10. Сильчева, Л.В. Современные подходы к проектированию трансформируемой одежды / Л.В. Сильчева // Сервис в Росси и за рубежом. Научный журнал. - 2014. - С. 28-39.
11. Сластёнин, В.А. Избранные труды: моногр. / В.А. Сластёнин. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
12. Чеботаева, О.А. Интеграция учебных предметов и дисциплин по специальности «Дизайн костюма» МГОУ / О.А. Чеботаева // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. Международный научный электронный журнал. -2020. - Вып. №5. - С. 6. - Режим доступа: http://scipro.ru/article/03-10-2021
13. Чан, Т. «Потребительская сторона цепочки поставок устойчивой моды: понимание решения о потреблении эко-моды», [Текст] / Тинг-янь Чан, Кристина Вонг // Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal. -2012. - Вып. 2. - С. 193-215.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); доцент кафедры народных художественных ремесел Чеботаева Ольга Алексеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи)
РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В статье указывается на особое место практики в образовательном процессе современной высшей школы. Авторами было уточнено определение «практика в образовательной организации». В статье были выделены недостатки в организации учебной практики. Особое внимание авторы уделили обсуждению двух проблем в организации учебной практики будущих дизайнеров: подготовка пакета заданий профессионально-образовательных проектов, позволяющих активизировать деятельность студентов в период учебной практики; определение критериев результативности учебной практики студентов-дизайнеров.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих дизайнеров, учебная практика, критерии результативности.
Annotation. The article indicates the special place of practice in the educational process of modern higher education. The authors clarified the definition of "practice in an educational organization". The article highlighted the shortcomings in the organization of educational practice. The authors paid special attention to the discussion of two problems in the organization of the training practice of future designers: preparation of a package of tasks of professional and educational projects that allow students to activate their activities during the training practice; determination of criteria for the effectiveness of the training practice of design students.
Key words: professional training of future designers, educational practice, performance criteria.
Введение. Для современного российского общества характерны процессы, направленные на формирование новых принципов организации производственной деятельности. Что, в свою очередь, побуждает пересматривать вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих специалистов. В связи с этим образовательный процесс в вузе следует представить целостной системой организации учебного процесса, внутри которой практика выступает своеобразным «системообразующим элементом профессиональной подготовки будущего специалиста» [1].
Целью нашей статьи можно определить - выяснение особенностей проведения учебной практики в высшей школе и обоснование ее значения в процессе формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров.
Изложение основного материала статьи. Прежде всего необходимо уточнить современное определение «практики в образовательной организации». В педагогической энциклопедии данное понятие трактуется как «преобразовательная и созидательная деятельность людей, творчески осваивающих мир, работа, занятие по специальности как основа опыта, умения, одна из форм обучения - применение и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний на предприятиях, в учреждениях и т.п.» [2, С. 485].
Изучая роль практики в процессе профессиональной подготовки студентов, необходимо выделить ее диалектическое единство с теоретической подготовкой. Так, Я.А. Коменский в книге «Новейший метод языков» определил соотношение теории и практики в образовании достаточно лаконично: «...теория без практики бесплодна, практика без теории неразумна...». Руководствуясь сказанным, уже достаточно давно определено, что оптимальное сочетание в учебном процессе высшей школы теоретической и практической подготовки является необходимым условием повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста. Вопрос остается в одном - в нахождении этого оптимума.
Для нас наиболее близко понимание этого вопроса, высказанное А.В. Хуторским, согласно его утверждению, практика - это не столько форма проверки и применения знаний, а, прежде всего, механизм расширения и углубления знаний, т.е. во время правильно организованной практики идет процесс «наращивания теории» [9].
Еще один аспект практики был выделен Т.В. Лавриковой, так, согласно ее мнению, период практики может стать максимально эффективным в профессиональной подготовке «если будет способствовать личностному самодвижению к профессии в качестве основной цели» [7, С. 8]. В нашем понимании практика в учебном процессе должна интенсифицировать процессы профессионального становления будущего дизайнера, его профессиональное самоопределение, самопознание, творческую самореализацию и саморазвитие.
