Научная статья на тему 'Методы предотвращения травм в детской лёгкой атлетике'

Методы предотвращения травм в детской лёгкой атлетике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1246
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ / SPORTS INJURIES / СПОРТ / SPORTS / ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА / СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА / SPORTS MEDICINE / TRACK-AND-FIELD ATHLETICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронженко Александр Леонидович

Статья посвящена педагогическим работникам и специалистам в области физической культуры и спорта, в частности тренерам по детской лёгкой атлетике. Автор данной статьи подчёркивает важность роли предотвращения спортивных травм. Указывается, что для обеспечения должных мер безопасности в работе со спортсменами разных возрастных категорий на физкультурно-спортивных мероприятиях по детской лёгкой атлетике, в том числе учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, рассмотрены следующие методы предотвращения травм: предотвращение травм за счет подготовленности спортсмена; предотвращение травм за счет физической подготовки; предотвращение травматизма за счет питания; предотвращение травм с помощью разминки; предотвращение травматизма за счет окружающей среды; предотвращение травматизма с помощью ухода. Перечисленные методы содержат сведения, из собственной практики автора и работы тренеров Республики Таджикистан со спортсменами высшей квалификации. Статья, несомненно, будет полезна спортивным врачам и тренерам по всем видам спорта, и может быть использована как научная литература, на физкультурно-спортивных занятиях в образовательных учреждениях. Автор, опираясь на собственный опыт и труды Международной ассоциации легкоатлетических федераций ИААФ, В.И. Дубровского и А.Г. Дембо, делает вывод, что травмы и болезни почти неизбежное следствие тренировок и соревнований, независимо от того, насколько безопасна окружающая обстановка. Указывает на важность того, чтобы все тренеры обладали действующей и признанной квалификацией, дающей ему право тренировать и оказывать первую медицинскую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for Prevention of Injuries in Infantile Track-and-Field Athletics

The article under consideration dwells on pedagogical workers and specialists in the field of physical education and sports, in particular to coaches in infantile track-and-field athletic. The author of the given article attaches importance to the role of prevention of sport traumas with their further treatment. The author stresses that one must provide due safety in the work with sportsmen of different age categories in physical education and sports, including training lessons and competitions. The next methods of prevention of traumas are considered in the article: prevention of traumas due to preparedness of sportsmen; prevention of traumas due to physical training;prevention of traumatism due to light exercises;prevention of traumatism at the expose environment; prevention of traumatism by means of care. The enumerated methods contain information, from the author's own practice and that of work of coaches of Tajikistan Republic with sportsmen of higher qualification. The article, undoubtedly, will be useful for the sport doctors and coaches of all types of sports, and can be used as scientific literature, at the lessons of physical education and sports activities in educational establishments.

Текст научной работы на тему «Методы предотвращения травм в детской лёгкой атлетике»

УДК 371.014

ББК 88+74.00 А.Л.ПРОНЖЕНКО

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРАВМ В ДЕТСКОЙ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

Укрепление здоровья и предотвращение спортивных травм во время проведения физкультурно-спортивных мероприятий, в том числе соревнований и учебно-тренировочных занятий, всегда остаётся актуальной задачей каждого спортивного педагога, работающего с группами людей различных возрастных категорий. «Поддержка хорошего состояния здоровья - одна из основных задач всех спортивных занятий» (11, 169). В системе физического воспитания лёгкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а также прикладному значению. В своих трудах А.И. Жилкин писал: «Лёгкая атлетика - наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространённые и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия лёгкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни» (6, 3). Вопросы об укреплении здоровья и предотвращении спортивных травм с медицинской точки зрения были рассмотрены в трудах В.И. Дубровского (3, 4), А.Г. Дембо (7). Желание служить будущему народов и развитию спорта в мире Международную ассоциацию лёгкоатлетических федераций ИААФ подвигло выпустить книгу «Спортивная медицина», ставшую справочным руководством для врача и тренера (12).

Спортивный педагог и его деятельность. «Спортивный педагог - это специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта. Выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях»(15, .60).Спортивный педагог готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; тренерская, рекреационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, культурно-просветительская. В данной статье рассматривается профессиональная деятельность спортивного педагога в качестве тренера по лёгкой атлетике.

