УДК 796.819
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА SPORTS MEDICINE AND PHYSICAL THERAPY
Давыдова Анна Алексеевна
студент
факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Davydova Anna Alekseevna
student
faculty of preschool and primary education Volgograd state social-pedagogical University
Volgograd, Russia
Щербенко Кристина Сергеевна
студент
факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Shcherbenko Christina Sergeevna
student
faculty of preschool and primary education Volgograd state social-pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. Данная статья о современном состоянии спортивной медициныы и лечебной физкультурыы. В статье так же упоминаются становление спортивной медициныы в историческом контексте. В данной статье выы найдёте подробное описание практического применения и действия спортивной медициныы и лечебной физкультуры.
Abstract. This article is about the current state of sports medicine and physical therapy. The article also mentions the formation of sports medicine in the historical context. You will find a detailed description of the practical application and action of sports medicine and physical therapy in this article.
Ключевые слова: спорт, медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, профессиональный спорт, профилактика.
Keywords: sports, medicine, sports medicine, physical therapy, professional sports, prevention.
Спортивная медицина - молодая и активно развивающаяся наука, которая содействует тренерам и спортсменам в период тренировок. От медицины в целом отличается тем, что спортивные медики работают с организмом
человека, перегруженным физически намного больше и, соответственно, потенциальных травм и осложнений может быть больше.
Долгое время спортивная медицина в России не отвечала требованиям международных стандартов. Это было больше похоже на примитивный контроль и формальные обследования спортсменов. Не существовало четких рекомендаций по спортивному питанию - специальных добавок просто не было в продаже, профессиональные спортсмены обходились обычными продуктами со стандартным набором питательных веществ.
Лечебная физическая культура — самостоятельная медицинская дисциплина, которая использует средства физической культуры для профилактики обострений и лечения множества заболеваний и повреждений, а также восстановления трудоспособности. Специфика лечебной физической культуры в том, что, по сравнению с другими методами лечения, она использует в качестве основного лечебного средства физическое упражнение, которое является существенным стимулятором жизненных функций человеческого организма.
В середине 20-го века наука остановилась в своем развитии, так как чиновники руководствовались только своими интересами, не прислушиваясь к мнению профессионалов, не выделяя достаточно средств на качественную диагностику здоровья спортсменов, как любительского уровня, так и профессионального. Несмотря на это требования к результатам становились выше. Этим объясняется учащённые случаи травматизма, часто лишавшего людей способности даже к простым передвижениям. Особенно это касалось спортивной гимнастики, фигурного катания, то есть видов спорта, связанных с акробатикой. Выжить в таком режиме было просто невозможно. Добавить к этому большие психологические нагрузки, связанные с повышенной ответственностью.
Становление спортивной медицины началось уже только с 21-го века. Научные исследования в области спортивной психологии, диетологии, фармацевтики так же не проводились. Все знания были накоплены самими тренерами и использовались по отношению к спортсменам спонтанно, исключительно исходя из собственного опыта. Хорошо, если этот опыт был. К сожалению, в истории развития спортивной медицины даже известны случаи, когда многие бывшие спортсмены брали на себя функции врачей по реабилитации и восстановлению спортсменов. Часто личного опыта не хватало, а профессиональных знаний не было. Это заканчивалось уходом перспективных людей из спорта по состоянию здоровья. Данная ситуация крайне негативном образом сказывалась и на состоянии спорта и на состоянии медицины.
Считается, что задачи спортивной медицины до сих пор не определены, потому что её путают с физической культурой. Но нагрузки обычных людей для поддержания общего тонуса и нагрузки профессиональных спортсменов - это абсолютно разные вещи.
Спортивную медицину так же часто путают и с лечебной физкультурой. У людей, занимающихся физической культурой, нагрузки равномерно распределены на все группы мышц, занятия проходят дозировано, нет подготовки к соревнованиям, нет ответственности за результат, следовательно,
и психологическая нагрузка отсутствует. Обычные люди не придерживаются спортивного режима, не контролируют свой рацион питания. И, самое главное, сами решают, когда им отдыхать, уезжать и заниматься другим иным досугом.
