Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
929
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ /УМЕНИЯ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФУНКЦИИ ИГР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безденежных Наталия Николаевна, Цветкова Светлана Евгеньевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования умений и навыков межкультурного общения в обучении иностранному языку. При этом одной из наиболее значимых ступеней иноязычного образования, находящихся в фокусе внимания методистов, является уровень начальной школы, и наиболее эффективным методом иноязычного обучения - игра. Целью статьи является исследование, выделение и систематизация наиболее эффективных игровых технологий, способов и приемов иноязычного обучения, способствующих формированию лексических навыков и развитию умений речевого общения на уровне начальной школы. В статье представлен краткий обзор научно-методической литературы по проблеме использования игровых интерактивных технологий в обучении иностранному языку. В результатах исследования рассмотрена система наиболее эффективных игровых технологий и приемов обучения, приемлемых в обучении младших школьников, обусловливающих эффективное развитие лексических и речевых навыков. В заключении сформулирована значимость и основные выводы данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безденежных Наталия Николаевна, Цветкова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THR ROLE AND PLACE OF GAME TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO YOUNGER STUDENTS

The relevance of the study is due to the need to form the skills and abilities of intercultural communication in teaching a foreign language. At the same time, one of the most significant stages of foreign language education that are in the focus of methodologists' attention is the primary school level, and the most effective method of foreign language learning is the game. The purpose of the article is to study, identify and systematize the most effective gaming technologies, methods and techniques of foreign language teaching that contribute to the formation of lexical skills and the development of speech communication skills at the primary school level. The article presents a brief overview of the scientific and methodological literature on the problem of using interactive gaming technologies in teaching a foreign language. The results of the study consider the system of the most effective game technologies and teaching methods acceptable in teaching younger schoolchildren, which determine the effective development of lexical and speech skills. In conclusion, the significance and main conclusions of this study are formulated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

9. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб., 2004. - 541 с.

10. Чеботаева, О.А. Интеграция учебных предметов и дисциплин по специальности «Дизайн костюма» МГОУ / О.А. Чеботаева // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. Международный научный электронный журнал. -2020. - Вып. №5. - С. 6. - Режим доступа: http://scipro.ru/article/03-10-2021

Педагогика

УДК 378.147

кандидат психологических наук, доцент Безденежных Наталия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования умений и навыков межкультурного общения в обучении иностранному языку. При этом одной из наиболее значимых ступеней иноязычного образования, находящихся в фокусе внимания методистов, является уровень начальной школы, и наиболее эффективным методом иноязычного обучения - игра. Целью статьи является исследование, выделение и систематизация наиболее эффективных игровых технологий, способов и приемов иноязычного обучения, способствующих формированию лексических навыков и развитию умений речевого общения на уровне начальной школы. В статье представлен краткий обзор научно-методической литературы по проблеме использования игровых интерактивных технологий в обучении иностранному языку. В результатах исследования рассмотрена система наиболее эффективных игровых технологий и приемов обучения, приемлемых в обучении младших школьников, обусловливающих эффективное развитие лексических и речевых навыков. В заключении сформулирована значимость и основные выводы данного исследования.

Ключевые слова: иноязычное образование; начальная школа; лексические и речевые навыки /умения; игровые технологии, способы и приемы; виды, функции игр.

Annotation. The relevance of the study is due to the need to form the skills and abilities of intercultural communication in teaching a foreign language. At the same time, one of the most significant stages of foreign language education that are in the focus of methodologists' attention is the primary school level, and the most effective method of foreign language learning is the game. The purpose of the article is to study, identify and systematize the most effective gaming technologies, methods and techniques of foreign language teaching that contribute to the formation of lexical skills and the development of speech communication skills at the primary school level. The article presents a brief overview of the scientific and methodological literature on the problem of using interactive gaming technologies in teaching a foreign language. The results of the study consider the system of the most effective game technologies and teaching methods acceptable in teaching younger schoolchildren, which determine the effective development of lexical and speech skills. In conclusion, the significance and main conclusions of this study are formulated.