Каждый тренер должен знать, что каждое легкоатлетическое соревнование и тренировка содержат элементы опасности. Важно, чтобы тренер хорошо понимал эти естественные риски и по возможности устранял или сводил их к минимуму. Понятно, что одни виды представляют больший риск для спортсменов, чем другие. Однако травмы и болезни являются почти неотвратимым в какой-то момент следствием занятий и участия в соревнованиях, независимо от того, насколько безопасной является окружающая обстановка, и тренер должен быть в состоянии справиться с ними - быстро и правильно. Поговорка «Легче предупредить травму, чем вылечить» особенно относится к спортсменам. Многие превентивные меры скорее всего подсказываются здравым смыслом, но и специфические меры предосторожности также важны.

Существует две причины возникновения травм (см.Рис.1). Каждая из этих травм может быть вызвана внутренними факторами, свойственными только конкретному спортсмену, или внешними факторами, когда вовлекаются внешние действующие силы.

За годы независимости в Республике Таджикистан значение лёгкой атлетик возросло. Наши спортсмены стали показывать достойные результаты на международных состязаниях. Даврон Атабаев, брат и сестра Александр и Кристина Пронженко, Одилшох Исматов, Мехрангез Назарова, Влада Овчаренко установили национальные рекорды в своих дисциплинах. Предыдущие рекорды были установлены ещё в 80-х годах во время СССР, но благодаря хорошей работе наших тренеров эти рекорды были побиты уже в наше, современное, время. Для достижения таких высоких результатов требуются немало усилий, и у каждого атлета свой путь к победе. Путь к желанной победе очень непростой, бывают взлёты и падения, но одной из самых главных бед для всех спортсменов является спортивная травма, которая может быть получена в повседневной жизни или на спортивных мероприятиях. Из-за травмы спортсмен вынужден пропускать тренировки или соревнования,

а в самых тяжёлых ситуациях завершать спортивную карьеру. Поэтому предотвращение травм является основной задачей спортсмена и тренера.

Рисунок №1. Виды травм: перенапряжение и повреждения

. Цель данной статьи - помочь тренерам понять, какие практические меры безопасности они могут предпринять в своей тренерской работе, в работе с детьми на занятиях детской лёгкой атлетики, и за счёт каких основных методы способствуют предотвращению спортивных травм.

Метод предотвращения травм за счет подготовленности спортсмена. Огромную роль в обеспечении безопасности играют приобретенные навыки, которые должны рассматриватся не просто как средство улучшения результата, но и как средство предотвращения травматизма. «Навыки - это не только физический контроль спортсмена над выполнением того, что диктует его мозг, но и способность ума «прочитать» ситуацию, узнать о возможном риске и тем самым свести его к минимуму» (10, .184).

Спортсмену важно развивать способность расслабляться во время соревнования и тренировки, чтобы телу было позволено выполнить требуемую нагрузку на уровне автоматизма. Состояние напряженности и тревожности может нарушить рефлекторную природу выработанного навыка и повысить риск травматизма, как это бывает, когда, например, спринтер прилагает чрезмерные усилия для сохранения скорости и получает растяжение мышцы. Усталость также приводит к разрушению навыка. Усталость может возникнуть в ходе какой- то одной тренировки или в результате слишком высокой или слишком частой тренировочной нагрузки. Независимо от того, перенапряжение произошло за короткий или долгий период времени, тренер должен уметь распознавать признаки и симптомы усталости и снижать уровень нагрузки до того, как возникнет травма или болезнь. Различают следующие общие симптомы усталости и стресса: апатия (отсутствие реакции и энтузиазма); потеря аппетита; нарушение сна и пробуждение в состоянии усталости; учащение сердечного пульса в состоянии покоя; возможная потеря веса; неполное восстановление между тренировками; кожа и мышцы выглядят и чувствуют себя «ватными»; чувство облегчения, когда выдается возможность не участвовать в тренировке или соревновании.

