Научная статья на тему 'ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ МЕНИНГИТА'

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ МЕНИНГИТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2031
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
МЕНИНГОКОКЦЕМИЯ / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПАССИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЕНИНГИТ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ИЗОМЕТРИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна, Шакула Кристина Викторовна

В данной статье рассматриваются аспекты применения методов лечебной физической культуры после осложнений менингококцемии. Подробно рассматриваются различные упражнения, помогающие в восстановлении. Раскрывается такое понятие, как менингит, его симптомы и дальнейшие последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RAPEUTIG PHYSICAL CULTURE THE BASIS OF RECOVERY AFTER MENINGITIS

This article discusses the aspects of studying methods of therapeutic physical culture after complications of meningococcemia. Various exercises that help in recovery are examined in detail. A concept such as meningitis, its symptoms and further consequences is revealed.

Текст научной работы на тему «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ МЕНИНГИТА»

УДК 796.614

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ПОСЛЕ МЕНИНГИТА

THERAPEUTIG PHYSICAL CULTURE THE BASIS OF RECOVERY AFTER MENINGITIS

Лукьянова Людмила Михайловна

старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Шакула Кристина Викторовна

студент

институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Shakula Christina Viktorovna

student

Institute of Russian Language and Lexicology Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты применения методов лечебной физической культуры после осложнений менингококцемии. Подробно рассматриваются различные упражнения, помогающие в восстановлении. Раскрывается такое понятие, как менингит, его симптомы и дальнейшие последствия.

Abstract. This article discusses the aspects of studying methods of therapeutic physical culture after complications of meningococcemia. Various exercises that help in recovery are examined in detail. A concept such as meningitis, its symptoms and further consequences is revealed.

Ключевые слова: менингококцемия, гимнастические упражнения, пассивные упражнения, менингит, дыхательные упражнения, изометрические упражнения, подготовительные упражнения, упражнения на координацию движений

Keywords: meningococcemia, gymnastic exercises, passive exercises, meningitis, breathing exercises, isometric exercises, preparatory exercises, coordination exercises

В современных условиях развития человеческого сообщества, модернизации российской системы образования, здоровье человека рассматривается как ведущий показатель прогресса общества, как признак комфортной среды жизни и личност-

ного развития. Важен процесс укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения.

Автор данной статьи перенесла тяжелейшее заболевание - менингит, с последующими осложнениями и хочет донести знания об этом заболевании до студенческой аудитории, так как этому заболеванию больше подвержены дети и молодые люди.

Цель данной работы расширить кругозор студенческой аудитории о тяжелом заболевании - менингит, предостеречь от халатного отношения к проявлениям симптомов и помочь в преодолении последствий заболевания в период восстановления средствами лечебной физической культуры (ЛФК).

Нами был проведен опрос 94 студентов очного обучения 1 курса Института русского языка и словесности. На вопрос, « Что такое менингит?», 100% опрошенных студентов ответили, что это заболевание, вызванное переохлаждением. На вопрос, « Какие вы знаете симптомы заболевания менингитом» , 40% процентов студентов ответили, что это такие как при ОРЗ, 25% -что болит голова, 13%- затрудняюсь ответить, 12%- ничего не знаю.

Под менингитом подразумевается воспаление мозговых оболочек, покрывающих головной и спинной мозг человека. Данная болезнь, если вовремя ее не обнаружить, может довести человека до летального исхода. Главная задача - вовремя обнаружить симптомы заболевания и незамедлительно начать лечение. Заболеть менингитом можно абсолютно в любом возрасте и любом месте. В основном болезнь передается воздушно-капельным путем. Источником инфекции может быть любой человек, а так же вода и пищевые продукты. В зависимости от типа возбудителя менингит может быть гнойным или серозным. Но каждый вид требует не только комплексного лечения, но и соблюдения ряда правил и рекомендаций в период реабилитации. Симптомы заболевания: высокая температура(39-43 градуса), тошнота и рвота, состояние оглушения, двоение в глазах, внезапная лихорадка, головная боль. При развитии менингита очень важны не только этапы лечения, но и период реабилитации. Это относится к людям со сниженным иммунитетом после длительной болезни. В этом случае организм не может самостоятельно восстановиться. Восстановление после менингита - это сложный и комплексный процесс. Он требует затрату времени и множество приложенных усилий: следует постоянно консультироваться с врачом и проходить постоянные обследования для того, чтобы убедиться в нормализации здоровья и иммунной системы организма; для исключения повторного развития патологии необходимо вовремя делать прививки по назначению врача; диета; лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура (ЛФК) - область медицины, изучающая механизмы лечебного действия на организм при помощи физических упражнений, а также разрабатывающая методы и их применение в лечебно-профилактических, реабилитационных целях [2,с.66]. ЛФК - один из ключевых методов поддержания и восстановления двигательных функций человека. Для стимулирования этой функции используют специально подобранные физические упражнения [3, с.90].

