосуществовать сильные государственный и частный сектора, а также сильные кооперативы, общества взаимопомощи и другие общественные и неправительственные организации. [3.]

Для достижения успеха в сфере научно-образовательной деятельности, как показало исследование, кооператив должен выполнять следующие требования:

- удовлетворять финансово-экономическую потребность, обеспечивать выполнение иных необходимых услуг для членов;

- построить адекватную запросам финансовую структуру, гарантирующую необходимое накопление и распределение прибыли;

- пользоваться полной поддержкой и доверием членов, так как его создание не самоцель, а только средство;

- обладать качеством, надёжностью и ценовым превосходством;

- полная ответственность за соблюдение интересов членов;

- неукоснительное соблюдение правила: один человек - один голос, управление делами не зависит от размера внесённых паевых средств;

- паевые взносы не обращаются на рынке;

- при распределении прибыли, большая часть направляется на развитие предоставляемых

услуг.

Для представителей научно-образовательного сообщества привлекательность создания собственного кредитного кооператива состоит в возможности:

- получать в непосредственной близости от места своей деятельности кредит и иные услуги, недоступные в коммерческом банке;

- использовать для получения кредитов в банках и других кредитно-финансовых учреждениях форму солидарной ответственности и коллективного залога;

- лично участвовать в разработке, принятии и реализации решений, в деятельности по контролю через выборные органы, а также получать полную информацию о финансовом состоянии;

- влиять на установление более низкого ссудного процента за счет экономии на расходах.

Для коммерческих банков кредитование через кредитные кооперативы предпочтительнее, потому

что:

- снижение издержек при размещении кредита в кооперативе, а не между разрозненными заемщиками;

- повышение уровня возвратности кредита благодаря коллективной ответственности членов кооператива;

- кредитные кооперативы аккумулируют средства отдельных граждан, что для коммерческого банка трудно затруднительно.

Для государства создание кредитных кооперативов в научно-образовательных учреждениях способствует решению проблемы адресности поддержки научной, внедренческой, образовательной, издательской и иных видов деятельности. Сами представители сообщества способны лучше оценить приоритеты развития и потребности своей работы и осуществлять контроль над использованием выделенных средств.

В цифрах современная динамика движения числа КПК, по сравнению с докризисным периодом, выглядит следующим образом: до кризиса 2008 год - порядка 6000 кооперативов, в кризис - 4500, сегодня (2012 г.) - чуть больше 1400. [4.]

Сокращение численности связано с необходимостью вступления в саморегулируемые организации (СРО), которые получили свой правовой статус в октябре 2011 года. Оно объективно имеет для движения оздоровительный характер, так как эффективная кредитная политика требует глубокого анализа деятельности КПК, препятствующего появлению «финансовых пирамид», росту банкротств и социальной напряженности в обществе. Финансовые кооперативные организации обязаны создавать различные внутренние фонды, определяя степень их важности, направления использования средств, включая покупку государственных и муниципальных ценных бумаг и страхование членов кооперативов.

В соответствии с ФЗ «О кредитной кооперации», с 4 августа 2011 года все кредитные потребительские кооперативы обязаны быть членами СРО. Добросовестные организации должны быть уверены, что они защищены. Сегодня кооперативы не боятся контроля, признают нормативы и стандарты. Им сложно развиваться, когда под именем кредитного кооператива рядом работают мошенники. Для кредитных кооперативов стабильность и прозрачность рынка выгодна. СРО как раз и позволят вывести с рынка недобросовестных игроков, сделать его прозрачным. Введение механизма саморегулирования обеспечит необходимый анализ рынка и позволит вывести кредитную кооперацию России на новую ступень развития.

Следует учитывать зарубежный и некоторый отечественный опыт, свидетельствующий о том, что предложенные и материально поддерживаемые извне инициативы, как правило, редко оказываются устойчивыми в последующем при значительном уменьшении уровня поддержки. Поэтому администрации научно-образовательных учреждений должны находиться в

систематическом взаимодействии с органами власти, научно-образовательным и предпринимательским сообществами, разрабатывая и внедряя вместе с ними современные инструменты и программы финансово-кредитного обеспечения своей деятельности.

Основываясь на результатах исследований, нами разработаны типовой устав кредитного потребительского кооператива граждан в сфере научно-образовательной деятельности и положение о предоставлении займов членам кооператива.

Актуальность результатов проведенной работы связана с тем, что в Калужской области одним из важнейших направлений деятельности кредитной потребительской кооперации является ежегодное предоставление гражданам образовательного кредита. Удельный вес средств, выделяемых на образовательные нужды, в общем объеме финансовых заемных ресурсов кооперативов составляет до 15 %. В регионе, только в сельской местности, создано135 кредитных кооперативов. По числу учреждений сельского потребительского кредита область занимает первое место в Центральном федеральном округе. Средняя численность пайщиков на один городской кредитный кооператив составляет до 300 человек, а на одно сельское учреждение кредита свыше 120 человек.

