СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Алтасина А.Д.1, Шелихова К.А.2, Жутаев А.С.3 Email: [email protected]
'Алтасина Алёна Дмитриевна — студент; 2Шелихова Ксения Андреевна — студент, Институт юстиции; 3Жутаев Алексей Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, кафедра финансового, банковского и таможенного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: статья посвящена вопросам развития современной налоговой системы в Российской Федерации и органам, осуществляющим налоговый контроль, также в статье анализируются направления развития важнейшего вида государственного финансового контроля — налогового контроля. Рассматриваются формы налогового контроля, а также выявляются ключевые проблемы реализации форм налогового контроля и предлагаются мероприятия по их решению. Определены основные направления и перспективы дальнейшего развития налогового контроля в Российской Федерации.
Ключевые слова: государственный налоговый контроль, формы налогового контроля, проблемы.
MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF TAX CONTROL IN THE
RUSSIAN FEDERATION Altasina A.D.1, Shelikhova KA.2, Gutaev A.S.3
'Altasina Alena Dmitrievna — Student; 2Shelikhova Ksenia Andreevna — Student, INSTITUTE OF JUSTICE; 3Gutaev Alexey Sergeevich - Candidate of Law Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF FINANCIAL, BANKING AND CUSTOMS LAW, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION SARATOV STATE
LEGAL ACADEMY, SARATOV
Abstract: the article is devoted to the development of modern tax system in the Russian Federation and the bodies conducting tax control, also in the article directions of development of critical state financial control — tax control. The forms of tax control are considered, as well as the key problems of the implementation offorms of tax control are identified and measures to address them are proposed. The main directions and prospects for further development of tax control in the Russian Federation are defined.
Keywords: state tax control, forms of tax control, problems.
УДК 336.531.2
Налоги являются основными доходами бюджета государства, взимание которых регулируется налоговым законодательством. В соответствии со ст. 57 Конституцией РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная норма обусловлена тем, что налоги - это необходимое условие существования государства. Именно поэтому повышение эффективности налогового контроля является важнейшим направлением налоговой политики, а также всей налоговой системы государства в целом.
В статье 82 НК РФ дается определение налогового контроля: налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах [1]. Налоговой проверкой является организация контрольных мероприятий налоговых органов по проверке правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками путем сравнения сумм, рассчитанных ими,
с суммами, рассчитанными налоговыми органами, и фактическими данными в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В соответствии со ст. 87 НК РФ существуют следующие виды налоговых проверок: камеральные (КНП) и выездные (ВНП). По определению Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 № 441-О-О2 выездная налоговая проверка - это проверка, ориентированная на выявление тех нарушений налогового законодательства, которое не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учетов, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.
Несмотря на то, что камеральные налоговые проверки охватывают 100% налогоплательщиков, а выездные лишь 0,4% (в отношении субъектов малого предпринимательства) результативность ВНП выше, чем КНП. Выездные налоговые проверки являются специфической формой налогового контроля. Их существование оказывает определённый психологический эффект на налогоплательщиков, стимулирует организации более внимательно, аккуратно и тщательно подходить к вопросам исчисления и уплаты налогов и осуществления своих обязанностей как налогоплательщиков. В этом случае не проводя ВНП в отношении конкретного налогоплательщика можно воздействовать на его уровень налоговой сознательности, повышая тем самым уровень налоговой культуры населения в целом. Многообразие форм выездных налоговых проверок позволяет снизить затраты на администрирование ВНП, а также уменьшить нагрузку на работников налоговых органов, но одновременно с этим увеличить эффективность и результативность проводимых ВНП. Так, Баташев Р.В. на основе проведенного им анализа делает вывод, что выездная налоговая проверка занимает центральное место в системе налогового администрирования и является важнейшей формой реализации контрольно-аналитической деятельности налоговых органов [2].
Средний удельный вес выездных налоговых проверок, выявивших нарушения в общем количестве произведенных ВНП за 4 исследуемых года составляет 98,9%. Это значит, что практически каждая произведенная выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями и выявлениями налоговых правонарушений. Это очень высокий показатель, который подтверждает эффективность анализируемого вида налогового контроля.
Очень важно правильно выстраивать процесс проведения выездных налоговых проверок, анализировать результаты деятельности налоговых органов и находить ошибки в их работе, что бы в дальнейшем была возможность совершенствовать налоговую систему.