Key words: foreign language education; primary school; lexical and speech skills /abilities; game technologies, methods and techniques; types, functions of games.

Введение. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью формирования умений и навыков межкультурного общения на всех ступенях иноязычного образования. Изучая иностранный язык, школьники познают национально-культурную специфику иной реальной действительности посредством сопоставления ее культурных феноменов с национально-культурными особенностями родной страны. Одной из наиболее важных и значимых ступеней иноязычного обучения, находящихся в фокусе внимания методистов, является уровень начальной школы. Эффективными способами формирования коммуникативной и социокультурной компетенций, неоднократно апробированными в исследованиях отечественных и зарубежных лингводидактов, являются игровые технологии и приемы обучения. Благодаря применению игровых методов младшие школьники активно усваивают учебную информацию. Реализация коммуникативных игр, несомненно, обусловливает эффективную интериоризацию языковых и социокультурных знаний, и особенно на уровне начальной школы, когда дети еще не способны длительное время сосредоточить свое внимание на восприятии большого объема новой иноязычной информации.

Целью статьи является исследование научно-методических источников по проблеме применения игровых технологий в обучении иностранному языку, в частности, в иноязычном образовании младших школьников; выделение и систематизация наиболее приемлемых, эффективных игровых методик и приемов обучения, способствующих формированию лексических навыков и развитию умений речевого общения с учетом социокультурного аспекта на уровне начальной школы.

Изложение основного материала статьи. Игровые интерактивные технологии являются эффективным средством формирования умений межкультурного общения и широко применяются в отечественной и зарубежной лингводидактике на всех ступенях языкового образования (О.А. Артемьева [1], Н.Н. Безденежных [2; 3], М.В. Бойко [5; 6], Ю.И. Ермакова [7], О.М. Ким, А.Н. Шамов [9], О.А. Минеева [10; 11], Л.А. Цветкова [13], С.Е. Цветкова [7; 10] и пр.).

Следует отметить, что отдельные виды игровых методов и приемов обучения иностранному языку, специфика и этапность их реализации в образовательном процессе во многом универсальны на всех уровнях обучения, начиная с начальной и средней школы и продолжая в обучении студентов вуза.

В экспериментальном исследовании М. В. Бойко внедрены и апробированы интерактивные игровые технологии, способствовавшие эффективному формированию иноязычной коммуникативной успешности студентов неязыковых профилей: дискуссия, деловая игра, сторителлинг, словесные импровизации, направляющие вопросы [6, С. 52].

Исследуя активные методы обучения в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза, О.А. Минеева выделяет значимые преимущества учебно-ролевой игры, обусловливающие формирование межкультурных иноязычных умений и навыков обучающихся. В исследовании О.А. Минеевой отмечается, что игра «обеспечивает деятельностный характер усвоения знаний и умений, дает возможность для активного межличностного взаимодействия, помогает снять напряжение, расширить возможности тренировки учебного материала» [11, С. 82]. В исследовании автор подчеркивает, что учебно-ролевая игра, как особая форма обучающей деятельности, имеющая как правило, развлекательную форму, выполняет следующие функции [11, С. 82]:

- обучающую, т.е. способствует формированию иноязычных умений и навыков в рамках одной или нескольких учебных тем;

- мотивационно-побудительную, а именно, стимулирует учебную деятельность обучающихся; развивает их мышление и творческую активность;

- ориентирующую, т.е. учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения;

- компенсаторную, а именно, компенсирует недостаток практического опыта, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни [11, С. 82].

Исследованию игровых методов в контексте обучения иностранному языку в школе и, в частности, младших школьников, также посвящены многие научно-методические труды (М.З. Биболетова [4], Е.И. Пассов [12], Ю.А. Пирвердиева, Л.А. Цветкова [13], С.В. Чернышев, А.Н. Шамов [14], Ch. Latham-Koenig [15] и др.).