Система высшего профессионального образования Калужской области включает 1 государственный вуз и 15 филиалов государственных вузов, 3 негосударственных вуза и 8 филиалов негосударственных вузов. Из 27 вузов области, только 15 осуществляют набор на бюджетные места. В высших учебных заведениях региона обучается 38,5 тыс. студентов. В 2011 году количество бюджетных мест в ВУЗах, по сравнению с 2010 годом, сократилось на 10 %. На договорной основе в области обучается 25 тыс. студентов, из них по очной форме обучения - свыше 9 тыс. чел. Кроме того, около 50 % студентов-заочников обучаются на платной основе. В учреждениях общего образования обучается свыше 85 тыс. школьников. [5.]

По нашему мнению, организационное построение региональных систем кредитной кооперации на базе ВУЗов может выступить в качестве определяющего фактора, стимулирующего процесс совершенствования системы научно-образовательного кредита и позволяющего успешно преодолеть существующие препятствия, такие как:

- отсутствие единой региональной нормативно-правовой базы и стандартов деятельности кредитных кооперативов;

- недостаток квалифицированных кадров знающих кооперативную специфику и имеющих опыт организации и управления кредитными организация;

- отсутствие единой информационной системы кредитных кооперативов;

- удовлетворение потребности субъектов кредитной кооперации в консультационных, юридических и информационных услугах;

- формирование системы аудита и аккредитации кредитных кооперативов.

Кроме того, создание подобной системы окажет в целом положительное влияние на устойчивое развитие региональной системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи.

В своей деятельности кооператив, опираясь на законность и общепризнанные стандарты, руководствуется следующими принципами: добровольность вступления; свобода выхода, независимо от согласия других членов; равенство прав и обязанностей всех членов; личное участие в управлении; демократический контроль; экономическое участие в деятельности организации; информирование общественности о своей деятельности; сотрудничество и забота о своих членах.

Целью деятельности кооператива является удовлетворение потребностей граждан в финансовой взаимопомощи. Предметом деятельности кооператива является: аккумулирование финансовых средств и предоставление финансовых займов членам кооператива; заключение договоров страхования от имени и по поручению своих членов в соответствии с уставом и решениями общего собрания; оказание консультационных услуг; оказание других услуг, соответствующих целям деятельности и не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Для реализации уставных целей и задач кооператив обязан: осуществлять накопление капитала; получать на основании договора личные сбережения своих членов. Привлеченные средства предоставлять в виде займов на образовательные и научно-исследовательские нужды. Также, оказывать содействие в предоставлении, в том числе в аренду, материальных и нематериальных активов необходимых для осуществления научно-образовательной деятельности. Исходя из уставных целей и задач, основными направлениями деятельности кооператива являются: предоставление своим членам на платной и возвратной основе финансовой и иной помощи; использование разработанной системы гарантий при осуществлении различных проектов, программ.

Членами кооператива могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся на территории РФ, достигшие 18 лет, желающие своим трудом, финансовыми и техническими средствами участвовать в деятельности организации. Уставом определены права и обязанности членов, организационная структура и руководящие органы, порядок привлечения и расходования средств и имущества. Уставными документами предусмотрено, что организация может иметь в собственности здания, помещения, транспорт, оборудование, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности. В собственности организации могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет кооператива в соответствии с уставными целями. Источниками формирования имущества являются: регулярные и единовременные поступления от ее членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие, не запрещенные законом поступления. Взносы членов, полученная организацией прибыль, а также все приобретенное им за свой счет имущество являются собственностью КПК.

За счет взносов членов и полученной прибыли организация создает следующие фонды: развития образования, науки и производства; оплаты труда; валютных отчислений; представительский, резервный и другие по соглашению членов. В положении о предоставлении займов членам кооператива определены мероприятия, на которые предоставляются займы: плата за обучение в ВУЗе; приобретение оборудования, материалов для проведения научно-исследовательских работ; публикация монографий, статей, пособий, диссертаций, авторефератов и т.д. А также порядок выдачи займов, меры по обеспечению возврата, мониторинга займа, сроки предоставления займов.

Думается, что требуется разработать и апробировать алгоритм развития системы некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи для дальнейшего тиражирования в российских научно-образовательных учреждениях, что позволит внести определенный вклад во внедрение новых знаний и технологий, обеспечивающих рост эффективности использования человеческих ресурсов и производительности труда.

The article is dedicated to harnessing the potential of non-credit in research and educational activities of institutions of higher education.

The key words: higher education institutions, credit and financial support for research and education, the implementation capacity of non-profit credit

Список литературы

1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.creditcoop.ru Выступление Путина В.В. Необходимы изменения в законодательстве для защиты граждан от мошенников-псевдокооператоров. 02.08.2011.

2. Туган-Барановский М.И. /Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989.

С.296.

3. Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В. / Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В. Стратегия развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. М.: Издательство «Ноосфера». 2010.

4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.all-sro.ru. Информационный портал «Все о саморегулировании»

5. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:www.admoblkaluga.ru

Портал органов власти Калужской области

Об авторах

Крутиков В.К.- доктор экономических наук, проректор по научно-исследовательской работе, профессор кафедры «Финансы и кредит» НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и технологий», г. Калуга.

Дорожкина Т. В.- кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и технологий», г. Калуга.

Демина О.В. -аспирант кафедры «Менеджмент» НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и технологий», г. Калуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.