Гимнастические упражнения. Под данным понятием понимаются специально подобранные варианты естественных для человека движений. При выполнении этих

упражнений идет воздействие на мышцы, либо на определенные мышечные группы. Выполнение этих упражнений способствует быстрейшему восстановлению координации движений, быстроте движений, развитию силы мышц. При восстановлении после менингита следует наблюдать за состоянием больного, исходя из этого, подбирать упражнения, соответствующие его возможностям при выполнении этих упражнений. Чаще всего, на начальном этапе занятий ЛФК, отдается предпочтение активно-пассивным (выполняются самим пациентом, но обязательно с помощью специалиста ЛФК) или же пассивным гимнастическим упражнениям (выполняются только с помощью методиста по ЛФК). Пассивные упражнения следует выполнять, если у больного присутствует развитие тугоподвижности в суставах. Именно они стимулируют возможность активных движений пациента.

Дыхательные упражнения. Особенность выполнения дыхательных упражнений заключается в обездвиженном исходном положении. Экскурсия (вдох-выдох) грудной клетки наполняет легкие воздухом. Данные упражнения восстанавливают дыхательную функцию в полном объеме, оказывают успокаивающее действие при нарушении нормального функционирования организма, применяются для наиболее быстрого восстановления при утомлении. Упражнения просты, но необходимы для людей, которые перенесли менингит.

Изометрические упражнения. Это упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных групп мышц без соответствующих движений в суставах. Они помогают восстановить тонус мышц, повысить эластичность связок, улучшить кровообращение.

Перед выполнением назначенных врачом упражнений, обязательны подводящие и подготовительные упражнения. Выбор упражнений зависит от самочувствия и степени поражения двигательных функций. К данному экзерсису можно отнести различные общеразвивающие упражнения, которые вовлекают в активную деятельность атрофированные мышечные группы. Упражнения подбираются индивидуально и выполняются в медленном или же среднем темпе.

Упражнения на координацию движений. Упражнения на координацию движений направлены на восстановление мелких мышечных групп. Это способствует удержанию человеком правильной позы, умению выполнять мелкие точные движения, восстановление мелкой моторики, удерживать равновесие, хождению в ограниченном пространстве, на узкой площади опоры, стоя на носках, стоя на одной ноге.

Упражнения, связанные с сопротивлением. Назначаются при разработке коленного, тазобедренного суставов. На конечности подвешивается определенный груз, помогающий как можно больше согнуть коленный сустав. Данные упражнения очень болезненные, выполняются под строгим контролем специалиста по ЛФК и лечащего врача.

Спортивно-прикладные упражнения. Восстанавливают различные двигательные навыки, способны оказывать оздоровительное действие на организм человека. Подвидов данного экзерсиса множественное количество, но после осложнений менингита наиболее часто используется ходьба, лечебное плавание, упражнения в равновесии, занятия на беговой дорожке и велосипеде. Данные тренировочные

занятия помогают в развитии определенных групп мышц и увеличивают физическую подготовку. Так же помогают в разработке коленного, тазобедренного суставов и нижних конечностей. Помимо этого, при восстановлении помогают различные упражнения на тренажерах. Их применение позволяет развивать различные физические качества (выносливость, силу мышц). К подобным тренажерам можно отнести: беговую дорожку, велотренажеры, лыжные тренажеры.

