Научная статья на тему 'Опыт применения информационных технологий в среднем профессиональном образовании на примере профессии "мастер мебельного производства"'

Опыт применения информационных технологий в среднем профессиональном образовании на примере профессии "мастер мебельного производства" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITAL COMPETENCES / HUMAN POTENTIAL / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCES / SOFTWARE SYSTEMS / 3D-VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Наталья Александровна, Юрьева Лилия Владимировна

В статье описывается опыт применения информационных технологий в сфере среднего профессионального образования на примере профессии «мастер мебельного производства». Сформулированы основополагающие принципы, на которых строится информационно-образовательная среда. Утверждается, что формирование и становление будущего профессионального работника невозможно без высокого уровня владения им современными информационными средствами и технологиями, обеспечивающими функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Наталья Александровна, Юрьева Лилия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Experience in the Use of information technology in the Secondary Vocational Education by the Example of the Profession "furniture Shop Foreman"

The article describes the experience of using information technology in the vocational secondary education by the example of the profession "Furniture Shop Foreman". The author formulates basic principles that the information and educational environment is built on. The author assumes that the development of a professional worker is impossible without his mastering a high level of modern information technologies that ensure the functional independence of a person in the processing of information flows.

Текст научной работы на тему «Опыт применения информационных технологий в среднем профессиональном образовании на примере профессии "мастер мебельного производства"»

8-10 классы

Приобретение опыта профессиональной деятельности следующих профессий: инженер-технолог швейных изделий, менеджер по работе с клиентами в сфере моды и красоты, дизайнер одежды через выполнение заданий, способствующих развитию умений визуализации идей, навыков креативного мышления на современном высокотехнологичном оборудовании (термопечать, лазер, вышивальная машина) и прикладном программном обеспечении (AutodeskAutoCAD, AdobePhotoshop, CorelDRAW)_

Профориентационный блицкурс «Арт-школа» проводится для обучающихся 8-10 классов на базе кафедры производственных технологий и техносферной безопасности ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им.

H. Ф. Катанова». Курс включает комплекс профессиональных проб профессиональной деятельности инженера-технолога швейных изделий, инженера-дизайнера, дизайнера сувенирной продукции, дизайнера компьютерной графики. Профессиональные пробы проводятся преподавателями вуза на специализированном высокотехнологичном оборудовании и на компьютерах со специализированным программным обеспечением. Все профессиональные пробы «завязаны» в один проект, осуществляемый в течение 12 часов, по окончании которого обучающиеся разрабатывают реальные, материальные дизайн-продукты профессиональной деятельности, которые в дальнейшем презентуют и выставляют на конкурс. Данный блицкурс помогают школьникам ознакомиться с началами инженерного дела и почувствовать его дух, познакомиться с товарищами по интересам, встретиться с профессиональными инженерами, накопить опыт в ходе коллективной и индивидуальной работы. Освоение блицкурса «Арт-школа» являются важным пунктом в резюме школьника и может быть полезным фактором при поступлении.

Школьникам, у которых сформировалась профессиональная направленность на профессии сферы сервиса, дизайна и лёгкой промышленности, рекомендуется продолжать обучение в профильных классах (например, инженерно-технических и физико-математических). Это даст возможность максимально с пользой подготовиться к поступлению и дальнейшему профессиональному обучению.

Важное место в профориентационной работе со школьниками на кафедре производственных технологий и техносферной безопасности Инженерно-технологического института ХГУ им. Н. Ф. Катанова занимает консультирование абитуриентов, планирующих поступление на инженерно-технические направления подготовки. Консультирование осуществляется на Днях открытых дверей, а также в рамках традиционного профориентаци-онного практико-ориентированного мероприятия «Инженерный квест».

Таким образом, ранняя профориентационная работа со школьниками позволяет выявлять наиболее талантливых и перспективных претендентов на инженерно-технические профессии, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, в частности, на профиль бакалавриата «Технология швейных изделий».

