Научная статья на тему 'Лечебная физическая культура в высшем учебном заведении'

Лечебная физическая культура в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / THERAPEUTIC-PEDAGOGICAL PROCESS / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPECIAL TRAINING / ОБЩАЯ ТРЕНИРОВКА / GENERAL TRAINING / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанин Владимир Ювенальевич, Деверинская Александра Тимофеевна, Григорьев Александр Николаевич, Бондарева Елена Вильсуровна

Рассматривается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асанин Владимир Ювенальевич, Деверинская Александра Тимофеевна, Григорьев Александр Николаевич, Бондарева Елена Вильсуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL PHYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the use of means of physical culture to a patient with the therapeutic aim of more rapid and complete health and vocational rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Лечебная физическая культура в высшем учебном заведении»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

УДК 341.213.4

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В.Ю. Асанин, А.Т. Деверинская, А.Н. Григорьев, Е.В. Бондарева

Рассматривается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности.

Ключевые слова: физическое развитие; лечебно-педагогический процесс; специальная тренировка; общая тренировка; физкультурно-оздоровительная деятельность; индивидуализация.

V.Yu. Asanin, A.T. Deverinskaya, A.N. Grigoryev, E.V. Bondareva. MEDICAL PHYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the use of means of physical culture to a patient with the therapeutic aim of more rapid and complete health and vocational rehabilitation.

Keywords: physical development; therapeutic-pedagogical process; special training; general training; sports and recreation activities; individualization.

Под лечебной физической культурой (далее - ЛФК) понимается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности.

ЛФК изучает изменения, происходящие в организме больного под влиянием физических упражнений, что, в свою очередь, позволяет создавать обоснованные с клинических и физиологических позиций методики ЛФК при различных патологических состояниях.

Как составная часть системы физического воспитания, физическая культура является лечебно-педагогическим процессом и решает специальные задачи. Она призвана восстанавливать нарушенное здоровье, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического развития.

ЛФК считается также лечебно-воспитательным процессом, поскольку воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений и массажа, прививает ему гигиенические навыки, предус-

матривает его участие в регулировании двигательного режима.

ЛФК - естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к главной биологической функции организма - мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

ЛФК - метод неспецифической терапии, в которой физические упражнения выполняют роль неспецифических раздражителей. В связи с активацией нейрогуморальных механизмов регуляции физиологических функций ЛФК оказывает системное воздействие на организм больного. Вместе с тем различные физические упражнения избирательно влияют на функции организма, что необходимо при анализе патологических проявлений в отдельных системах и органах.

114

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)

ЛФК - метод патогенетической терапии. Систематическое применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяя ее общие и местные проявления.

ЛФК - метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, в итоге приводя к функциональной адаптации больного.

ЛФК - метод поддерживающей терапии. Применяется обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также у больных пожилого возраста.

ЛФК - метод восстановительной терапии. При комплексном лечении больных разные средства ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией, различными физическими факторами лечения.

Метод ЛФК использует принцип упражня-емости. Тренировку больного обеспечивают систематическое и дозированное применение физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функций, нарушенных патологическим процессом, а также улучшения развития, образования и закрепления моторных навыков и волевых качеств.

Различают тренировку общую и специальную.

Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного; она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений и приемов массажа.

Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, непосредственно воздействующих на область поражения или функционального расстройства. На основании данных о физиологии мышечной деятельности и клинико-функциональных исследований сформулированы следующие основные принципы достижения тренированности:

- систематичность, под которой понимают определенный подбор и распределение упражнений, их дозировку, последовательность; система занятий диктуется задачами тренировки;

- регулярность занятий предполагает их ритмичное повторение и соответственно чередование нагрузок и отдыха (ЛФК под регулярностью обычно понимается ежедневность занятий);

- длительность. Эффективность физических упражнений прямо зависит от длитель-

ности занятий. Начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов, преподавателей физической культуры, больной студент обязательно должен продолжать занятия в домашних условиях;

- постепенное повышение физической нагрузки. В процессе тренировки возрастают функциональные возможности и способности организма, поэтому должна повышаться физическая нагрузка. Это один из путей физического совершенствования организма;

- индивидуализация. Необходимо учитывать индивидуальные физиологические и психологические особенности каждого занимающегося, сильные и слабые стороны его организма, тип высшей нервной деятельности, возраст и тренированность;

- разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются, дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений для разностороннего воздействия на организм.

