УДК 796.819
РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА THE ROLE OF THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN THE LIFE OF MODERN MAN
Дмитриев Данил Александрович
студент механический факультет Уральский государственный университет путей и сообщения
г. Екатеринбург, Россия Dmitriev Danil Aleksandrovich
student mechanical faculty Ural state University of Railways and communications
Ekaterinburg, Russia
Гетманский Иван Иванович
доцент
кафедра физвоспитания Уральский государственный университет путей и сообщения
г. Екатеринбург, Россия Getmanskiy Ivan Ivanovich
docent
department of physical education Ural state University of Railways and communicdtions
Ekaterinburg,Russia
Аннотация. Наше исследование представляет обзор современных работ отечественных и зарубежных экспертов со всего мира касательно значения лечебной физической культуры и спортивной медицины в жизни человека. Статья раскрывает основные механизмы и принципы работы в лечебной физической культуре и реабили-тации посредством теоретических исследований. Также в исследовании описаны современные методы ЛФК и спортивной медицины, которые применяют при различных заболеваниях.
Abstract. Our study presents an overview of modern works of domestic and foreign experts from around the world regarding the importance of physical therapy and sports medicine in human life. The article reveals the main mechanisms and principles of work in medical physical culture and rehabilitation through theoretical research. The study also describes modern methods of exercise therapy and sports medicine, which are used for various diseases.
Ключевые слова: лечебная физкультура, ЛФК, физические упражнения, спортивная медицина
Keywords: physiotherapy exercises, exercise therapy, exercise, sports medicine
Оценивая роль физической культуры в жизни человека, следует обратить внимание на необходимость гармоничного развития человеческого тела. Это дости-
жимо с помощью физического воспитания, благодаря которому человек всесторонне развивается. Любому человеку нужны ловкость, сила, скорость, умение координировать движения. Важные качества человека - выносливость и работоспособность, закаленность и отменное здоровье.
Чтобы понять значение физической культуры в жизни человека, можно проанализировать статистику заболеваний сердца и сосудов и взаимосвязь частоты таких случаев с двигательной активностью человека. Отмечается, что рост патологий этих органов наблюдается в странах с высоким уровнем экономического развития. Это связано с гиподинамией из-за механизации рабочих процессов. Усилия по содержанию дома также не требуют от человека обилия перемещений, а для передвижения внутри поселения есть общественный транспорт. Многие забывают, насколько важны для человека упражнения. Потребность в них есть в любой момент жизни. У детей, молодежи такие упражнения помогают развить организм адекватно, равномерно. Взрослым следует заниматься с целью улучшения морфофункциональ-ности организма, повышения способности справляться с нагрузками. Физические упражнения помогают дольше оставаться здоровым. В пожилом возрасте регулярная физическая практика - это метод предотвращения множества заболеваний и изменений, вызванных старением организма.
Цель исследования: изучить значение лечебной физической культуры в жизни современного человека.
Методы исследования: аналитический обзор современной отечественной и зарубежной литературы по теме исследования.
Результаты исследования. Лечебная физическая культура и спортивная медицина занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний, а также улучшением качества жизни человека с помощью физических средств. Эти физические подходы считаются эффективными, потому что в живом организме клетки и ткани постоянно подвергаются воздействию сил и напряжений, которые имеют различное происхождение: от сил давления, связанных с гравитацией, до движущих сил, до электромагнитных сил, возникающих в результате молекулярных взаимодействий, излучения окружающей среды и внешних воздействий. Эти силы и стрессы могут изменять клеточное поведение, а их эволюционные и синергетические свойства могут также влиять на физиологическое поведение человеческого тела. При правильном использовании этих методов и их энергией также можно манипулировать и использовать в терапевтических целях в медицине при условии, что практикующий хорошо понимает механизмы взаимодействующих процессов в любом конкретном приложении. Тот факт, что живые организмы имеют хорошо организованные структуры, активно контролируемые действия и реакции, чрезвычайную чувствительность к электромагнитным полям и тонко сбалансированные механические действия, а также удивительные функции усиления сигнала, может не только вызвать сложность и разнообразие в биологическом мире, но также создают возможности для технических инноваций в медицине, чтобы улучшить качество жизни людей в будущем.
Физическая культура благоприятно влияет на организм на протяжении всей жизни человека. У пожилых людей он способствует сохранению физической работо-
способности и умственной активности, нормализует обмен веществ, в частности содержание холестерина и соотношение липидных фракций в крови, улучшает трофику и кровоснабжение миокарда, мозга и других органов, увеличивает утилизацию кислорода, ткани. Показано, что функциональные возможности и работоспособность физически подготовленных лиц в возрасте 50-60 лет часто выше, чем у 30-летних, не занимающихся физической культурой.
Однако положительное воздействие физической культуры на организм может быть обеспечено только при адекватных нагрузках, рациональном графике работы и отдыха, регулярном врачебном контроле.
