53. Наумкина, И. А. Презентация на тему «Птичьи разговоры» / И. А. Наумкина. - URL: https://klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/okruzhayushchiy-mir/v-1-klasse/ptichi-razgovory (дата обращения: 27.11.2018).
54. Панамарчук, Ж. В. Методическая разработка по теме «Птичьи разговоры» / Ж. В. Панамарчук. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/10/15/ptichi-razgovory (дата обращения: 27.11.2018).
55. Родионова, Л. Экологическая командная игра-соревнование в подготовительной группе «Птичьи разговоры» / Л. Родионова. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-komandnaja-igra-sorevnovanie-v-podgotovitelnoi-grupe-ptichi-razgovory.html (дата обращения: 27.11.2018).
© Антонов В. П., Кольчикова Н. В., 2019
УДК 37.047(075.3)
ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ СФЕРЫ СЕРВИСА И ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А. К. Белоусова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье раскрывается актуальность реализации ранней профессиональной ориентации школьников на инженерные специальности. Описывается опыт ориентации школьников на профессии сферы сервиса и лёгкой промышленности в процессе практико-ориентированного взаимодействия организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования. Анализируются отдельные формы профориентации будущих инженеров; приводятся примеры профориентационных мероприятий для школьников, проводимых в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова.
Ключевые слова: инженерное образование, сфера сервиса лёгкой промышленности, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, выбор профессии, формы профессиональной ориентации, практико-ориентированное взаимодействие, организации основного общего, дополнительного и профессионального образования.
Доминирующей идеей современного образования стало формирование и воспитание такой личности, которая способна быстро и успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей его действительности и реальной жизни. Эффективное развитие экономики как регионов, так и государства, а также самого общества возможно только в том случае, если молодое поколение ориентируется в современных профессиях и их специфике, а также в потребностях разных отраслей современной экономики и разных социальных сфер в них. Успешность профессиональной ориентации выступает одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования, отмеченным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается, что, несмотря на то, что каждый год вузы заканчивает огромное число выпускников, производство испытывает дефицит квалифицированных кадров, способных работать с современными технологиями [1]. Для прогрессивного и стабильного развития различных отраслей экономики необходимы высококвалифицированные, конкурентоспособные и компетентные инженеры с инновационным и творческим подходом, способные привлекать идеи из различных областей науки и техники и комплексно воспринимать процесс производства. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости [2].
В этой связи стратегической целью государственной молодёжной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие её потенциала и использование этого потенциала в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
Для того чтобы добиться соответствия системы подготовки инженерно-технических кадров запросам экономики и производства, развивать в обществе инженерную культуру, повышать социальную значимость и престижность инженерно-технических профессий, необходимо начинать работу с самого начала - с детства. В рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечена необходимость обеспечения готовности учащихся основной школы к выбору образовательной и профессиональной траектории, повышение уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций.
На основании проведённого анализа научной литературы нами выявлено следующее: профессиональное самоопределение - это продолжительный, динамичный процесс развития и саморазвития личности в профессиональной сфере, сопровождающийся переходом из позиции объекта в позицию субъекта трудовой деятельности, установлением баланса между личностными предпочтениями и запросами общества в кадрах и имеющим своим результатом достижение статуса профессионала. Сказаннное осуществляется через развитие свойств и персональных черт личности, определение жизненной стези, формирование системы основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализацию, духовных и физических возможностей.
В отношении к процессу профессионального самоопределению выбор профессии выступает важнейшей задачей на «поисково-зондирующем» этапе и этапе «развития профессионального самосознания» школьников среди всех этапов профессионального самоопределения, выделенных С. Н. Чистяковой [3].
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной организационно-педагогической помощи подросткам и юношам, находящимся в процессе определения
профессиональной направленности и выбора профессии. Поздний подростковый и ранний юношеский периоды жизни человека сопровождаются особенно интенсивным переживанием проблем, связанных с профессиональным будущим. В данном возрастном периоде активизируется процесс формирования самосознания, приходит осознание личных целей, жизненных устремлений, профессиональных планов. В данном возрастном периоде происходит качественный рост профессионального самосознания, направленного на сферу труда и выбор будущей профессии. Именно этот период является решающим в будущем профессиональном самоопределении учащихся старшей школы и как следствие - успехом их дальнейшей социализации.