Профессиональный спорт - дело серьёзное. Тренировки проходят, как правило, по два раза в день. Полдня посвящено работе в зале: в любую погоду, в любом состоянии, настроении. Следовательно, чтобы выдержать такой график, необходим контроль над тренировками, питанием, состоянием мышц. Свободное время у спортсменов - большая редкость. Необходима профилактика различных заболеваний, особенно в период соревнований. В зависимости от вида спорта, нагрузки всегда приходятся на одни и те же мышцы. Тело, мышцы, внутреннее состояние привыкает к определенному алгоритму действий, нет чего-то нового, всё всегда ожидаемо.
У профессиональных спортсменов тело является инструментом для повышения качества и уровня жизни. Этот инструмент должен работать хорошо и много. Спорт усложнился и помолодел. Если в середине 20-го века художественной гимнастикой начинали заниматься в 15 - 16 лет, то сейчас тренера ищут воспитанниц в детских садах. То есть, на первое место выходит детская спортивная медицина, так как в 18 - 19 лет гимнасты уже уходят из спорта и начинают тренерскую деятельность. Пик тренировок приходится на подростковый возраст, когда одновременно необходимо думать о развитии организма и о результатах в спорте. Это усложняет задачу спортивной медицины. Так же, необходимо отметить, что для спортсменов подростковый период является сложным со стороны спорта тем, что необходимо чётко следить за нагрузкой, во избежание ухудшения физического состояния и здоровья в целом. В противном случае, спортсмены могут перегрузить даже спину и «заработать сколиоз», где уже врачебным диагнозом станет отказ от спорта, и это ещё в лучшем случае. К сожалению, здесь на тренеров возлагается огромная ответственность не только за настоящее, но и за будущее спортсменов. И это только одна сторона медали. Подростковый период - сложный и в психологическом плане. Это период кризиса, травмировать психику подростка становится проще, чем может показаться. Поэтому, нельзя недооценивать важность спортивной медицины и работы тренеров.
У спортивной медицины имеется ряд задач:
1) Помощь тренеру в отборе кандидатов в профессиональный спорт;
2) Ведение через спортивные нагрузки подрастающего поколения в течение многих лет;
3) Определение оптимального режима работы и отдыха индивидуально для каждого спортсмена;
4) Рекомендации по типу питания в различные периоды деятельности;
5) Профилактика травматизма из-за повышенных физических нагрузок;
6) Контроль приема фармацевтических препаратов;
7) Разработка комплекса мероприятий для повышения работоспособности и улучшения результатов;
8) Правильное лечение и реабилитация после спортивного травматизма;
контроль над гигиеной и общими заболеваниями;
9) Допинг-система в спорте.
Спортивная медицина изучает и патологические процессы, которые имеют место у спортсменов высокого уровня. В результате непрофессионального подхода со стороны медицинского персонала, не имеющего понятия о физических нагрузках, таких патологий в истории российского спорта было немало, в том числе и спонтанных смертей во время тренировок. Современная ситуация, конечно, изменена, но подобные случаи всё же встречаются [Матвеев Л.П., 1991].
Для того, чтобы спортивный врач мог применить все свои знания и опыт, у него должны быть полномочия отстранять человека от соревнований или тренировок, если это угрожает травмой или инвалидностью. Компромиссом может быть только полноценное финансовое обеспечение спортсменов, при котором есть возможность быстрее восстановиться, или же пройти курс лечения за рубежом.
Многие профессиональные медики боролись за внедрение правил в режим тренировок и питания, а также за распределение нагрузок. Но их предложения остались без внимания. Система спорта заинтересована в результатах больше, чем в здоровье тех, кто эти результаты приносит. Это негативным образом сказывается на спортсменах, а точнее, на их здоровье. Для тренеров часто врач не является первым авторитетом.
Существуют знания, которые необходимы данному врачу:
1) Теории и методики, а также гигиены спорта;
2) Спортивной морфологии;
3) Фармакологии;
4) Физиологии и биохимии спорта;
5) Психологии;
6) Спортивной реабилитации;
7) Физиотерапии;
8) Травматологии.
Это не считая обычных дисциплин, которые обязательны для всех врачей. Даже реабилитация после спортивных травм имеет другие цели, другую методику, нежели у обычных людей.
Спортивный врач - это прежде всего специалист в области высоких нагрузок, который должен знать, как ведет себя организм в экстремальных условиях. При тяжелых физических тренировках организм человека теряет иммунитет, минеральные вещества в больших количествах. Системы организма, которые генетически слабые, могут в неподходящий момент дать сбой и помешать участию в соревнованиях:
1) Сердечно-сосудистая система;
2) Пищеварительный тракт;
3) Почки.
