Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников'

Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение школьников / профориентация / профориентационный компонент / этнокультурный компонент / педагогическое сопровождение / педагогическое образование / professional self-determination of schoolchildren / career guidance / career guidance component / ethnocultural component / pedagogical support / teacher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаптыкова Ольга Юрьевна

В статье обосновывается необходимость подготовки будущих учителей-предметников к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников. Представлена система подготовки студентов-педагогов к профориентационной работе со школьниками, содержательной особенностью которой является выделение профориентационного и этнокультурного компонентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing a Future Teacher for Pedagogical Support of Professional Self- Determination of Schoolchildren

Preparing a Future Teacher for Pedagogical Support of Professional SelfDetermination of Schoolchildren

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников

ЧАПТЫКОВА Ольга Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и геоэкологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Абакан

Аннотация

В статье обосновывается необходимость подготовки будущих учителей-предметников к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников. Представлена система подготовки студентов-педагогов к профориен-тационной работе со школьниками, содержательной особенностью которой является выделение профориента-ционного и этнокультурного компонентов

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение школьников, профориентация, профориентационный компонент, этнокультурный компонент, педагогическое сопровождение, педагогическое образование

□01 10.24411/2307-4264-2019-10310

В Законе РФ «Об образовании», федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на создание условий для самореализации и профессионального самоопределения обучающихся. Процесс профессионального самоопределения, длительный, сложный и противоречивый, нуждается в педагогическом сопровождении.

Как отмечает С. Н. Чистякова, сегодня учителя не готовы формировать у обучающихся потребность в систематизации информации о мире профессий и послешкольном образовании, помогать подросткам в моделировании собственного «диалога» с трудовой и профессиональной культурой [6].

Успешность профориентационной деятельности возможна при условии соответствующей подготовки будущего учителя, способного на высоком научно-методическом уровне оказывать помощь школьникам в адекватном профессиональном самоопределении. Подготовке учителей и студентов к профори-ентационной деятельности посвящены работы И. П. Арефьева, С. А. Боргоякова, Л. П. Крившенко, А. Н. Пшеничнова, А. Д. Сазонова, Т. Н. Сапожниковой, В. А. Селезнева, B. Д. Симоненко, Т. И. Шалавиной и др. Практически всеми исследователями подготовка будущего учителя к профориентационной работе со школьниками рассматривается как одна из целевых функций профессионально-педагогического образования.

Так, исследование С. А. Боргоякова показало, что подготовка будущего учителя к профориентационной работе со школьниками является неотъемлемым и ведущим элементом целостной системы профессионального образования в вузе и образовательного пространства региона [1]. Т. Н. Сапожниковой разработана модель подготовки специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников [4]. Л. В. Курочкина и А. Н. Пшеничнов в своих работах особое внимание уделяют понятию «готовность будущего учителя к профориентационной работе», разработке модели и критериально-диагностического сопровождения подготовки будущих учителей к профориентационной работе со школьниками в условиях профильного обучения [2; 3].

Чаптыкова О. Ю. Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 78-83.

Между тем представленные модели подготовки учителей к проф-ориентационной работе со школьниками не являются универсальными. Проектирование системы педагогического образования с целью эффективной подготовки будущего учителя к профориентационной работе требует учета современного уровня развития теории и практики профессионального самоопределения школьников, социально-экономических и культурно-исторических особенностей региона, в котором живет и развивается конкретный школьник [5].

В 2018 году в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Ка-танова (далее — ХГУ им. Н. Ф. Катанова) было проведено анкетирование студентов с целью выяснить их отношение к профориентационной деятельности. В исследовании приняли участие 68 студентов педагогических направлений подготовки.

Исследование показало, что студенты педагогических направлений подготовки осознают значимость организации профориентационной работы с учащимися (70,59%) и необходимость подготовки к ней (63,24%). Студенты указали, что знаний общепрофессиональных дисциплин недостаточно для эффективной профориентационной деятельности в школе: 69,12% респондентов испытывают недостаток методических знаний, необходимых для реализации педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников; 60,14% студентов признали, что не ориентируются в кадровой потребности региона.

Таким образом, была выявлена необходимость в организации целенаправленной и систематической подготовки будущего учителя к профо-риентационной работе со школьниками с учетом региональных особенностей. В связи с этим была разработана система подготовки будущего учителя к профориентационной работе со школьниками, включающая следующие компоненты:

- целевой (цели, задачи и принципы образовательного процесса);

- содержательный (профориентационный и этнокультурный блоки);

- оценочно-результативный (показатели конечного результата).

Цель создания данной системы — подготовить будущих учителей

к профориентационной работе в соответствии с личностными особенностями школьников, их жизненным опытом, знаниями, интересами, запросами, а также с учетом ситуации на рынке труда и этнокультурной специфики региона.

Данная цель конкретизируется в задачах:

- овладение новым нормативно-правовым методическим обеспечением процесса обучения, достижение определенного уровня готовности к организации обучения на базовом и повышенном уровнях изучения предмета;

- освоение учителями-предметниками теоретико-методических основ, структуры, содержания и методики реализации профориентацион-ной деятельности;

- достижение определенного уровня готовности для осуществления профориентационной деятельности с учетом региональной специфики, культурного и этнического своеобразия образовательной среды.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Дисциплины базового Педагогика

блока, реализующие Психология

ОК, ОПК Философия

Дисциплины базового Методика обучения химии

блока, реализующие Методика обучения

ПК биологии

Современные

образовательные

технологии

Дисциплины Профессиональная этика

по выбору, Формирование

реализующие ПК коммуникативных навыков

педагога

Психолого-педагогический

практикум

Технология

трудоустройства

и планирование карьеры

Практика в общеобразовательных учреждениях

н к м X

о с

о

Дисциплины по Археология Южной Сибири

выбору, реализующие История культуры Хакасии

ОК Экология человека

Внеучебная Экскурсии

деятельность Выставки

Посещение театра

Содержательный компонент системы подготовки студентов направления подготовки «44.03.05 Педагогическое образование. Профили Химия. Биология»

