Научная статья на тему 'К вопросу о "спортивной медицине" как самостоятельной специальности при профессиональной подготовке врача'

К вопросу о "спортивной медицине" как самостоятельной специальности при профессиональной подготовке врача Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
805
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА / УЧЕБНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARD / SPORTS MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Разинкин С.М., Самойлов А.С., Петрова В.В.

Обсуждается вопрос целесообразности выведения спортивной медицины в отдельную образовательную специальность. Предлагается новая концепция спортивной медицины. Приводится разработанный отделом экспериментальной спортивной медицины ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России учебный план послевузовской профессиональной переподготовки врачей по направлению «Спортивная медицина» специальности 31.08.39 Лечебная физкультура и спортивная медицина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Разинкин С.М., Самойлов А.С., Петрова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting the Sports Medicine as a specialty in professional training of sports doctors

This article discusses expediency of deducing sports medicine in a separate educational specialty. Also, there is a new concept of sports medicine offered. This concept includes the academic plan of postgraduate professional training of doctors in the direction of Sports Medicine specialty 08.31.39 Physical Therapy and Sports Medicine. Concept was developed by the department of experimental sports medicine of the A. I. Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency.

Текст научной работы на тему «К вопросу о "спортивной медицине" как самостоятельной специальности при профессиональной подготовке врача»

тренировки прыгунов в воду. М.: Физкультура и спорт, 1969; 207 с.).

10. Verhoshanskii UV. Special physical training for sportsmen. Moscow: Fizkultura i sport, 1985; 331p. (Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988; 331 с).

11. Razinkin SM, Gusakova EV, Tolokonin AO, et al. Results of informative value evaluation of methods assessing functional reserves in conduction of a health-improving program. Voprosy kurortologii, fisioterapii i lechebnoy fisich-eskoy kultury 2007; (2): 32-33. Russian (Разинкин С. М., Гусакова Е. В., Толоконин А. О. и др. Результаты определения

информативности методов оценки функциональных резервов при проведении оздоровительной программы. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры 2007; (2): 32-33).

12. Razinkin SM, Petrova VV, Artamonova IA, et al. Criteria! apparatus of athletes health rate assessment development and its scientific validation. Vestnik nevrologii, psihiat-rii i neirohirurgii 2009; (2): 72-80. Russian (Разинкин С. М., Петрова В. В., Артамонова И. А. и др. Разработка и обоснование критериального аппарата оценки уровня здоровья спортсмена. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии 2015; (2): 72-80).

УДК 61:796/793 Авторское мнение

к вопросу о «спортивной медицине» как самостоятельной специальности при профессиональной подготовке врача

С. М. Разинкин — ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна» ФМБА России, заведующий отделом экспериментальной спортивной медицины, профессор, доктор медицинских наук; А. С. Самойлов — ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна» ФМБА России, генеральный директор, доктор медицинских наук; В. В. Петрова — ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна ФМБА России», ведущий научный сотрудник отдела экспериментальной спортивной медицины, кандидат медицинских наук.

REVISITING THE SPORTS MEDICINE AS A SPECIALTY IN PROFESSIONAL TRAINING

OF SPORTS DOCTORS

S. M. Razinkin — State Research Center — Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, Head of the Department of Experimental Sports Medicine, Professor, Doctor of Medical Sciences; A. S. Samoilov — State Research Center — Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, General Director, Professor, Doctor of Medical Sciences; V. V. Petrova — State Research Center — Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, Department of Experimental Sports Medicine, Leading Researcher, Candidate of Medical Science.

Дата поступления — 2.11.2017 г. Дата принятия в печать — 21.12.2017 г

Разинкин С. М., Самойлов А. С., Петрова В.В. К вопросу о «Спортивной медицине» как самостоятельной специальности при профессиональной подготовке врача. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (4): 940-946.

Обсуждается вопрос целесообразности выведения спортивной медицины в отдельную образовательную специальность. Предлагается новая концепция спортивной медицины. Приводится разработанный отделом экспериментальной спортивной медицины ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБа России учебный план послевузовской профессиональной переподготовки врачей по направлению «Спортивная медицина» специальности 31.08.39 Лечебная физкультура и спортивная медицина.

