Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ И МЕСТО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильиных Д.В., Головин О.И.

Роль лечебной физической культуры очень важна в современной практике физического и умственного воспитания студентов. В статье рассмотрены сущность и задачи лечебной физической культуры, обоснование лечебного применения физических упражнений, методы и формы проведения ЛФК, общие требования проведения и средства ЛФК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильиных Д.В., Головин О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF PHYSICAL THERAPY IN THE PHYSICAL AND MENTAL EDUCATION OF STUDENTS

The role of physical therapy is very important in the modern practice of physical and mental education of students. The article deals with the essence and tasks of therapeutic physical culture, substantiation of the therapeutic use of physical exercises, methods and forms of exercise therapy, general requirements for conducting exercise therapy and means of exercise therapy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

РОЛЬ И МЕСТО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Д.В. Ильиных, старший преподаватель О.И. Головин, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

001:10.24412/2500-1000-2022-4-1-106-109

Аннотация. Роль лечебной физической культуры очень важна в современной практике физического и умственного воспитания студентов. В статье рассмотрены сущность и задачи лечебной физической культуры, обоснование лечебного применения физических упражнений, методы и формы проведения ЛФК, общие требования проведения и средства ЛФК.

Ключевые слова: физическая культура; физические упражнения; студенты; физическое развитие; лечебная физическая культура.

Уровень заболевания в студенческой обстановке растет. Студенты имеющие хронические заболевания такие, как сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и зрительного аппарата, освобождаются от занятий по физическому воспитанию. Однако оптимальные физические нагрузки для таких студентов могут оказать существенную роль в плане сохранения их здоровья, физической и умственной работоспособности. Одним из наиболее подходящим вариантом физической нагрузки в рамках учебного процесса может стать такой метод, как лечебная физическая культура (ЛФК).

Существуют некоторые особенности реабилитации этого метода, а именно:

- занятия посещают студенты с различными заболеваниями, что в свою очередь позволит использовать универсальные комплексы, разработанные преподавателями ЛФК;

- подавляющее число студентов в школах были освобождены и не имеют практических навыков техники применения того или иного упражнения;

- группы смешанные, юноши и девушки занимаются вместе:

- эмоциональная составляющая, доверительные отношения, акцент на успехах студента.

Сущность и задачи лечебной физической культуры

Лечебная физическая культура - метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности организма. Методом лечения и реабилитации является использования в качестве лечебного средства физические упражнения -сильный стимулятор жизненных функций организма, что отличает ЛФК от других методов лечения.

ЛФК - учебно-воспитательный процесс, так как формирует у студентов с хроническими заболеваниями осмысленного отношения к занятиям физическими упражнениями, к регулированию не только общего режима, но и «режима движения».

ЛФК - естественно-биологический метод, в основании которого лежит мышечное движение, одна из главных биологических функций организма, так как движение активизирует рост, развитие и формирование организма, тем самым активизируя деятельность жизненно важных органов и систем.

Особенностью ЛФК является дозированная физическая нагрузка. Различают два вида тренировок: общая и специальная. Общая направлена на укрепление организма в целом, где используются раз-

личные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

Специальная тренировка направлена на ликвидацию нарушенных функций конкретных систем и органов в связи с заболеванием. Используют различные виды физических упражнений, которые воздействуют на проблемную область или поправляют функциональные расстройства (дыхательная, суставная гимнастика).

Основными задачами физического воспитания студентов, занимающихся в группах ЛФК, являются:

- укрепление здоровья;

- повышение функционального уровня органов и организма студентов, истощенных болезнью;

- повышение физической и умственной работоспособности организма;

- обучение рациональному дыханию;

- изучение основных двигательных навыков и умений;

- воспитание интереса и привычки к самостоятельным физическим упражнениям, и включения их в режим дня.

Обоснование лечебного применения физических упражнений

Современные представления об изменении внутренних органов под воздействием физических упражнений основываются на трудах русских ученных И.М. Сеченова, И.П. Павлова,

Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского и др.

Существуют следующие основные механизмы лечебного действия физических упражнений: тонизирующее, трофическое, компенсаторное и нормализующее.

Тонизирующее (стимулирующее) заключается в изменении интенсивности биологических процессов под влиянием дозированной физической нагрузки. По итогу улучшается работа сердечнососудистой, дыхательной и других систем, улучшается обмен веществ, повышаются защитные реакции организма.

Следует отметить положительную сторону на эмоциональную составляющую занимающихся студентов. Физические упражнения вырабатывают уверенность в своих силах, что в свою очередь отвлекает от болезненных переживаний.

Трофическое действие («трофус» - питание) проявляется в том, что под воздействием мышечной деятельности улучшается обменные процессы и процессы восстановления в организме. Стимулирование общего обмена веществ создает хороший фон для протекания местных трофических процессов.

Следует особенно отметить трофическое влияние физических упражнений на обменные процессы в сердце. Сердечная мышца со временем укрепляется, а ее сократительная способность увеличивается.

Нормализующее действие заключается в восстановлении функции не только одного органа, а организма в целом.

Средства ЛФК

Выделяют следующие основные средства ЛФК:

- физические упражнения;

- естественные факторы природы;

- двигательный режим;

Для достижения наилучшего эффекта от занятий физическими упражнениями нужно учитывать индивидуальные особенности занимающихся студентов: пол, уровень физической подготовки, состояние здоровья, физическое развитие.

Физические упражнения, применяемые с лечебной целью, делятся на три вида:

- гимнастические;

- спортивно-прикладные;

- игры.

Гимнастические упражнения - сочетание свойственных для человека упражнений, разделенных на элементы. Оказывают влияние на различные системы организма, отдельные группы мышц, суставов, позволяя развивать некоторые двигательные качества: силу, быстроту, координацию, силу.