Средства физической культуры широко применяют в системе комплексного лечения и реабилитации. В больницах, поликлиниках, санаториях и других лечебно -профилактических учреждениях. Элементы лечебной физкультуры используют в массовой физической культуре, например, на занятиях в группах здоровья с пожилыми людьми, а также в физическом воспитании школьников и студентов с отклонениями в самочувствии и физическом развитии.
Физкультура как организованный процесс осуществляется в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, в Вооруженных Силах страны, на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах и лечебно - профилактических учреждениях. Государство обеспечивает занятия физкультурно-спортивными базами, инвентарем, медицинской помощью. Занятия проводятся по специальным планам и программам, со специалистами и преподавателями, тренерами, инструкторами, с учетом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности.
Лечебная физическая культура (ЛФК) как способ лечения - применение комплекса средств физической культуры с профилактическими, лечебными и реабилитационными целями. ЛФК обширно используется в системе комплексного излечения в поликлиниках и санаториях. ЛФК необходимо рассматривать как весьма результативное дополнение ключевых методов лечения - хирургическим, медикаментозным и др., таким образом, как это один из методов лечебной реабилитации.
Кроме того ЛФК преследует и образовательные цели. Систематическое применение ЛФК в стационаре, поликлинике, домашних обстоятельствах формирует у пациента осознанное отношение к применению физических упражнений, формирует гигиеничные навыки, верное отношение к закаливанию организма.
Главное средство ЛФК - физические упражнения - уже давно знакомы прикладной медицине. Таким образом, в древнекитайской медицине в 3-м тысячелетии вплоть до нашей эпохи описывалась и использовалась лечебная гимнастика, в которой основное внимание уделялось дыхательным упражнениям. В Древней Греции Гиппократ полагал упражнения средствами стимуляции физиологических процессов, указывая на их оздоровительное и восстановительное значение. К. Гален советовал гимнастику и занятия определенными типами работы при ожирении, общей слабости, нарушениях движений в суставах и др.
Отличительная черта метода ЛФК - его физиологичность и естественность для организма. Данным и разъясняется результативность его применения при разных болезнях и травмах. Существенная отличительная черта метода ЛФК - активное участие наиболее больных в лечебном и восстановительном ходе, по этой причине врач
при назначении ЛФК обязан отчетливо установить степень его физической активности (при абсолютно всех других методах терапии заболевший находится в сравнительно пассивном состоянии). В ЛФК обширно применяется главная биологическая функция организма - движение, однако не движение в целом, а физическое упражнение как сформированная форма движения. В организации излечения больных покой и движение не противопоставляются, а расширяют друг друга.
ЛФК - метод общей, неспецифической терапии, и любого физического упражнения - неспецифический раздражитель. Наравне с общеукрепляющим влиянием на пациента, физические упражнения имеют все шансы проявлять преимущественное воздействие на конкретные функции, системы и органы, вовлеченные в болезненный процесс и тем самым на протяжение болезни. Отталкиваясь из этого, ЛФК кроме того считается методом патогенетической терапии. Помимо того, ЛФК - метод функциональной терапии, таким образом, физические упражнения стимулируют и формируют функции абсолютно всех ключевых органов и систем.
Общая тренировка используется с целью оздоровления, укрепления организма в целом и формировании адаптации к растущим физическим нагрузкам, специализированные - с целью возобновления, нормализации и формирования функций органов либо систем, нарушенных из-за болезни или травмы.
При проведении особой тренировки отбираются конкретные физические упражнения, оказывающие непосредственное нормализующее и восстановительное влияние на функцию пораженного органа либо системы. При разных болезнях назначают специализированные, нацеленные упражнения.
Общая и специальная подготовка ведется по конкретным правилам. В зависимости от характера, стадии формирования и тяжести течения болезни. Методика и дозировка физических упражнений носит индивидуальный вид.
На сегодняшний день используют следующие методы ЛФК и спортивной медицины:
1. Гимнастические упражнения выполняются при определенных допущениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность суставов и т. д. Гимнастику можно разделить по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию) -упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др.; методическая (педагогическая) направленность на координацию, выносливость, растяжку, равновесие, силу и др.; по характеру деятельности их исполнительская пассивная, активная, пассивно-активная, идеомоторная.
2. Статические упражнения проводятся в виде напряжения мышц, а именно, удержания гантелей, набивных мячей, гирь, удержания собственного веса, находясь в висе, на турнике в спортзале, при этом больший упор на снарядах (или на полу, стенке спортзала и т. д.). Статические упражнения используются до и после периода мобилизации для предотвращения атрофии мышц, укрепления мышц и развития силы и выносливости.
3. Упражнения на растяжку используются при различных сгибаниях в суставах с последующей фиксацией сустава в согнутом положении (2-10). Используется для снятия переутомления, контрактур, повышения мышечного тонуса.
