Литература:
1. Байгутлин, Р.Р. Актуальность и условия эффективности профессионального воспитания студентов вузов в ситуациях дистанционного обучения / Р.Р. Байгутлин, Е.Н. Петров, А.С. Валеев // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2021. - № 71-4. - С. 54-59.
2. Байдашева, Е.Н. Личностно-профессиональное воспитание студентов в вузе / Е.Н. Байдашева // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 34-35.
3. Беликов, В.А. Дидактика практико-ориентированного образования: монография / В.А. Беликов, П.Ю. Романов, А.С. Валеев. - М.: Инфра-М, 2018. - 267 с.
4. Беликов, В.А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / В.А. Беликов // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - №1 (25). - С. 12-21.
5. Белов, В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В.И. Белов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - Т. 6. - № 14. -С. 163-177.
6. Буянова, Г.В. Роль воспитания в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров / Г.В. Буянова, Е.К. Гитман // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. - Т. 5. - № 2. - С. 10-16.
7. Гречухина, Т.И. Профессиональное воспитание в современной образовательной среде университета / Т.И. Гречухина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. -2011. - № 4 (95). - С. 74-80.
8. Михайлова, Д.И. Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности / Д.И. Михайлова, С.И. Остапенко, С.В. Анохина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2022. - Т. 8. - № 1. - С. 24-37.
9. Степанов, П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях / П.В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №2. - С. 121-128.
10. Тимонин, А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное / А.И. Тимонин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Том 18. - С. 55-58.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. - URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 / (дата обращения: 03.06.2022).
12. Юсупов, В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития / В.З. Юсупов // Знание, понимание, умение. - 2019. - №2. - С. 216- 231.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); доцент кафедры народных художественных ремесел Чеботаева Ольга Алексеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ НА ОСНОВЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ КОСТЮМА ЯПОНСКИХ МОДЕЛЬЕРОВ
Аннотация. Целью статьи является изучение приемов копирования моделей костюмов известного японского модельера Шинго Сато в процессе становления профессиональной компетентности у будущих дизайнеров. Авторы предложили краткий обзор основных подходов отечественной педагогической школы при раскрытии дефиниции «профессиональная компетентность», на основе которой представлено авторское определение понятия «профессиональная компетентность дизайнера». Особое внимание в статье отводится комплексным заданиям - копирование дизайнерского продукта (модели костюма), позволяющим аккумулировать в себе разнообразные виды профессиональной дизайнерской деятельности. Уточняется, что копирование художественной работы - это типичный методический прием для художественного и дизайнерского образования. В качестве образцов копирования были предложены модели ведущего японского дизайнера одежды Шинго Сато, дан краткий обзор его творчества, детализирована его авторская методика изготовления костюма. В работе представлено несколько примеров работ студентов в заданной технике.
Ключевые слова: профессиональная компетентность дизайнеров, копирование дизайнерского продукта.
Annotation. The purpose of the article is to study the techniques of copying costume models of the famous Japanese fashion designer Shingo Sato in the process of becoming a professional competence of future designers. The authors offered a brief overview of the main approaches of the Russian pedagogical school in revealing the definition of "professional competence", because of which the author's definition of the concept of "professional competence of a designer" is presented. Special attention in the article is given to complex tasks - copying a design product (a costume model), since such tasks accumulate various types of professional design activities. It is clarified that copying an artistic work is a typical methodological technique for art and design education. Models of the leading Japanese fashion designer Shingo Sato were offered as copying samples, a brief overview of his work was given, and his author's method of making a suit was detailed. The paper presents several examples of students' work in a given technique.
Key words: professional competence of designers, copying of a design product.
Введение. Современные социально-экономические условия развития России диктуют определенные требования к развитию профессионального образования. Сегодня, говоря о подготовке конкурентоспособного специалиста, мы, прежде всего, оперируем такими понятием как его «профессиональная компетентность». Однако отечественная педагогика все еще не предложила однозначного понимания данной дефиниции. В большинстве работ отечественных авторов при раскрытии понятия профессиональной компетентности можно выделить два основных подхода. Согласно первому подходу (личностно-деятельностный) (Т.Е. Егорова, Т.Д. Колябина, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мятяш, А.И. Пискунов, О.М. Шиян, Н.В. Яковлева и др.) профессиональная компетентность видится исследователям как личностное новообразование, а представители второго подхода (Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина, И.Г. Климкович, В.В. Косарев, Н.Н. Лобанова, Е.Ф. Рыбалко и др.) профессиональную компетентностью понимают ее совокупностью, включающей
знания, умения и навыки [2]. Но это не единственные подходы, так согласно исследованиям А.К. Марковой, компетенцию следует понимать индивидуальной характеристикой, отражающей степень соответствия требованиям профессии [8].