Для решения данного вопроса необходима система действий по практико-ориентированному сопровождению профессионального самоопределения на локальном, муниципальном и региональном уровнях управления образованием. Цель данной статьи - представить опыт реализации практико-ориентированных форм и методов профессиональной ориентации, реализуемых в контексте партнёрского взаимодействия основного общего, дополнительного и профессионального образования на формирование профессиональной направленности школьников на выбор профессий, связанных со сферой сервиса, дизайна и лёгкой промышленности. Взаимодействующими организациями выступают:
- отдел профессионального самоопределения школьников муниципального бюджетного учреждения г. Абакана «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи», имеющий функции дополнительного образования;
- средние общеобразовательные школы города Абакана;
- ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»;
- предприятия, организации, представители производственной сферы, являющиеся потенциальными работодателями.
Ориентация школьников на профессии отрасли сервиса и лёгкой промышленности реализуется обозначенными выше взаимодействующими субъектами профессиональной ориентации в рамках реализации профориен-тационных программ внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий» для 5-7 классов, а также в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Про:йгид» для обучающихся 5-10 классов. Формирование профессиональной направленности осуществляется непрерывным процессом, включающим практико-ориентированные технологии и формы работы, направленные на практическое ознакомление с профессиями выбранной сферы через выполнение различных видов их профессиональной деятельности. На каждой ступени обучения с 5 по 10 классы учащиеся вовлекаются в игровые технологии, затем переходят в производственную лабораторию вуза для подготовки инженеров-технологов и на реальное производство.
Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности в школе, основанной на процессе усвоения учебного материала. Поэтому так важно вовлечение школьников в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для формирования профессиональной направленности. В предложенной ниже таблице представлены практико-ориентированные технологии и формы профессиональной ориентации на профессии сферы сервиса и лёгкой промышленности.
Реализуемые профориентационные игры, представленные в таблице, разработаны педагогами дополнительного образования и педагогами-психолагами отдела профессионального самоопределения школьников, МБУ города Абакана «ЦППМиСП». В процессе участия в игре наблюдается развитие познавательной активности обучающихся и повышение их интереса к профессиональной деятельности, что способствует развитию и реализации творческого потенциала обучающихся. Им предоставляется возможность ознакомиться с проектной деятельностью и возможности попробовать себя в роли определённых специалистов.
Практико-ориентированные формы ориентации школьников на выбор профессии сферы сервиса и лёгкой промышленности на разных этапах основного общего образования
Этап Формы Цель
5 класс Игра-квест «Дизай-проффи» Стимулирование интереса обучающихся к сфере профессиональной деятельности, связанной с дизайном, ознакомление их с профессиями дизайнера интерьера, стилиста, художника-оформителя, ландшафтного дизайнера через выполнение практических заданий, связанных с деятельностью представителей данных профессий
6-7 классы Игра-квест «Сервис Про...» Стимулирование интереса обучающихся к сфере профессиональной деятельности, связанной с сервисом и дизайном, ознакомление их с практической деятельностью, характеристикой, профессионально важными качествами следующих профессий: ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьера, стилист, художник-оформитель
7-8 классы Деловая игра «Стилизация» Стимулирование интереса обучающихся к сфере профессиональной деятельности, связанной с искусством и дизайном, развитие эстетической компетенции через выполнение практических заданий в технике изобразительного искусства «стилизация» в роли профессии дизайнера
8 класс Экскурсия в ООО «Премьер» Студия УФ (ультрафиолетовой) печати Ознакомление обучающихся с технологией ультрафиолетовой печати, профессиональной деятельностью, профессионально важными качествами и орудиями труда следующих профессий: художник компьютерной графики, дизайнер интерьера, печатник (оператор УФ принтера)
8-9 классы Экскурсия в швейный цех Русского республиканского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова Ознакомление учащихся с технологией изготовления швейных изделий, профессиональной деятельностью, профессионально важными качествами и орудиями труда таких профессий, как художник по костюмам, модельер-конструктор, швея, закройщик
8-10 классы
Приобретение опыта профессиональной деятельности следующих профессий: инженер-технолог швейных изделий, менеджер по работе с клиентами в сфере моды и красоты, дизайнер одежды через выполнение заданий, способствующих развитию умений визуализации идей, навыков креативного мышления на современном высокотехнологичном оборудовании (термопечать, лазер, вышивальная машина) и прикладном программном обеспечении (AutodeskAutoCAD, AdobePhotoshop, CorelDRAW)_
Профориентационный блицкурс «Арт-школа» проводится для обучающихся 8-10 классов на базе кафедры производственных технологий и техносферной безопасности ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им.
