Научная статья на тему 'Роль и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля'

Роль и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2103
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
TAX / TAX CONTROL / FINANCIAL CONTROL / ADMINISTRATION / TAX COLLECTION / TAX AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галишникова Екатерина Викторовна

Актуальность выбранной темы обусловлена значительной ролью налогообложения в обеспечении финансово-экономической безопасности страны. В статье рассматривается механизм налогового контроля в Российской Федерации и его роль в системе государственного финансового контроля, даются рекомендации по повышению его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля»

УДК 336.225 Экономические науки

Галишникова Екатерина Викторовна, студентка 4 курса, экономический факультет, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена значительной ролью налогообложения в обеспечении финансово-экономической безопасности страны. В статье рассматривается механизм налогового контроля в Российской Федерации и его роль в системе государственного финансового контроля, даются рекомендации по повышению его эффективности.

Ключевые слова. Налог, налоговый контроль, финансовый контроль, администрирование, собираемость налогов, налоговые органы

Abstract. The relevance of the topic chosen due to the significant role of taxation to ensure financial and economic security of the country. The article discusses the mechanism of tax control in the Russian Federation and its role in the system of state financial control, recommendations are made to improve its efficiency.

Keywords. Tax, tax control, financial control, administration, tax collection, the tax authorities

Важная роль налогов и сборов как элементов налоговой системы и как источников доходов бюджетов разных уровней, в том числе субъектов РФ, обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов. Ведь преимущественно именно в рамках налогового контроля ежедневно происходит реализация не только государственных, но и региональных интересов в налоговой сфере. Это,

естественно, вызывает повышенное внимание к изучению возможностей совершенствования налогового контроля, в том числе за налогообложением физических лиц.

Налоговый контроль входит в систему государственного финансового контроля, который призван обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

Государственный финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах. Во-первых, как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов. Во-вторых, как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций [1]. Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором - упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Назначение государственного финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает.

Виды государственного финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям [2]:

- регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

- время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;

- субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов;

- объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Если рассматривать налоговый контроль, то он является обязательным финансовым контролем со стороны уполномоченных на то исполнительных органов власти. А по времени, он может быть и предварительным, и текущем и последующим (рисунок 1).

Рисунок 1 - Место налогового контроля в системе государственного финансового контроля

Налоговый контроль, являясь одним из видов государственного финансового контроля, осуществляется по некоторым его направлениям, основным из которых является проверка выполнения финансовых обязательств организациями и физическими лицами пред государством и муниципальными образованиями. Налоговый контроль также проводится в отношении предупреждения и устранения нарушений налоговой дисциплины.

Следует также отметить, что определенные черты государственного финансового контроля характерны и для налогового контроля. Налоговый контроль представляет собой разновидность финансовой деятельности государства, так как он осуществляется в связи с образованием публичных денежных фондов. Нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного финансового контроля, образуют самостоятельный правовой институт общей части финансового права, а нормы права, регулирующие отношения в сфере налогового контроля, - институт налогового права [3].

Официальное определение налогового контроля в налоговое законодательство России было введено Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3. С тех пор в ст. 82. гл. 14. «Налоговый контроль» НК РФ звучит: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [4].

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом» (п. 1 ст. 82 НК РФ) [4].

По моему мнению, избранные законодателями формулировки налогового контроля не совсем неудачны - вместо общей характеристики объясняемого понятия НК РФ ограничивается перечислением его составных элементов. Причем зачастую путая или необоснованно отождествляя его методы и формы. Отсутствие легального определения фактически в течение восьми лет с момента вступления в силу Ч. 1 НК РФ [4], а также его современная неудачная трактовка обусловили появление в научной литературе множества определений понятия «налоговый контроль».

Можно выделить группу экономистов (А. В. Демин, Ю. А. Крохина,

А. Н. Попонова и др.), характеризующих налоговый контроль в широком и узком смысле. При этом каждый вкладывает свой смысл в каждый из подходов. Так, у А. Н. Попонова в первом случае речь идет о всех сферах деятельности уполномоченных органов; во втором случае - о проведении собственно налоговых проверок. А. В. Демин налоговый контроль в широком смысле идентифицирует с контролем государства за соблюдением налогового законодательства; налоговый контроль в узком смысле - с властными действиями уполномоченных органов государства.

