УДК 796/799
ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА
INFLUENCE OF THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE ON THE CHILD'S BODY
Попов Александр Петрович
старший преподаватель Кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Г. Волгоград, Россия Popov Aleksandr Petrovich senior lecturer Department of physical culture Volgograd state social pedagogical University
Volgograd, Russia
Фролова София Михайловна
студентка
Факультета дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Г. Волгоград, Россия Frolova Sofia Mikhailovna
student
Faculty of preschool and primary education Volgograd state social pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. Трудно переоценить значение ЛФК для детей различного возраста. В период формирования мышц и скелета, связок и суставов особое значение имеют занятия по лечебной физкультуре, которые обеспечат их правильное развитие, а также заложат фундамент для здоровой жизни на долгие годы вперед.
Abstract. It is difficult to overestimate the importance of exercise therapy for children of different ages. During the formation of the muscles and skeleton, ligaments and joints of particular importance are classes in physical therapy, which will ensure their proper development, as well as lay the Foundation for a healthy life for many years to comе.
Ключевые слова: ЛФК, упражнения, развитие, ребенок.
Keywords: exercise therapy, exercise, development, child.
Организм ребенка существенно отличается от взрослого существенными признаками. Бурный рост и развитие - важнейшие особенности детского организма. Бурные темпы развития ребенка определяются не только генетическими, наследственными фактора-
ми, но и теснейшим образом связаны с условиями внешней среды. Зависимость роста и развития детского организма от условий, в которых растет ребенок, также составляет существенную особенность детского возраста. Для гармоничного развития ребенка одинаково важны и полноценное питание, и режим дня, и необходимое количество сна, и регулярное пребывание на свежем воздухе, но и забота о двигательном развитии, укрепление физического состояния.
Физическая активность является одним из важнейших условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.
В зависимости от состояния здоровья человек использует различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья - лечебную физкультуру (ЛФК). ЛФК в данном случае является методом функциональной терапии.
Под лечебной физической культурой понимается медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, для профилактики заболеваний. Кроме того, под ЛФК понимаются упражнения для восстановления, поддержания и профилактики физических, сомати ческих или психических заболеваний и травм.
В детском возрасте ЛФК следует рассматривать как широкий комплекс разнообразных средств физической культуры. К ним относятся и физические упражнения, и организация всего двигательного и гигиенического режима, трудовые и педагогические процессы использование методов закаливания, массаж.
Важность лечебной физкультуры в детском возрасте связана с тем, что длительное заболевание может привести не только к отставанию в росте и развитии, но и к функциональным нарушениям, поэтому своевременно начатые занятия лечебной физкультурой помогут избежать всех этих проблем. Помимо этого ЛФК предотвращает изменения развитии опорно-двигательного аппарата, препятствует возникновению у детей широко распространенных заболеваний таких, как нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, артриот, артроз, улучшает процессы обмена веществ, препятствует расстройствам желудочно-кишечного тракта, бронхитам и т.д.
Лечебная физкультура (ЛФК) подразделяется на два вида: общая и специальная.
Общая ЛФК применяется для оздоровления всего организма, специальная ЛФК направлена на оздоровление отдельных органов и систем.
Физические упражнения в лечебной физкультуре делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игровые.
Гимнастические упражнения состоят из определенных движений, оказывающих благотворное воздействие на развитие мышц, а также
гибкость суставов. Упражнения по дыхательной гимнастике можно условно разделить на общеукрепляющие и специальные. Общеукрепляющие упражнения в лечебной физкультуре подразделяются по анатомическому признаку, по признаку активности (пассивные, активные, с расслаблением), по направленности (подготовительные, корригирующие, дыхательные), с использованием предметов или без них. Положительное воздействие на организм оказывает дыхательная гимнастика, повышающая мышечный тонус, увеличивающая скорость обмена веществ.
Деятельность сердечнососудистой системы стимулируют дыхательные и физические упражнения, в результате которых кровь лучше циркулирует по капиллярам, что что интенсифицирует питание клеток и тканей организма, ускоряет выведение шлаков. Эти процессы повышают защитные силы организма. Кроме того, благодаря регулярным занятиям дыхательные движения учащаются, становятся глубже, расправляются альвеолы в легких, укрепляются дыхательные мышцы (межреберные мышцы и диафрагма). Усиленная работа различных мышечных групп приводит к увеличению количества нервных импульсов с периферических нервных окончаний в центральную нервную систему, что оказывают возбуждающее воздействие на кору больших полушарий головного мозга, кожу, эндокринную систему. Гимнастические упражнения активизируют деятельность жизненно важных систем организма и создают условия для его нормальной работы.
