АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 342.9
DOI: 10.19073/2306-1340-2018-15-4-472-479
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ _АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА Маргарита Николаевна*
Ул. Новочеремушкинская, 69, Москва, 117418, Россия
Аннотация. Налоговый контроль, его правовая природа - тема, которая часто встречается в трудах ученых-теоретиков финансового и налогового права. Однако односторонний взгляд (с позиции исключительно финансово-правового регулирования) не позволяет в полной мере объективно оценить и раскрыть все грани отношений в этой сфере. В статье доказывается, что правовое регулирование налогового контроля базируется на нормах административного и административно-процессуального права. Показана двойственность правовой природы налогового контроля, раскрыт административно-охранительный характер деятельности органов, уполномоченных в области контроля. Приводится авторская дефиниция понятия «налоговый контроль», выделен объект, предмет, задачи контроля в области налогов и сборов. Автор последовательно показывает, что суть налогового контроля, с одной стороны - охрана финансовых интересов государства, с другой - обеспечение законности исполнения налогоплательщиками обязанностей, запретов и ограничений.
Ключевые слова: налоговый контроль, уполномоченный орган, налоговые органы, административно-процессуальные нормы, процедуры, регламенты, охрана, предупреждение, запреты, ограничения.
Legal Regulation and Legal Nature of Tax Control: a View from the Position of Administrative Law
Kobzar'-Frolova Margarita N.**
69 Novocheremushkinskaya st., Moscow, 117418, Russia
Abstract. Tax control, its legal nature is a topic that is often found in the works of theoretical scholars of financial and tax law. However, a one-sided view (from the point of view of exclusively financial and legal regulation) does not allow one to fully objectively assess and reveal all facets of relations in this sphere. The article proves that the legal regulation of tax control is based on the norms of administrative and administrative procedural law. The duality of the legal nature of tax control is shown, the administrative and protective nature of the activities of bodies authorized in the field of control is disclosed. The Author's definition of the concept of "tax control" is
* Профессор кафедры административного права и процесса им. Н. Г Салищевой Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор.
** Professor of the Department of Administrative Law and Process named after N. G. Salishcheva at Russian State University of Justice, Doctor of Legal Sciences, Professor.
given, the object, subject, control tasks in the field of taxes andfees are highlighted. The author consistently shows that the essence of tax control, on the one hand, is the protection of the financial interests of the state, and on the other, ensuring the legality of taxpayer duties, prohibitions and restrictions.
Keywords: tax control, authorized body, tax authorities, administrative and procedural norms, procedures, regulations, protection, prevention, prohibitions, restrictions.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 82) (далее - НК РФ). Тема контроля органов, уполномоченных в области налогов и сборов, нашла широкое освещение в трудах российских ученых-исследователей в области финансового (налогового) права. В разное время к ней обращались А. Ю. Ильин [3], А. А. Ко-пина [8], А. Н. Козырин [7], Ю. А. Крохина [9], Л. А. Чулкова [11] и др. [10].
Между тем анализ норм законодательства о налогах и сборах позволяет усомниться в том, что деятельность органов, уполномоченных в области налогов и сборов, по контролю и надзору регулируется исключительно нормами финансового права. В различных актах, которые ученые относят к системе финансового права, прежде всего в законодательстве о налогах и сборах, превалируют нормы административного, административно-процессуального права. Встречаются и нормы иных отраслей права: гражданского, уголовного, информационного и др. Односторонний взгляд (с позиции финансового права) не позволяет объективно раскрыть все стороны правовой природы контроля в области налогов и сборов и правовой основы деятельности налоговых органов при проведении налогового контроля. Учитывая, что проблемам контроля, осуществляемого уполномоченными в различных сферах и областях органами, уделяется большое внимание и учеными, и законодателем, рассматриваемая тема является весьма актуальной.
Налоговые правоотношения - широкая группа разнообразных по сути и содержанию общественных отношений. В них отражаются публичные нужды государства и муниципаль-
ных образований, связанные с формированием бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, направляемых для выполнения основных задач и функций государства и органов местного самоуправления. Органом исполнительной власти, уполномоченным в области контроля в сфере налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России), которая находится в непосредственном подчинении Министерства финансов Российской Федерации. Полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах ФНС России наделена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 5061.
ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. ФНС России, территориальные органы - управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Помимо функций по контролю, на ФНС России возложены полномочия по надзору за производством и оборотом табачной продукции, применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. ФНС является также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей
1 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе : постановление Правительства Рос. Федерации от 30 сент. 2004 г. № 506 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 40, ст. 3961.
и крестьянских (фермерских) хозяйств и др. Отдельные функции контроля имеют таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации) (п. 4 ст. 9 НК РФ), которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ (п. 1 ст. 34) и иными федеральными законами. Органы внутренних дел вместе с налоговыми органами участвуют в проводимых последними выездных налоговых проверках (ст. 36 НК РФ). Функции надзора за деятельностью налоговых и таможенных органов имеет Министерство финансов Российской Федерации2.
Рассмотрим правовую природу и сферу правового регулирования налогового контроля. Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах». Акты о налогах и сборах, «которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах» (п. 1 ст. 4 НК РФ), могут издавать Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. При этом нормы Конституции Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, акты иных публичных органов (государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и др.) не названы в качестве элементов системы источников «законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Перечень полномочий налоговых органов закреплен в вышеупомянутом постановлении Правительства от 30 сентября 2004 г. № 506. Однако с момента принятия и вступления в силу в него было внесено множество изменений, изъятий и дополнений, поэтому важно разобраться и систематизировать все контрольные полномочия, которыми наделена ФНС России (п. 5):
1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
2) контроль за соблюдением резидентами требований: а) актов органов валютного регулирования и валютного контроля, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза; б) к контрольно-кассовой технике, порядку и условиям ее регистрации и применения;
3) федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; федеральный государственный надзор за проведением лотерей;
4) учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля;
5) государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
6) ведение реестров: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) и др., осуществление с их помощью сбора, обработки, накопления информации;
7) выдача в установленном порядке: а) свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензином, этиловым спиртом, со средними дистиллятами и подобными им; б) специальных марок для маркировки табака и табачных изделий;
8) регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями; и др.
Таким образом, деятельность по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах - основное функциональное предназначение налоговых органов. Правовые основы этой деятельности закреплены в части первой НК РФ (глава 14). При этом порядок этой деятельности детализирован в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых Минфином
2 О Министерстве финансов Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (ред. от 29 мая 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 23, ст. 3292.
России и налоговыми органами: регламентах, письмах, инструкциях и т. д.
Ключевое значение имеют задачи, которые решают налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля. К ним относят предупреждение, выявление и пресечение нарушений действующего законодательства [5, с. 9-12; 6, с. 18-22]. Например, в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@3 отмечено, что в результате проведения налоговых проверок, которые являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля, налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важными из которых являются выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах и предупреждение налоговых правонарушений.
В главе 14 НК РФ приведены общие положения о налоговом контроле. При этом законодатель не называет ни цели, ни задач налогового контроля. Довольно сложно выделить его объект и предмет. Кроме того, юридическая конструкция дефиниции о налоговом контроле (приведенная в начале настоящей статьи) не позволяет четко выявить правовую природу рассматриваемого правового института.
В части 1 ст. 82 НК РФ законодателем закреплен некий перечень, который является открытым. Остается непонятным: это перечень форм или мероприятий. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных Кодексом.
А. А. Копина верно отмечает, что такая юридическая техника способствует смешению понятий «форма налогового контроля» и «мероприятия налогового контроля». И приводит примеры смешения законодателем указанных понятий. Так, в п. 5 ст. 93 НК РФ указано: «в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля...». Аналогично в подп. 11 п. 3 ст. 100 НК РФ: «в акте должны содержаться сведения о мероприятиях налогового контро-
ля, проведенных при осуществлении налоговой проверки» [8, с. 7-13].
Л. А. Чулкова предприняла попытку разграничить понятия «налоговый контроль» и «мероприятия налогового контроля». Она пишет: «Налоговый контроль - это цель, а мероприятия налогового контроля - это средства, позволяющие достигать данную цель, из чего следует, что налоговый контроль реализуется посредством проведения определенных мероприятий» [11, с. 91-103]. Между тем указанный подход не нашел отражения в нормах законодательства о налогах и сборах.
А. Ю. Ильин обосновывает положение о том, что налоговый контроль - это «особая форма» деятельности налоговых органов, заключающаяся в проведении мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности. По его мнению, налоговый контроль - это форма деятельности налоговых органов, а его составляющие - мероприятия налогового контроля, носящие системный характер. «Созданная Российским государством система мероприятий налогового контроля призвана обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности», - пишет А. Ю. Ильин [4, с. 2428].