Тем не менее, анализ разработанности проблемы и эмпирический опыт работы с методическим обеспечением свидетельствуют о том, что выделение и систематизация наиболее эффективных игровых способов и приемов обучения младших школьников иноязычному межкультурному общению остается актуальной образовательной задачей начальной школы.

Как правило, в преподавании иностранных языков уделяется недостаточно внимания формированию лексической стороны речи. Вследствие такого подхода изученная лексика, как правило, переходит в пассивный запас.

Важное дидактическое преимущество игровых методов и приемов заключается в том, что, выполняя игровые действия, дети воспринимают учебную информацию не как скучную, сложную и обязательную для заучивания, но как неотъемлемый, интересный и увлекательный элемент языковой игры. Таким образом, игра способствует интенсификации формирования лексических навыков и умений; активному, непроизвольному и прочному овладению лексикой.

Исследование научно-методических трудов по проблеме использования интерактивных игровых технологий позволило авторам определить следующую типологию /классификацию дидактических игр, эффективных в формировании умений иноязычного межкультурного общения у младших школьников [1; 3; 5-11; 13-15].

1. Предметные игры, в которых овладение лексическим материалом и грамматическим строем языка основано на применении предметной наглядности, игрушек и иллюстраций; на имитации и словесном описании разнообразных действий с игрушками и изображениями. Такой тип игры наиболее приемлем на начальном этапе обучения (1-2 классы), когда школьники только осваивают навыки чтения, не способны работать с текстом, в следствие чего значительное внимание уделяется устному опережению и приемам интенсификации иноязычных речевых действий.

2. Сюжетно-ролевые игры, которые характеризуются наличием определенного сюжета и сценария; распределением ролей; активным речевым взаимодействием, направленным на достижение коммуникативных задач. Такой метод более приемлем на продвинутом этапе обучения в начальной школе (3-4 классы), когда школьники уже достаточно неплохо владеют умениями текстовой деятельности, способны выучить роль, имитировать речевое взаимодействие в воображаемой ситуации и применить элементарные словесные импровизации.

3. Творческие игры, предполагающие последовательное выполнение речевых действий согласно поставленным правилам; направленные на стабилизацию языковых навыков и речевых умений. К ним, в частности, следует отнести игровые технологии, типа сторителлинга и словесных импровизаций.

4. Интеллектуальные игры, которые развивают умения решения проблемных языковых задач, начиная от элементарных лексических игр (кроссворды; сопоставление изображений и слов), и заканчивая решением более сложных проблемных задач. Приведем примеры.

- Представьте, что вашему другу нужна помощь в организации проведения вечеринки по поводу его дня рождения. Подумайте о количестве приглашенных, еде и напитках на стол. Обсудите состав меню с другом.

- Чем отличаются представленные картинки и слова, используемые для обозначения изображенных на них животных? [14, С. 261].

Реализация третьего и четвертого типа игр также приемлема на продвинутом этапе обучения в начальной школе (3-4 класс) и требует тщательно продуманных, доступных для понимания разъяснений и управляющих воздействий со стороны учителя.

Обзор исследований по проблеме и современных учебно-методических комплектов позволил авторам выделить различные виды игровых методик соответственно дидактическим функциям; рассмотреть их значимые преимущества в обучении детей младшего школьного возраста. Рассмотрим их.

1. Игровые методы, направленные на овладение лексическими навыками на этапе ознакомления с лексикой. Приведем пример.

Игра-кроссворд. Цель: первичное усвоение тематического словаря, запоминание зрительного образа слова.

Описание. В таблице, разделенной на ячейки, размещены буквы английского алфавита. Среди букв зашифрована лексика по теме. В начале игры дети знакомятся с лексическими единицами под управлением учителя. На основном этапе игры они должны найти зашифрованные слова с опорой на предварительно составленный мини-словарь.

2. Игровые методы, направленные на овладение компенсаторными умениями. Приведем пример.

Игра «What's the word?» [15].