В статье Карася А. Ю. представлены физические упражнения и их степень успешности для лечения и профилактике вышеперечисленных осложнений [1, с.696]. Автор ссылается на исследования С. И. Уваровой-Якобсон и В. Н. Мошкова. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Фи»м90'иеугра*не»*'яи массаж характер пареза

периферический иенграгкньй

Пече6«*й массаж глубокий, ваивньй повес» иоань»>, ржепаблиощий

Педеодньй массаж пскаа»« показа

Идеомоторные улраскнв**1Я показаны показ»«*

УИра»>^|-»1Ядля <из(Л(ов»<«»> парети<х>с< >*ыши показаны в восстдовггепьнсм пйрчадй пс* азам*

УГраихеьня для проФилакт»»си уо1ТЮния рефлекторной возбудимое™ ме псказхы необход»»-«*

при которых сближаются течки г*»*релп&*ш г-мшц показаны нео6«ОД|»-Ъ' для подготовки к расслаблению

при которых удаггяотся точеи прикрепления 1'ыш (на растят®*««) противопоказаны показаны

Упра»хе»*1Я ма расслаблен*« не существо* • показ»«*

УУтрд^э «01 »тя на рвЕив^ок показаны пока»«*

упразо«?»»тя ма к оощинацию показ»«* гхжаз»«*

упраг*><е»-ия с сспропелздием показ»« про г »волок аз»«*

УПра*хеи*1Я в облег г усгоагях показ»«* показ»«*

Упрлчхе>-ия на то'^чость выпогиения покаэачы показа«*

упр«*яе»-»1я в водной среде показ»«* показ»«*

Оеч^че положением показ»«* показам*

УУтраиз кя ич на развитие опорной Фумкц>»1 показ»«* показа*«*

упраздняя для развития зшэнето еа»»«*х навыков показ»«* гхжазам*

Делая вывод, нужно отметить, что менингит - достаточно серьезная болезнь, приводящая к тяжелым осложнениям. Восстановление после данного заболевания -это сложный и достаточно долгий процесс, требующий огромных усилий и терпения от человека. Лечебная физическая культура предлагает огромный арсенал восстановительных средств, помогает обеспечить дальнейшее выздоровление человека и его адаптацию в предстоящей деятельности.

Студенческой молодежи, зачастую проживающей в общежитиях, где вероятность заражения любым инфекционным заболеванием очень высока, данная информация необходима. Здоровье - это залог успешной учебы и профессионального роста студента, с последующей реализацией в повседневной жизни.

Литература

1. Карась, А. Ю. Реабилитация детей, перенесших острые нейроинфекции:

возможности и перспективы / А. Ю. Карась, О. В. Колоколов, А. В. Лобачева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2012. - Т. 2. - № 9. - С. 687 - 717.

2. Марцияш, А. А. Лечебная физкультура и спортивная медицина : учебное пособие для преподавателей / А.А. Марцияш. - Киев : 2017. C. 66.

3. Череп, З. П. Лечебная Физическая культура как средство медицинской и физи-ческой реабилитации / З. П.Череп, А. А. Бурова // Наука-2020. - 2018. - № 7(23). - С. 90-93.

References

1. Karas A. Yu., Kolokolov O. V., Lobacheva A. V. Reabilitatsiya detey, perenesshikh ostrye neyroinfektsii: vozmozhnosti i perspektivy [Rehabilitation of children undergoing acute neuroinfections: opportunities and prospects]. Byulleten' meditsinskikh Internet-konferentsiy -Bulletin of medical Internet conferences, 2012, T. 2, no. 9, pp. 687 - 717.

2. Martsiyash, A. A. Lechebnaya fizkul'tura i sportivnaya meditsina [Physical therapy and sports medicine]. Kiev, 2017, pp. 663.

3. Cherep Z. P., Burowa A. A. Lechebnaya Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo meditsinskoy i fizicheskoy reabilitatsii [Therapeutic physical culture as a means of medical and physical rehabilitation]. Nauka-2020 - Science 2020, 2018, np. 7 (23), pp. 90-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.