Говоря о правовой природе налогового контроля, большинство теоретиков финансового права (Е. Ю. Грачева, В. В. Гриценко, Ю. А. Кро-хина, А. Ю. Ильин и др.) уверенно называют его составной частью (видом) финансового контроля [1; 2; 9]. Интерес представляет высказывание А. Н. Козырина: «Понятие налогового контроля напрямую связано с целью его проведения. Налоговый контроль осуществляется для установления законности поведения налогоплательщиков и налоговых агентов, но никак не определения эффективности, целесообразности, экономической стабильности и/или устойчивости налогоплательщиков...». И далее: «Поэтому налоговый контроль напрямую связан с охранительной функцией налогового права. Он нацелен на исправление любого нарушения законности в налоговой сфере. Налоговый контроль выявляет налоговые правонарушения, которые, в свою очередь, становятся основанием для привлечения правонарушителей к налоговой
3 Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок : приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ // Экономика и жизнь. 2007. № 23.
ответственности. Налоговый контроль осуществляет также превентивную (профилактическую) функцию и тем самым содействует укреплению налоговой дисциплины, а также развитию налоговой культуры в обществе» [7, с. 196-197]. Анализируя дефиницию налогового контроля, предложенную законодателем, А. Н. Козырин приходит к выводу, что «налоговый контроль позволяет отличить его от иных видов государственного или муниципального финансового контроля, осуществляемых в сфере публичных финансов. Налоговым контролем можно признать исключительно только мероприятия, проводимые налоговыми органами и организуемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ» [7, с. 196-197].
Анализ норм, охраняемых законодательством о налогах и сборах, позволил сформулировать положения об объекте и предмете налогового контроля. Объектом налогового контроля выступают общественные отношения, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами по поводу обеспечения законности исполнения обязанностей, запретов и ограничений, установленных законодательством о налогах и сборах. Предметом налогового контроля является деятельность уполномоченного органа по обеспечению исполнения требований (норм) законодательства о налогах и сборах, включающих обязанности, запреты и ограничения.
Представляется, что к задачам налогового контроля можно отнести: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, профилактику совершения новых нарушений, охрану финансовых интересов государства и органов местного самоуправления, обеспечение баланса публичного и частных интересов граждан (как потребителей социальных благ) и др.
Выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, их предупреждение и профилактика осуществляются посредством проведения мероприятий налогового контроля (камеральных и выездных налоговых проверок). Процедуры проведения должностными лицами налоговых органов камеральной
и выездной налоговых проверок и их детализация закреплены в ст.ст. 88, 89, 891, 892 НК РФ. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87). Мероприятия контроля, которые применяются налоговыми органами при проведении камеральной налоговой проверки, - это средства, позволяющие достигать основную цель: предупредить совершение более грубых нарушений законодательства о налогах и сборах. При выявлении (обнаружении) налоговой проверкой ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, сведениями, имеющимися у налогового органа и полученными им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88). Порядок запроса налоговым органом от налогоплательщика пояснений закреплен в Письме ФНС России от 5 июня 2017 г. № ЕД-4-15/10574 «О представлении пояснений»4.
Законодательство о налогах и сборах не дает определения понятий «обязанность», «запрет», «ограничение». Однако Конституция Российской Федерации закрепила важнейшую обязанность - платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ (п. 1 ст. 44). Охрана финансовых интересов государства обеспечивается совокупностью инструментов, приемов, способов, мер, направленных на исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами обязанностей, запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) закреплены в ст. 23 НК РФ. К ним относят: уплату законно установленных налогов; постановку на учет в налоговых органах; ведение учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представление в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов); выполнение
4 Офиц. документы (еженед. прил. к газ. «Учет, налоги, право»). 2017. № 23.
законных требований налогового органа, а также непрепятствование законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; и др.
Запреты, установленные законодательством о налогах и сборах, носят императивный общеобязательный характер. Например, запрет на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст. 102 НК РФ), запрет на осуществление деятельности без постановки на учет и др.