Практика как компонент профессиональной подготовки ценна прежде всего тем, что в процессе самостоятельной работы студенты обретают собственный опыт профессиональной деятельности [6].
Учитывая современные требования к профессии дизайнера и её подготовке, а также основываясь на собственном опыте руководства практикой студентов-дизайнеров, были сформулированы недостатки в организации учебной практики:
• непродолжительность и второстепенность по отношению к теоретической подготовке, что выражается в необоснованно малом количестве времени, отведенном в учебных планах на учебную практику;
• расхождение между содержанием учебной практики студента и фактическим содержанием теоретического курса, пройденного на момент учебной практики;
• непродуктивный характер деятельности студентов-дизайнеров, понимаемый нами в недостаточном внимании к выработке индивидуального дизайнерского стиля студента, формирование его профессиональной компетентности;
• отсутствие механизмов организации эффективного взаимодействия руководителей практики со студентами, выражающееся в сосредоточении основного внимания на организационном аспекте, а не на содержании учебной практики.
В нашей статье мы остановимся на обсуждении двух проблем организации учебной практики будущих дизайнеров, решение которых приведет к повышению ее продуктивности:
1. подготовка пакета профессионально-образовательных заданий-проектов, позволяющих активизировать деятельность студентов в период учебной практики;
2. определение критериев результативности учебной практики студентов-дизайнеров.
В качестве примера предлагаем содержание и результаты учебной практики, реализованной на базе мастерских образовательных организаций:
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ), (г. Мытищи);
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского».
Учебная (ознакомительная) практика проходит на 1 курсе обучения. Это специфический курс пропедевтики заданного профиля позволяет подготовить студентов к изучению таких дисциплин как «Конструирование в дизайне костюма», «Основы производственного мастерства», «Проектирование».
Учебная (ознакомительная) практика у студентов дизайнеров по костюмам проходит в три этапа: подготовительный этап (установочная лекция; инструктаж по технике безопасности; ознакомление с целями и задачами практики, сроками и этапами прохождения практики); основной (исследовательский) этап (решение художественно- творческих задач проекта изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения; реализация проектной идеи; сбор, систематизация, анализ и обобщение результатов выполнения индивидуального задания); заключительный этап (подведение итогов практики (отчетно-аналитический); обработка полученной информации, подготовка отчета по практике).
Цель учебной практики может быть сформулирована как включение студентов в учебно-профессиональную деятельность и формирование у них профессиональной компетентности как качественного показателя профессионально-дизайнерской подготовки. При этом современный компетентный дизайнер одежды должен владеть деятельностью в проектно-художественном направлении (рисунок, живопись, композиция и т.д.), так и деятельностью в конструкторско-технологическом направлении [5]. Именно поэтому, при разработке заданий учебной практики необходимо включать вопросы, максимально охватывающие виды деятельности дизайнера.
Мы предлагаем в учебную практику будущих дизайнеров по костюмам включить темы согласно алгоритму:
- понятие ассортимента швейных изделий;
- назначение и функции современной одежды;
- виды эскизов моделей костюмов, способы их выполнения;
- терминология ручных и машинных швов;
- классификация стежков, строчек, швов; виды ручных стежков и их применение;
- характеристика машинных ниточных швов;
- машинные стежки и строчки;
- способы соединения одежды;
- влажно-тепловая обработка швейных изделий;
- начальная обработка деталей;
- характеристика деталей изделий;
- основные и отделочные детали;
- выполнение итогового задания - фартука-трансформера (швейное изделие, позволяющее продемонстрировать различные технологии, изученные за время практики).
Темы, которые предлагаются на занятиях по учебной практике, сформированы таким образом, что позволяют студенту изучить начальные этапы проектирования костюма и основные приемы изготовления швейного изделия.