Ключевые слова: спортивная медицина, образование, учебный стандарт.

Razinkin SM, Samoilov AS, Petrova VV. Revisiting the Sports Medicine as a specialty in professional training of sports doctors. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (4): 940-946.

This article discusses expediency of deducing sports medicine in a separate educational specialty. Also, there is a new concept of sports medicine offered. This concept includes the academic plan of postgraduate professional training of doctors in the direction of Sports Medicine specialty 08.31.39 Physical Therapy and Sports Medicine. Concept was developed by the department of experimental sports medicine of the A. I. Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency.

Key words: sports medicine, education, educational standard.

Разрабатывая новый подход к обучению спортивной медицине, мы проанализировали опыт признанных специалистов в данной области [1-3]; изучили нормативно-правовую базу, регламентирующую работу спортивного врача и врача лечебной физической культуры [4-6], а также проанализировали находящиеся в открытом доступе учебные планы медицинских вузов, декларирующих возможность подготовки спортивных врачей.

На всех уровнях системы подготовки врачей спортивной медицины, исключая тематические усовер-

Ответственный автор — Петрова Виктория Викторовна Тел. (моб.): +7 (903) 6256076 E-mail: sportvrach@outlook.com

шенствования, их обучение ведется совместно со специалистами по лечебной физической культуре и по единой программе.

Такое положение дел приводит к тому, что при обучении предъявляются одинаковые квалификационные требования как к врачам, которые предполагают работать в системе реабилитации (лечебная физкультура), так и к врачам, связывающим свое профессиональное будущее с работой со спортсменами (спортивная медицина). Кроме того, сложившаяся ситуация не учитывает особенностей деятельности спортивных врачей, работающих в спортивных командах; не готовит специалистов, способных квалифицированно работать при проведении УМО, а также в клиниках и отделениях спортивной медицины.

Рис. 1. Исходные концепции спортивной медицины

Мы сталкиваемся с подобной постановкой вопроса начиная с 2011 г, когда сотрудники отдела экспериментальной спортивной медицины впервые были привлечены к чтению лекций для курсантов ИППО ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России. Одновременно с этим мы участвовали в обследовании спортсменов олимпийских сборных России при проведении расширенного УМО (углубленного медицинского обследования), проводили научные исследования в области спортивной медицины, выезжали непосредственно в команды на учебно-тренировочные сборы, сопровождали спортсменов на соревнованиях, участвовали в конференциях, посвященных вопросам медико-биологического сопровождения спортсменов.

На основе полученного опыта и отталкиваясь от уже существующих концепций мы разработали самостоятельную концепцию спортивной медицины (рис. 1) [7-11].

Предметом спортивной медицины, по нашему мнению, является выведение спортсмена на пик спортивной формы к моменту соревновательной деятельности, основанное на определении, раскрытии и реализации потенциала его здоровья. Выведение на пик спортивной формы реализуется через повышение функциональной готовности спортсмена как готовности функциональных систем организма к достижению максимальных спортивных результатов на этапах учебно-тренировочного процесса и во время соревнований.

Функциональная готовность спортсмена включает в себя параметры физической работоспособности, уровень здоровья, генофенотипические особенности, психологическую устойчивость, психофизиологическую и психосоматическую готовность к работе на пределе функциональных возможностей организма, содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, параметры биохимии и гормонов крови, а также степень компенсированности соматических отклонений.

Таким образом, по нашему мнению, работа спортивного врача относится к области интегративной медицины, что предполагает значительный объем знаний по различным вопросам (рис. 2). К ним относятся:

1. Вопросы непосредственно клинической медицины с точки зрения степени компенсированно-сти соматических отклонений в состоянии здоровья (спортивная травматология, неотложная помощь, кардиология, восстановление и реабилитация спортсменов, периодическое комплексное обследование спортсменов, функциональное нагрузочное тестирование спортсменов).