К основным положительным сторонам метода ЛФК относятся:

- глубокая физиологичность и адекватность;

- универсальность, под которой понимается широкий спектр действия (нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения). Широкий диапазон влияния ЛФК обеспечивается вовлечением всех уровней ЦНС, эндокринных и гуморальных факторов;

- отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий);

- возможность длительного применения, не имеющего ограничений, с переходом от лечебного воздействия к профилактическому и общеоздоровительному;

- формирование нового динамического стереотипа, реактивно устраняющего или ослабляющего патологический стереотип. В нормальном стереотипе преобладает моторика; в его восстановлении и заключается общая задача ЛФК;

- перевод всех физиологических систем организма (в том числе стареющего) на новый, более высокий уровень, что обеспечивает повышение жизнеспособности и накопление энергии.

Физические упражнения оказывают на организм тонизирующее (стимулирующее), трофическое, компенсаторное и нормализующее действия.

Тонизирующее действие физических упражнений. При заболевании организм находится в особенно неблагоприятных условиях

как из-за нарушения функций, обусловленного патологическим процессом, так и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояние больного и способствующей прогрес-сированию болезни. Тонизирующее действие физических упражнений выражается прежде всего в стимуляции моторно-висцеральных рефлексов.

Трофическое действие физических упражнений. Одним из механизмов физиологического регулирования тканевого метаболизма являются трофические рефлексы. Лечебное применение физических упражнений не только стимулирует трофические процессы, но и, направляя их по функциональному руслу, способствует формированию наиболее полноценной структуры регенерата. В процессе выполнения специальных физических упражнений улучшается крово- и лимфообращение в околосуставных тканях.

Формирование компенсаций. Компенсация представляет собой временное или постоянное замещение нарушенной или утраченной под влиянием болезни функции. Компенсация формируется прежде всего за счет перестройки функций поврежденного органа. Если этого оказывается недостаточно, вовлекаются и другие системы органов. Наиболее сложны компенсации, происходящие за счет одновременной перестройки многих систем органов. Лечебное применение физических упражнений - основное средство активного вмешательства в процесс формирования компенсаций. Применение физических упражнений в лечебных целях является средством сознательного и действенного вмешательства в процесс нормализации функций. Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения, применяемые с терапевтической целью, воздействуют не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить некоторые двигательные качества - силу, быстроту, координацию, выносливость и др. В связи с этим упражнения подразделяют на об-щеразвивающие (общетонизирующие, общеукрепляющие) и специальные:

- общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма;

- задача специальных упражнений - избирательное воздействие на ту или иную часть, например на стопу - при плоскостопии, на позвоночник - при его деформации, на тот или иной сустав - при ограничении движений. В

основу классификации физических упражнений положено несколько признаков:

- анатомический признак. Выделяют упражнения для мелких (кисть, стопа, лицо), средних (шея, предплечье, голень, бедро), крупных (конечности, туловище) мышечных групп;

- характер мышечного сокращения. Физические упражнения подразделяют на динамические (изотонические) и статические (изометрические).

Динамические упражнения - упражнения, при которых мышца работает в изотоническом режиме; при этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления, т.е. приводятся в движении суставы конечностей и туловища. Примером динамического упражнения могут служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону и т.п.

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет свою длину, называется изометрическим. Это статическая форма сокращения. Например, если студент из исходного положения лежа на спине поднимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого времени, то он выполняет сначала динамическую работу (поднятие), а затем статическую, когда мышцы-сгибатели бедра производят изометрическое напряжение.

Степень активности. Физические упражнения могут быть активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния студента, характера заболевания или повреждения, а также для создания строго адекватной нагрузки.

Активные упражнения могут выполняться в облегченных условиях, т.е. с устранением силы трения, силы тяжести, реактивных мышечных сил.

Упражнения на растягивание применяют в форме различных движений, вызывающих в суставах незначительное превышение свойственной им пассивной подвижности.

Корригирующими (исправляющими) упражнениями называются физические упражнения, в которых движения конечностей и туловища или отдельных сегментов тела направлены на исправление различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоночника, стоп и др.). В этих упражнениях наиболее важны исходное положение, определяющее их строго локализованное воздействие, оптимальное сочетание силового напряжения и растягивания, формирование во всех возможных случаях незначительной гиперкоррекции порочного положения.