Метод предотвращения травм за счет физической подготовки. Ни один навык сам по себе полностью не защитит спортсмена, поскольку, если он выполняет нагрузку, превышающую уровень его общей физической подготовленности, он находится на грани риска. Повышение уровня физической готовности снижает риск травматизма в двух направлениях. Во-первых, за счет его влияния на мышцы, связки и суставы, и, во-вторых, за счет роста общей выносливости, следовательно, спортсмен может без усталости вынести нагрузку всей тренировки или всего соревнования. Пять основных компонентов физической подготовки: силу, быстроту, выносливость, координацию и гибкость, нужно поднять до достаточно высокого уровня.

Метод предотвращения травматизма за счет питания. Хорошее питание может оказывать влияние на предотвращение травм, помогая спортсменам восстанавливаться в период между тренировками. Важно, чтобы спортсмены обращали постоянное внимание на свое питание и придерживались здоровой диеты. Питание должно отвечать требованиям, предъявляемым тренировкой к организму. В частности, спортсмен должен потреблять достаточно энергии в виде углеводов, чтобы поддерживать запас энергии в мышцах и предотвращать усталость. Спортсмены должны есть легко перевариваемую пищу, дающую много энергии, приблизительно за 2 - 3,5 часа до тренировки или соревнования.

Метод предотвращения травм с помощью разминки. Существуют три основные причины, почему нужно разминаться: чтобы активировать мышцы и сухожилия, особенно те, которые будут использованы, и подготовить все нужные мышцы и суставы к последующей работе; разогреть тело, особенно «глубинные» мышцы и суставы, и ускорить кровоток; подготовить спортсменов к самой тренировке или соревнованию, стимулируя их умственно и физически.

Каждая из этих причин способствует предотвращению травматизма, при условии, что разминка проведена правильно. Необходима последовательность и использование активных, динамичных мобилизующих упражнений. На разных тренировках следует варьировать упражнения для различных частей тела. Допускаются некоторые индивидуальные отклонения в процессе стандартной разминки.

Метод предотвращения травматизма за счет окружающей среды. Многие травмы возникают у спортсменов случайно, когда они не тренируются и не соревнуются активно. Не так редко можно встретить растяжение голеностопного сустава или ушиб голени, потому что спортсмен упал, споткнувшись о сумку со спортивной формой или какой- то инвентарь, лежащий рядом с дорожкой. Необходимо тщательно и критически оценить все тренировочные сооружения и инвентарь с точки зрения безопасности.

Безопасный, правильно изготовленный инвентарь важен для предотвращения травматизма и, хотя он должен быть специфическим для конкретного соревнования, все же можно сделать некоторые общие замечания.Нужно уделить время, чтобы убедиться в безопасности и пригодности инвентаря перед, во время и после каждого использования. Часто причиной травмы является поломанный или неисправный инвентарь. Если вы лично не отвечаете за инвентарь, то должны убедиться, что ответственное за него лицо знает о необходимости правильного и регулярного ухода за инвентарем.

В легкой атлетике встречается много различных покрытий. Некоторые естественные, другие синтетические, но проблемы могут вызвать оба вида. Природные покрытия меняются день ото дня в зависимости от погодных условий. Синтетические покрытия могут быть относительно жесткими и легко вызывать травмы, связанные с перенапряжением, если они используются слишком часто. Каково бы ни было покрытие, убедитесь, что ваши спортсмены используют хорошую обувь, подходящую для данных условий. Сократите риск травматизма за счет варьирования покрытий для тренировок там, где это возможно.

Одежда - это дело личного выбора или имеющихся финансовых средств, но ее следует выбирать очень тщательно. Нейлон зачастую дешевле, чем натуральное волокно, но он особенно плох для жаркого климата и деятельности, связанной с выделением тепла. Моделирование обуви значительно ушло вперед, сейчас можно приобрести безопасную обувь. Однако нужно особенно тщательно подбирать обувь, пригодную для определенных видов и, в частности, подходящую для соответствующего покрытия. Как тренер-преподаватель, вы должны быть готовы дать совет.

