Научная статья на тему 'Ориентация школьников на выбор профессий сферы сервиса и лёгкой промышленности в процессе практико-ориентированного партнёрского взаимодействия образовательных организаций'

Ориентация школьников на выбор профессий сферы сервиса и лёгкой промышленности в процессе практико-ориентированного партнёрского взаимодействия образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА СЕРВИСА ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENGINEERING EDUCATION / SERVICE SECTOR OF LIGHT INDUSTRY / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CHOICE OF PROFESSION / FORMS OF PROFESSIONAL GUIDANCE / PRACTICE-ORIENTED INTERACTION / ORGANIZATIONS OF COMPREHENSIVE / ADDITIONAL AND VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Анастасия Константиновна

В статье раскрывается актуальность реализации ранней профессиональной ориентации школьников на инженерные специальности. Описывается опыт ориентации школьников на профессии сферы сервиса и лёгкой промышленности в процессе практико-ориентированного взаимодействия организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования. Анализируются отдельные формы профориентации будущих инженеров; приводятся примеры профориентационных мероприятий для школьников, проводимых в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influencing schoolchildren’s choice of profession in the sphere of service and light industry in the process of practice-Oriented partnership of educational organizations

The article reveals the relevance of the implementation of the early professional choice of schoolchildren in engineering. The article describes the experience of attracting chool children to the professions of service and light industry in the process of practice-oriented interaction of organizations of comprehensive, additional and vocational education. The author analyzes some forms of career guidance of future engineers and gives examples of career guidance activities for schoolchildren held at Katanov Khakass State University.

Текст научной работы на тему «Ориентация школьников на выбор профессий сферы сервиса и лёгкой промышленности в процессе практико-ориентированного партнёрского взаимодействия образовательных организаций»

53. Наумкина, И. А. Презентация на тему «Птичьи разговоры» / И. А. Наумкина. - URL: https://klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/okruzhayushchiy-mir/v-1-klasse/ptichi-razgovory (дата обращения: 27.11.2018).

54. Панамарчук, Ж. В. Методическая разработка по теме «Птичьи разговоры» / Ж. В. Панамарчук. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/10/15/ptichi-razgovory (дата обращения: 27.11.2018).

55. Родионова, Л. Экологическая командная игра-соревнование в подготовительной группе «Птичьи разговоры» / Л. Родионова. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-komandnaja-igra-sorevnovanie-v-podgotovitelnoi-grupe-ptichi-razgovory.html (дата обращения: 27.11.2018).

© Антонов В. П., Кольчикова Н. В., 2019

УДК 37.047(075.3)

ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ СФЕРЫ СЕРВИСА И ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А. К. Белоусова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье раскрывается актуальность реализации ранней профессиональной ориентации школьников на инженерные специальности. Описывается опыт ориентации школьников на профессии сферы сервиса и лёгкой промышленности в процессе практико-ориентированного взаимодействия организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования. Анализируются отдельные формы профориентации будущих инженеров; приводятся примеры профориентационных мероприятий для школьников, проводимых в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова.

Ключевые слова: инженерное образование, сфера сервиса лёгкой промышленности, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, выбор профессии, формы профессиональной ориентации, практико-ориентированное взаимодействие, организации основного общего, дополнительного и профессионального образования.

Доминирующей идеей современного образования стало формирование и воспитание такой личности, которая способна быстро и успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей его действительности и реальной жизни. Эффективное развитие экономики как регионов, так и государства, а также самого общества возможно только в том случае, если молодое поколение ориентируется в современных профессиях и их специфике, а также в потребностях разных отраслей современной экономики и разных социальных сфер в них. Успешность профессиональной ориентации выступает одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования, отмеченным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается, что, несмотря на то, что каждый год вузы заканчивает огромное число выпускников, производство испытывает дефицит квалифицированных кадров, способных работать с современными технологиями [1]. Для прогрессивного и стабильного развития различных отраслей экономики необходимы высококвалифицированные, конкурентоспособные и компетентные инженеры с инновационным и творческим подходом, способные привлекать идеи из различных областей науки и техники и комплексно воспринимать процесс производства. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости [2].

В этой связи стратегической целью государственной молодёжной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие её потенциала и использование этого потенциала в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Для того чтобы добиться соответствия системы подготовки инженерно-технических кадров запросам экономики и производства, развивать в обществе инженерную культуру, повышать социальную значимость и престижность инженерно-технических профессий, необходимо начинать работу с самого начала - с детства. В рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечена необходимость обеспечения готовности учащихся основной школы к выбору образовательной и профессиональной траектории, повышение уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций.