Специальные упражнения применяют для определенных органов и систем. Так, при сколиозе или плоскостопии общеукрепляющие упражнения направлены на предотвращение недуга. Прогрессирующее заболевание требует специального комплекса упражнений. В восстановительный период нужен индивидуальный подход, подбор адекватного комплекса упражнений. Лечебная гимнастика развивает все группы мышц организма. Так, тренировка локтевого сустава не только стимулирует его гибкость, но и помогает человеку нарастить мышечную массу. Специальные упражнения применяют в сочетании с общеукрепляющими. Специалист по лечебной физкультуре должен уточнить наличие противопоказаний. Занятия проходят по принципу: от простого к сложному.
Все упражнения подразделяются на динамические и статические. При выполнении динамических упражнений происходит чередование сокращений определенных групп мышц с их расслаблением. При выполнении статических упражнений тело находится в одном определенном положении некоторое время, при этом усиливается гибкость и растяжимость связок, улучшается кровообращение определенных участков тела.
Физические упражнения, выполняемые человеком в повседневной жизни (ходьба, бег, прыжки), используются в лечебной физкультуре как прикладные. Дозированное применение ходьбы, бега оказы-
вает благоприятное влияние на общее самочувствие, а также на дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную системы.
Общеукрепляющее воздействие на организм оказывают различные игры, которые вызывают положительные эмоции, произ водят оздоравливающий эффект. Они могут быть неподвижными, подвижными, спортивными. Все движения человеческого тела осуществляются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (в сагит-
и / V/ \ I и и
тальной (переднезадней), фронтальной и горизонтальной плоскостях) и разделяются на три группы:
• повороты и круговые движения;
• сгибание и разгибание;
• отведение и приведение.
Для того, чтобы лечебная физкультура привела к положительному результату, заниматься ею необходимо регулярно и, разумеется, под присмотром специалиста, постепенно физическая нагрузка должна увеличиваться. Уровень нагрузки зависит от возраста ребенка, особенностей заболевания, физической подготовки и самочувствия. Физические упражнения должны вызывать у ребенка интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них прово дятся в игровой форме. Специалистами разработаны различные комплексы физических упражнений в зависимости от заболевания ребенка и его возрастной группы. Занятия необходимо проводить ежедневно или через день, при этом важную роль играет систематичность. Увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально, в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка. Физические нагрузки на организм ребенка во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из десяти-двенадцати простых упражнений, темп их выполнения может быть различным — от медленного до интенсивного, в программу занятия обязательно должны входить дыхательные упражнения. Продолжительность одного занятия в среднем должна составлять двадцать минут. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, упражнения должны периодически обновляться. В зависимости от состояния ребенка во время занятий физические упражнения можно корректировать.
Трудно переоценить значение ЛФК для детей различного возраста. В период формирования мышц и скелета, связок и суставов особое значение имеют занятия по лечебной физкультуре, которые обеспечат их правильное развитие, а также заложат фундамент для здоровой жизни на долгие годы вперед.
Литература
1. Каштанова Г. В., Мамаева Е. Г., Сливина О. В., Чуманова Т. А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей
дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие. — 2 изд. — М. : АРКТИ, 2007.
2. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. СПб. : Речь, 2001.
3. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура : учебное пособие. - М. : Академия, 1998.
4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1985.
References
1. Kashtanova G. V., Mamaev E. G., Slivina O. V., Tumanova T. A.. Physical therapy and massage. Methods of improvement of children of preschool and primary school age: a Practical guide. 2 ed. Moscow, ARKTI Publ., 2007.
2. Potapchuk A. A., Didur M. D.. Posture and physical development of children. St. Petersburg, Speech Publ., 2001.
3. Dubrovsky V. I. Therapeutic physical culture. Textbook. Moscow, Academy Publ., 1998.
4. Comprehensive program of physical education of students in grades 111 of secondary school. Moscow, Education Publ., 1985.