Первоначально идет изучение современного ассортимента одежды, включая вопросы, касающиеся как повседневной и торжественной одежды, так форменной и спецодежды. Контрольное задание по этой теме включают выполнение разных видов эскизов, начиная с фор-эскиза и заканчивая техническим эскизом, кроме этого, студенты изучают такие понятия как «деталировка изделия» и «техническое описание модели», которые они выполняют по предложенному трафарету.
Следующие темы касаются технологической обработки швейных изделий, включая терминологию швейных изделий, оборудование и приспособления, основные этапы изготовления легкой одежды.
Индивидуальное задание включает отшив фартука - трансформера. Это задание включает все этапы проектирования современного костюма. Работа над фартуком начинается с выполнения всех видов эскизов, составления деталировки, технического описания, подбор материалов, построения чертежа конструкции, выбора технологии изготовления, выполнения декора изделия (Таблица 1).
Таблица 1
Индивидуальные задания по учебной (ознакомительной) практике
Важным элементом в образовательном процессе по прохождению учебной практики играет итоговая конференция, которая выступает своеобразным рефлексивным этапом, в ходе которого дается краткая характеристика целей и задач практики. В нашем случае, итоговая конференция проводятся в нетрадиционной форме - каждый студент готовит отчетное дефиле своих работ.
Большое значение в подготовке будущих дизайнеров имеет применение адекватного оценивания результатов учебной практики. В процессе целенаправленного решения конкретных практических задач происходит интеграция знаний по различным дисциплинам профессиональной подготовки дизайнеров. А поиск ответов на постоянно возникающие вопросы о формах и методах проектирования костюма, ведут к процессу становления этих знаний в «личностно значимые». Более того, постоянное разрешение художественно-проектных и конструкторско-технологических задач-проблем, тренирует и развивает проектное мышление. Именно поэтому, при разработке оценки учебной практики необходимо воспользоваться рейтинговой системой, которая позволяет учитывать большее количество параметров, что обеспечивает объективность оценки.
В Таблицах 2-3 представлены показатели и критерии оценивания учебной (ознакомительной) практики студентов. Каждый студент на этапе практики выполняет минипроект - индивидуальное задание, оно оценивается отдельно, далее оценивается эффективность прохождения организационных этапов практики.
Таблица 2
Критерии оценивания индивидуального задания
№ п/п Направление оценки Критерии оценки баллы
1. Продуманность и выразительность композиции Грамотное композиционное решение. 13-20
Незначительные ошибки в композиционном решении. 6-12
Грубые ошибки в композиционном решении. 0-5
2. Творческий подход к работе, самостоятельность найденных решений Присутствует творческий подход к выполнению задания, работа выполнена самостоятельно. 13-20
Присутствует творческий подход к выполнению задания, работа выполнена самостоятельно с незначительной помощью преподавателя. 6-12
Использование материала с подсказки преподавателя, творческий подход к выполнению задания выражен слабо. 0-5
3. Владение разнообразными приемами декорирования; чистота исполнения декора Высокий уровень владения разнообразными приемами декорирования одежды. 13-20
Хороший уровень владения разнообразными приемами декорирования одежды. 6-12
Декоративная отделка одежды выполнена с грубыми ошибками, не был продуман план декора. 0-5
Итого 0-60
Таблица 3
Критерии оценивания учебной (ознакомительной) практики студентов
№ п/п Направление оценки Критерии оценки баллы
1. Выполнение программы практики и качество выполнения заданий Полностью и качественно. 10
Не полностью, незначительные отклонения от качественных параметров. 7
С существенными нарушениями качественных параметров. 3-5
2. Качество оформления отчетных документов Полное соответствие рекомендациям. 10
Незначительные отклонения от рекомендаций. 7
Существенные отклонения от рекомендаций. 3-5
3. Ответы на вопросы при защите практики Отлично. 10
Хорошо. 7
Удовлетворительно. 3-5
4. Отчетное дефиле моделей Отлично. 10
Хорошо. 7
Удовлетворительно. 3-5
Итого 9-40
По итогам студент получает зачет, в Таблице 4 представлена шкала перевода рейтинговых баллов в оценку.