2. Вопросы функциональной физиологии спортсменов (уровень здоровья спортсменов; адаптационные, функциональные и психологические резервы; теория стресса и адаптации в практике спортивной

медицины; система повышения работоспособности спортсмена, спортивная биомеханика; спортивная биохимия; психофизиология труда спортсмена, режим нормирования спортивной нагрузки, системы скрининг-оценки функционального состояния спортсмена; самооценка состояния спортсмена; система питания спортсмена; климатические нагрузки в спорте; гигиена спортивных сооружений и экипировки спортсменов; фармакологическая поддержка спортсмена с учетом соблюдения антидопинговых правил).

3. Вопросы спортивной психологии (психодиагностика, психокоррекция, психосоматика).

Сформулировав данный подход, мы провели анализ возможности получения высшего образования по специальности «спортивный врач» в настоящее время в Российской Федерации. Следует отметить, что ряд медицинских вузов декларируют возможность получения образования по специальности «Лечебная физическая культура и спортивная медицина». Примерами таких вузов могут служить Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова (РНИМУ); Первый МГМУ им. И. М. Сеченова; Российский университет дружбы народов (РУДН); Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО); Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова (ПСПбГМУ); СевероЗападный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова (СЗГМУ); Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого.

Однако, анализируя учебные планы обучения студентов в данных вузах, можно сделать вывод, что они получают классическое образование по специальности «Лечебное дело», даже при наличии отделения (факультета) спортивной медицины, как в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И. П. Павлова.

На сайте ПСПбГМУ приводится следующая информация: «На факультете спортивной медицины студенты обучаются по учебному плану согласно Государственному образовательному стандарту в течение 6 лет и получают квалификацию: врач по специальности «Лечебное дело» [12]. В отличие от студентов лечебного факультета, в вариативной части цикла профессиональных дисциплин студенты факультета спортивной медицины проходят такие предметы, как спортивная травматология, спортивная психология, спортивная медицина, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия». Приведенные же на официальном сайте данного вуза основные профессиональные образовательные программы, перечень учебных дисциплин в соответствии с учебными планами по направлениям подготовки специальности «Лечебное дело» (лечебный факультет и

942

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Рис. 2. Направления работы спортивного врача

факультет спортивной медицины) и промежуточная аттестация обучающихся (распределение экзаменов, зачетов) по семестрам в 2014/15 учебном году не имеют отличий на лечебном факультете и факультете спортивной медицины, анонсированных на сайте вуза.

Несмотря на объединение в единую специальность спортивной медицины и лечебной физической культуры, существуют принципиальные отличия в контингенте, с которым работают врачи этих направлений; задачах, которые они решают; методах и средствах, которыми пользуются. Это подтверждается и нормативно-правовыми документами.

В приказе Минздрава России от 20 августа 2001 г № 337 имеются отдельные разделы: «Положение об организации работы врача по лечебной физкультуре» и «Положение об организации работы врача по спортивной медицине» [6]. Следует отметить, что ни одна из компетенций врачей ЛФК и спортивной медицины не совпадает.

В приказе Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» вообще не описывает квалификационные требования врача по лечебной физкультуре, а только врача по спортивной медицине [5].

К основным должностным обязанностям врача по спортивной медицине в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г № 541н относятся следующие:

— осуществление комплексного углубленного медицинского обследования спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой;

— медико-биологическое обеспечение спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований (профилактика и лечение болезней и травм, контроль за функциональным состоянием и питанием, антидопинговый контроль);

— определяет общую физическую работоспособность спортсмена методами велоэргометрии,

степ-теста, тредмил-тестирования с количественной оценкой аэробной мощности прямым и непрямым способами;

— выявляет клинические симптомы физического перенапряжения основных систем организма спортсмена (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделения, системы крови);

— оценивает функциональное состояние спортсмена и адекватность физической нагрузке;

— оформляет допуск к занятиям физкультурой и спортом, к участию в соревнованиях;

— оказывает первую и неотложную медицинскую помощь спортсменам на тренировках и соревнованиях;

— назначает в лечебно-восстановительных целях фармакологические средства, разрешенные в спорте, и др.