Важным в проектировании системы является определение ее принципов. Принципы подготовки будущих учителей, представленные в психолого-педагогической литературе, так или иначе опираются на три подхода: практико-ориентированный, деятельностный и исследовательский. Наибольшее значение в подготовке студентов к профори-ентационной деятельности имеет практико-ориентированный подход, в соответствии с которым подготовка будущего педагога невозможна без реализации существенной части образовательной программы на базе общеобразовательной организации под руководством более опытных педагогов, владеющих профессиональными компетенциями в области профориентации.

Таким образом, практика в общеобразовательном учреждении является ключевым этапом в подготовке будущих учителей к профориента-ционной деятельности, а значит, содержание предлагаемой нами системы должно способствовать тому, чтобы этот этап прошел максимально успешно для студента. Практическая профориентационная деятельность студента в обязательном порядке должна быть подкреплена академической (теоретической) подготовкой.

На рисунке ниже представлен содержательный компонент системы подготовки к профориентационной деятельности студентов направления «44.03.05 Педагогическое образование. Профили Химия. Биология». Нами выделяются два содержательных компонента: профориентацион-ный и этнокультурный.

Методологической предпосылкой к выделению этнокультурного компонента в системе подготовки будущих учителей к профориентацион-ной деятельности является принцип этнокультурной направленности образования, определяющий, в какой мере его цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на социализацию и развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации [7, с. 63].

Содержание профориентационного компонента реализуется за счет дисциплин базового блока. Так, в ходе изучения базовых дисциплин, реализующих общекультурные и общепрофессиональные компетенции («Педагогика», «Психология», «Философия»), студенты осваивают теоретико-методологические основы профессионального самоопределения школьников, диагностический инструментарий профориентационной работы. Затем на таких дисциплинах базового блока, как «Методика обучения химии», «Методика обучения биологии», «Современные образовательные технологии» студенты изучают формы и методы осуществления профориентационной деятельности на конкретных предметах.

Обобщение теории и методики профориентационной деятельности, а также изучение особенностей рынка труда России в целом и региона в частности осуществляется через интегрированный спецкурс «Технология трудоустройства и планирование карьеры».

Содержание этнокультурного компонента реализуется за счет дисциплин по выбору и внеучебной деятельности студентов. Будущий учитель в своей работе должен учитывать личностные особенности школьников,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

в том числе и этнопсихологические, понимать, что на процесс профессионального самоопределения школьников большое влияние оказывает региональная специфика, культурное и этническое своеобразие среды, в которой он живет. В связи с этим в учебный план педагогических направлений ХГУ им. Н. Ф. Катанова за счет часов, отведенных на дисциплины по выбору, вводятся такие дисциплины, как «История культуры Хакасии», «Археология Южной Сибири», этнопсихологические особенности школьников рассматриваются в рамках курса «Психолого-педагогический практикум».

Большие возможности для реализации этнокультурного компонента имеет внеучебная деятельность студентов, направленная на изучение самобытности и своеобразия культуры народов, населяющих Республику Хакасия и сопредельные территории. Так, традиционными стали посещения студентами Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова, Русского республиканского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова, Хакасского театра драмы и этнической музыки «Чит1ген», поездки по культурно-историческим местам Хакасии и юга Красноярского края, таким как музей под открытым небом «Ка-зановка», Большой Салбыкский курган, историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское».

Ключевое значение в функционировании системы подготовки будущих учителей к профориентационной деятельности придается практике в школе, во время которой реализуется содержание профориентацион-ного и этнокультурного блоков.

При организации педагогической практики предусмотрено целенаправленное включение будущего педагога в профориентационную работу со школьниками: в качестве классных руководителей студенты оценивают уровень готовности школьников к профессиональному самоопределению, затем, с учетом полученных результатов, разрабатывают и проводят в школе внеурочные мероприятия, связанные с проблемами профессионального самоопределения обучающихся; в качестве учителей-предметников через содержание предмета (химии, биологии) решают задачи, связанные с профориентацией (развитие познавательной активности, информирование о профессиях, связанных с предметом, развитие у обучающихся положительного отношения к труду).

Результатом реализации предложенной системы подготовки является готовность будущего учителя к профориентационной работе со школьниками:

- осознание социальной и личностной значимости профориентаци-онной деятельности;

- поддержка обучающихся в профессиональном самоопределении с учетом их индивидуальных, в том числе этнопсихологических, особенностей и региональной специфики рынка труда;

- владение общекультурными, в том числе этнокультурными, и профессиональными компетенциями, методами профдиагностики;

- умение определять профориентационное содержание конкретного школьного предмета.

Литература

1. Боргояков С. А. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования, 1970-99 гг.: на примере Республики Хакасия: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2001. — 379 с.

2. Курочкина Л. В. Формирование готовности будущего педагога к деятельности классного руководителя по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2015. — 198 с.

3. Пшеничнов А. Н. Развитие у студентов педагогического вуза готовности к профориентационной работе с учащимися // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — Кострома, 2009. — Т. 15 — № 2. — С. 71-74.

4. Сапожникова Т. Н. Модель подготовки специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — 2009. — Вып. 11. — С. 56-62.

5. Чаптыкова О. Ю. Подготовка старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе идей народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук. — Абакан, 2010. — 241 с.

6. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 54-60.

7. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. — М., 2002. — 176 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.