Научная статья на тему 'Переход к стратегическому управлению регионом, как основа предотвращения конфликтов(на материалах Калужской области)'

Переход к стратегическому управлению регионом, как основа предотвращения конфликтов(на материалах Калужской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
75
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / SMALL BUSINESS / REGIONAL AUTHORITIES / CONFLICT OF INTEREST / EFFICIENCY / INSTITUTIONAL FACTORS / EFFICACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крутиков В.К., Зайцев Ю.В.

В статье анализируется конфликтная ситуация между представителями малого предпринимательства и органами региональной власти, существующая в Калужской области. Предлагаются подходы к ее разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Крутиков В.К., Зайцев Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITION TO STRATEGIC MANAGEMENT REGION AS CONFLICT PREVENTION BASIS (ON MATERIALS OF THE KALUGA REGION)

The article analyzes the conflict between the representatives of small business and regional bodies, existing in the Kaluga region. Approaches to its resolution.

Текст научной работы на тему «Переход к стратегическому управлению регионом, как основа предотвращения конфликтов(на материалах Калужской области)»

УДК 332.122

ПЕРЕХОД К СТРАТЕГИЧЕКОМУ УПРАВЛЕНИЮ РЕГИОНОМ, КАК ОСНОВА

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ (на материалах Калужской области)

В.К. Крутиков, Ю.В. Зайцев

В статье анализируется конфликтная ситуация между представителями малого предпринимательства и органами региональной власти, существующая в Калужской области. Предлагаются подходы к ее разрешению.

Ключевые слова: малое предпринимательство; региональные органы власти; конфликт интересов; эффективность полезного действия, институциональные факторы.

Ситуация во взаимоотношениях представителей малого бизнеса и руководителей властных структур Калужской области, в период всего 2013 и начала 2014 года, носит ярко выраженный конфликтный характер.

За истекшее время, не смотря на неоднократные встречи с первыми лицами субъекта федерации и областного центра - города Калуги, и проведенные митинги на площадях столицы региона, консенсус, не достигнут.

Венцом антагонистических отношений стал митинг на Пушкинской площади в центре Москвы под лозунгом «В защиту трудовых коллективов и предпринимателей Калужской области». Для участия в мероприятии 31 марта 2014 года из Калуги приехало около 200 калужан. На митинге звучали резкие выступления, вплоть до требования отставки губернатора [6.].

Свои претензии органам власти граждане формулируют следующим образом. В Калужской области, на протяжении ряда лет, систематически уничтожается малый и средний бизнес. В первую очередь гонениям подвергается мелкорозничная торговля и сфера бытовых услуг, оказываемых населению. Более пяти тысяч человек могут лишиться работы.

По мнению представителей малого бизнеса, рекламируемый руководством области благоприятный инвестиционный климат распространяется только на представителей крупного бизнеса, в первую очередь, иностранного, которым предоставляются всевозможные преференции, недоступные для отечественных предпринимателей.

Анализ хода развития конфликта позволил выявить ряд ключевых моментов.

В Калужской области мелкой розничной торговлей и оказанием бытовых услуг занимаются бывшие инженеры, квалифицированные рабочие, учителя, медицинские работники, и иные граждане, которые в конце 90-х годов оказались без средств существования. Проявляя предпринимательские способности, занялись «челночной» торговлей, что позволило им обеспечить себя и семьи.

В настоящее время их навыки переняли дети, продолжающие бизнес родителей. Они не рассчитывают на помощь государства, не доверяют представителям власти, помня безразличие, которое проявило государство к ним в сложной социально-экономической обстановке, сложившейся в конце двадцатого века. Предприниматели решают проблемы, рассчитывая только на свои силы, за счет своего труда.

Баланс интересов региональных органов власти и представителей малого и среднего бизнеса был нарушен рядом непродуманных решений и действий.

В начале 2013 года федеральные органы приняли решение об увеличении фиксированных страховых взносов для малого бизнеса. Последствия для всей страны оцениваются в 200 тысяч предпринимателей, которые официально прекратили заниматься бизнесом, по Калужской области это несколько тысяч человек [3., 7.].

Следующий шаг, принятие федерального закона, запрещающего на улицах городов торговлю в нестационарных торговых павильонах, который вступал в силу с начала 2014

года.

Сегодня, в дополнение к предпринятым шагам, обсуждается возможное принятие новых ставок налога, распространяемых на предпринимателей владеющих или арендующих недвижимость.

Для сравнения, приведем пример из практики взаимоотношений органов власти федерального уровня и представителей малого бизнеса Польши, где население сохраняло хозяйственную мелкотоварную самостоятельность, которая и в настоящее время, остается основой национального сельского хозяйства.