H. Ф. Катанова». Курс включает комплекс профессиональных проб профессиональной деятельности инженера-технолога швейных изделий, инженера-дизайнера, дизайнера сувенирной продукции, дизайнера компьютерной графики. Профессиональные пробы проводятся преподавателями вуза на специализированном высокотехнологичном оборудовании и на компьютерах со специализированным программным обеспечением. Все профессиональные пробы «завязаны» в один проект, осуществляемый в течение 12 часов, по окончании которого обучающиеся разрабатывают реальные, материальные дизайн-продукты профессиональной деятельности, которые в дальнейшем презентуют и выставляют на конкурс. Данный блицкурс помогают школьникам ознакомиться с началами инженерного дела и почувствовать его дух, познакомиться с товарищами по интересам, встретиться с профессиональными инженерами, накопить опыт в ходе коллективной и индивидуальной работы. Освоение блицкурса «Арт-школа» являются важным пунктом в резюме школьника и может быть полезным фактором при поступлении.
Школьникам, у которых сформировалась профессиональная направленность на профессии сферы сервиса, дизайна и лёгкой промышленности, рекомендуется продолжать обучение в профильных классах (например, инженерно-технических и физико-математических). Это даст возможность максимально с пользой подготовиться к поступлению и дальнейшему профессиональному обучению.
Важное место в профориентационной работе со школьниками на кафедре производственных технологий и техносферной безопасности Инженерно-технологического института ХГУ им. Н. Ф. Катанова занимает консультирование абитуриентов, планирующих поступление на инженерно-технические направления подготовки. Консультирование осуществляется на Днях открытых дверей, а также в рамках традиционного профориентаци-онного практико-ориентированного мероприятия «Инженерный квест».
Таким образом, ранняя профориентационная работа со школьниками позволяет выявлять наиболее талантливых и перспективных претендентов на инженерно-технические профессии, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, в частности, на профиль бакалавриата «Технология швейных изделий».
Библиографический список
I. Развитие образования» на 2013-2020 годы: Государственная программа Российской Федерации (принята Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Министерство образования и науки РФ [Офиц. сайт]. - URL: http:www.минобрнауки.рф/ документы/3409 (дата обращения: 08.10.2018).
2. Сорокина, О. А. Модель реализации профессионально-ориентированных проектных задач формирования инженерной компетентности будущих бакалавров / О. А. Сорокина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: https://science-education.ru/article/view?id=25253 (дата обращения: 08.10.2018).
3. Чистякова, С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 80 с.
© Белоусова А. К., 2019
УДК 377.02:004.92
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ «МАСТЕР МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Н. А. Васильева, Л. В. Юрьева
Техникум коммунального хозяйства и сервиса (г. Абакан)
В статье описывается опыт применения информационных технологий в сфере среднего профессионального образования на примере профессии «мастер мебельного производства». Сформулированы основополагающие принципы, на которых строится информационно-образовательная среда. Утверждается, что формирование и становление будущего профессионального работника невозможно без высокого уровня владения им современными информационными средствами и технологиями, обеспечивающими функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков.
Ключевые слова: информационные технологии, цифровые компетенции, кадровый потенциал, педагогические технологии, профессиональные компетенции, программные комплексы, 3D-визуализация.
Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние.
Президентом РФ в Послании Федеральному собранию в декабре 2016 года поставлена задача запуска масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения - так называемой цифровой экономики. Для решения данной амбициозной задачи необходимы квалифицированные кадры [1].