Анализ состава норм гл. 14 НК РФ «Налоговый контроль» позволяет сделать наиболее значимый для данного исследования вывод, что содержание и правовая сущность налогового контроля состоит в проведении налоговыми органами комплекса административно-охранительных мер (порядок применения которых детализируется в административных процедурах, содержащихся в соответствующих статьях НК РФ и иных подзаконных нормативных актах, издаваемых уполномоченным органом), направленных на соблюдение налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, обеспечение финансовой стабильности и финансовой безопасности государства. Например, правила о постановке на налоговый учет (снятии с налогового учета) организаций и физических лиц; правила, закрепляющие порядок присвоения единого на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ст.ст. 83, 84), правила, регламентирующие порядок доступа на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку (ст. 91); правила, регулирующие порядок проведения осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (ст. 92); правила истребования у проверяемого лица необходимых для проверки документов (ст. 93). Все эти меры (приемы, действия) совершаются без непосредственного вмешательства в экономическую (финансовую) деятельность налогоплательщиков. Перечисленные выше процедуры, применяемые налоговыми органами, носят административно-распорядительный характер
и направлены на охрану финансовых интересов государства посредством контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Применение процедур носит цикличный характер, свойственный административному процессу. Детализированы процедуры в административно-процессуальных нормах части первой НК РФ.
Глава 14 НК РФ содержит множество отсылочных диспозиций к административным регламентам, инструкциям и формам, издаваемым исполнительным органом, уполномоченным в области налогов и сборов. Они имеют форму административного нормативного правового акта, утверждаемого Минфином России. Например, приказы, регламентирующие порядок и особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков5, порядок и особенности постановки на налоговый учет иностранных юридических и физических лиц6 и др.
Не менее важным является то, что в рамках комплекса административно-охранительных функций налоговых органов глава 14 закрепляет порядок осуществления административно-юрис-дикционных полномочий налоговых органов. Например, правила, утверждающие порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях (ст. 1001); правила, закрепляющие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 1011); порядок исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 1013); порядок производства по делу о налоговых правонарушениях (ст. 1014). Производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях возбуждается налоговыми органами в пределах их полномочий при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ.
Справедливости ради следует заметить, что способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов носят исключительно финансово-правовой характер. К ним относятся: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста
5 Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков : приказ Минфина Рос. Федерации от 11 июля 2005 г. № 85н // Рос. газ. 2005. 16 авг.
6 Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями : приказ Минфина Рос. Федерации от 21 окт. 2010 г № 129н // Там же. 2010. 26 нояб.
на имущество, банковская гарантия (п. 1 ст. 72 НК РФ).
Таким образом, можно сделать вывод, что правовая природа контроля имеет двойственный характер. С одной стороны, это деятельность органа, уполномоченного в области налогов и сборов, которая охраняет особую группу отношений, регулируемых нормами законодательства о налогах и сборах. Уполномоченный по контролю в области налогов и сборов федеральный орган исполнительной власти - ФНС России. Общие правила, закрепляющие порядок проведения контроля, сосредоточены в части первой НК РФ. С другой стороны, в части первой НК РФ нормативно закреплены правила, определяющие административный порядок действий органа, уполномоченного по контролю в области налогов и сборов. Инструменты, действия и средства проведения мероприятий контроля детализированы в административных регламентах, приказах, инструкциях, издаваемых налоговыми органами и утверждаемых Минфином России.
Деятельность органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю в области налогов и сборов, имеет административно-охранительный характер и направлена на обеспечение исполнения обязанностей, запретов и ограничений. Правила, определяющие порядок действий данного органа, обладают признаками цикличности и имеют административно-процессуальную основу.
С финансовым правом контроль органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, связан лишь тем, что направлен на охрану финансовых интересов государства, соблюдение баланса публичных и частных интересов в финансово-экономической сфере и обеспечивает исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами обязанностей, запретов и ограничений, установленных законодательством о налогах и сборах, а правила его проведения сосредоточены в части первой НК РФ.
Предлагается авторская дефиниция понятия «налоговый контроль». Налоговый контроль -это регулируемая административно-процессуальными нормами охранительная деятельность уполномоченного органа, направленная на обеспечение законности исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами обязанностей, запретов и ограничений, установленных законодательством о налогах и сборах.
В заключение нельзя не отметить, что исследование норм о налоговом контроле и защита диссертаций по данной теме только в рамках специальности 12.00.04 - Финансовое, налоговое, бюджетное право, обедняет науку, делает узконаправленными теоретические познания в этой области.
Список литературы
1. Грачева Е. Ю. Финансовый контроль - подотрасль финансового права // Финансовое право. 2002. № 2. С. 57-63.