Библиографический список

I. Развитие образования» на 2013-2020 годы: Государственная программа Российской Федерации (принята Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Министерство образования и науки РФ [Офиц. сайт]. - URL: http:www.минобрнауки.рф/ документы/3409 (дата обращения: 08.10.2018).

2. Сорокина, О. А. Модель реализации профессионально-ориентированных проектных задач формирования инженерной компетентности будущих бакалавров / О. А. Сорокина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: https://science-education.ru/article/view?id=25253 (дата обращения: 08.10.2018).

3. Чистякова, С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 80 с.

© Белоусова А. К., 2019

УДК 377.02:004.92

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ «МАСТЕР МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Н. А. Васильева, Л. В. Юрьева

Техникум коммунального хозяйства и сервиса (г. Абакан)

В статье описывается опыт применения информационных технологий в сфере среднего профессионального образования на примере профессии «мастер мебельного производства». Сформулированы основополагающие принципы, на которых строится информационно-образовательная среда. Утверждается, что формирование и становление будущего профессионального работника невозможно без высокого уровня владения им современными информационными средствами и технологиями, обеспечивающими функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровые компетенции, кадровый потенциал, педагогические технологии, профессиональные компетенции, программные комплексы, 3D-визуализация.

Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние.

Президентом РФ в Послании Федеральному собранию в декабре 2016 года поставлена задача запуска масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения - так называемой цифровой экономики. Для решения данной амбициозной задачи необходимы квалифицированные кадры [1].

Реализация поставленной задачи предполагает решение определённых приоритетных задач, стоящих перед профессиональным образованием, в частности СПО:

- оснащение цифровыми технологиями (программными комплексами);

- формирование модели цифровых компетенций (критическое и творческое мышление, инициативность и ответственность, инновационность и др.);

- модернизация системы образования как инструмента социального развития будущих квалифицированных кадров.

Современные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов предполагают такой уровень владения современными информационными средствами и технологиями, который мог бы обеспечить достаточную функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков. Поэтому особое внимание в педагогической науке уделяется именно информатизации образования, то есть процессу становления профессионала, способного полноценно жить и работать в условиях информационного общества.

В настоящее время идёт процесс быстрого развития и внедрения компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности. Особенно это проявляется в экономике, образовании. Компьютеризация влечёт за собой потребность в приобретении умения быстро и правильно получать, сохранять и передавать информацию, рационально её использовать. Этому способствует процесс информатизации образования, который представляет собой внедрение в образовательные учреждения информационных средств, информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

Одной из важнейших задач подготовки специалиста является освоение информационных технологий, которые позволят выработать стратегию эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

В настоящее время необходимость применения информационных технологий студентами определяется рядом основных факторов:

- развитие личности профессионала, создание профессионально-ориентированной среды;

- информационные технологии выступают в качестве содержания образования, то есть информационные технологии, - это то, чем надо овладеть для реализации эффективной профессиональной деятельности в условиях информатизации;

- построение единой концепции информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда (ИОС) - это информационная система, объединяющая посредством

сетевых технологий программные и технические средства, распространение и применение многокомпонентных распределённых и интегрированных баз данных знаний, ориентированных на образование.

Анализируя достоинства и недостатки существующих ИОС, мы сформулировали основополагающие принципы, на которых строится ИОС:

1. Многокомпонентность, которая включает в себя учебно-методические материалы, программное обеспечение, систему контроля знаний, технические средства, хранилища информации.

2. Интегральность. Информация, входящая в ИОС, должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в определённой области, определяемых профилями подготовки будущих профессионалов, иметь выход на региональный, федеральные уровни.

3. Адаптивность. Информационно-образовательная среда должна позволять модифицировать информационное ядро, адекватно отражая потребности рынка труда с точки зрения кадрового потенциала.

Современные информационные технологии открывают широкие перспективы для визуализации и интерактивности учебного процесса. Применение графических объектов в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации студентам и повысите уровень её понимания, но и способствует развитию таких важных дляспециалистов из любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное чутьё, образное мышление [2].