Малый бизнес рассматривается как эффективное средство занятости населения и решения социально-экономических проблем. В соответствии с нормами права, большинство польских фермеров, а их по количеству больше, чем фермеров США, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, и в соответствии с законодательством, его обязаны вести лишь те хозяйства, которые имеют годовой доход в 1,2 млн. EUR. Разумеется, польский опыт, учитывающий вековые традиции страны, своеобразен. Но именно эти традиции не дали уничтожить собственника в советские времена, не позволили согнать в колхозы (совхозы) товаропроизводителей [2.].

Не увидели калужские предприниматели и поддержки со стороны различных некоммерческих организаций (НКО), Торгово-промышленной палаты (ТПП), Опоры России, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и других, при принятии столь значимых для малого бизнеса законодательных актов федерального уровня.

Конфликт в регионе расширился после выступлений губернатора области А.Д. Артамонова, который высказал мнение о необходимости сноса старых строений центрального рынка, нелицеприятно оценив деятельность предпринимателей сферы торговли. Губернатор настаивал на развитии инноваций в производственной сфере и сфере оказания услуг, требовал исключить «серые» способы выплаты зарплаты [6.].

Но позиция губернатора недостаточно обоснованно выглядела на фоне реальных социально-экономических проблем, которые характеризуют следующие показатели за 2013 год.

В областном центре преступность увеличилась на 12,3%. 50% преступлений остается нераскрытым правоохранительными органами.

Таким образом, нарушены конституционные права, более чем 3 тысяч потерпевших калужан, в том числе и предпринимателей, их родственников и знакомых.

К уголовной ответственности привлечено 16 должностных лиц органов местного самоуправления, в том числе: главы администраций районов-2; сотрудники администраций - 3; главы администраций прочих муниципалитетов - 11. Выявлено 26 фактов получения взяток, в суд направлены уголовные дела по 22 фактам. Выявлено 9 лиц, совершивших преступления указанной категории, в том числе - 2 должностных лица органов местного самоуправления, которыми совершено 5 преступлений.

То есть преступления совершены представителями власти, самой близкой населению, обязанной, в частности, поддерживать бизнес.

В областном центре изношено 90 % водопроводных сетей, а качество воды не всегда соответствует стандартам. В регионе, около 55 % дорог не соответствует нормативным требованиям. В целом, по всей области, система водопровода изношена на 78,7 %, канализация почти на 80 %, тепловые сети на 72 %, котельные на 67 %.

Таким образом, заверения губернатора, продолжающиеся с 2008 года, о том, что область, в ближайшее время станет регионом-донором, что позволит успешно решать насущные проблемы, оказались пустыми обещаниями. Областной бюджет остается дефицитным, полностью зависящим от поддержки из центра. Более того, нарастают государственные долговые обязательства.

Только по итогам работы за первое полугодие 2013 органами прокуратуры в

муниципальных органах власти выявлено 293 нормативных правовых акта, в органах государственной власти 8 актов, содержащих коррупциогенные факторы, из которых 254 акта, содержащих подобные факторы, одновременно противоречили федеральному законодательству. В указанных правовых актах и проектах содержалось 356 коррупциогенных факторов.

Вот объективная оценка среды «комфортной для жизни и занятия предпринимательством», как любят повторять калужские чиновники [6-8.].

Академик РАН Е. Примаков, авторитетный в органах власти, научной среде и у большинства населения России человек, утверждает: «Чтобы избежать дестабилизации, нужно в первую очередь значительно больше, чем раньше, учитывать общественное мнение при принятии решений» [9.].

Основываясь на позиции выдающегося ученого и политического деятеля, проанализировав сложившуюся ситуацию в Калужской области, можно уверенно утверждать, что затянувшийся конфликт связан с принятием серии скоропалительных, слабо обоснованных с экономической точки зрения, решений. Негативные последствия непродуманных решений усугубило нелепое их исполнение и отсутствие у региональных органов власти Калужской области взаимопонимания с различными слоями предпринимательского сообщества.

В истории нашей страны уже был «большой ученый, языкознаний познавший толк», он же выдающийся кинорежиссёр и театровед. Встречался «кукурузовод и ракетостроитель», разместивший ракеты за Атлантикой, и вызвавший Карибский кризис. Осуществлял руководство и великий писатель, он же оратор, и одновременно полководец, с которым советовался сам маршал Г.К. Жуков, по поводу десанта на Малую землю.