Медицинский персонал сборных команд должен быть осведомлен о состоянии здоровья каждого участника. Подход осуществляется индивидуально, учитывая особенности и степень подготовки спортсмена.
Не исключено, что в поездке может произойти непредвиденное, и кто-то из участников соревнований заболеет. Забота о состоянии здоровья перед соревнованиями целиком ложится на спортивного врача. Поэтому он должен
обладать знаниями о фармацевтических препаратах, которые разрешены допинг-комитетом и не содержат запрещенных веществ, даже если они применялись по назначению.
Большое значение имеют профилактические прививки. В жарких странах, где местные насекомые переносят инфекции, к которым у российских спортсменов нет иммунитета, есть риск заболеть и попасть в больницу еще до соревнований. Необходимо знать, каким заболеваниям наиболее подвержены выходцы из других регионов земного шара. Заблаговременно делаются прививки, чтобы обезопасить участников соревнований от инфекционных болезней.
К примеру, в Индии много малярийных комаров, гепатиты, лихорадки, грязную воду. Дизентерия, брюшной тиф и холера характерны для восточных стран. Также следует соблюдать осторожность на соревнованиях в Мексике, Бразилии. Местный климат благоприятен для размножения паразитов в воде. Симптомами могут быть отравления, расстройства пищеварительной системы и выход спортсмена со строя.
Необходима диагностика состояния здоровья спортсменов. Для профессионального наблюдения за здоровьем спортсменов используется специализированное медицинское оборудование:
- аппарат Рентгена;
- МРТ;
- компьютерная томография;
- ЭКГ.
Профилактические осмотры проводятся регулярно - 1 раз в месяц в стадии подготовки к соревнованиям.
Диагностика тела спортсмена в спортивной медицине. У профессиональных спортсменов врачи часто диагностируют увеличение числа коронарных сосудов. Это своеобразный защитный механизм, чтобы обеспечить кислородом сердечную мышцу и растущие ткани организма. При недостатке питательных веществ - строительного материала для тканей - организм не успевает наращивать новые сосуды. В результате чего сердце недополучает кислорода и ткани отмирают. Происходит такой процесс на фоне усиленных тренировок. Ярким примером является актер бодибилдер Владимир Турчинский. В погоне за мышечной массой и спортивными достижениями не учел физиологических особенностей своего организма, увлекся нагрузками, пренебрег режимом и полноценным питанием. При постоянных съемках и стрессах организм не выдержал, и актер скончался от инфаркта.
Диагностике на оборудовании очень помогает описание самими спортсменами своих ощущений и самочувствия. Но часто люди в погоне за результатами скрывают свое состояние от врачей и, возможно, от самих себя. В таком режиме чаще всего случаются травмы, после которых наступает длительный период лечения и реабилитации.
Самым длительным процессом является реабилитация. В этот период большие нагрузки противопоказаны, потому что мышцы и сухожилия отвыкли от регулярных нагрузок и есть риск получить повторную травму.
В данный период показано:
- лимфатический массаж;
- физиотерапевтические процедуры;
- умеренные нагрузки;
- усиленное питание;
- употребление воды в достаточном количестве;
- витамины и минеральные комплексы.
Реабилитация профессиональных спортсменов после травм. Не следует спешить переходить на обычные нагрузки. Опорно-двигательный аппарат после травмы очень уязвим. Опытные тренера в таких случаях контролируют нагрузки и держат их на среднем уровне. Спортивный врач по результатам МРТ, рентгена наблюдает за состоянием тканей - насколько они восстановились и готовы к нагрузкам.
Важно, чтобы спортсмен понимал, что на этапе восстановления функциональных возможностей организма не нужно спешить. Как говорят -время лечит, но его нужно выждать. Большое значение имеет помощь психолога или того же спортивного врача, который может убедить человека в необходимости ждать. Для его же блага.
Что касается восстановления формы после крупных соревнований, то здесь необходим просто отдых, сбалансированное питание и психологический покой.