Цель: объяснение значения слова посредством микро-контекста.

Описание. На интерактивной доске отображается таблица, разделенная на ячейки, заполненные словами и их изображениями. Задача обучающихся - выбрать ячейку и описать слово так, чтобы остальные участники могли его угадать. Тот, кто первый успешно справился с заданием, получает балл и продолжает игру.

3. Сюжетно-ролевые игры, ориентированные на употребление лексики в ситуациях непосредственного общения; на развитие умений диалогической разговорной речи. Приведем пример.

Ролевая игра «Conversation».

Цель: употребление лексических единиц в диалоговой ситуации.

Описание. Дети работают в команде. На первом этапе все вспоминают слова по изученной теме, произносят их вслух и заносят в список. На втором этапе делятся на пары и составляют диалоговые ситуации с использованием слов из списка. На третьем этапе дети проигрывают составленные диалоги в парах по ролям.

Ролевая игра «In the store».

Цель: развитие речевых умений в диалоговом взаимодействии.

Раздаточный материал - карточки с изображением «товара» и соответствующей надписью. Задача обучающихся -выбрать карточки и разыграть разговор о покупке - продаже товара между клиентом и продавцом, используя опорные надписи на карточках.

4. Музыкальные паузы направлены на реализацию двигательной активности детей с одновременным проговариванием несложного текста по изучаемой либо ранее изученным темам. Эмпирический опыт показывает, что музыкальные паузы, включая зарядки и разнообразные танцевальные движения, сопровождаемые текстом, вызывают значительный интерес младших школьников и стимулируют их учебную мотивацию. Дети имитируют движения, повторяя их за учителем, одновременно проговаривая сначала отдельные слова, затем целые словосочетания и фразы. В заключение, когда текст зарядки /танца достаточно отработан, учитель включает аудиозапись. Дети имитируют движения под музыку и дружно подпевают. Музыкальные зарядки становятся одним из любимых приемов «разрядки» на уроках английского языка. Регулярное их повторение способствует непроизвольному запоминанию, автоматизации лексики по теме и переводу ее в долговременную память. Приведем пример.

My head, my shoulders, my knees, my toes,

and we all clap hands together.

My eyes, my ears, my neck my back,

and we all clap hands together [8].

5. Обучающая компьютерная программа, направленная на овладение иноязычными лексическими навыками и умениями в игровой форме.

Как отмечается в исследовании Л.А. Цветковой, использование компьютерных программ обеспечивает значимые методические и психологические преимущества в формировании лексических навыков у младших школьников. При этом в контексте систематизации игровых методик следует выделить следующие преимущества [13, С. 9]:

- осуществление предметных действий с лексическим материалом на экране компьютера;

- улучшение условий для запоминания лексики каждым учащимся благодаря использованию разных видов наглядности одновременно;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника;

- повышение мотивации к изучению лексики, достигаемое за счет испытываемого удовольствия от воссоздания обстановки деятельности, поощрения результатов, оказания компьютерной помощи в любой момент учебного процесса [13, С. 9].

6. Технологию сторителлинга следует отнести к проблемным творческим играм, в которых речевые действия выполняются соответственно коммуникативной задаче, условиям и правилам игры.

Сторителлинг - это способ передать информацию в виде истории, чтобы задействовать чувственный и эмоциональный опыт слушателя.

Как отмечается в научной работе М.В. Бойко, навык «рассказывания историй» или «сторителлинга» помогает оратору грамотно структурировать свой рассказ, учитывая ключевые особенности жанра истории, и помогает донести до слушателей интересный, захватывающий рассказ, удерживать их внимание, держать в напряжении [5, С. 125-126].

В работе М.В. Бойко выделены этапность и принципы реализации сторителлинга, также имеющие значимость в обучении младших школьников [5, С. 125-126]:

- яркий заголовок или первое предложение истории;

- эффективная завязка и нарастание напряжения;

- кульминация, развязка и завершение;

- драматизация, яркие образы картинки, пауза в нужном месте;

- рассказ от первого лица;

- оптимальное время для истории 4-5 минут [5, С. 125-126].