Вопрос о роли выездных налоговых проверок в системе налогового контроля является весьма дискуссионным, так как от этого напрямую зависит собираемость бюджета страны: чем выездные налоговые проверки эффективнее, тем выше поступления в бюджет. Кроме результативности существует еще ряд показателей эффективности, которые свидетельствую об уровне работы налоговых органов, а также помогают оценивать их работу. К таким показателям можно отнести, например, количество проведенных выездных проверок за период, количество и уместность проведенных мероприятий налогового контроля во время ВНП, совокупность истребованных документов, а также необходимо учитывать и досудебное урегулирование конфликтов. Все эти показатели помогают оценивать эффективность выездных налоговых проверок, а значит и их совершенствовать.
За последнее время эффективность ВНП сильно увеличилась. За 2016 год количество выездных налоговых проверок и доначислений по ним возросло. Рост доначислений наблюдается в 62 субъектах РФ. Наиболее стремительная динамика — на Чукотке (повышение в 24 раза) и в Курской области (в 8 раз). В Москве выездные налоговые проверки подорожали в 2,2 раза, а в Санкт-Петербурге — в полтора раза.
Еще одним показателем эффективности выездных налоговых проверок служит количество судебных разбирательств по этому поводу, количество споров, урегулированных до начала судебного разбирательства, а также, сколько решений принимается в пользу налоговых органов. «Количество судебных споров с бизнесом снизилось в 2016 году в три раза. Кроме того, налогоплательщики начали реже обращаться в налоговые органы с жалобами. Так, в 2016 году налоговые органы рассмотрели 21 тысячу жалоб, связанных с оспариванием результатов камеральных и выездных налоговых проверок, что на 11% меньше, чем в 2015 году.
Федеральная налоговая служба России делает обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения. В обзоре освещаются самые неоднозначные и проблемные судебные разбирательства, а также разногласия, наиболее часто
встречающиеся за анализируемый период. Благодаря этому обзору налоговые органы знают, какие решения принимал суд и в чью пользу, что позволяет избежать споров и разногласий с налогоплательщиками, а также повышает эффективность досудебного урегулирования споров.
Следует отметить, что чаще всего эффективность выездных налоговых проверок рассматривается только с позиции государства: способность обеспечить притока причитающихся денежных средств. Однако эффективность ВНП необходимо рассматривать и с позиции налогоплательщика, ведь в перспективе налоговой контроль должен носить профилактический характер, и, если с течением времени по результатам выездных налоговых проверок повышается налоговая культура и налоговая грамотность граждан, сокращается количество налоговых правонарушений, тогда можно говорить об истинной эффективности такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки.
Зарубежный опыт государственного налогового контроля широко изучался законодателями нашей страны. Стоит отметить, что в России полномочия налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок были серьезно ограничены. У налоговых органов ряда стран - участниц ОЭСР имеются значительные полномочия, позволяющие им проводить камеральные налоговые проверки эффективно. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Швеции, Норвегии при проведении камеральных проверок любых деклараций у налогоплательщика можно истребовать первичные документы.
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что наличие в российском законодательстве подобных мер контроля позволит уменьшить число мошеннических схем, снизить объем получаемых от налогоплательщиков документов в бумажном виде, и в конечном итоге приведет к своевременному поступлению платежей в бюджетную систему и повышению эффективности налогового администрирования. Кроме того, по нашему мнению, необходимо и совершенствовать процедуры налоговых проверок. В совокупности, совершенствование каждого из элементов улучшит организацию налоговых проверок в целом. Следует установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления нарушений показатели текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов.
Необходимо соблюдение баланса интересов государства и бизнеса, снижать давление на добросовестных налогоплательщиков, с одной стороны, с другой - не допускать сознательного уклонения от уплаты налогов. К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день налоговые органы выходят на проверки к налогоплательщикам только в том случае, если в их действиях просматриваются признаки схем уклонения от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь проверками охвачен только один налогоплательщик из 100. В странах ОЭСР этот показатель составляет 3%. Если раньше результативными были только 60% проверок, то сейчас нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются более чем в 99% выездных налоговых проверок.
Список литературы / References
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018).
2. Баташев Р.В. О некоторых аспектах организации и проведения выездных налоговых проверок // Инновационная наука, 2015. №11-1.
3. Официальный сайт ФНС России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).