Восстановительная медицина - это система научных знаний, можно сказать - новое слово в реабилитации больных. В спорте это означает возвращение в прежнюю форму и продолжение тренировок. Восстановление спортсменов требует специального финансирования, так как подразумевает затраты на:
- массажистов и рефлексотерапевтов;
- санаторно-курортное лечение;
- покупку специальной одежды для поддержания органов или суставов;
- специальное питание.
Мероприятия проводятся как в частных клиниках, так и на базе спортивных реабилитационных центров под контролем спортивных врачей.
В советское и постсоветское время, когда уровень экономики был очень низкий, а спортивные достижения держались на энтузиазме тренеров и их воспитанников, наблюдался повышенный уровень травматизма среди спортсменов-профессионалов. Отчасти это было вызвано отсутствием финансирования и неполноценным питанием. При запредельных нагрузках организм потребляет много белка, углеводов и микроэлементов. Поступают эти вещества в организм только с пищевыми продуктами или в виде концентрированного спортивного питания.
Спортивная медицина напрямую связана с лечебной физической культурой, то есть самостоятельной медицинской дисциплиной, использующей средства физической культуры для профилактики обострений и лечения многих заболеваний и повреждений, а так же восстановления трудоспособности. Специфика лечебной физической культуры по сравнению с другими методами лечения заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физическое упражнение, являющееся существенным стимулятором жизненных функций человеческого организма.
Лечебную физическую культуру следует рассматривать как один из элементов современного комплексного лечения. Под комплексным лечением понимаются индивидуально подбираемые лечебные методы и средства, обеспечивающие изменение реактивности организма в положительную сторону, улучшение и восстановление функций пораженных болезнью органа или системы. Комплексное лечение воздействует не только на патологически измененные ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом. Удельный вес различных элементов комплексного лечения зависит от периода и клинического течения болезни. В процессе клинического выздоровления и необходимости восстановления трудоспособности человека, перенесшего то или иное заболевание или повреждение, существенная роль в комплексном лечении принадлежит лечебной физической культуре, как методу функциональной терапии. Физические упражнения, независимо от места их приложения, влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. В связи с этим лечебную физическую культуру можно назвать методом патогенетической терапии.
Лечебная физическая культура предусматривает сознательное и активное выполнение больными соответствующих физических упражнений. В процессе занятий ими больной приобретает навык в использовании естественных факторов природы с целью закаливания, приучается к соблюдению режима движений, использованию физических упражнений с лечебными и профилактическими целями. Это позволяет считать применение физических упражнений с лечебной целью лечебно-педагогическим процессом.
Лечебная физическая культура использует те же средства и принципы применения, что и физкультура для здорового человека. Б ее основе лежат принципы советской системы физического воспитания, а именно принципы всестороннего воздействия, прикладности и оздоровительной направленности. Таким образом, по своему содержанию лечебная физическая культура является составной частью советской системы физического воспитания.
Применение физических упражнений с лечебной целью известно давно.
В Китае письменные источники, свидетельствующие о появлении лечебной гимнастики и массажа, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Появившиеся через тысячу лет в Индии священные книги Веды содержат подробное описание лечебного действия дыхательных упражнений, специальных пассивных движений, купания и растирания тела. В Древней Греции лечебную гимнастику изучал и разрабатывал Гиппократ, что нашло отражение в его трудах. Лечебная гимнастика, массаж и водные процедуры у древних греков являлись обязательными и существенными элементами лечения. Римские врачи, прежде всего Гален, используя опыт греков, широко применяли лечебную гимнастику и трудотерапию [Епифанов В.А., 1999].
В средние века физические упражнения с лечебной целью использовались весьма ограниченно.
В дальнейшем развитии лечебной физической культуры большую роль сыграл выдающийся таджикский ученый Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна). Он теоретически обосновал применение физических упражнений с лечебной
и профилактической целью, использование солнечных и воздушных ванн и подробно описал ряд гимнастических и прикладных упражнений. В эпоху Возрождения ряд видных ученых (А. Коменский и И. Меркуриалис) в своих трудах пропагандировали значение физического воспитания. В XVIII в. и особенно в XIX в. появились работы о лечебном значении физических упражнений. Большое влияние на развитие врачебной гимнастики в Европе оказала шведская система физического воспитания Линга.