На основании проведённого анализа научной литературы нами выявлено следующее: профессиональное самоопределение - это продолжительный, динамичный процесс развития и саморазвития личности в профессиональной сфере, сопровождающийся переходом из позиции объекта в позицию субъекта трудовой деятельности, установлением баланса между личностными предпочтениями и запросами общества в кадрах и имеющим своим результатом достижение статуса профессионала. Сказаннное осуществляется через развитие свойств и персональных черт личности, определение жизненной стези, формирование системы основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализацию, духовных и физических возможностей.

В отношении к процессу профессионального самоопределению выбор профессии выступает важнейшей задачей на «поисково-зондирующем» этапе и этапе «развития профессионального самосознания» школьников среди всех этапов профессионального самоопределения, выделенных С. Н. Чистяковой [3].

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной организационно-педагогической помощи подросткам и юношам, находящимся в процессе определения

профессиональной направленности и выбора профессии. Поздний подростковый и ранний юношеский периоды жизни человека сопровождаются особенно интенсивным переживанием проблем, связанных с профессиональным будущим. В данном возрастном периоде активизируется процесс формирования самосознания, приходит осознание личных целей, жизненных устремлений, профессиональных планов. В данном возрастном периоде происходит качественный рост профессионального самосознания, направленного на сферу труда и выбор будущей профессии. Именно этот период является решающим в будущем профессиональном самоопределении учащихся старшей школы и как следствие - успехом их дальнейшей социализации.

Для решения данного вопроса необходима система действий по практико-ориентированному сопровождению профессионального самоопределения на локальном, муниципальном и региональном уровнях управления образованием. Цель данной статьи - представить опыт реализации практико-ориентированных форм и методов профессиональной ориентации, реализуемых в контексте партнёрского взаимодействия основного общего, дополнительного и профессионального образования на формирование профессиональной направленности школьников на выбор профессий, связанных со сферой сервиса, дизайна и лёгкой промышленности. Взаимодействующими организациями выступают:

- отдел профессионального самоопределения школьников муниципального бюджетного учреждения г. Абакана «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи», имеющий функции дополнительного образования;

- средние общеобразовательные школы города Абакана;

- ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»;

- предприятия, организации, представители производственной сферы, являющиеся потенциальными работодателями.

Ориентация школьников на профессии отрасли сервиса и лёгкой промышленности реализуется обозначенными выше взаимодействующими субъектами профессиональной ориентации в рамках реализации профориен-тационных программ внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий» для 5-7 классов, а также в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Про:йгид» для обучающихся 5-10 классов. Формирование профессиональной направленности осуществляется непрерывным процессом, включающим практико-ориентированные технологии и формы работы, направленные на практическое ознакомление с профессиями выбранной сферы через выполнение различных видов их профессиональной деятельности. На каждой ступени обучения с 5 по 10 классы учащиеся вовлекаются в игровые технологии, затем переходят в производственную лабораторию вуза для подготовки инженеров-технологов и на реальное производство.

Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности в школе, основанной на процессе усвоения учебного материала. Поэтому так важно вовлечение школьников в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для формирования профессиональной направленности. В предложенной ниже таблице представлены практико-ориентированные технологии и формы профессиональной ориентации на профессии сферы сервиса и лёгкой промышленности.

Реализуемые профориентационные игры, представленные в таблице, разработаны педагогами дополнительного образования и педагогами-психолагами отдела профессионального самоопределения школьников, МБУ города Абакана «ЦППМиСП». В процессе участия в игре наблюдается развитие познавательной активности обучающихся и повышение их интереса к профессиональной деятельности, что способствует развитию и реализации творческого потенциала обучающихся. Им предоставляется возможность ознакомиться с проектной деятельностью и возможности попробовать себя в роли определённых специалистов.

Практико-ориентированные формы ориентации школьников на выбор профессии сферы сервиса и лёгкой промышленности на разных этапах основного общего образования

Этап Формы Цель

5 класс Игра-квест «Дизай-проффи» Стимулирование интереса обучающихся к сфере профессиональной деятельности, связанной с дизайном, ознакомление их с профессиями дизайнера интерьера, стилиста, художника-оформителя, ландшафтного дизайнера через выполнение практических заданий, связанных с деятельностью представителей данных профессий

6-7 классы Игра-квест «Сервис Про...» Стимулирование интереса обучающихся к сфере профессиональной деятельности, связанной с сервисом и дизайном, ознакомление их с практической деятельностью, характеристикой, профессионально важными качествами следующих профессий: ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьера, стилист, художник-оформитель

7-8 классы Деловая игра «Стилизация» Стимулирование интереса обучающихся к сфере профессиональной деятельности, связанной с искусством и дизайном, развитие эстетической компетенции через выполнение практических заданий в технике изобразительного искусства «стилизация» в роли профессии дизайнера