4. Упражнения на расслабление (релаксации). Их применяют для снятия усталости (во время занятий), снижения мышечного тонуса (парезы, параличи, травмы, контрактуры и т. д.).
5. Идеомоторные упражнения - это мысленное выполнение упражнений, во время которых дается приказ выполнить определенные движения (паралич и парез, гипсовые повязки на конечности и т. д.). Их нужно сочетать с пассивными движениями.
6. Пассивные упражнения (движения) выполняет физиотерапевт (инструктор) ЛФК. Пассивные движения характеризуются отсутствием у пациента силы воли или напряжения мышц. Пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и предотвращения контрактур (паралич, парез и т. д.).
7. Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания, способствуют нормализации и улучшению акта дыхания. Одновременно происходит взаимосоединение дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растяжение (устранение) спаек в плевральной полости, профилактика и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты. Дыхательные упражнения делятся на статические (упражнения, сочетающиеся с движениями конечностей и туловища) и динамические (когда дыхание сочетается с разными движениями). При некоторых заболеваниях (астма, эмфизема и др.) дыхательные упражнения выполняются с упором на выдох, произнесение различных звуков (особенно у детей), надувание игрушки и т. д. Изгибы, повороты при выполнении дыхательных упражнений способствуют большей вентиляции легких. Легкие, растяжение плевральных спаек, рассасывание воспаления (пневмония и др.). Эффективность дыхательных упражнений выше, если их сочетать с физическими упражнениями, массажем шейной области (мышц плечевого пояса) межреберных и брюшных мышц.
8. Корректирующие упражнения, направленные на коррекцию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полное с точки зрения функциональности взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.
К корректирующим упражнениям относятся гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в разных исходных положениях, обычно лежа (на спине, животе), сидя и стоя (гимнастическая стена, у стены, лопатки касаются стены). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), свободными весами, тренажерами, в виде плавания брасс и др. При деформации позвоночника (сколиоз, спондилолистез, спондилез и др.) в комплекс ЛФК включают корректирующие упражнения в сочетании с упражнениями и массажем.
9. Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, с предметами. Упражнения на гимнастических снарядах велики, останавливается, подтягивания, предметы и снаряды могут быть палки, гантели, печатные шары, клубы, обручи и т.д.
ЛФК необходимо использовать в тех вариантах, когда следует увеличить тонус организма пациента, стимулировать физиологические процессы, содействовать возобновлению функции пораженного органа либо системы, препятствовать застой-
ным явлениям, предотвращать прогрессирование болезни и вероятные осложнения, безусловно, при нехватке противопоказаний. Сроки для назначения ЛФК, как принцип, схожи с началом выздоровления больного, они строго индивидуальны и определяются лечащим доктором.
у—. /■— и и и
Спортивная медицина - это общий термин, представляющий широкий спектр специальностей, которые объединяют академические дисциплины медицины и физического воспитания, а также фундаментальные науки (например, физиологию, химию и физику). В рамках клинической медицины врачи первичной медико-санитарной помощи или педиатры могут стать врачами-терапевтами для конкурентоспособных команд на всех уровнях (межшкольный, межвузовский, профессиональный и любительский спорт). Другие члены команды спортивной медицины обычно включают в себя хирурга-ортопеда, сертифицированного спортивного тренера, физиотерапевта или кинезиотерапевта и специалиста по силовой и физической подготовке. Другие специалисты, такие как специалисты в области спортивного питания, спортивной психологии, спортивной физиологии, педиатрии, спортивного зрения, спортивной стоматологии и хиропрактики, являются ценными консультантами.
Использование физических упражнений и спорта в качестве терапии для предотвращения хронических заболеваний хорошо известно. Широкий спектр преимуществ упражнений для здоровья проистекает из нескольких ключевых элементов, составляющих физическую подготовку: кардиореспираторная выносливость, мышечная сила, мышечная выносливость, гибкость, ловкость и состав тела.
Взаимосвязь между регулярной физической активностью и здоровьем хорошо известна во всем мире. Правительства многих стран опубликовали рекомендации, в которых описывается количество физической активности, необходимой для здоровья, хотя эти рекомендации могут незначительно отличаться.
В 2008 году правительство США выпустило Руководство по физической активности для американцев, первое в стране опубликованное руководство по «дозе» или количеству физической активности, необходимой для поддержания здоровья людей в возрасте от шести лет и старше. Этот документ основан на тщательном обзоре научной литературы по физическим упражнениям и здоровью, проведенной группой экспертов. Группа нашла убедительные доказательства того, что 150 минут умеренных и интенсивных упражнений в неделю для взрослых помогли предотвратить широкий спектр заболеваний, включая сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, диабет, гипертонию (высокое кровяное давление), некоторые виды рака и депрессию. Такое количество упражнений для взрослых также было связано со снижением риска ранней смерти, падений и увеличения веса. Имеются также умеренные данные, указывающие на то, что такой уровень физической активности помогает предотвратить перелом бедра, остеопороз, рак легких и рак эндометрии; способствует поддержанию веса после похудания; и улучшает качество сна.