Таблица 4
Шкала перевода рейтинговых баллов в итоговую оценку за учебную (ознакомительную) практику
Наименование оценки Баллы З/нз
«отлично» 91-100 зачтено
«хорошо» 75-90 зачтено
«удовлетворительно» 60-75 зачтено
«неудовлетворительно» Менее 60 не зачтено
Выводы. Подведем итог, практику следует рассматривать как одну из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста, именно благодаря практике студент пробует свои силы в выбранной профессии, учится применять в дизайн-деятельности знания, полученные на учебных занятиях. В ходе учебной (ознакомительной) практики студенты самостоятельно вполне осознано приходят к выводу о правильности своего профессионального выбора. Поскольку, учебная (ознакомительная) практика формирует у студента представление о компетентном специалисте-дизайнере и, тем самым, готовит будущему дизайнеру «ступеньку» к дальнейшей социализации в достаточно специфической профессиональной среде дизайна. И в завершении нашего разговора хочется сказать, что имеющиеся определенные достижения в организации проведения учебной практики дизайнеров, все еще не решают всех проблем, и вопросы совершенствования практики остаются открытыми для научно-методического поиска.
Литература:
1. Акутина, С.П. Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников / С.П. Акутина // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 723-725. - URL: https://moluch.ru/archive/110/26663/ (дата обращения: 30.07.2022)
2. Александров, А.П. Педагогическая энциклопедия. Том 3 / А.П. Александров и др. - М: Советская Энциклопедия, 1966. - 1076 с.
3. Бахлова, Н.А. Оценка компетентности дизайнера как педагогическая проблема / Н.А. Бахлова // Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. Среднее профессиональное образование. - М. - 2015. - № 2. - С. 27-29.
4. Бахлова, Е.В. Интеграция как фактор построения процесса оценки профессиональных компетенций будущих дизайнеров / Н.А. Бахлова, Е.Н. Ковешникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. № 56-1. - С. 102-110
5. Бахлова, Н.А. Интеграция учебных дисциплин как педагогическое условие построения процесса формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров / Н.А. Бахлова, О.А. Чеботаева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. № 70-1. -С. 42-45
6. Гаах, Т.В. Самостоятельная работа студентов как ведущая форма организации учебного процесса / Т.В. Гаах // Образование и проблемы развития общества, ЗАО «Университетская книга». - Курск, 2021. - Вып. № 3(16). - С. 14-18
7. Лаврикова, Т.В. Педагогика личности: в 3 ч. Ч. III. Педагогическая практика личностной ориентации / Т.В. Лаврикова. - Воронеж, 1998. - 144 с.
8. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №7 / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
9. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб., 2004. - 541 с.
10. Чеботаева, О.А. Интеграция учебных предметов и дисциплин по специальности «Дизайн костюма» МГОУ / О.А. Чеботаева // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. Международный научный электронный журнал. -2020. - Вып. №5. - С. 6. - Режим доступа: http://scipro.ru/article/03-10-2021
Педагогика
УДК 378.147
кандидат психологических наук, доцент Безденежных Наталия Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования умений и навыков межкультурного общения в обучении иностранному языку. При этом одной из наиболее значимых ступеней иноязычного образования, находящихся в фокусе внимания методистов, является уровень начальной школы, и наиболее эффективным методом иноязычного обучения - игра. Целью статьи является исследование, выделение и систематизация наиболее эффективных игровых технологий, способов и приемов иноязычного обучения, способствующих формированию лексических навыков и развитию умений речевого общения на уровне начальной школы. В статье представлен краткий обзор научно-методической литературы по проблеме использования игровых интерактивных технологий в обучении иностранному языку. В результатах исследования рассмотрена система наиболее эффективных игровых технологий и приемов обучения, приемлемых в обучении младших школьников, обусловливающих эффективное развитие лексических и речевых навыков. В заключении сформулирована значимость и основные выводы данного исследования.