Упражнения на координацию широко при-

меняют при нарушениях координационных движений как основном проявлении заболевания ЦНС (спастические парезы, гиперкинезы, атаксии и др.).

Упражнения в равновесии характеризуются:

а) перемещениями вестибулярного аппарата в различных плоскостях при движениях головы и туловища;

б) изменениями площади опоры (например, переход из основной стойки в стойку на одной ноге) в момент выполнения упражнений;

в) перемещением высоты общего центра тяжести по отношению к опоре (например, при переходе из исходного положения сидя в положение стоя на носках с поднятыми вверх руками).

К дыхательным относятся упражнения, при выполнении которых произвольно регулируются компоненты дыхательного акта. Применение дыхательных упражнений с лечебной целью может обеспечить:

а) нормализацию и совершенствование механизма дыхания и взаимокоординацию дыхания и движении;

б) укрепление дыхательных мышц (основных и вспомогательных);

в) улучшение подвижности грудной клетки и диафрагмы; профилактику и коррекцию деформаций грудной клетки;

г) растягивание шварт и спаек в плевральной полости;

д) предупреждение и ликвидацию застойных явлений в легких; удаление мокроты.

Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические.

К статическим относятся упражнения, не сочетаемые с движениями конечностей и туловища.

Динамическими называются упражнения, в которых дыхание сочетается с различными движениями:

а) упражнения, при которых движения облегчают выполнение отдельных фаз или всего дыхательного цикла;

б) упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции отдельных частей или в целом одного или обоих легких;

в) упражнения, способствующие восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы;

г) упражнения, способствующие растягиванию спаек в плевральной полости;

д) упражнения, формирующие навыки рационального сочетания дыхания и движений.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мо-

крота эвакуируется во время откашливания. При выполнении специальных физических упражнений зона поражения должна располагаться выше бифуркации трахеи, что создает оптимальные условия для оттока отделяемого из пораженных бронхов и полостей. Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические упражнения.

Идеомоторные упражнения заключаются в активной посылке импульсов к сокращению отдельных групп мышц без изменения положения сегментов конечности. Такие упражнения, вызывая сокращения мышц, влияют на их укрепление и повышение работоспособности.

Ритмопластические упражнения чаще применяют на этапе восстановительного лечения (например, при заболеваниях суставов, после травм или хирургических вмешательств).

Упражнения с использованием гимнастических предметов и снарядов. В зависимости от конкретных условий упражнения выполняют: без предметов; с предметами и нарядами (гимнастические палки, мячи, гантели, булавы и др.); на снарядах (сюда можно отнести и ме-ханотерапевтические снаряды). В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнения разделяют на циклические и ациклические.

Циклические движения характеризуются закономерным последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаимосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса. К локомоторным (переместительным) циклическим упражнениям относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, езда на велосипеде и др. Эти упражнения включают многократное повторение стереотипных циклов движений.

Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Ациклические движения делятся:

а) на однократные двигательные акты и их комбинации;

б) собственно силовые;

в) скоростно-силовые упражнения. Они составляют основной арсенал спортивных дисциплин (например, спортивные игры, гимнастика и др.).

Все циклические упражнения можно разделить на аэробные и анаэробные с преобладанием соответственно аэробного или анаэробного компонента энергопродукции. При выполнении анаэробных упражнений ведущим качеством служит мощность, при выполнении аэробных - выносливость.

Физические упражнения, используемые для лечения различных заболеваний, могут быть малой, умеренной, большой и редко максимальной интенсивности.

Лечебная гимнастика является основной формой ЛФК, которая проводится с учетом физиологической нагрузки - так называемая физиологическая кривая процедуры. Каждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел занятия позволяет постепенно подготовить организм пациента к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов.

Основной раздел занимает 50% времени, в этой части занятия выполняются задачи частной методики ЛФК путем сочетания элементов общей и специальной тренировки.

В заключительном разделе проведение дыхательных упражнений и движений, охватывающих мелкие и средние мышечные группы и суставы, снижает общее физическое напряжение.