8 класс Экскурсия в ООО «Премьер» Студия УФ (ультрафиолетовой) печати Ознакомление обучающихся с технологией ультрафиолетовой печати, профессиональной деятельностью, профессионально важными качествами и орудиями труда следующих профессий: художник компьютерной графики, дизайнер интерьера, печатник (оператор УФ принтера)

8-9 классы Экскурсия в швейный цех Русского республиканского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова Ознакомление учащихся с технологией изготовления швейных изделий, профессиональной деятельностью, профессионально важными качествами и орудиями труда таких профессий, как художник по костюмам, модельер-конструктор, швея, закройщик

8-10 классы

Приобретение опыта профессиональной деятельности следующих профессий: инженер-технолог швейных изделий, менеджер по работе с клиентами в сфере моды и красоты, дизайнер одежды через выполнение заданий, способствующих развитию умений визуализации идей, навыков креативного мышления на современном высокотехнологичном оборудовании (термопечать, лазер, вышивальная машина) и прикладном программном обеспечении (AutodeskAutoCAD, AdobePhotoshop, CorelDRAW)_

Профориентационный блицкурс «Арт-школа» проводится для обучающихся 8-10 классов на базе кафедры производственных технологий и техносферной безопасности ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им.

H. Ф. Катанова». Курс включает комплекс профессиональных проб профессиональной деятельности инженера-технолога швейных изделий, инженера-дизайнера, дизайнера сувенирной продукции, дизайнера компьютерной графики. Профессиональные пробы проводятся преподавателями вуза на специализированном высокотехнологичном оборудовании и на компьютерах со специализированным программным обеспечением. Все профессиональные пробы «завязаны» в один проект, осуществляемый в течение 12 часов, по окончании которого обучающиеся разрабатывают реальные, материальные дизайн-продукты профессиональной деятельности, которые в дальнейшем презентуют и выставляют на конкурс. Данный блицкурс помогают школьникам ознакомиться с началами инженерного дела и почувствовать его дух, познакомиться с товарищами по интересам, встретиться с профессиональными инженерами, накопить опыт в ходе коллективной и индивидуальной работы. Освоение блицкурса «Арт-школа» являются важным пунктом в резюме школьника и может быть полезным фактором при поступлении.

Школьникам, у которых сформировалась профессиональная направленность на профессии сферы сервиса, дизайна и лёгкой промышленности, рекомендуется продолжать обучение в профильных классах (например, инженерно-технических и физико-математических). Это даст возможность максимально с пользой подготовиться к поступлению и дальнейшему профессиональному обучению.

Важное место в профориентационной работе со школьниками на кафедре производственных технологий и техносферной безопасности Инженерно-технологического института ХГУ им. Н. Ф. Катанова занимает консультирование абитуриентов, планирующих поступление на инженерно-технические направления подготовки. Консультирование осуществляется на Днях открытых дверей, а также в рамках традиционного профориентаци-онного практико-ориентированного мероприятия «Инженерный квест».

Таким образом, ранняя профориентационная работа со школьниками позволяет выявлять наиболее талантливых и перспективных претендентов на инженерно-технические профессии, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, в частности, на профиль бакалавриата «Технология швейных изделий».

Библиографический список

I. Развитие образования» на 2013-2020 годы: Государственная программа Российской Федерации (принята Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Министерство образования и науки РФ [Офиц. сайт]. - URL: http:www.минобрнауки.рф/ документы/3409 (дата обращения: 08.10.2018).

2. Сорокина, О. А. Модель реализации профессионально-ориентированных проектных задач формирования инженерной компетентности будущих бакалавров / О. А. Сорокина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: https://science-education.ru/article/view?id=25253 (дата обращения: 08.10.2018).

3. Чистякова, С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 80 с.

© Белоусова А. К., 2019

УДК 377.02:004.92

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ «МАСТЕР МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Н. А. Васильева, Л. В. Юрьева

Техникум коммунального хозяйства и сервиса (г. Абакан)

В статье описывается опыт применения информационных технологий в сфере среднего профессионального образования на примере профессии «мастер мебельного производства». Сформулированы основополагающие принципы, на которых строится информационно-образовательная среда. Утверждается, что формирование и становление будущего профессионального работника невозможно без высокого уровня владения им современными информационными средствами и технологиями, обеспечивающими функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровые компетенции, кадровый потенциал, педагогические технологии, профессиональные компетенции, программные комплексы, 3D-визуализация.

Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние.

Президентом РФ в Послании Федеральному собранию в декабре 2016 года поставлена задача запуска масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения - так называемой цифровой экономики. Для решения данной амбициозной задачи необходимы квалифицированные кадры [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.