2. Гриценко В. В. Финансовая система России в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Финансовое право. 2010. № 4. С. 5-8.
3. Ильин А. Ю. Формирование организационно-правового механизма налогового контроля в современных условиях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 27 с.
4. Ильин А. Ю. Налоговый контроль: тенденция эффективности и дальнейшего развития // Финансовое право. 2014. № 7. С. 24-28.
5. Кобзарь-Фролова М. Н. К вопросу о развитии науки налоговой деликтологии // Финансовое право. 2012. № 1. С. 9-12.
6. Кобзарь-Фролова М. Н. Роль и значение налогового контроля и учета налогоплательщиков в предупреждении налоговой деликтности // Финансовое право. 2010. № 7. С. 18-22.
7. Комментарий первой части Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. Н. Козырина. Специально для СПС «КонсультантПлюс», 2014.
8. Копина А. А. Дифференциация видов налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков // Финансовое право. 2014. № 10. С. 7-13.
9. Крохина Ю. А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. № 3. С. 16-20.
10. Мухамадеева Г. А. Налоговый контроль исполнения соглашений в налоговом праве // Финансовое право. 2014. № 10. С. 14-17.
11. Чулкова Л. А. Мероприятия налогового контроля. Судебная практика // Налоговый вестник. 2014. № 4. С. 91-103.
References
1. Gracheva E. Yu. Finansovyi kontrol' - podotrasl' finansovogo prava [Financial Control - Sub-Branch of Financial Law]. Finansovoe pravo - Financial Law, 2002, no. 2, pp. 57-63.
2. Gritsenko V. V. Finansovaya sistema Rossii v usloviyakh mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa [The Financial System of Russia in Conditions of World Financial-Economic Crisis]. Finansovoe pravo - Financial Law, 2010, no. 4, pp. 5-8.
3. Il'in A. Yu. Formirovanie organizatsionno-pravovogo mekhanizma nalogovogo kontrolya v sovremennykh usloviyakh. Av-toref. dis. kand. yurid. nauk [Formation of the Organizational and Legal Mechanism of Tax Control in Modern Conditions. Ext. Abstr. Cand. Legal Sci. Dis.]. Moscow, 2007. 27 p.
4. Il'in A. Yu. Nalogovyi kontrol': tendentsiya effektivnosti i dal'neishego razvitiya [Tax Control: Tendency of Efficiency and Further Development]. Finansovoe pravo - Financial Law, 2014, no. 7, pp. 24-28.
5. Kobzar'-Frolova M. N. K voprosu o razvitii nauki nalogovoi deliktologii [On the Issue of the Development of Tax Delictol-ogy Science]. Finansovoe pravo - Financial Law, 2012, no. 1, pp. 9-12.
6. Kobzar'-Frolova M. N. Rol' i znachenie nalogovogo kontrolya i ucheta nalogoplatel'shchikov v preduprezhdenii nalogovoi deliktnosti [The Role and Importance of Tax Control and Taxpayers in the Prevention of Tax Delinquency]. Finansovoe pravo -Financial Law, 2010, no. 7, pp. 18-22.
7. Kozyrin A. N. (Ed.) Kommentarii pervoi chasti Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii (postateinyi) [Commentary of the First Part of the Tax Code of the Russian Federation (Articled)]. Specially for ConsultantPlus system, 2014.
8. Kopina A. A. Differentsiatsiya vidov nalogovogo kontrolya v zavisimosti ot kategorii nalogoplatel'shchikov [Differentiation of Types of Tax Control Depending on Categories of Taxpayers]. Finansovoe pravo - Financial Law, 2014, no. 10, pp. 7-13.
9. Krokhina Yu. A. Finansovoe pravonarushenie: ponyatie, sostav i sanktsii [Financial Offense: the Concept, Composition and Sanctions]. Finansovoe pravo - Financial Law, 2004, no. 3, pp. 16-20.
10. Mukhamadeeva G. A. Nalogovyi kontrol' ispolneniya soglashenii v nalogovom prave [Tax Control of Execution of Treaties in Tax Law]. Finansovoe pravo - Financial Law, 2014, no. 10, pp. 14-17.
11. Chulkova L. A. Meropriyatiya nalogovogo kontrolya. Sudebnaya praktika [Tax Control Measures. Court Practice]. Nalogovyi vestnik - Tax Bulletin, 2014, no. 4, pp. 91-103.