Врачи по спортивной медицине работают со здоровыми людьми, чья деятельность направлена на достижение максимального результата при занятиях физической культурой и спортом. Местом их работы являются детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) или училища олимпийского резерва (УОР), а также национальные сборные команды страны, сборные команд городов, областей по различным видам спорта; профессиональные и любительские спортивные клубы; центры и клиники спортивной медицины. При этом врачи по спортивной медицине могут находиться в подчинении как Минздрава, так и ФМБА России (рис. 3).

Врач по лечебной физкультуре работает в подразделениях реабилитации больных людей с использованием физических упражнений (двигательных режимов) как средства сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией. Врачи по лечебной физической культуре работают в отделениях и кабинетах ЛФК в различных лечебных и лечебно-оздоровительных учреждениях Минздрава (рис. 4).

На основании этого предлагаем разделить комплексную учебную дисциплину «Спортивная ме-

Рис. 3. Схема организации работы врача по спортивной медицине

Врач лечебной физкультуры

Минздрав

Лечебные и лечебно-профилактические учреждения здравоохранения

Пациенты

Рис. 4. Схема организации работы врача лечебной физкультуры

Предлагаемый учебный план послевузовской профессиональной переподготовки врачей по направлению «Спортивная медицина», срок обучения: 504 часа (14 недель)

№ п/п Наименование разделов Всего часов Лекции Семинары Практика Форма контроля

1 Профессиональная подготовка 504 328 88 88 экзамен

Федеральный компонент

1.1 Клиническая подготовка врача по спортивной медицине 468 304 82 82

1.1.1. Организационно-методические основы спортивной медицины 36 24 6 6

1.1.2. Функциональная диагностика в спорте 72 48 12 12 Зачет

1.1.3. Клинические аспекты спортивной медицины 18 10 4 4

1.1.4. Спортивная кардиология 18 10 4 4

1.1.5. Спортивная травматология 18 10 4 4

1.1.6. Неотложная помощь 18 10 4 4

1.1.7. Спортивная психология 72 48 12 12 Зачет

1.1.8. Спортивная фармакология (с циклом борьбы с допингом) 72 48 12 12 Зачет

1.1.9. Применение преформированных методов в спортивной медицине (с циклом физиотерапии) 72 48 12 12 Зачет

1.1.10. Скрининг-диагностика и АПК врача спортивной команды. Информационные технологии в медицине 72 48 12 12

Национально-регионарный компонент

1.2 Фундаментальная подготовка 36 24 6 6

Всего часов обучения 504 328 88 88 экзамен

дицина и лечебная физическая культура» на две самостоятельные дисциплины с отдельными образовательными стандартами.

Следовательно, обучение спортивной медицине должно освещать большой круг вопросов, особенно если врач предполагает работать в сборной команде РФ по олимпийскому виду спорта.

Предлагаемая нами методология спортивной медицины (как общность методов, способов и стратегий исследования предмета) включает несколько направлений: самооценку уровня здоровья спортсмена; оценку функциональной готовности спортсмена; методы коррекции функционального состояния спортсмена; оценку психологического состояния спортсмена; методы коррекции психологического состояния спортсмена.

В связи с изложенным нами разработан проект Федерального государственного образовательного стандарта по спортивной медицине для послевузовской профессиональной переподготовки врачей по направлению «Спортивная медицина» специальности 31.08.39 Лечебная физкультура и спортивная медицина сроком обучения 504 часа (14 недель) (таблица).

На его основе разработаны проекты учебных стандартов для ординатуры (3456 часов, 96 недель) и аспирантуры (5184 часа, 144 недели) по спортивной медицине.

Для методологического обеспечения преподавания на циклах послевузовской профессиональной переподготовки врачей по направлению «Спортивная медицина» нами разработан проект учебного пособия с избранными лекциями, написанными на основе материалов, полученных специалистами Центра спортивной медицины и реабилитации ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России.

В него вошли следующие лекции:

1. Предмет спортивной медицины (методология, термины, классики) [13].

2. Нормативно-правовая база, регламентирующая работу спортивного врача [4-6].

3. Функциональная готовность спортсмена [14,

15].

4. Мобильный комплекс оценки функциональной готовности спортсмена [16, 17].

5. Самооценка уровня здоровья и самооздоровление спортсмена [18, 19].

6. Климатические нагрузки в спорте [20, 21].