Очевидно, что применение данной технологии более приемлемо на продвинутом этапе начального языкового образования (3-4 классы).

Итак, дидактические игры, которые используются на занятиях по иностранному языку в начальной школе должны:

- соответствовать возрастным особенностям детей и их языковому уровню, быть несложными и доступными по содержанию;

- быть интересными и увлекательными; способствовать стабилизации полученных языковых знаний, умений и навыков, и стремлению к их дальнейшему развитию и обогащению.

Дидактическая языковая игра, безусловно, связана с эмоциональной включенностью школьников и требует реализации их интеллектуального потенциала. Каждый ученик хочет быть победителем в игре по правилам и внутренне эмоционально переживает. При этом важную роль играет коммуникативная культура учителя, его манера речи, доброжелательные интонации; умение доступно, четко и ясно раскрыть тему и объяснить задачи игры; создать позитивный эмоциональный фон, морально поддержать и мотивировать обучающихся к работе в команде и выполнению игровых действий.

Игровые технологии способствуют решению важных образовательных задач: формированию психологической готовности младших школьников к межкультурному речевому взаимодействию, формированию их вторичной языковой личности посредством использования разнообразных лингвострановедческих средств [2].

Выводы. В статье рассмотрена одна из актуальных проблем языкового образования: применение игровых технологий в формировании лексического и речевого опыта у обучающихся начальных классов.

В статье исследованы научные источники, описаны результаты эмпирического опыта по проблеме реализации игровых методов, способов и приемов обучения иностранному языку в начальной школе; выделены и систематизированы наиболее эффективные игровые технологии, способы и приемы обучения; определены их место и роль в формировании лексических навыков и развитии умений речевого общения у младших школьников.

Литература:

1. Артемьева, О.А. Активизация познавательной деятельности студентов вуза при изучении иностранных языков на основе учебно-ролевых игр / О.А. Артемьева. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. - 192 с.

2. Безденежных, Н.Н. Использование лингвострановедческих средств в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза / Н.Н. Безденежных, С.В. Дюдякова, Л.Ю. Шобонова. - Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2018. - С. 22-25.

3. Безденежных, Н.Н. Ролевая игра как средство овладения иностранным языком / Н.Н. Безденежных, С.В. Дюдякова, С.С. Зайцева. - Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 60-67.

4. Биболетова, М.З. Развитие метапредметных умений в процессе обучения чтению на английском языке в начальной школе /М.З. Биболетова, А.Е. Казеичева. - Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 10. - С. 83-87.

5. Бойко, М.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной успешности на занятиях по иностранному языку у студентов непрофильных вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Бойко Мария Валерьевна. - Н. Новгород, 2020. - 231 с.

6. Бойко, М.В. Традиционные и интерактивные технологии для обучения менеджеров деловому английскому / М.В. Бойко, С.Е. Цветкова. - Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 51-54.

7. Ермакова, Ю.И. Методика формирования профессиональной компетенции переводчика с учетом региональной специфики / Ю.И. Ермакова, С.Е. Цветкова. - Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2021. - № 1 (154). - С. 186-193.

8. Карпиченкова, Е.П. My home: Коммент. К занятиям для родителей. - М.: ВШМФ «Авангард», 1992. - 75 с.

9. Ким, О.М. Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты / О.М. Ким, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №2. - С. 2.

10. Минеева, О.А. Самостоятельная творческая работа студентов по английскому языку / О.А. Минеева, С.Е. Цветкова, Ю.М. Борщевская. - Перспективы науки. - № 6 (117). - С. 181-183.

11. Минеева, О.А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: монография / О.А. Минеева, О.Г. Красикова. - Н. Новгород: ВГИПУ: 2011 - 196 с.

12. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - Москва: Просвещение, 1991. - 223 с.