Метод предотвращения травматизма с помощью ухода. Несомненно, предыдущие травмы могут вызвать рецидив или другую травму. Возможным объяснением повторяющихся растяжений и деформаций может быть постоянная нестабильность выполнения упражнений и мышечная слабость. По возможности, нужно иметь необходимые условия для оценки состояния спортсменов, получивших травму, и правильного лечения. Использование защитных повязок для травмированных суставов, конечно, может помочь, но лишь во вторую очередь - после правильного восстановления и лечения травмированного сустава.

Выводы для тренера. Предотвращение спортивных травм может показаться сложной проблемой, но ее можно свести к одному слову - «ответственность». Ответственное отношение со стороны тренера, спортсменов, судей и медиков может сыграть свою важную роль в профилактике травматизма. Тренер несет ответственность за то, чтобы спортсмен по уровню физического состояния мог заниматься легкой атлетикой, не перенапрягался,

использовал исправный инвентарь и следовал правилам. Как тренер, вы также несете ответственность, чтобы не проявлять слишком много амбиций, подталкивая спортсменов к выполнению нагрузки, превышающей их возможности, или детей за пределы, налагаемые их возрастом и опытом.

Таким образом, травмы и болезни - почти неизбежное следствие тренировок и соревнований, независимо от того, насколько безопасна окружающая обстановка, и тренер должен быть в состоянии справиться с ними быстро и правильно. Важно, чтобы тренер понимал ограничения и сферы своей компетенции; рекомендуется, чтобы все тренера обладали действующей и признанной квалификацией, дающей ему право тренировать и оказывать первую помощь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физкультура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с

2. Бегай! Прыгай! Метай! / Под ред. Балахничева В.В., Зеличенка В.Б.- Международная Ассоциация легкоатлетических федераций, 2009.-248 с.

3. Дубровский, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. среди. высш. учеб. Заведений/ В.И. Дубровский. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с

4. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. сред. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. и доп./ В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 624 с.

5. Детская лёгкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций.-М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.-80 с.

6. Жилкин, А.И. Лёгкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.И.Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.

7. Заболевания и повреждения при занятиях спортом / Под ред. А.Г. Дембо.- 3-е изд., перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1991. - 336 с.

8. Закон Республики Таджикистан «О физической культуре и спорте» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2007 год, №3, ст.176; Закон РТ от 16.04.2012г., №825);

9. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан.- Душанбе,2006.-22 с.

10. Питер Дж. Л. Томпсон. Введение в теорию тренировки: методическое пособие. - М.: Человек, 2013. - 192 с.

11. Пронженко, А.Л., Азизов А.А. Инновационные методы работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях. Вестник таджикского национального университета.№3/4(168)/ А.Л. Пронженко. -Душанбе: «Сино», 2017.- 325 с.

12. Спортивная медицина. Справочное издание. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 240 с.

13. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Около 9500 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадемияПресс, 2001. - 480 с.

14. Энциклопедия современного массажа / Под общ. ред. Н. Кузнецова, Т. Лосева, Е. Хачанян. - М.: Издательство «ВНЕШСИГМА», 2000. - 192 с.

15. Ямалетдинова, Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций: [учеб. пособие] / Г. А. Ямалетдинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 244 с.

REFERENCES:

1. Ashmarin, B.A. Theory and Methods of Physical Education: manual for the students of physical education faculties attached to pedagogical institutes 03.03 "Physical Education" / B.A. Ashmarin, Yu. A. Vinogradov, 3. N. Vyatkina. - M .: Enlightenment, 1990. - 287 p.

2. Run! Jump! Throw! Under the editorship of Balakhnicheva V.V., Zelichenko V.B. - International Association of Track-and-Field Athletics Federations, 2009. - 248 p.

3. Dubrovsky, V.I. Hygiene of Physical Education and Sports: manual for students of special secondary and higher schools. / V.I. Dubrovsky. -M.: Humanitarian Publishing Centre under All-Russian Track-and-Field Athletics Voluntary Association of Sportsmen (ARTFA), 2003. - 512 p.