7. Углубленное и этапное медицинское обследование, текущее медицинское наблюдение за спортсменом.

8. Неотложные состояния в спорте высших достижений [22].

9. Функциональная диагностика в спорте, тестирование в спортивной медицине [23].

10. Спортивная кардиология [24].

11. Спортивная травматология.

12. Спортивная реабилитация [25, 26].

13. Система повышения физической работоспособности спортсмена [27, 28].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Спортивное питание [29].

15. Спортивная психология и психодиагностика в спорте [30].

16. Оценка уровня стресса у спортсмена [31].

17. Психокоррекция в спорте [32].

Таким образом, в последнее десятилетие спортивная медицина возрождается как востребованная учебная и научная дисциплина, предметом которой, по нашему мнению, является определение, раскрытие и реализация потенциала здоровья спортсмена для его выведения на пик спортивной формы к моменту соревновательной деятельности.

Работа спортивного врача относится к области ин-тегративной медицины, что предполагает значительный объем знаний по различным вопросам. К ним относятся вопросы непосредственно клинической медицины (спортивная травматология, неотложная помощь, кардиология, восстановление и реабилитация спортсменов, периодическое комплексное обследование спортсменов, функциональное нагрузочное тестирование спортсменов); вопросы функциональной физиологии спортсменов (уровень здоровья спортсменов; адаптационные, функциональные и психологические резервы; теория стресса и адаптации в практике спортивной медицины; система повышения работоспособности спортсмена, спортивная биомеханика; спортивная биохимия; психофизиология труда спортсмена, режим нормирования спортивной нагрузки, системы скрининг-оценки функционального состояния спортсмена; самооценка состояния спортсмена; система питания спортсмена; климатические нагрузки в спорте; гигиена спортивных сооружений и экипировки спортсменов; фармакологическая поддержка спортсмена с учетом соблюдения антидопинговых правил), а также вопросы спортивной психологии (психодиагностика, психокоррекция, психосоматика).

Исходя из нашего определения спортивной медицины и требований, предъявляемым к спортивным врачам, мы разработали проекты Федерального образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием (504 часа), ординаторов (3456 часов) и аспирантов (5186 часов) по направлению «Спортивная медицина» специальности 31.08.39 Лечебная физкультура и спортивная медицина.

Отделом экспериментальной спортивной медицины ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России написаны избранные лекции по специальности «Спортивная медицина», обеспечивающие выполнение основных положений учебного стандарта, разработанного ранее. Кроме того, разработан курс избранных видеолекций для дистанционного образования в рамках послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по спортивной медицине.

Все изложенное свидетельствует о целесообразности выделение спортивной медицины в отдельную врачебную специальность с соответствующим планом учебной подготовки.

Конфликт интересов не заявляется. Работа выполнена по заказу Федерального медико-биологического агентства в рамках реализации Федеральной целевой программы «Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации».

Авторский вклад: написание статьи — С. М. Раз-инкин, А. С. Самойлов, В. В. Петрова; утверждение рукописи для публикации — С. М. Разинкин, А. С. Самойлов.

References (Литература)

1. Epifanov VA. Medical physical culture. Uch. allowance. Moscow: GEOTAR-Media, 2006; 557 p. Russian (Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006; 557 с.).

2. Makarova GA. Sports medicine: textbook. Moscow: Sovietskiy sport, 2002. Russian (Макарова Г. А. Спортивная медицина: учебник. М.: Советский спорт, 2002).

3. Mironov SP, Polyaev BA, Makarova GA, eds. Sports medicine: the national manual. Moscow: GEOTAR-Media, 2012;

1184 p. Russian (Спортивная медицина: национальное руководство / под ред. акад. РАН и РАМН С. П. Миронова, проф. Б. А. Поляева, проф. Г. А. Макаровой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012; 1184 с.).

4. Order of the health Ministry of Russia from 23 July 2010 № 541н "On approval of the Uniform qualification reference book of positions of heads, specialists and employees". Russian (Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». М., 2010).

5. Order of the Ministry of health of the Russian Federation from 20 August 2001 № 337 "On measures for further development and improvement of sports medicine and physical therapy". Russian (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 августа 2001 г № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры». М., 2001).