Таким образом, визуальное представление материала в концепции информационно-образовательной среды следует понимать не только как насыщение учебного материала сопутствующим графическим приложением, но и как повышение интереса к будущей профессии.

Рассмотрим применение информационных технологий на примере профессионального модуля по профессии «Мастер мебельного производства». Обучение по данному модулю с использованием 3D-визуализации существенно повысило мотивацию студентов к самому процессу образования и интерес к будущей профессии.

Чтение лекционного материала, проведение практических, лабораторных занятий с применением иллюстрации технологических процессов, сложных соединений в формате визуализации облегчает понимание учебного материала и позволяет расширить абстрактное мышление.

Внедрение 3D-визуализации в учебный процесс, а именно таких программ, как PROlOO, CUTTING, БАЗИС-Мебельщик облегчает восприятие обучающимися всех нюансов конструирования мебели, у них появляется интерес освоить графические программы и технологию работы в них. Умение работать в трёхмерном пространстве - одно из требований современных работодателей к высокопрофессиональным кадрам. Эти профессиональные программы для проектирования, производства и дизайна корпусной мебели позволяют быстро создать изделие любой степени сложности, получить полный пакет конструкторской и технологической документации и клиентских отчётов, представить заказчику фотореалистичное изображение его будущего проекта и передать данные на станки с ЧПУ.

Сам процесс моделирования будущего изделия весьма увлекателен и даёт знания, вырабатывает умения и навыки его грамотного представления в натуре, ведь выполненная в трёхмерном пространстве цифровая модель является реальностью. В процессе создания цифрового аналога изделия студент в полном объёме овладевает всеми тонкостями своей будущей профессии.

При разработке конструкции мебели студенты применяют программу PRO100, которая позволяет использовать компьютерное моделирование, что облегчает проектирование и дизайнерскую работу. Создаётся трехмерный объект, который можно вписать в интерьер помещения, где будет стоять мебель, экспериментировать с формами, подобрать материал, его цвет соответственно дизайнерскому решению (рис. 1, 2, 3), рассчитать конечную стоимость изделия. Программа также позволяет проектировать сложные детали с любым радиусом кривизны, со скошенными элементами и вырезами. Объекты можно перемещать, вращать вокруг своей оси, определять расстояние между ними и делать привязки. Предусмотрена возможность менять отдельные элементы (ручки и др.), подбирать текстуру и цвет, отображать окружающую среду в 3D-измерении. Возможна мгновенная визуализация в нескольких вариантах, с оценкой стоимости и созданием отчётов.

Рис. 1. ЗD-визуализация изделия в программе PROIOO

J PROIM - OVtmrrQBO.............. ]_>_ : .1.' ^:г I016 Olli Оде .'I f, ¿г- .u (.—ц- :> _

Фэ4л Прлаш Вил Элшьсг Имсгрумцггм L

1 й u а; вь Р *> Diissaaa :

Рис. 2. Подбор цветовой гаммы изделия в программе PRO 100

Рис. 3. Конструктивные элементы изделия в программе PRO100

Данная программа позволяет успешнее работать с заказчиком, то есть заказчик может выбрать уже имеющиеся раннее разработанные варианты, рассмотреть вновь предложенный приемлемый для него вариант.

Одной из немаловажных составляющих в процессе сборки изделия и определения его стоимости является правильный раскрой. Для раскроя материала используется программа CUTTING, предназначенная для оптимального раскроя материала на прямоугольные или линейные детали. В основу программы положен уникальный, высокоскоростной алгоритм, позволяющий быстро произвести раскрой с минимальными отходами (рис. 4). Можно рассмотреть несколько вариантов раскроя и выбрать приемлемый.

Рис. 4. Раскрой материала в программе CUTTING

Подводя итог, можно сказать, что информационные технологии, а именно программные комплексы на основе 3D-визуализации конструктивных элементов позволяют не только доступно и качественно объяснить на занятиях весь технологический процесс сборки мебели, но и на глазах у аудитории разработать его, повращать, рассмотреть со всех сторон.