Лечебная физкультура так же помогает при заболеваниях и травмах спинного мозга. Данные заболевания могут сопровождаться двигательными, чувствительными, рефлекторными, сосудистыми, секреторными расстройствами. Распространенность и глубина этих расстройств зависят от уровня поражения. Например, при травме верхнего шейного отдела могут возникать паралич или раздражение диафрагмы (одышка, икота), спастический паралич верхних и нижних конечностей, полная анестезия книзу от места поражения, расстройства мочеиспускания, возможны боли в шее типа радикулита; при травмах так называемого конского хвоста — вялый паралич нижних конечностей с расстройствами мочеиспускания, полная анестезия на нижних конечностях и в промежности и жестокие, радикулитного характера, боли в ногах; при травмах переднего рога или переднего корешка — двигательные сегментарные расстройства, носящие характер периферического паралича; при поражении заднего чувствительного корешка, заднего рога или передней серой спайки — различного рода чувствительные сегментарные и рефлекторные расстройства; при травмах двигательных путей (в переднем или боковом столбе) — центральный паралич всей мускулатуры, получающей иннервацию от нижележащих сегментов; при травмах чувствительных путей (в боковом или заднем столбе) —нарушения чувствительности во всех участках, соответствующих нижележащим сегментам.
При центральном, или спастическом, параличе повышается тонус мышц, приводящих руку в плечевом суставе, сгибателей в локтевом суставе, пронаторов предплечья, сгибателей кисти и пальцев (рука прижата к туловищу, согнута в локтевом суставе и премирована с согнутой кистью и пальцами). Так же при этом повышается тонус мышц-разгибателей бедра и голени, сгибателей и супинаторов стопы (нога выпрямлена в коленном суставе, стопа супинирована в положении подошвенного сгибания).
Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях и травмах спинного мозга проявляется в их общетонизирующем влиянии. Под воздействием мышечной деятельности улучшается проведение импульсов по двигательным и чувствительным нервам и кровоснабжение пораженных участков, укрепляются ослабленные мышцы и растягиваются сокращенные. Упражнения предупреждают развитие контрактур и способствуют восстановлению нарушенной координации движений. Раннее начало занятий лечебной физической культурой способствует предупреждению осложнений, связанных с длительным лежанием (воспаление легких, запоры и т. п.), и формированию компенсаторных двигательных навыков.
Значение общеукрепляющего действия физических упражнений при заболеваниях и травмах спинного мозга возрастает во много раз по сравнению
с заболеваниями и травмами периферической нервной системы потому, что страдающие заболеванием или получившие травму спинного мозга физически беспомощны и угнетены психически. Очень важно сознательное, активное участие больного в лечении.
Если при повреждении произошел разрыв спинного мозга, то восстановить движение практически невозможно. В этом случае применяются упражнения, укрепляющие те мышечные группы, в которых сохранилась иннервация. Больного обучают элементам самообслуживания, пользованию коляской или ортопедическими аппаратами. Чаще при травме или опухоли не происходит полного разрыва спинного мозга. В этих случаях для достижения эффекта инструктору и больному нужно длительно (до года и более) работать над восстановлением движений. Даже в позднем периоде — через 2 года и более — после заболевания или травмы систематические занятия лечебной физической культурой в сочетании с физиотерапией и трудотерапией дают положительные результаты.
При проведении занятий лечебной гимнастикой соблюдаются изложенные выше принципы. С целью общеукрепляющего действия упражняются мышечные группы, не вовлеченные в болезненный процесс или менее пораженные. Любые занятия всегда начинаются с работы здоровых конечностей. Стимулировать восстановление движений следует посылкой импульсов, пассивными движениями, сочетанием того и другого с активными движениями. Если имеется гипертонус мышц, то в занятия включают упражнения на расслабление. Как правило, первые признаки движений обнаруживаются на занятиях по лечебной физической культуре. Следует акцентировать на этом внимание больного.
До тех пор, пока не появятся активные движения, предупреждающие контрактуры и деформации, необходимо применять пассивные движения и лечение положением.
Иногда движение восстанавливается, а суставно-мышечное чувство— нет (при глубоком поражении задних столбов), и больной при ходьбе не «чувствует землю». Тогда рекомендуется тренировка в ходьбе под контролем зрения (по половице, рисунку, следам).
При травме спинного мозга больной может находиться в зависимости от места перелома (травматическое поражение спинного мозга всегда связано с переломом костей) в положении на боку или на животе. Занятия лечебной гимнастикой следует начинать в том положении, в каком он находится, не дожидаясь, когда будет разрешено повернуть его на спину.