4. Dubrovsky, V.I. Medicinal Physical Education (kinesotherapy): manual for students of special secondary and higher schools. - The 3-rd edition, revised and enlarged / V.I. Dubrovsky. - Moscow:

Humanitarian Publishing Centre under All-Russian Track-and-Field Athletics Voluntary Association of Sportsmen (ARTFA), 2004. - 624 p.

5. Children's Track-and Field Athletics. The Program of the International Association of Athletics Federations. - М.: Terra-Sports, Olympia Press, 2002. - 80 p.

6. Zhilkin, A.I. Track-and-Field Athletics: manual for students of special secondary and higher schools / AI Zhilkin, V.S. Kuzmin, Ye.V. Sidorchuk. - The 2-nd edition, Stereotyped. - M.: "Academy" publishing centre, 2005. - 464 p.

7. Diseases and Injuries in Sports. Under the editorship of A.G. Dembo. The 3-rd edition. revised and enlarged. - L.: Medicine, 1991. - 336 p.

8. The Law of the Republic of Tajikistan "On Physical Education and Sports" Tidings of Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan 2007, No. 3, 176, RT Law from 16.04.2012, No. 825.

9. National Conception of Education in the Republic of Tajikistan .- Dushanbe, 2006. - 22 p.

10. Peter J.L. Thompson. Introduction to the Theory of Training: Methodical Guide. - Moscow: Man, 2013. - 192 p.

11. Pronzhenko, A.L., Azizov A.A. Innovative Methods of Working with Children and Teenagers in Educational Institutions. Bulletin of the Tajik National University. №3 / 4 (168) / A.L. Pronzhenko. -Dushanbe: Sino, 2017. - 325 p.

12. Sports Medicine. Reference edition. - M.: Terra-Sport, 2003. - 240 p.

13. The Terminology of Sports. Interpretation Dictionary of Sports Terms. About 9500 terms / Compiled by F.P. Suslov, D.A. Tyshler. - Moscow: Sport Academia Press, 2001. - 480 p.

14. Encyclopedia of Modern Massage / Under the general editorship of N. Kuznetsova, T. Loseva, E. Khachanyan. - M.: VNESHSIGMA publishing-house, 2000. - 192 p.

15. Yamaletdinova, G.A. Pedagogy of Physical Education and Sports: a Course of Lectures: [tutorial. allowance] / G. A. Yamaletdinova; Ministry of education and science Russian Federation, the Urals Federal University - Yekaterinburg: Publishing house of the Ural University, 2014. - 244 p.

Ро^^ои пешгирии осеб дар варзиши сабуки кудакон

Вожа^ои калиди: тарбияи цисмони, осеби варзиши, варзиш, варзиши сабук, тибби варзиши

Мацола ба кормандони педагогиву мутахассисони соцаи тарбияи цисмони ва варзиш, аз цумла мураббиёни варзиши сабуки кудакон ихтисос дода шудааст.Муаллиф бар зарурият ва ащмияти пешгирии осеби варзиширо таъкид менамояд. Барои итминон аз эминии муносиб дар уангоми кор бо варзишгарони синусолашон гуногун дар раванди чорабинщои тарбияи цисмониву варзишии варзиши сабуки кудакон, аз цумла машщои таълиму тамрини ва мусобицацо, роууои пешгири аз садама нишон дода шудааст: пешгирии осеб ба василаи омодагии касбии варзишгар; пешгирии осеб тавассути омодагии цисмонии варзишгар, пешгири намудани осеб тавассути хурок; пешгирии зарбхури бо ёрии машщои гармкунандаи бадан (разминка); пешгири намудани зарбхури аз уисоби мууити зист; пешгирии осеб бо ёрии парастори.

Роууои пешнщодшудаи пешгирии осеб дар тацрибаи амалии муаллифи мацола ва мураббиёни Цумуурии Тоцикистон, ки бо варзишгарони дарацаи оли кор мекунад, истифода ва татбиц шудаанд. Мацола метавонад ба пизишкони соуаи варзиш ва мураббиёни дигар намудцои варзиш муфид бошад ва уамчун дастурамал дар муассисацои таълими, дар раванди машгулиятуои тарбияи цисмони ва варзиши истифода шавад.