6. The order of Ministry of health of the Russian Federation from 01.03.2016 No. 134н "On the procedure of organization of medical assistance to persons engaged in physical culture and sports...". Russian (Приказ Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом...». М., 2016).

7. Bobrovnitsky IP, Razumov AN, Razinkin SM. The development of a system health of a healthy person at the resort. In: The role of resort science and practice in protecting the health of Russia's population. Pyatigorsk, 2003; p. 47-51. Russian (Бо-бровницкий И. П., Разумов А. Н., Разинкин С. М. Развитие системы охраны здоровья здорового человека на курорте. В сб.: Роль курортной науки и практики в охране здоровья населения России: юбилейная науч.-практ. конф. Пятигорск, 2003; с. 47-51).

8. Agaev AN, Afanasev RV, Bagaudinov KG, et al. Clinical functional diagnostics, prophylaxis and rehabilitation of professionally conditioned disorders and subclinical forms of the disease in aircrew: a practical guide to clinical aviation medicine. Moscow, 2011. Russian (Ажаев А. Н., Афанасьев Р. В., Бага-удинов К. Г. и др. Клинико-функциональная диагностика, профилактика и реабилитация профессионально обусловленных нарушений и субклинических форм заболеваний у летного состава: практическое руководство по авиационной клинической медицине. М., 2011).

9. Razinkin SM, Dvornikov Vm. Physiology and hygiene of the pilot in extreme conditions. M.: Naychnaya kniga, 2017. Russian (Разинкин С. М., Дворников В. М. Физиология и гигиена летчика в экстремальных условиях. М.: Научная книга, 2017).

10. Razinkin SM. Adaptive functional reserves of the psychophysiological state of the organism.Vestnik nevrologii, psihiatrii i neirohirurgii 2009; (11): 10-15. Russian (Разинкин С. М. Адаптационный и функциональный резервы психофизиологического состояния организма. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии 2009; (11): 10-15).

11. Razinkin SM, Tolokonin AO, Gladkovа SN, et al. Methodological aspects of assessment of the level of health in the medical (literature review). Phizioterapevt 2012; (3): 033042. Russian (Разинкин С. М., Толоконин А. О., Гладкова С. Н. и др. Методологические аспекты оценки уровня здоровья в медицине (обзор литературы). Физиотерапевт 2012; (3): 033-042).

12. Official site of the First St. Petersburg State Medical University n.a. I. P. Pavlov (SPBGMU). Russian (Официальный сайт Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова (ПСПбГМУ).

13. Uiba VV, Miroshnikova YuV, Razinkin SM, et al. Study of physiological and hygienic ensuring of adaptation of sportsmen of national teams of Russia to the conditions of Rio de Janeiro. Medicine of Extreme Situations 2015; (4): 8-21. Russian (Уйба В. В., Мирошникова Ю. В., Разинкин С. М. и др. Обоснование системы физиолого-гигиенического обеспечения адаптации спортсменов сборных команд России к условиям Рио-де-Жанейро. Медицина экстремальных ситуаций 2015; (4): 8-21).

14. Razinkin SM, Petrova VV, Artamonova IA, Fomkin PA. Development and justification of criteria of the unit assess the level of health of athletes. Vestnik nevrologii, psihiatrii i neirohirurgii 2015; (2): 72-80. Russian (Разинкин С. М., Петро-

ва В. В., Артамонова И. А., Фомкин П. А. Разработка и обоснование критериального аппарата оценки уровня здоровья спортсмена. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии 2015; (2): 72-80).

15. Razinkin SM, Gusakova EV, Tolokonin AO, et al. Results of determination of informativity of methods of assessment of functional reserves when conducting Wellness programs. Voprosi kurortologii, fizioterapii I lechebnoy fizicheskoi kulturi 2007; (2): 32-33. Russian (Разинкин С. М., Гусакова Е. В., Толоко-нин А. О., и др. Результаты определения информативности методов оценки функциональных резервов при проведении оздоровительной программы. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры 2007; (2): 32-33).