В.А. Сластенин является сторонником подхода, в котором профессиональная компетентность раскрывается через категорию «готовность к профессиональной деятельности», в этом случае профессиональная компетентность - это, прежде всего, единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности [11].
Есть среди отечественных исследователей и представители культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.И. Пискунов и др.), профессиональная компетентность в этом случае раскрывается через такие категории как «культура» и «общая образованность специалиста». Так, согласно Б.С. Гершунскому, профессиональную компетентность следует рассматривать в рамках онтогенетического развития личности: «элементарная и функциональная грамотность, общее образование, профессиональная компетентность, овладение широкой культурой, формирование индивидуального менталитета». Профессиональная компетентность при этом включает категории: профессиональное образование, опыт, индивидуальные способности обучающегося, мотивация к непрерывному самообразованию, творческое отношение к делу [5].
На основе обобщения имеющихся в литературе определений в нашей статье профессиональная компетентность дизайнера трактуется как интегрированная совокупность компетенций, характеризующая профессиональное качество личности, позволяющие результативно осуществлять профессиональную деятельность в естественных профессиональных условиях и творчески самореализовываться в профессии [1, 2].
Профессиональная деятельность будущего дизайнера весьма многогранная и включает подготовку как в проектно-художественном направлении (рисунок, живопись, композиция и т.д.), так и в конструкторско-технологическом. Если детализировать, то современный дизайнер не только разрабатывает эскизы, владеет художественным и техническим проектированием и моделированием, но и выполняет расчеты для построения чертежей конструкций, занимается изготовлением макетов и изделий одежды и т.д. [3].
Изложение основного материала статьи. Именно поэтому, для приобретения навыков во всех видах профессиональной деятельности, и как вследствие формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера, образовательное учреждение должно создавать необходимые условия для проведения эффективного образовательного процесса, в том числе предлагать разнообразные комплексные задания, развивающие разнообразные виды деятельности и сочетающие в своей структуре приемы исследовательской деятельности, творческого поиска оптимальных решений художественных, технических и технологических проблем.
В нашей статье мы хотели более подробно остановиться на таких заданиях как копирование дизайнерского продукта (модели костюма), поскольку подобные задания аккумулируют в себе разнообразные виды профессиональной дизайнерской деятельности, включают практически весь комплекс конструкторско-технологических компетенций, которыми должен владеть современный дизайнер. Уточним, что копирование художественной работы - это типичный методический прием для художественного и дизайнерского образования. Согласно данным Иллюстрированного художественного словаря под редакцией Власова В.Г., под копированием понимается способ формообразования, построенный на основе точного повторения уже существующей или существовавшей в прошлом композиции. При этом процесс копирования может быть включен в подготовительный этап «оригинального авторского творческого процесса» [4, С. 110-111].
Предложенное определение позволяет выделить основные задачи копирования дизайнерского образца в современной системе дизайн-образования:
1. Развитие композиционного и художественно-образного мышления, посредством детального изучения творческого подхода автора к созданию дизайн-проекта.
2. Формирование системы умений, связанных с анализом и освоением основных этапов дизайн-проектирования.
3. Практическое ознакомление и овладение различными техниками и техническими приёмами дизайнерской деятельности.
4. Расширение собственного арсенала технических средств и приемов, применяемых при копировании [7].
Необходимо дополнить, что при копировании дизайн-продукта особое внимание уделяется научно-техническому
обоснованию всех этапов рабочего процесса, включающему подготовительную стадию, выбор необходимых текстильных материалов и принадлежностей, определение технологической последовательности ведения работы и связанный с этим способ построения художественной и конструкторской формы дизайн-произведения.
В статье представлен пример выполнения работ по копированию образцов костюма на таких дисциплинах как «Основы производственного мастерства», «Современный костюм», «Макетирование», «Конструирование одежды» по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн профиль «Дизайн костюма». В качестве копирования могут выступать модели исторических костюмов, народных костюмов, модели известных модельеров и т.д.
Образцами копирования в нашей работе стали модели ведущего японского дизайнера одежды Шинго Сато. Наш выбор был обусловлен не только значительным вкладом японского дизайнера в современную фэшн-индустрию, аутентичностью его произведений, но также и возможностью ознакомления в открытом доступе с его авторскими методами проектирования и конструирования, приемами технического моделирования.