К спортивно-прикладным упражнениям относятся дозированные: ходьба, бег, лыжные занятия, катание на велосипедах, коньках, прыжки и плавание. Поэтому спортивно-прикладные упражнения проводятся под строгим контролем функционального состояния организма, особенно для сердечно-сосудистой системы (контроль пульса) и для достаточно тренированных студентов. Применение таких упражнений приводит к улучшению кро-

вообращения, дыхания, обмена веществ, развития выносливости и силы мышц, координации движения, улучшения подвижности в суставах.

Игры - развивает эмоциональную составляющую, которая вызывает желание и интерес к таким занятиям. В ЛФК игры используются для развития ловкости, смелости и дисциплинированности.

Игры делятся по нагрузке: игры на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные.

Набор игр достаточно обширен, их применение зависит от спортинвентаря и спортивных площадок: футбол, баскетбол, волейбол и др.

Двигательный режим

Выделяют следующие три вида двигательного режима, которые применяют в ЛФК: пастельный, палатный и свободный. Для занятий со студентами применяют свободный режим, так как пастельный и палатный применяют в условиях стационара.

Естественные факторы природы

Для достижения наилучшего результата оздоровительного влияния на организм студентов, физические упражнения сочетают с естественными природными факторами, а именно:

- солнечные и воздушные ванны как методы закаливания;

- частичные и общие обливания, гигиенический душ;

Благодаря закаливанию повышается запас устойчивости организма к вредным факторам окружающей среды.

Солнечное закаливание необходимо начинать постепенно. Облучение солнцем повышает обменные процессы организма, положительно влияет на нервную систему, повышает работоспособность мышц.

Закаливание воздухом - наиболее доступный вид закаливания. Повышает устойчивость к переохлаждениям, простудных заболеваний, улучшает работоспособность дыхания и работу сердечнососудистой системы.

Закаливание водой может проходить в различных формах: контрастный душ, купание в открытых водоемах, обтирание. Закаливание водой способствует интен-

сивному кровообращению и притоку крови во внутренние органы.

Методы и формы проведения занятий ЛФК

В ВУЗах занятия ЛФК проводятся групповым методом (12-15 человек) в часы расписания занятий по физической культуре.

Основные формы ЛФК:

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- лечебная гимнастика;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями;

- лечебная ходьба;

- массовые формы оздоровительной физической культуры.

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится дома в утренние часы, считается хорошим переходом от сна к бодрствованию.

Заниматься нужно в хорошо проветриваемой комнате, летом рекомендуется заниматься на улице. Упражнения должны быть не трудными и задействовать различные группы мышц и органов, время занятия 10-30 минут.

Лечебная гимнастика является основной формой ЛФК. Состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел подготавливает организм к постепенно возрастающей физической нагрузки. Проводятся дыхательные упражнения и не сложные гимнастические упражнения для мелких и средних мышечных групп, и суставов.

В основном разделе используются об-щеразвивающие и специальные упражнения, влияющие на поврежденный орган или организм в целом. Специальные упражнения подбираются с учетом формы заболевания, общего состояния занимающихся.

Для снятия мышечного напряжения, в конце занятия проводятся дыхательные упражнения и движения, включающие мелкие и средние мышечные группы, и суставы.

Для самостоятельных занятий физическими упражнениями, комплекс упражнений должен быть составлен с учетом заболевания и индивидуальным.

Лечебная ходьба используется для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

К массовым формам оздоровительной физкультуры относятся: спортивные игры, ближний туризм, или спортивные мероприятия.

Общие требования проведения занятий ЛФК

Требуемые условия для проведения полноценного занятия ЛФК - совмещение общего и местного воздействия физических упражнений на организм.

Занимающихся студентов в группе должно быть не менее 12-15 человек.

В группах ЛФК одновременно занимаются студенты с различными формами заболеваний, необходимо знать заболевание каждого студента. Поэтому используется индивидуальный подход с учетом заболевания, возможности организма (физической подготовки). Так же важное значение имеет дозировка физической нагрузки, учитывающая общий объем и интенсивность выполнения упражнений.

Библиографический список

1. Капилевич Л.В., Радаева С.В., Лим М.С. Лечебная физическая культура: учебное пособие для студентов нефизкультурных специальностей. - Томск: Томский государственный университет, 2011. - 116 с.

THE ROLE AND PLACE OF PHYSICAL THERAPY IN THE PHYSICAL AND MENTAL EDUCATION OF STUDENTS

D.V. Ilinykh, Senior Lecturer O.I. Golovin, Senior Lecturer

Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. The role of physical therapy is very important in the modern practice of physical and mental education of students. The article deals with the essence and tasks of therapeutic physical culture, substantiation of the therapeutic use of physical exercises, methods and forms of exercise therapy, general requirements for conducting exercise therapy and means of exercise therapy.

Keywords: physical culture, physical exercises, students, physical development, therapeutic physical culture.

К упражнениям малой интенсивности относятся движения для небольших групп мышц, выполняемые в основном в медленном темпе.

К упражнениям средней интенсивности относятся движения средних и крупных групп мышц, выполняемые в медленном и среднем темпе, сюда же входят ходьба и бег.

В упражнения максимальной интенсивности относятся движения средних и крупных групп мышц, выполняемые в быстром темпе такие как бег и занятия на тренажерах.

В ЛФК дозировка физической нагрузки производится путем выбора исходного положения тела, подбора физических упражнений и их интенсивности и сложности, количества повторений и темпа, соотношения общеразвивающих и специальных упражнений, дыхательных упражнений, а также использования эмоционального фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.