16. Kotenko KV, Razinkin SM, Kotenko NV, Ivanov II. Modern methods of screening diagnostics of the psychophysiological status, functional and adaptive reserves of the organism. Phizioterapevt 2013; (4): 11-19. Russian (Котенко К. В., Разинкин С. М., Котенко Н. В., Иванова И. И. Современные методы скрининг-диагностики психофизиологического состояния, функциональных и адаптивных резервов организма. Физиотерапевт 2013; (4): 11-19).

17. Mikhailova AA, Petrova MS, Petrova VV, et al. Control technology state of athletes and persons actively involved in sports. Zdorovaya semia — zdorovoe pokolenie 2011: 64-65. Russian (Михайлова А. А., Петрова М. С., Петрова В. В. и др. Технологии контроля за состоянием организма спортсменов и лиц, активно занимающихся спортом. Здоровая семья — здоровое поколение 2011: 64-65).

18. Petrova VV, Fomkin PA, Mikhailova AA, et al. Modern approaches to monitoring the condition of organism of students engaged in sports activities. In: Reabilitacia i sanatorno-kurortnoe lechenie—2013: Reabilitacia bolnih s komorbidnimi sostoianiyami: Materialy kongressa. 2013; p. 70. Russian (Петрова В. В., Фомкин П. А., Михайлова А. А. и др. Современные подходы к контролю за состоянием организма студентов, активно занимающихся спортом. В сб.: Реабилитация и санаторно-курортное лечение — 2013: Реабилитация больных с коморбидными состояниями: материалы конгресса. 2013; с. 70).

19. Razinkin SM, Kotenko KV, Fomkin PA, et al. Self-assessment of the health of athletes. Occupational medicine and industrial ecology 2013; (9): 5-13. Russian (Разинкин С. М., Котенко К. В., Фомкин П. А. и др. Самооценка уровня здоровья спортсменов. Медицина труда и промышленная экология 2013; (9): 5-13).

20. Dvornikov MV, Razinkin SM, Petrova VV, et al. Methods of individual evaluation of the sustainability of the athletes to maximal exercise under conditions of altered hypoxic and hypothermic environment. Occupational medicine and industrial ecology 2013; (9): 37-42. Russian (Дворников М. В., Раз-инкин С. М., Петрова В. В. и др. Методика индивидуальной оценки устойчивости спортсменов к максимальным физическим нагрузкам в условиях измененной гипоксической и гипотермической среды. Медицина труда и промышленная экология 2013; (9): 37-42).

21. Petrova TV, Vasin MV, Razinkin SM, Shangin OG. Effect of hyperthermia on some hormonal and immune factors. Human Phisiology 1991; 17 (3): 94. Russian (Петрова Т. В., Васин М. В., Разинкин С. М., Шаньгин О. Г. Влияние гипертермии на некоторые гормональные и иммунные показатели человека. Физиология человека 1991; 17 (3): 94).

22. Kotenko KV, Razinkin SM, Ivanova II, et al. Evaluation of adaptive capacity of the organism professional athletes and individuals engaged in sports activities, extreme climatic conditions, using various techniques. Phizioterapevt 2013; (4): 28-39. Russian (Котенко К. В., Разинкин С. М., Иванова И. И. и др. Оценка адаптационных возможностей организма профессиональных спортсменов и лиц, активно занимающихся спортом, к экстремальным климатическим условиям с использованием различных методов. Физиотерапевт 2013; (4): 28-39).

23. Razinkin SM, Samoilov AS, Fomkin PA, et al. Methodological approach to the evaluation of the functional reserves of the athletes of cyclic types of sport. Sports medicine: research and practice 2016; (1): 26-34. Russian (Разинкин С. М., Самойлов А. С., Фомкин П. А. и др. Методологический подход к оценке функциональных резервов спортсме-

нов циклических видов спорта. Спортивная медицина: наука и практика 2016; (1): 26-34).

24. Razinkin SM, Samoilov AS, Fomkin PA, et al. Measurement of heart rate variability in athletes of cyclic types of sport. Sports medicine: research and practice 2015; (4): 46-55. Russian (Разинкин С. М., Самойлов А. С., Фомкин П. А. и др. Оценка показателей вариабельности сердечного ритма у спортсменов циклических видов спорта. Спортивная медицина: наука и практика 2015; (4): 46-55).