13. Цветкова, Л.А. Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью компьютерной программы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Цветкова Любовь Анатольевна. - Москва, 2002. - 16 с.

14. Чернышов, С.В. Теория и методика обучения иностранным языкам: учебник / С.В. Чернышов, А.Н. Шамов. -Москва: КНОРУС, 2022. - 442 с.

15. Latham-Koenig, Ch. English File: Student's book, pre-Intermediate, third edition / Ch. Latham-Koenig, C. Oxenden, P. Seligson. - Oxford: University Press. - 2012.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат физико-математических наук, старший преподаватель Бельмесова Светлана Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук, старший преподаватель Нуятов Андрей Александрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ СИМБИОЗА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ

КОНФЛИКТА «УЧЕБА-РАБОТА»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Обучение работающих студентов является важной проблемой для современного общества. Практически каждый работающий студент сталкивается с конфликтом "учеба-работа". Неразрешенный конфликт приводит к снижению качества образования. В частности, конфликт "учеба-работа" приводит к снижению успеваемости обучающегося. В данной работе мы рассматриваем обучение работающих студентов на примере предмета эконометрики для экономических направлений подготовки. В статье представлена техника обучения данной дисциплине выбранной категории студентов. Основой этой техники являются активные методы обучения. Влияние описанной ниже техники на успеваемость работающих студентов изучено в эксперименте. Результаты эксперимента показывают нам, что успеваемость у студентов растет после применения данной техники обучения. Кроме того, проводится исследование корреляционной зависимости между успеваемостью студента и его рабочим временем. Здесь мы получаем, что существует сильная обратная связь между успеваемостью и количеством часов рабочего времени, которое есть у студента.

Ключевые слова: работающие студенты, коэффициент корреляции, качество образования, конфликт "учеба-работа", деловая игра, исследовательский проект.

Annotation. The learning of working students is an important problem of modern society. Almost every working student is fased with "learning-work" conflict. Unresolved conflict leads to a decrease in the quality of education. In particular, "learning-work" conflict leads to a decrease in academic perfomance. In this paper we consider the learning of working students on example the subject econometric by students of economic areas of study. The article presents the technique for learning this subject to selected category of students. Active learning methods are the basis of this technique. The influence of the technique described below on the performance of working students was studied in the experiment. The results of the experiment show us that student performance are increase after using this technique of learning. In addition, we consider the correlation between a student's performance and his working time. We obtain here that there are exist a strong inverse relationship between academic performance and the number of working hours, which has a student.

Key words: working students, correlation coefficient, the quality of education, "learning-work" conflict, business game, research project.

Введение. В работе [4] изучалась проблема снижения качества образования в ВУЗе при переходе на дистанционное обучение. В данной статье рассмотрена проблема снижения качества образования связанная с ежегодным ростом количества работающих студентов очной формы. Задача обучения работающих студентов изучается, например, в [6], [9], [15]. В настоящей работе рассматривались группы студентов, изучающих эконометрику на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В каждой рассматриваемой группе проведен открытый социологический опрос, в котором респонденты указали количество часов в неделю, затрачиваемых ими на работу или/и на посещение каких-либо спортивных секций. По результатам опроса проведен корреляционный анализ зависимости успеваемости студентов от имеющихся у них дополнительных часов нагрузки. Результаты корреляционного анализа, описанные ниже в основной части статьи, показывают наличие тесной связи между оценками студентов и дополнительными часами их внеучебной нагрузки. Кроме того, в работе приведена техника преподавания эконометрики, используемая в учебном процессе, направленная на рост качества обучения и вовлеченности работающих студентов в образовательный процесс.

Изложение основного материала статьи. Развитие статистических методов и социально-экономического прогнозирования различных моделей и систем вывело изучение эконометрики на новый уровень. Уже более 20 лет дисциплина «эконометрика» входит в учебные планы подготовки бакалавров и магистров экономических направлений. Изучение эконометрики является фундаментом при формировании компетенций у современного экономиста и финансиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.