Оставшиеся от них проблемы народу приходится решать до сих пор. Сегодня человек, его свобода и интеллект, работоспособность и креативность, стали главными движущими силами современности. Представителям органов власти, принимая и реализуя решения, следует всесторонне обсуждать их с гражданами, так как, в соответствии с Конституцией, именно они являются «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации» [10.].

Если не работают «придворные» НКО, то целесообразно брать пример с Президента РФ В.В. Путина, опирающегося на потенциал «Народного фронта».

Первые лица государства (В.В. Путин, Д.А. Медведев) формулируют мысль о том, что страна должна отличаться высокой эффективностью полезного действия. Ставится задача по созданию к 2020 году 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест [1., 4., 5.]

Решая конфликтную ситуацию с представителями малого бизнеса, следовало действовать профессионально и максимально уважительно. Привлечь специалистов по требуемым направлениям: социологов, маркетологов, психологов, логистов, архитекторов, строителей и пр. Провести исследования с представителями сообщества бизнесменов и жителями областного центра.

Выяснить потребности калужан. Как правило, потребность в рынках существует в жилых микрорайонах, а не местах концентрации административных зданий. В областном центре ведется строительство нескольких новых жилых массивов и у новоселов возникают проблемы с продуктами питания и товарами повседневного спроса, так называемой «шаговой доступности».

Уходя от восторгов, ранее по поводу «количества чугуна и стали на душу населения в стране», а сегодня «объема иностранных инвестиций, привлеченных в регион», оценить, как эти показатели отразились на качестве жизни конкретного калужанина. Оценить, не по мнению чиновников, а с позиций самих граждан.

Учитывая пожелания бизнесменов, имеющих огромный, пусть и горький опыт, сделать все, чтобы создать для них современные высокотехнологические рабочие места. Применить новые технологии, системы управления, вложиться в инфраструктуру. Создать обстановку здоровой конкуренции между фермерами, владельцами личных подворий, и всеми участниками

рынка. Конкуренции промышленных образцов, фирменных наименований, знаков обслуживания, наименований мест производства и пр. Оказать всестороннюю помощь с переездом, размещением, освоением на новом месте.

Думается, кроме слов благодарности от покупателей, потребителей услуг, и самих предпринимателей, других выражений, представители власти, вряд ли услышат.

По результатам исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.

На федеральном уровне, а также региональном и муниципальном уровнях остро ощущается необходимость перехода от ручного к стратегическому управлению.

С учетом мирового и отечественного опыта, следует сформировать образцы высших достижений для представителей власти общества, бизнеса.

Требуется усиление влияния институциональных факторов на экономический рост, так как управление происходящими процессами позволяет нейтрализовать негативные последствия непродуманных решений.

Эффективное использование институциональных факторов, становится приоритетом социально-экономического роста регионов, обеспечивающим инновационную активность населения, предприятий, организаций и всех органов власти и управления.

Следует вести открытый процесс поиска эффективных творческих решений, исключающих стереотипы мышления и позволяющих максимально задействовать потенциалы территорий.

Выводы о подготовленности и компетентности управленческих кадров, а также их способности решать актуальные проблемы, следует делать по конкретным результатам работы.

The article analyzes the conflict between the representatives of small business and regional bodies, existing in the Kaluga region. Approaches to its resolution.

Key words: small business; regional authorities; conflict of interest; efficacy, efficiency, institutional factors.

Список литературы

1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике. М.: Эдитус, - 2013. - 124 с.

2. Крутиков В.К. Малое предпринимательство и социально-экономический рост.- М.: Изд-во: «Ноосфера» - 2006.

3. Савченко П., Федорова М. Человеческая доминанта в современных условиях// Экономист. - №3. - 2013.

4. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс].- Режим доступа: Ы*р://президент.рф.

5. Медведев Д. Проблемы экономики РФ - следствие достигнутых успехов. Сайт РБК. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://rbcdaily.ru/economy.

6. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/main/.

7. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/.

8. Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калужской области. [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: http: //www. kalugastat.ru/default.aspx.

9. Сайт РИА Новости. Интервью с академиком РАН Примаковым Е.М. [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: http://ria.ru 14.01.2013

10. Сайт Конституция Российской Федерации. (Статьи 2; 3.) [Электронный ресурс.]. Режим доступа: http://www.constitution.ru/.

Об авторах

Крутиков В.К. - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и методической работе, Институт управления, бизнеса и технологий, профессор Финансового университета при Правительстве РФ (Калужский филиал), vkkrutikov@ma.il. ги

Зайцев Ю.В. - кандидат экономических наук, генеральный директор ОАО «МРСК Северного Кавказа», доцент кафедры менеджмента, Институт управления, бизнеса и технологий, nir@universitys. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.