В отчете США за 2008 год также указано, что для людей в возрасте от 6 до 17 лет базовая доза упражнений, необходимая для получения пользы для здоровья, составляла 60 минут или более физической активности каждый день (физическая активность определялась как аэробные упражнения или упражнения на выносли-
вость средней или высокой интенсивности). Наибольшая польза для здоровья была связана с активными занятиями не менее трех дней в неделю. Было обнаружено, что упражнения для укрепления мышц и костей, выполняемые не менее трех дней в неделю для детей и не менее двух дней в неделю для взрослых, улучшают здоровье.
В Канаде молодежи рекомендуется уделять еще больше минут повседневной активности (60 минут средней активности и 30 минут высокой активности). В целом, подобные руководящие принципы были установлены для всех людей, и они не считаются оптимальными тренировочными дозами для различных видов спорта и спортсменов. Подготовка к спортивным видам спорта обычно требует дополнительных знаний в области спортивной медицины.
Физические упражнения в терапевтических дозах очень эффективны в профилактической медицине. Таким образом, в самом широком смысле спортивная медицина применима к любому человеку, который включает движение как часть своей повседневной жизни, а также к тем, кто участвует в командных или индивидуальных видах спорта - от молодежи до соревнований уровня мастеров.
Заключение
Регулярная физическая активность улучшает функциональное состояние и ограничивает инвалидность в среднем и более позднем возрасте. Физическая активность способствует повышению качества жизни, психологическому здоровью и способности выполнять требования физического труда. Физическое воспитание может служить средством помощи учащимся в развитии знаний, взглядов, моторики, поведенческих навыков и уверенности, необходимых для принятия и поддержания физически активного образа жизни. Результаты качественной программы физического воспитания включают развитие у пациентов физической компетентности, пригодности для здоровья, самоуважения и общего удовольствия от физической активности. Эти результаты позволяют учащимся принимать обоснованные решения и делать выбор в отношении ведения физически активного образа жизни.
Понимая важность физического воспитания и спорта в жизни человека, человек должен стараться чаще заниматься упражнениями и различными видами деятельности такого плана. Любая деятельность связана с мышечной работой, сократительными процессами и расслаблением тканей. При формулировании набора задач вам необходимо сбалансировать различные формы мышечной активности. Работа этих тканей делится на удержание, назначение, преодоление. При определенных занятиях напряжение мышц позволяет преодолеть преграду. Другие нацелены на растяжение под действием нагрузки, а некоторые предполагают равновесное состояние мышечного напряжения и сопротивления без каких-либо движений.
Литература
1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. - Москва : Владос-Пресс, 2010. -777 с.
2. Дубровский В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль / В. И. Дубровский. - Москва : ООО «Медицинское информационное агенство», 2006. - 598 с.
3. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура : учебное пособие. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 568 с.
4. Козырева О. В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия : учебный словарь-справочник / О. В. Козырева. - Москва : Советский спорт, 2010. - 280 c.
5. Маргазин В. А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена / В. А. Маргазин. - СПб. : СпецЛит, 2016. -112 c.
6. Соколов А. В. Теория и практика диагностики функциональных резервов организма / А. В. Соколов, Р. Е. Калинин, А. В. Стома. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. -176 c.
References
1. Artamonova L. L., Panfilov O. P., Borisova V. V. Lechebnaya i adaptivno-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura [Medical and adaptive-health-improving physical culture]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2010, 777p.
2. Dubrovskiy V. I. Lechebnaya fizkul'tura i vrachebnyy kontrol' [Physiotherapy and medical control]. Moscow, LLC "Medical Information Agency Publ., 2006, 598 p.
3. Epifanov V. A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura [Remedial physical culture]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2009, 568 p.
4. Kozyreva O. V. Fizicheskaya reabilitatsiya. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura. Kineziterapiya [Physical rehabilitation. Healing Fitness. Kinesitherapy]. Moscow, Soviet sport Publ., 2010, 280 p.
5. Margazin V. A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura (LFK) pri zabolevaniyakh zheludochno-kishechnogo trakta i narusheniyakh obmena [Physical therapy (exercise therapy) in diseases of the gastrointestinal tract and metabolic disorders]. St. Petersburg, SpetsLit Publ., 2016,112 p.
6. Sokolov A. V., Kalinin R. E., Stoma A. V. Teoriya i praktika diagnostiki funktsional'nykh rezervov organizma [Theory and practice of diagnostics of functional reserves of the body]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2015, 176 p.