При повреждении, связанном с опухолью, занятия лечебной гимнастикой начинают до операции — с тем, чтобы установить контакт с больным, выявить его двигательные возможности и ознакомить с упражнениями, которые придется выполнять после операции. В связи с тем что при операции по удалению опухоли всегда откусываются дужки позвонка, 10—12 дней после нее занятия проводят в положении больного на боку.
Лечебная физкультура показана и при травмах головного мозга. При повреждении (травма, опухоль или нарушение мозгового кровообращения: кровоизлияние, тромбоз, эмболия) двигательного пирамидного пути развивается центральный, или спастический, паралич либо парез.
Несмотря на то, что погибшие нервные клетки не регенерируют, физические упражнения способствуют снятию торможения с угнетенных участков вокруг погибших клеток и созданию новых функциональных центров.
Методика занятий лечебной физической культурой обеспечивает тонизирующее действие, восстановление иннервации и формирование компенсаций (последние две задачи трудно разъединить). Принципы и приемы — в основном такие же, как при ранее описанных заболеваниях, но подход должен быть очень осторожным, с учетом того, что больные здесь очень тяжелые.
Методика лечебной гимнастики при сосудистых заболеваниях головного мозга следующая: через 2—3 суток после того как больной выйдет из тяжелого состояния (возвратится сознание, нормализуется дыхание и др.), применяют в условиях строго постельного режима лечение положением, легкий поверхностный массаж и мягкие пассивные движения (медленно, плавно, постепенно увеличивая амплитуду).
К концу месяца больного переводят на облегченный постельный режим. К тому, что выполнялось на предыдущем режиме, добавляют активные движения здоровыми конечностями, посылку импульсов к движению паретичными конечностями (спокойно, без напряжения), активные движения пораженными конечностями с посторонней помощью и упражнения на расслабление.
В дальнейшем совершается переход в положение сидя на 1 — 3 мин. с помощью подушек и подголовника, потом — сидя с опущенными ногами и стоя (взяться за спинку кровати здоровой рукой и с поддержкой инструктора встать).
В положении стоя проверяется опорная функция, затем выполняется топтание на месте и начинается обучение ходьбе. В это же время следует обращать внимание на осанку, совершенствовать координацию движений, а при выполнении упражнений в положении лежа уделять внимание борьбе с содружественными движениями (пассивно — придерживая и активно — заставляя удерживать волевым усилием ненужные движения и выполняя противосодружественные движения).
С переходом на палатный режим (через 1,5—2 месяца) часть упражнений выполняется в положениях сидя и стоя, включаются упражнения для укрепления мышц ног и выработки правильной осанки, для совершенствования походки.
При переводе больного на свободный режим продолжается работа над совершенствованием координации движений. Занятия проводятся в кабинете лечебной физической культуры. Они всегда начинаются в исходном положении лежа, чтобы дать больному отдохнуть после перехода в кабинет из палаты.
При травмах головного мозга используется та же методика проведения занятий, что и при сосудистых заболеваниях головного мозга. Расширение двигательного режима производится в зависимости от возраста и состояния здоровья. Так, если травму (ранение) получил молодой человек и его состояние позволяет, то перевод на палатный режим осуществляется быстрее.
При опухолях головного мозга лечебной гимнастикой начинают заниматься только после операции, причем методика зависит от характера нарушений, связанных с локализацией опухоли. Примерный комплекс упражнений для больного, у которого отсутствуют активные движения, повышен мышечный тонус
в парализованных конечностях (давность кровоизлияния — 3 недели), следующий (все они проводятся в исходном положении лежа на спине):
1. Спокойное дыхание (2—3 раза). Выдох несколько продолжительнее вдоха. Внимание больного фиксируется на чувстве расслабления мышц паретичных конечностей.
2. Попеременное сгибание и разгибание предплечья: пассивное для паретичной руки, активное для здоровой (4—6 раз). Предварительно проводится массаж сгибателей и разгибателей предплечья и кисти паретичной руки с последующей ее супинацией. При выполнении упражнения предплечье и кисть паретичной руки удерживаются методистом в положении супинации.