Чтобы проанализировать работы знаменитого дизайнера необходимо окунуться в историю такого вида искусства как оригами. Оно берёт свои корни из Японии начала периода Хэйан (794-1185 год). Однако, только в 1960-х годах с введением в обиход условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру. Он запатентовал уникальную систему универсальных знаков, позволяющую записать процесс складывания любой модели в виде серии чертежей или рисунков.
Японские дизайнеры внедрили стиль оригами в современную одежду. Сочетание многовековых традиций и современных технологий подарили человечеству совершенно новое ответвление в мире моды - стиль оригами.
Шинго Сато - это японский дизайнер одежды и талантливый преподаватель. Его работы пришлись по нраву многим поклонникам сложного кроя. Он является профессиональным кутюрье, работающим в стиле оригами, умело преобразует функциональные и конструкторские нюансы одежды в неожиданные декоративные изыски, такие как хитрые складки оригами, новые конструктивные линии, объёмные рельефные декоративные элементы, немыслимых форм карманы и драпировки. Японский дизайнер популярно и доступно объясняет все тонкости создания идеального изделия любой ухищрённой формы, тем самым доказывая, что нет ничего не возможного, ведь геометрическому методу оригами подвластно всё. Важно отметить, что его идеи применимы не только для модных показов на ковровой дорожке, но и актуальны для повседневной носки.
Шинго работает в технике TR CUTTING. TR - расшифровывается как «Трансформация и реконструкция» - техника построения выкроек, которая сочетает в себе драпировку, классическое моделирование и оригами.
В результате такой работы готовые изделия выглядят невероятно сложными. Однако сам Шинго Сато вовсе не скрывает того, как он создаёт свои шедевры, а ровно наоборот, активно рассказывает о том, как можно и нужно создавать
одежду необычного кроя, не прибегая к замысловатым построениям на бумаге или к автоматизированным системам проектирования. Как говорит сам кутюрье: «Все, что вам потребуется - это манекен, ткань, маркеры и много-много терпения».
Методика изготовления одежды данным образом позволяет создать необыкновенные формы и линий членений, которые иногда очень сложно воссоздать даже на бумаге в чертеже. Шинго Сато достаточно подробно рассказывает и показывает этапы создания своих изделий. Ткани, которые используются для данного стиля одежды, обычно имеет множество аналогов, но традиционной тканью считается шелк.
Модели японского дизайнера идеальны для копирования ввиду их конструкторской и технологической сложности исполнения, многообразия применения технологических и конструкторских приемов, разнообразия методов проектирования. Работа над предлагаемой системой заданий по копированию призвана была повысить эффективность обучения, опираясь на практическую взаимосвязь таких дисциплин как «Проектирование», «Конструирование», «Технология изготовления одежды», «Макетирование», «История костюма».
Чтобы выполнить копию модели Шинго Сато потребуется: манекен, ткань, маркеры «и еще много-много терпения». Первоначально студенты знакомятся с содержанием книг Шинго Сато, для российского студента доступны 3 книги Мастера. Далее, студент выбирает три его модели костюма разной сложности, выбор согласуется с преподавателем, выполняются творческие эскизы и технические рисунки моделей.
Дальнейшая работа выполняется согласно разработанной методики Шинго Сато. В основе идеи создания одежды от японского дизайнера лежит построение чёткой базовой основы того изделия, которое по итогу вы хотите получить. База платья, блузки или юбки должна сидеть идеально как на манекене, так и на человеке. Только после этого можно переходить к следующему этапу в проектировании изделия по методике Шинго Сато - этапу Трансформации, включающего нанесение конструктивных и фасонных линий, расстановку контрольных мерок. Этап Реконструкция содержит такие операции как определение новых контрольных точек, изготовление лекал нового изделия. Далее выполняется отшив макета костюма.
В нашей работе представлено несколько примеров работ студентов 3-4 курсов, выполненных в заявленной технике (Таблица 1).
Итак, говоря о копировании костюма, важно понимать, что в дизайне костюма, как и в любой другой деятельности, важен набор определенных навыков. Особенно важно на первых этапах обучения проектированию костюма научиться приемам, техникам и технологиям, позволяющим создать эксклюзивный костюм и научиться доносить свое видение до заказчика - потребителя, поскольку, когда уверенно владеешь профессиональными приемами, то гораздо легче экспериментировать с различными материалами, фактурой, цветом.
Таблица 1
Примеры копирования моделей костюма Шинго Сато
Техническое описание
Молодежная блуза умеренного объема, приталенного силуэта. Длина изделия до линии бедер. Цельнокроеный воротник с полочкой и спинкой изделия. На полочке и спинке выполнено по 2 талевых вытачек, В среднем шве выполнена застежка на потайную молнию. Вырез горловины треугольный, обработан обтачкой. Рукав втачной, узкий, двухшовный, фантазийный.
Молодежный жакет с баской и рельефами. На полочке 3 линии рельефов от горловины, плеча и бокового шва переходят в отрезную баску. От линии края борта полочки отходит встречная складка. Перед с застежкой на крючках и петлях, срез левого борта обработан планкой. Вырез горловины полочки треугольный и переходит в цельнокроеный воротник-стойку. На спинке изделия выполнен средний шов с двойной линией фигурных рельефов, бочок и баска. Рукав втачной, двухшовный, узкий. Линия плеча прямая. Длина изделия чуть выше линии бедер.
Модель студента
Блуза женская прилегающего силуэта, без рукавов. На полочке и спинке выполнены диагоналевые контрастные вставки, на полочке выполнен отложной воротник без стойки.
Выполнение копий способствует не только совершенствованию практических художественно-конструкторских навыков, но и позволяет развить композиционное мышление и художественный вкус будущих дизайнеров. При выполнении копий есть возможность гораздо глубже прочувствовать особенности композиционного строя модели костюма, чем при обычном восприятии фото или музейных экспонатов. Таким образом, современные условия побуждают к осмыслению на новом уровне вопросов организации процесса копирования на разных стадиях обучения дизайну костюма.
Выводы. Завершая статью, можно отметить, что для успешного формирования профессиональной компетентности важно верно определить место копирования в системе профессиональной подготовки студентов- дизайнеров. Копирование должно помогать студенту уяснить базовые принципы выполнения сложных конструкций одежды и технологии их изготовления. В ходе копирования моделей костюма известных Мастеров происходит совершенствование как конструкторско-технологических навыков работы, так и развитие художественно-образных представлений, что оказывает серьезное влияние на становление профессиональной компетентности будущих дизайнеров.
Литература:
1. Бахлова, Н.А. Оценка компетентности дизайнера как педагогическая проблема / Н.А. Бахлова // Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. Среднее профессиональное образование. - М. - 2015. - № 2. - С. 27-29.
2. Бахлова, Н.А. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе междисциплинарного диагностического комплекса (в образовательном процессе вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бахлова Наталья Анатольевна. - Калуга, 2017. - 244 с.
3. Бахлова, Н.А. Интеграция учебных дисциплин как педагогическое условие построения процесса формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров / Н.А. Бахлова, О.А. Чеботаева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. № 70-1. -С. 42-45
4. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь / В.Г. Власов. - СПб.: АО «ИКАР», 1993. - 272 с.
5. Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты развития образования России / Б.С. Гершунский // Педагогика. -1996. - №5. - С. 46-54.
6. Джой, А. Быстрая мода, экологичность и этическая привлекательность люксовых брендов / Аннамма Джой, Джон Ф. Шерри-младший, Аллади Венкатеш, Джефф Ван и Рики Чан // Теория моды 16. - Москва: Новое литературное обозрение, 2012. - Вып. № 3. - С. 273-295
7. Коробко, Ю.В. Задачи копирования в современной системе обучения на художественно-графическом факультете / Ю.В. Коробко, И.А. Новицкая // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31617 (дата обращения: 25.07.2022).
8. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 432 с.
9. Рахман, О. Экологические методы и трансформируемый дизайн одежды - китайские профессиональные и потребительские взгляды / О. Рахман, М. Гонг // Международный журнал дизайна одежды, технологий и образования. Научный журнал. - США, 2016. - Вып. № 3 - С. 233-247.
10. Сильчева, Л.В. Современные подходы к проектированию трансформируемой одежды / Л.В. Сильчева // Сервис в Росси и за рубежом. Научный журнал. - 2014. - С. 28-39.
11. Сластёнин, В.А. Избранные труды: моногр. / В.А. Сластёнин. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
12. Чеботаева, О.А. Интеграция учебных предметов и дисциплин по специальности «Дизайн костюма» МГОУ / О.А. Чеботаева // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. Международный научный электронный журнал. -2020. - Вып. №5. - С. 6. - Режим доступа: http://scipro.ru/article/03-10-2021
13. Чан, Т. «Потребительская сторона цепочки поставок устойчивой моды: понимание решения о потреблении эко-моды», [Текст] / Тинг-янь Чан, Кристина Вонг // Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal. -2012. - Вып. 2. - С. 193-215.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); доцент кафедры народных художественных ремесел Чеботаева Ольга Алексеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи)
РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В статье указывается на особое место практики в образовательном процессе современной высшей школы. Авторами было уточнено определение «практика в образовательной организации». В статье были выделены недостатки в организации учебной практики. Особое внимание авторы уделили обсуждению двух проблем в организации учебной практики будущих дизайнеров: подготовка пакета заданий профессионально-образовательных проектов, позволяющих активизировать деятельность студентов в период учебной практики; определение критериев результативности учебной практики студентов-дизайнеров.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих дизайнеров, учебная практика, критерии результативности.
Annotation. The article indicates the special place of practice in the educational process of modern higher education. The authors clarified the definition of "practice in an educational organization". The article highlighted the shortcomings in the organization of educational practice. The authors paid special attention to the discussion of two problems in the organization of the training practice of future designers: preparation of a package of tasks of professional and educational projects that allow students to activate their activities during the training practice; determination of criteria for the effectiveness of the training practice of design students.
Key words: professional training of future designers, educational practice, performance criteria.
Введение. Для современного российского общества характерны процессы, направленные на формирование новых принципов организации производственной деятельности. Что, в свою очередь, побуждает пересматривать вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих специалистов. В связи с этим образовательный процесс в вузе следует представить целостной системой организации учебного процесса, внутри которой практика выступает своеобразным «системообразующим элементом профессиональной подготовки будущего специалиста» [1].
Целью нашей статьи можно определить - выяснение особенностей проведения учебной практики в высшей школе и обоснование ее значения в процессе формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров.
Изложение основного материала статьи. Прежде всего необходимо уточнить современное определение «практики в образовательной организации». В педагогической энциклопедии данное понятие трактуется как «преобразовательная и созидательная деятельность людей, творчески осваивающих мир, работа, занятие по специальности как основа опыта, умения, одна из форм обучения - применение и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний на предприятиях, в учреждениях и т.п.» [2, С. 485].
Изучая роль практики в процессе профессиональной подготовки студентов, необходимо выделить ее диалектическое единство с теоретической подготовкой. Так, Я.А. Коменский в книге «Новейший метод языков» определил соотношение теории и практики в образовании достаточно лаконично: «...теория без практики бесплодна, практика без теории неразумна...». Руководствуясь сказанным, уже достаточно давно определено, что оптимальное сочетание в учебном процессе высшей школы теоретической и практической подготовки является необходимым условием повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста. Вопрос остается в одном - в нахождении этого оптимума.
Для нас наиболее близко понимание этого вопроса, высказанное А.В. Хуторским, согласно его утверждению, практика - это не столько форма проверки и применения знаний, а, прежде всего, механизм расширения и углубления знаний, т.е. во время правильно организованной практики идет процесс «наращивания теории» [9].
Еще один аспект практики был выделен Т.В. Лавриковой, так, согласно ее мнению, период практики может стать максимально эффективным в профессиональной подготовке «если будет способствовать личностному самодвижению к профессии в качестве основной цели» [7, С. 8]. В нашем понимании практика в учебном процессе должна интенсифицировать процессы профессионального становления будущего дизайнера, его профессиональное самоопределение, самопознание, творческую самореализацию и саморазвитие.
Практика как компонент профессиональной подготовки ценна прежде всего тем, что в процессе самостоятельной работы студенты обретают собственный опыт профессиональной деятельности [6].
Учитывая современные требования к профессии дизайнера и её подготовке, а также основываясь на собственном опыте руководства практикой студентов-дизайнеров, были сформулированы недостатки в организации учебной практики:
• непродолжительность и второстепенность по отношению к теоретической подготовке, что выражается в необоснованно малом количестве времени, отведенном в учебных планах на учебную практику;
• расхождение между содержанием учебной практики студента и фактическим содержанием теоретического курса, пройденного на момент учебной практики;
• непродуктивный характер деятельности студентов-дизайнеров, понимаемый нами в недостаточном внимании к выработке индивидуального дизайнерского стиля студента, формирование его профессиональной компетентности;
• отсутствие механизмов организации эффективного взаимодействия руководителей практики со студентами, выражающееся в сосредоточении основного внимания на организационном аспекте, а не на содержании учебной практики.