25. Samoilov AS, Razinkin SM, Petrova VV, et al. Methodological aspects of evaluation of effectiveness of technology sports medicine. Medicine of Extreme Situations 2015; (4): 45-55. Russian (Самойлов А. С., Разинкин С. М., Петрова В. В. и др. Методологические аспекты оценки эффективности технологий спортивной медицины. Медицина экстремальных ситуаций 2015; (4): 45-55).

26. Kotenko KV, Korchazhkina NB, Razinkin SM, et al. Comparative evaluation of physical and mental health of athletes and students who are actively involved in sports. Functional diagnostics 2011; (3): 98-99. Russian (Котенко К. В., Корчаж-кина Н. Б., Разинкин С. М., Михайлова А. А., Петрова В. В., Фомкин П. А., Иванова И. И. Сравнительная оценка состояния физического и психического здоровья спортсменов и студентов, активно занимающихся спортом. Функциональная диагностика 2011; (3): 98-99).

27. Samoilov AS, Razinkin CM, Kish AA, et al. Substantiation of the method of estimation of physical working capacity of sportsmen of Russian national team on rowing. Sports medicine: research and practice 2016; (2): 46-53. Russian (Самойлов А. С., Разинкин C. М., Киш А. А. и др. Обоснование методики оценки физической работоспособности спортсменов сборной России по академической гребле. Спортивная медицина: наука и практика 2016; (2): 46-53).

28. Miroshnikova YuV, Razinkin SM, Samoilov AS, et al. Development and validation of a standardized scale of level of evaluation of the functional reserves of the members of national teams of Russia. Medicine of Extreme Situations 2015; (4): 38-44. Russian (Мирошникова Ю. В., Разинкин С. М., Самойлов А. С. и др. Разработка и обоснование унифицированной шкалы уровня оценки функциональных резервов членов сборных команд России. Медицина экстремальных ситуаций 2015; (4): 38-44).

29. Berzin IA, Razinkin SM, Petrova VV, et al. Physiological and hygienic substantiation of optimisation of processes of adaptation of athletes to the conditions of Rio de Janeiro (literature review). Medicine of Extreme Situations 2015; (4): 22-32. Russian (Берзин И. А., Разинкин С. М., Петрова В. В. и др. Физиолого-гигиеническое обоснование оптимизации процессов адаптации спортсменов к условиям Рио-де-Жанейро (обзор литературы). Медицина экстремальных ситуаций 2015; (4): 22-32).

30. Razinkin SM, Gladkova SN, Tolokonin AO, et al. Methods of assessing the level of mental and physical health of the person (literature review). Journal of neurology, psychiatry and neurosurgery 2012; (4): 044-055. Russian (Разинкин С. М., Гладкова С. Н., Толоконин А. О. и др. Методы оценки уровня психофизического здоровья человека (обзор литературы). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии 2012; (4): 044-055).

31. Samoilov AS, Razinkin SM, Korolev AD, Nazarian SE. Assessment of the effectiveness methods of correction of psychoemotional state of athletes in the team. Medicine of Extreme Situations 2015; (4): 62-67. Russian (Самойлов А. С., Разинкин С. М., Королёв А. Д., Назарян С. Е. Оценка эффективности методики коррекции психоэмоционального состояния спортсменов сборной России. Медицина экстремальных ситуаций 2015; (4): 62-67).

32. Fomkin PA, Shpakov AV, Razinkin SM, Petrova VV. Bank data correction of psychoemotional status of an athlete. In: Actualnye voprosy sportivnoy mediciny i medicinskoy reabilitacii: Tezisy Vserossiyskoy nauchno-practicheskoy konferencii. 2013; p. 178-180. Russian (Фомкин П. А., Шпаков А. В., Разинкин С. М., Петрова В. В. Банк данных психоэмоциональной коррекции состояния спортсмена. В сб.: Актуальные вопросы спортивной медицины и медицинской реабилитации: тезисы Всерос. науч.-практ. конф. 2013; с. 178-180).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.