3. Пассивное сгибание и разгибание пальцев паретичной руки (7—8 раз). Предварительно проводится массаж кисти и предплечья этой руки. Во время выполнения упражнения она находится в положении супинации.
4. Попеременное сгибание и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах — активное здоровой ногой, пассивное паретичной (5—6 раз).
5. Активное сгибание и разгибание здоровой руки в плечевом суставе (2—3 раза).
6. Пассивное разведение ног, согнутых в коленных и тазобедренных суставах, в стороны (5—6 раз). Предварительно проводится массаж приводящих мышц паретичной ноги.
7. Пассивное сгибание паретичной руки в плечевом суставе (4—5 раз). Предварительно проводится массаж области плечевого сустава. При выполнении упражнения следить, чтобы не растягивалась сумка плечевого сустава. Одной рукой методист фиксирует ключицу и головку плеча, а также лопатку.
8. Попеременное отведение ног в стороны — пассивное больной, активное здоровой (4—6 раз). Предварительно проводится массаж приводящих мышц паретичной ноги.
9. Отведение рук в стороны — пассивное паретичной, активное (без напряжения) здоровой (6—7 раз). Движения начинают с малой амплитуды. После выполнения упражнения паретичную руку укладывают в положение супинации и максимального отведения в плечевом суставе.
10. Попеременное сгибание и разгибание стоп — пассивное паретичной, активное здоровой (4—6 раз). Методист предварительно сгибает паретичную ногу в тазобедренном и коленном суставах, одной рукой поддерживая нижнюю поверхность бедра, другой стопу.
Закрытые травмы головного мозга (сотрясения, ушибы) вызывают потерю сознания различной длительности. Затем больной некоторое время находится как бы в состоянии оглушения, оцепенения. В течение нескольких дней его беспокоят головная боль, усиливающаяся при резких движениях, головокружение, шум и звон в ушах, тошнота.
После ушиба (контузии) могут наблюдаться параличи и парезы, нарушения чувствительности, расстройства речи и др., т. е. очаговые явления, характер которых зависит от локализации поражения. Если очаговых поражений нет, то через 1—2 недели после травмы больному назначают общеукрепляющие упражнения (гигиеническая и лечебная гимнастика) с небольшой физической
нагрузкой и постепенную тренировку вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии, движения головы и туловища по небольшой амплитуде). При выполнении больным упражнения в равновесии (особенно с закрытыми глазами) или движений, усиливающих вестибулярные реакции, обязательна страховка [Попов С.Н., 2003].
По мере исчезновения остаточных явлений после травмы расширение двигательной активности производят строго соблюдая дидактические принципы в обучении.
Таким образом, мы с вами видим, какую большую роль играет спортивная медицина. А так же, её значение для развития страны в спортивном направлении, без многочисленного травматизма, как это было ранее.
А так же, важно, чтобы спортсмены понимали, что их здоровье не зависит только от врачей. Важно самим следить за своим здоровьем, нагрузками, темпом, ритмом. В период восстановления учиться терпеть и ждать, а не закрывать глаза на свои проблемы и вновь подвергать риску своё здоровье.
При этом в данных случаях и в профилактических ситуациях необходимо обратить внимание на лечебную физкультуру, которая часто спортсменами не воспринимается всерьёз. Она так же помогает и в период восстановления.
Самое главное - следить за своим здоровьем и не пренебрегать профилактикой, диагностикой, лечением и восстановлением. Здоровье нужно беречь независимо от физической подготовки человека.
Литература
1. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина : учебник. М. : Медицина, 1999.
2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. для институтов физической культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1991.
3. Попов С. Н, Иванова Н. Л. К 75-летию кафедры лечебной физической культуры, массажа и реабилитации РГУФК // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2003. № 3.
References
1. Epifanov V. A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sportivnaya medicina [Medical physical culture and sports medicine]. Moscow, Meditsina Publ., 1999.
2. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methods of physical culture]. Moscow, Physical education and sport Publ., 1991.
3. Popov S. N., Ivanova N. L. K 75-letiyu kafedry lechebnoj fizicheskoj kul'tury, massazha i reabilitacii RGUFK [On the 75th anniversary of the Department of physical therapy, massage and rehabilitation RGUFK]. Fizkul'tura v profilaktike, lechenii i reabilitacii -Pysical Education in prevention, treatment and rehabilitation, 2003, no.3.