Дозировка физической нагрузки при занятиях лечебной гимнастикой имеет особое значение, так как от нее во многом зависит лечебное действие физических упражнений. Передозировка может вызвать ухудшение состояния, а недостаточная дозировка не даст необходимого эффекта. Только при соответствии состояния студента его возможностям физическая нагрузка может оптимально изменить функции различных систем организма и оказать лечебное действие.

Лечебная дозировка применяется, когда необходимо в первую очередь оказать терапевтическое воздействие на пораженную систему или орган, предупредить осложнения. При этом общая физическая нагрузка на занятиях обычно небольшая и от занятия к занятию увеличивается незначительно. При ухудшении состояния ее снижают.

Список литературы

1. Епифанов В.А. Спортивная медицина: учеб. пособие. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. 335 с.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 563 с.

3. Ерусалимский Л.А., Мотылянская Р.Е. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт, 1980. 72 с.

4. Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. С.Н. Попова, Н.М. Валеева, Т.С. Гарасеевой. М.: Академия, 2004. 416 с.

5. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник для студентов Института физической культуры. М.: Сов. спорт, 2003. 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровье, 1989. 265 с.

7. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 1989. 265 с.

8. Разумов А.Н., Ромашин О.В. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине. М.: МВД, 2007. 264 с.

9. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: СпортАкадем-Пресс, 2001. 172 с.

10. Толоконин А.О. Мировые оздоровительные системы в практике восстановительной медицины. М.: Медицина, 2007. 312 с.

АСАНИН Владимир Ювенальевич - доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

ДЕВЕРИНСКАЯ Александра Тимофеевна — доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

ГРИГОРЬЕВ Александр Николаевич — врач травматолог-ортопед. Моргаушская центральная районная больница Чувашской Республики. Россия. E-mail: [email protected]

БОНДАРЕВА Елена Вильсуровна - старший преподаватель кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

ASANIN, Vladimir Yuvenalyevich - Associate Professor of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

118

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)

DEVERINSKAYA, Aleksandra Timofeevna - Associate Professor of Physical Education and Sport. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

GRIGORYEV, Alexander Nikolaevich - Doctor the traumatologist-orthopedist. Morgaushsky central regional hospital of the Chuvash Republic. Russia. E-mail: [email protected]

BONDAREVA, Elena Vilsurovna - Senior lecturer of the Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 37.035

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Т.Ю. Гурьянова, В.А. Гущин

Рассматриваются вопросы формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в процессе преподавания иностранного языка. Раскрываются такие основные понятия, как: поликультурная компетентность, педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности у студентов вуза. Предлагаются рекомендации, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе с целью формирования поликультурной компетентности.

Ключевые слова: процесс обучения иностранному языку; поликультурная компетентность; педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности.

T.Yu. Guryanova, V.A. Gushchin. POTENTIAL POSSIBILITIES OF THE SUBJECT «FOREIGN LANGUAGE» FOR FORMING POLYCULTURAL COMPETENCE OF THE STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article deals with the problems of forming polycultural competence among higher educational establishments students while teaching a foreign language. The fundamental notions such as polycultural competence, process of teaching foreign languages are revealed in the article. Some pedagogical conditions contributing to forming of the appropriate quality are suggested.

Keywords: polycultural competence; process of teaching foreign languages; pedagogical conditions.

Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций. Актуальным этот период является и для формирования такого качества личности, как поликультурная компетентность [2].

Процесс формирования поликультурной компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого региона, особенно для такого поликонфессионального и многонационального, каким является Чувашия. В вузах республики необходимо уделять гораздо больше внимания педагогическим аспектам проблемы культурных различий. Процесс развития поликультурной компетентности у студентов вуза предполагает движение в ходе личностного развития от этноцентризма к многокультурности, в ходе которого они:

1) познают принципиальную культурную зависимость человеческого поведения и умеют принимать ее во внимание;

2) воспринимают чужие культурные образцы как чужие, не оценивая их позитивно или негативно (малая степень культурного центризма);

3) идентифицируют собственные культурные стандарты и умеют определять их действие в контактном взаимодействии с чужой культурой;

4) расширяют представления об определенных культурах, идентифицируют релевантные культурные образцы и умеют устанавливать смысловые связи в чужой культуре;

5) развивают понимание и уважение к культурным образцам чужой культуры;

6) расширяют собственные культурные воззрения (умеют гибко обращаться с культур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.