Моделирование мебельного изделия в SD-формате даёт студентам многогранные знания, умения и навыки:

- овладеть современными графическими программами;

- сформировать навыки грамотного подхода к технологическому процессу создания изделия, его конструктивных элементов;

- обрести уверенность в своих профессиональных знаниях;

- мотивировать студентов к будущей профессиональной деятельности.

Проследив внедрение средств 3D-визуализации (информационных технологий) в учебный процесс среднего профессионального образования, можно отметить, что благодаря информационным технологиям открываются новые возможности в подготовке конкурентно способного профессионала на рынке труда.

Библиографический список

1. Шмелькова, Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее / Л. В. Шмелькова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2016. - № 8 - 320 с.

2. Баранова, Н. Г. Роль и место современных информационных технологий в системе профессиональное образования: проблемы и перспективы развития / Н. Г. Баранова. - Пермь, 2014. - 543 с.

3. Лямина, К. М. Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе среднего профессионального образования / К. М. Лямина // Молодой учёный. - 2017. - № 8. - С. 351-353. - URL: https://moluch.ru/archive/142/40002/ (дата обращения: 19.10.2018).

© Васильева Н. А., Юрьева Л. В., 2019

УДК 378.02(076)

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИКУМА ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

С. А. Великасов, Е. С. Дернович, Н. Н. Кондрат

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена применению компетентностного подхода к обучению в техническом вузе. Перечислены условия формирования компетентности студентов в области математики. Указаны проблемы, возникающие при изучении дисциплин математического цикла. Определены требования при формировании комплекса задач по математическим дисциплинам.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции выпускника, ФГОС высшего образования, математическая компетентность, процесс обучения.

Как известно, главной целью высшего образования является подготовка высококлассных специалистов, владеющих на высоком уровне своей профессией, способных к производительной работе по специальности, конкурирующих на современном рынке труда, стремящихся к профессиональному росту и профессиональной мобильности, ответственных за результаты своей профессиональной деятельности.

Предъявляемые профессиональными стандартами и федеральными государственными стандартами требования к результатам образования ориентируют на применение компетентностного подхода к обучению будущих специалистов, в том числе и в инженерно-технических вузах. Выпускник инженерно-технического вуза должен не только показывать значительный объём специальных знаний, но и уметь применять их в процессе будущей профессиональной деятельности, обладать определёнными профессиональными компетенциями. При определении качества подготовки специалиста рассматривается уровень сформированности необходимых профессиональных компетенций.

Студент, обучаясь в вузе, осваивая необходимый объём профессиональных знаний и умений, должен систематически выполнять профессионально-ориентированные задания, что, несомненно, позволяет сформировать всю совокупность специальных компетенций и достичь ориентируемого уровня профессиональной компетентности, которое от него требуется.

В соответствии с ФГОС ВО математическая компетенция является одной из основных компетенций выпускника технического вуза, что обусловливает необходимость её формирования в процессе изучения математических дисциплин. Сегодня под математической компетентностью понимается такая совокупность личностных качеств студента (знаний, умений, навыков, способностей), которая позволяет ему эффективно их использовать в будущей профессиональной деятельности.

Процесс формирования математической компетентности студентов начинается с выполнения следующих условий:

- основательная общеобразовательная математическая база абитуриента, проходящего математическую подготовку практически на всех курсах обучения в техническом вузе;

- оптимальное соотношение времени, отводимого на освоение содержания математического курса, и объёма математических дисциплин в техническом вузе;

- высокая мотивированность студентов к изучению математических дисциплин;

- обладание достаточными навыками самостоятельной учебной работы;

- наличие преподавателей с высокой степенью педагогической компетентности;

- высокий уровень методического и технического обеспечения процесса обучения и многое другое. При этом следует отметить существование следующих проблем:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.