Ключевые слова: иноязычное образование; начальная школа; лексические и речевые навыки /умения; игровые технологии, способы и приемы; виды, функции игр.
Annotation. The relevance of the study is due to the need to form the skills and abilities of intercultural communication in teaching a foreign language. At the same time, one of the most significant stages of foreign language education that are in the focus of methodologists' attention is the primary school level, and the most effective method of foreign language learning is the game. The purpose of the article is to study, identify and systematize the most effective gaming technologies, methods and techniques of foreign language teaching that contribute to the formation of lexical skills and the development of speech communication skills at the primary school level. The article presents a brief overview of the scientific and methodological literature on the problem of using interactive gaming technologies in teaching a foreign language. The results of the study consider the system of the most effective game technologies and teaching methods acceptable in teaching younger schoolchildren, which determine the effective development of lexical and speech skills. In conclusion, the significance and main conclusions of this study are formulated.
Key words: foreign language education; primary school; lexical and speech skills /abilities; game technologies, methods and techniques; types, functions of games.
Введение. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью формирования умений и навыков межкультурного общения на всех ступенях иноязычного образования. Изучая иностранный язык, школьники познают национально-культурную специфику иной реальной действительности посредством сопоставления ее культурных феноменов с национально-культурными особенностями родной страны. Одной из наиболее важных и значимых ступеней иноязычного обучения, находящихся в фокусе внимания методистов, является уровень начальной школы. Эффективными способами формирования коммуникативной и социокультурной компетенций, неоднократно апробированными в исследованиях отечественных и зарубежных лингводидактов, являются игровые технологии и приемы обучения. Благодаря применению игровых методов младшие школьники активно усваивают учебную информацию. Реализация коммуникативных игр, несомненно, обусловливает эффективную интериоризацию языковых и социокультурных знаний, и особенно на уровне начальной школы, когда дети еще не способны длительное время сосредоточить свое внимание на восприятии большого объема новой иноязычной информации.
Целью статьи является исследование научно-методических источников по проблеме применения игровых технологий в обучении иностранному языку, в частности, в иноязычном образовании младших школьников; выделение и систематизация наиболее приемлемых, эффективных игровых методик и приемов обучения, способствующих формированию лексических навыков и развитию умений речевого общения с учетом социокультурного аспекта на уровне начальной школы.
Изложение основного материала статьи. Игровые интерактивные технологии являются эффективным средством формирования умений межкультурного общения и широко применяются в отечественной и зарубежной лингводидактике на всех ступенях языкового образования (О.А. Артемьева [1], Н.Н. Безденежных [2; 3], М.В. Бойко [5; 6], Ю.И. Ермакова [7], О.М. Ким, А.Н. Шамов [9], О.А. Минеева [10; 11], Л.А. Цветкова [13], С.Е. Цветкова [7; 10] и пр.).
Следует отметить, что отдельные виды игровых методов и приемов обучения иностранному языку, специфика и этапность их реализации в образовательном процессе во многом универсальны на всех уровнях обучения, начиная с начальной и средней школы и продолжая в обучении студентов вуза.
В экспериментальном исследовании М. В. Бойко внедрены и апробированы интерактивные игровые технологии, способствовавшие эффективному формированию иноязычной коммуникативной успешности студентов неязыковых профилей: дискуссия, деловая игра, сторителлинг, словесные импровизации, направляющие вопросы [6, С. 52].
Исследуя активные методы обучения в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза, О.А. Минеева выделяет значимые преимущества учебно-ролевой игры, обусловливающие формирование межкультурных иноязычных умений и навыков обучающихся. В исследовании О.А. Минеевой отмечается, что игра «обеспечивает деятельностный характер усвоения знаний и умений, дает возможность для активного межличностного взаимодействия, помогает снять напряжение, расширить возможности тренировки учебного материала» [11, С. 82]. В исследовании автор подчеркивает, что учебно-ролевая игра, как особая форма обучающей деятельности, имеющая как правило, развлекательную форму, выполняет следующие функции [11, С. 82]: