Научная статья на тему 'Организация производственной практики для студентов специальностей «Художественное проектирование костюма», «Дизайн костюма»'

Организация производственной практики для студентов специальностей «Художественное проектирование костюма», «Дизайн костюма» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / РАБОТА С ЗАКАЗЧИКАМИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люгай В. В.

В статье описан опыт проведения производственной практики, которую организуют преподаватели кафедры дизайна Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального университета. Студенты будущие художники-стилисты и дизайнеры костюма проходят практику в ателье и творческих мастерских. Обучающиеся приобретают опыт работы с индивидуальными заказчиками и формируют компетенции по профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация производственной практики для студентов специальностей «Художественное проектирование костюма», «Дизайн костюма»»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА», «ДИЗАЙН КОСТЮМА»

© Люгай В.В.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье описан опыт проведения производственной практики, которую организуют преподаватели кафедры дизайна Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального университета. Студенты - будущие художники-стилисты и дизайнеры костюма - проходят практику в ателье и творческих мастерских. Обучающиеся приобретают опыт работы с индивидуальными заказчиками и формируют компетенции по профессии.

Ключевые слова производственная практика, работа с заказчиками, формирование профессиональных компетенций.

Современные образовательные стандарты высшего образования - ГОС ВПО и ФГОС ФПО - в процессе формирования профессиональных компетенций важное место отводят учебным и профессиональным практикам, которые завершают ежегодный курс теоретического обучения.

Саяпина Л.Ю. отмечает: «в настоящее время на кафедре дизайна Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ обучаются студенты: специальности 071501 «Художественное проектирование костюма»; укрупнённой группы специальностей «Культура и искусство»; направления 072500.62 по профилям «Дизайн костюма», «Костюмографика в дизайне», «Коммуникативный дизайн».

Изучая на первом, втором, третьем курсах теоретические и практикоориентированные учебные дисциплины, студенты под руководством преподавателей кафедры дизайна ААИ ЮФУ приобретают опыт проектных, эскизных, конструкторских работ; овладевают традиционными и современными технологиями обработки тканей и материалов, формируют профессиональные компетенции» [2, с. 135].

Важнейшей составной частью учебного процесса подготовки студентов вузов по профессии являются технологическая и производственная практики. Производственную практику студенты 4-го курса - будущие художники-стилисты и дизайнеры костюма - проходят в течение четырёх недель по окончании 8-го семестра.

* Старший преподаватель кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета.

76

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Целями производственной практики для студентов специальностей «Художественное проектирование костюма», «Дизайн костюма» являются: закрепление практических навыков профессиональной деятельности в процессе работы в производственном коллективе швейной фабрики, ателье, или в творческой мастерской; получение опыта общения с клиентами и выполнения индивидуальных заказов под руководством наставника от предприятия или руководителя практики.

Бердник Т.О. и Саяпина Л.Ю. разработали графическую модель производственной практики для студентов - будущих художников-стилистов и дизайнеров костюма (рис. 1).

Субъект:

студент

Результат: Разработана документация, изготовлено изделие

Рис. 1. Графическая модель производственной практики [1, с. 119]

Производственная практика вырабатывает практический подход к процессу проектирования объектов дизайна и направлена на формирование у студентов профессиональных навыков и компетенций:

- умение анализировать и определять требования к дизайн-проекту;

- опыт выбора возможных решений задач и подходов к выполнению дизайн-проекта;

- умение использовать владение рисунком в практике создания эскизов;

- опыт определения состава и свойств тканей и материалов;

- опыт выбора технологической обработки тканей и материалов;

- способность подготовить полный набор документации по дизайнпроекту.

Компетентностный подход в образовании

77

Для обучающихся производственная практика в ателье или в мастерской соединяет выполнение учебных задач и задач предприятия. В соответствии с календарным графиком, на первом этапе перед студентами специальности «Художественное проектирование костюма» и профиля «Дизайн костюма» стоят следующие задачи:

- ознакомление студентов с внутренней структурой предприятия, с должностными обязанностями сотрудников, работающих на предприятии;

- ознакомление с правилами техники безопасности на производстве, получение представления об охране труда;

- наблюдение за поэтапными процессами разработки и изготовления швейных изделий в условиях современного производства, за методами художественного проектирования швейных изделий;

- изучение правил составления нормативно-технической документации предприятия;

- ознакомление с технологиями, применяемыми на данном производстве;

- ознакомление с понятием «авторский надзор» дизайнера за изделием.

На втором этапе производственной практики студенты работают с реальными заказчиками и изготавливают швейные изделия. Будущие дизайнеры и художники-стилисты выполняют комплекс проектных и конструкторско-технологических работ по реальному заказу на изготовление швейного изделия или группы изделий (рис. 2).

Рис. 2. Студентка 4-го курса Уколова Елена.

Руководитель практики: старший преподаватель ААИ ЮФУ В.В. Люгай

В ателье (творческой мастерской) обучающиеся выполняют следующие виды деятельности:

- приобретают навыки общения с клиентами; обсуждают с заказчиком конкретные модели костюмов;

- снимают размерные признаки с фигур, определяют тип осанки, пропорции и телосложение заказчика, заполняют паспорт-заказ;

78

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- подбирают ткани и материалы для заказчика;

- разрабатывают дизайн изделия, эскизы;

- выполняют моделирование и раскрой заказанного изделия;

- проводят примерки вместе с сотрудниками ателье; вносят изменения и подгоняют изделия по фигуре;

- отшивают изделие и сдают его заказчику.

На третьем этапе студенты оформляют техническую документацию и отчёт по практике в соответствии с требованиями предприятия и руководителя практики. Оценивают работу студентов комиссия, в которую входят сотрудники предприятия: руководитель ателье, дизайнер, конструктор или технолог. От вуза в состав комиссии могут входить руководитель практики, заведующий кафедрой, учебный мастер. Комиссия оценивает качество изготовленного изделия, презентационные материалы, заслушивает характеристику студента, данную сотрудниками предприятия.

Результатами практики являются сформированные у студента профессиональные (профессионально-прикладные) компетенции. В ходе освоения программы производственной практики формируется основная профессиональная компетенция - это способность будущего профессионала к конструктивно-технологической реализации проектной идеи в виде дизайнерского образца или готового изделия, выполненного с учётом условий современного производства одежды и аксессуаров.

Список литературы:

1. Бердник Т.О., Саяпина Л.Ю. Графические модели учебных практик в Институте Архитектуры и Искусств Южного федерального университета // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2012. - № 9. - С. 114-121.

2. Саяпина Л. Ю. Образовательные возможности студентов по итогам технологической практики // Обучение и воспитание: методики и практика. -2014. - № 14. - С. 134-139.

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

© Позднякова Н.О.*

Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

Преподавателю вуза необходимо осуществлять развитие способностей к общению, коллективной деятельности, активизацию процессов

Ассистент кафедры «Технология машиностроения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.