Муаллиф, бо такя ба тацрибаи худ ва корцои Федератсияи байналмиллалии варзиши сабук (ИААФ) В.И. Дубровский ва А.Г. Дембо натицагири менамояд, ки осеб ва бемори-натицаи тацрибан гурезнопазири тамрин ва мусобицауои варзиши маусуб ёфта, новобаста аз дарацаи бехатарии мууит,ба миён меоянд. Ишора мешавад, ки тамоми мураббиён бояд тахассуси дуруст ва эътирофшудае дошта бошанд, ки он ба эшон ууцуци гузаронидани тамрин ва расонидани ёрии аввалии тиббиро дщад.

Методы предотвращения травм в детской лёгкой атлетике

Ключевые слова: физическая культура, спортивные травмы, спорт, лёгкая атлетика, спортивная медицина

Статья посвящена педагогическим работникам и специалистам в области физической культуры и спорта, в частности тренерам по детской лёгкой атлетике. Автор данной статьи подчёркивает важность роли предотвращения спортивных травм. Указывается, что для

обеспечения должных мер безопасности в работе со спортсменами разных возрастных категорий на физкультурно-спортивных мероприятиях по детской лёгкой атлетике, в том числе учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, рассмотрены следующие методы предотвращения травм: предотвращение травм за счет подготовленности спортсмена; предотвращение травм за счет физической подготовки; предотвращение травматизма за счет питания; предотвращение травм с помощью разминки; предотвращение травматизма за счет окружающей среды; предотвращение травматизма с помощью ухода.

Перечисленные методы содержат сведения, из собственной практики автора и работы тренеров Республики Таджикистан со спортсменами высшей квалификации. Статья, несомненно, будет полезна спортивным врачам и тренерам по всем видам спорта, и может быть использована как научная литература, на физкультурно-спортивных занятиях в образовательных учреждениях.

Автор, опираясь на собственный опыт и труды Международной ассоциации легкоатлетических федераций ИААФ, В.И. Дубровского и А.Г. Дембо, делает вывод, что травмы и болезни - почти неизбежное следствие тренировок и соревнований, независимо от того, насколько безопасна окружающая обстановка. Указывает на важность того, чтобы все тренеры обладали действующей и признанной квалификацией, дающей ему право тренировать и оказывать первую медицинскую помощь.

Methods for Prevention of Injuries in Infantile Track-and-Field Athletics

Keywords: physical culture, sports injuries, sports, track-and-field athletics, sports medicine The article under consideration dwells on pedagogical workers and specialists in the field of physical education and sports, in particular to coaches in infantile track-and-field athletic. The author of the given article attaches importance to the role of prevention of sport traumas with their further treatment. The author stresses that one must provide due safety in the work with sportsmen of different age categories in physical education and sports, including training lessons and competitions. The next methods of prevention of traumas are considered in the article: prevention of traumas due to preparedness of sportsmen; prevention of traumas due to physical training; prevention of traumatism due to light exercises; prevention of traumatism at the expose environment; prevention of traumatism by means of care.

The enumerated methods contain information, from the authofs own practice and that of work of coaches of Tajikistan Republic with sportsmen of higher qualification. The article, undoubtedly, will be useful for the sport doctors and coaches of all types of sports, and can be used as scientific literature, at the lessons of physical education and sports activities in educational establishments.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Пронженко Александр Леонидович, докторант (Pnd)-и соли дуюм омузгори кафедраи варзиш ва методикаи таълими тарбияи цисмонии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Fафуров(Цумцурии Тоцикистон, ш. Хуцанд),E-mail: [email protected] Сведения об авторе:

Пронженко Александр Леонидович, докторант (PhD) 2 курса, преподаватель кафедры спорта и методики обучения физического воспитания Худжандского государственного университета имени академика Бабаджана Гафурова(Таджикистан,г. Худжанд),E-mail: aleksandrpronzhenko@gmail. com. Information about an author:

Pronzhenko Aleksandr Leonidovich, doctoral student (Ph.D) in 2th course, teacher of pulpit Sport and methodology of educating physical upbringing in Khujand state university by academician Bobojon Gafurov(Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.