В свою очередь, Ю. А. Крохина категорию «контроль государства» использует для определения налогового контроля в узком аспекте. Тогда как, широкое толкование налогового контроля связывает с совокупностью мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

Рассматривая функциональное предназначение налогового контроля, подавляющее количество авторов определяет налоговый контроль через контроль за соблюдением налогового законодательства. Однако, есть такие, кто разграничивает дефиниции «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением налогового законодательства». Так, В. А. Парыгина указывает, что последний шире первого, а А. П. Зрелов придерживается обратной точки зрения. Я согласна с позицией ученых, отождествляющих «налоговый контроль» с понятием «контроль за соблюдением налогового законодательства».

Проведенный анализ определений налогового контроля, данных иными специалистами по налогообложению, позволил выделить три основные точки зрения по этому вопросу.

Первая точка зрения заключается в том, что налоговый контроль рассматривается как специфическая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства. Этой позиции придерживаются Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова, О. Н. Ногина и др.

Наконец, ряд специалистов (А. В. Брызгалин, Д. А. Ильиных, И. И. Кучеров, А. Т. Щербинин и др.) подходят к определению налогового

контроля более системно - они подчеркивают, что налоговый контроль следует рассматривать в нескольких аспектах - организационном, методическом, техническом. Согласно А. Т. Щербинину, первый из них представляет собой выбор форм налогового контроля, состав его субъектов и объектов; второй охватывает методы осуществления контрольных действий; третий раскрывает совокупность приемов проверок.

На мой взгляд, сторонники первой точки зрения, концентрируя внимание на деятельности государственных органов, осуществляющих налоговый контроль, упускают из виду методическую и правовую стороны налогового контроля. Сторонники второй точки зрения, говоря о налоговом контроле как о совокупности приемов, методов, способов, упускают из виду субъектов налогового контроля, т.е. те государственный органы, которым законодатель предоставил право применять эти методы. Сторонники третьей точки зрения справедливо отмечают сложность и многоплановость понятия «налоговый контроль», однако, описывая подходы к определению этого феномена, они не дают самого определения.

По моему мнению, в целом содержание налогового контроля должно рассматриваться на основе двойственного характера отношений:

- как функциональный элемент государственного управления налоговыми отношениями;

- как деятельность по исполнению налогового законодательства, осуществляемая уполномоченными органами государственной исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами, вытекающую из сущности налоговых отношений.

А полное определение налогового контроля должно содержать указание на субъекты и объекты контроля, правовую основу контроля, цели контроля.

На этой теоретической основе государственный налоговый контроль нами рассматривается как деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством РФ, с

целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством РФ в связи с их деятельностью или имущественным положением.

Сущность налогового контроля раскрывается в его функциях: обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей; воспрепятствование посредством проверки исполнения налогового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплательщиков; соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей; выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты [5].

Таким образом, при осуществлении налогового контроля решаются стратегические задачи, от которых напрямую зависит наполнение государственной казны, а именно:

- обеспечение правильного, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет;

- привлечение нарушителей законодательства о налогах и сборах к ответственности и возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налоговых обязанностей;

- предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах.

Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах как

задача в повседневной деятельности налоговых органов трансформируется в совершение должностными лицами налоговых органов определенных действий в рамках своих полномочий [6].

Библиографический список.

1. Селиванов А. С. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юр. наук / А. С. Селиванов. - Москва, 2012. - 21 с.

2. Нестеренко А. С. Организационно-методическое обеспечение эффективного налогового контроля в России : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. С. Нестеренко. - Саратов, 2011. - 19 с.

3. Морозова Г. В. Развитие системы налогообложения доходов физических лиц : дис. ... канд. экон. наук / Г. В. Морозова ; Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, 2009

4. Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система Консультант-Плюс. 2015.

5. Поролло Е.В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля // Пространство экономики. - 2013. -№3. - С. 84-88.

6. Морозова Г. В. Будем повышать налоговую культуру. Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями / Г. В. Морозова // Российское предпринимательство. 2009. № 3-2. С. 118-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.