ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА», «ДИЗАЙН КОСТЮМА»
© Люгай В.В.*
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В статье описан опыт проведения производственной практики, которую организуют преподаватели кафедры дизайна Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального университета. Студенты - будущие художники-стилисты и дизайнеры костюма - проходят практику в ателье и творческих мастерских. Обучающиеся приобретают опыт работы с индивидуальными заказчиками и формируют компетенции по профессии.
Ключевые слова производственная практика, работа с заказчиками, формирование профессиональных компетенций.
Современные образовательные стандарты высшего образования - ГОС ВПО и ФГОС ФПО - в процессе формирования профессиональных компетенций важное место отводят учебным и профессиональным практикам, которые завершают ежегодный курс теоретического обучения.
Саяпина Л.Ю. отмечает: «в настоящее время на кафедре дизайна Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ обучаются студенты: специальности 071501 «Художественное проектирование костюма»; укрупнённой группы специальностей «Культура и искусство»; направления 072500.62 по профилям «Дизайн костюма», «Костюмографика в дизайне», «Коммуникативный дизайн».
Изучая на первом, втором, третьем курсах теоретические и практикоориентированные учебные дисциплины, студенты под руководством преподавателей кафедры дизайна ААИ ЮФУ приобретают опыт проектных, эскизных, конструкторских работ; овладевают традиционными и современными технологиями обработки тканей и материалов, формируют профессиональные компетенции» [2, с. 135].
Важнейшей составной частью учебного процесса подготовки студентов вузов по профессии являются технологическая и производственная практики. Производственную практику студенты 4-го курса - будущие художники-стилисты и дизайнеры костюма - проходят в течение четырёх недель по окончании 8-го семестра.
* Старший преподаватель кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета.
76
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Целями производственной практики для студентов специальностей «Художественное проектирование костюма», «Дизайн костюма» являются: закрепление практических навыков профессиональной деятельности в процессе работы в производственном коллективе швейной фабрики, ателье, или в творческой мастерской; получение опыта общения с клиентами и выполнения индивидуальных заказов под руководством наставника от предприятия или руководителя практики.
Бердник Т.О. и Саяпина Л.Ю. разработали графическую модель производственной практики для студентов - будущих художников-стилистов и дизайнеров костюма (рис. 1).
Субъект:
студент
Результат: Разработана документация, изготовлено изделие
Рис. 1. Графическая модель производственной практики [1, с. 119]
Производственная практика вырабатывает практический подход к процессу проектирования объектов дизайна и направлена на формирование у студентов профессиональных навыков и компетенций:
- умение анализировать и определять требования к дизайн-проекту;
- опыт выбора возможных решений задач и подходов к выполнению дизайн-проекта;
- умение использовать владение рисунком в практике создания эскизов;
- опыт определения состава и свойств тканей и материалов;
- опыт выбора технологической обработки тканей и материалов;
- способность подготовить полный набор документации по дизайнпроекту.
Компетентностный подход в образовании
77
Для обучающихся производственная практика в ателье или в мастерской соединяет выполнение учебных задач и задач предприятия. В соответствии с календарным графиком, на первом этапе перед студентами специальности «Художественное проектирование костюма» и профиля «Дизайн костюма» стоят следующие задачи:
- ознакомление студентов с внутренней структурой предприятия, с должностными обязанностями сотрудников, работающих на предприятии;
- ознакомление с правилами техники безопасности на производстве, получение представления об охране труда;
- наблюдение за поэтапными процессами разработки и изготовления швейных изделий в условиях современного производства, за методами художественного проектирования швейных изделий;
- изучение правил составления нормативно-технической документации предприятия;
- ознакомление с технологиями, применяемыми на данном производстве;
- ознакомление с понятием «авторский надзор» дизайнера за изделием.
На втором этапе производственной практики студенты работают с реальными заказчиками и изготавливают швейные изделия. Будущие дизайнеры и художники-стилисты выполняют комплекс проектных и конструкторско-технологических работ по реальному заказу на изготовление швейного изделия или группы изделий (рис. 2).
Рис. 2. Студентка 4-го курса Уколова Елена.
Руководитель практики: старший преподаватель ААИ ЮФУ В.В. Люгай
В ателье (творческой мастерской) обучающиеся выполняют следующие виды деятельности:
- приобретают навыки общения с клиентами; обсуждают с заказчиком конкретные модели костюмов;
- снимают размерные признаки с фигур, определяют тип осанки, пропорции и телосложение заказчика, заполняют паспорт-заказ;
78
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- подбирают ткани и материалы для заказчика;
- разрабатывают дизайн изделия, эскизы;
- выполняют моделирование и раскрой заказанного изделия;
- проводят примерки вместе с сотрудниками ателье; вносят изменения и подгоняют изделия по фигуре;
- отшивают изделие и сдают его заказчику.
На третьем этапе студенты оформляют техническую документацию и отчёт по практике в соответствии с требованиями предприятия и руководителя практики. Оценивают работу студентов комиссия, в которую входят сотрудники предприятия: руководитель ателье, дизайнер, конструктор или технолог. От вуза в состав комиссии могут входить руководитель практики, заведующий кафедрой, учебный мастер. Комиссия оценивает качество изготовленного изделия, презентационные материалы, заслушивает характеристику студента, данную сотрудниками предприятия.
Результатами практики являются сформированные у студента профессиональные (профессионально-прикладные) компетенции. В ходе освоения программы производственной практики формируется основная профессиональная компетенция - это способность будущего профессионала к конструктивно-технологической реализации проектной идеи в виде дизайнерского образца или готового изделия, выполненного с учётом условий современного производства одежды и аксессуаров.
Список литературы:
1. Бердник Т.О., Саяпина Л.Ю. Графические модели учебных практик в Институте Архитектуры и Искусств Южного федерального университета // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2012. - № 9. - С. 114-121.
2. Саяпина Л. Ю. Образовательные возможности студентов по итогам технологической практики // Обучение и воспитание: методики и практика. -2014. - № 14. - С. 134-139.
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
© Позднякова Н.О.*
Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень
Преподавателю вуза необходимо осуществлять развитие способностей к общению, коллективной деятельности, активизацию процессов
Ассистент кафедры «Технология машиностроения».