Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к профессиональному самоопределению школьников'

Подготовка будущих учителей к профессиональному самоопределению школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Татьяна Викторовна

Статья посвящена теоретическим основам подготовки учителей к оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии. Рассмотрены механизмы, признаки, этапы самоопределения. Описаны основные формы подготовки будущих учителей к профессиональному самоопределению школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING TEACHERS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOL STUDENTS

The article is devoted to the theoretical foundations of the training of teachers for professional self-determination of students. The article describes the main forms of training future teachers for professional selfdetermination of students.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к профессиональному самоопределению школьников»

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

PREPARING TEACHERS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOL STUDENTS

Т. В. Васильева

Статья посвящена теоретическим основам подготовки учителей к оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии. Рассмотрены механизмы, признаки, этапы самоопределения. Описаны основные формы подготовки будущих учителей к профессиональному самоопределению школьников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, будущие учителя.

Социальное становление подрастающего поколения проходит в социально-экономических условиях, характеризующихся кризисом морально-нравственных устоев общества, ограниченности позитивных установок в мировоззрении учащихся, направленных на успешную социализацию и реализацию потенциала личности. Следует учесть, что в подростковом возрасте проявляется, с одной стороны, стремление к самопознанию и самореализации, а с другой - отсутствие жизненного опыта для осуществления заложенного в личности потенциала. Анализ существующей теории и практики показывает, что усилия школы, семьи, вуза, средств массовой информации оказываются недостаточно результативными в подготовке подростков к выбору профессии, к использованию своих гражданских прав, к умению отстаивать социальные и нравственные убеждения, стремиться к духовному обогащению личности.

Проблеме раннего профессионального самоопределения личности посвящен ряд работ: А. Ф. Амирова «Теория и практика допрофессиональной трудовой социализации старшеклассников» (Уфа, 2001), И. В. Засалкина «Психолого-педагогические условия развития начальной военно-профессиональной подготовки учащихся в системе оборонно-спортивных лагерей (на материале оборонно-спортивного лагеря «Юный спасатель» г. Воронежа)» (Тамбов, 2002), Л. П. Жуковой «Предпрофильное обучение школьников в системе довузовской подготовки» (Н. Новгород, 2005), Р. И. Аксянова «Педагогические условия социального партнерства образовательного учреждения и производства при обучении студентов в вузе» (Н. Новгород, 2007), И. А. Колесниковой «Педагогические условия воспитания подростков во внешкольных объединениях юных натуралистов» (Кострома, 2009), С. Ю. Варла-шиной «Диагностика математической подготовки школьников как средство развития их учебной мотивации» (Н. Новгород, 2009), Ж. Н. Дюльдиной «Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной сре-

T. V. Vasilyeva

The article is devoted to the theoretical foundations of the training of teachers for professional self-determination of students. The article describes the main forms of training future teachers for professional self-determination of students.

Keywords: professional self-determination, high school students, future teachers.

ды (на примере курсантов военного вуза)» (Ульяновск, 2010), Т. В. Волченковой «Развитие образовательного учреждения на основе инновационной деятельности» (Н. Новгород, 2010), С. Л. Сидоркиной «Формирование социальной ответственности у подростков посредством социально значимой деятельности» (Н. Новгород. 2010), Т. В. Романовой «Развитие самостоятельности как ценностной ориентации старшеклассников на образовательную деятельность» (Ижевск, 2011), А. Г. Варначевой «Подготовка взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях» (Ижевск, 2012), С. Г. Ежова «Формирование социальной компетентности подростков в условиях физкультурно-спортивной деятельности» (Н. Новгород, 2012).

Анализ вышеприведенных диссертаций показал, что диссертационных исследований, посвященных подготовке в педагогическом вузе будущих учителей к оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии в условиях современной информационной среды, недостаточно.

Введение системы предпрофильного обучения в выпускных классах основной школы, профильного обучения на старшей ступени общего образования ставит проблему подготовки студентов педагогических вузов - будущих учителей к решению задачи осуществления раннего вхождения учащихся в будущую профессию.

Для осуществления осознанного выбора старшеклассников своего места в социуме существует центральный механизм, которым является самоопределение. Потребность в самоопределении возникает при достижении личностью довольно высокого уровня развития, которое характеризуется стремлением занять свою собственную, достаточно независимую позицию в системе коммуникативных, мировоззренческих, профессиональных и прочих связей с другими членами социума.

Согласно определению Е. И. Рогова, самоопределение - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях [4].

Таблица

Основные формы подготовки будущих учителей к профессиональному самоопределению школьников

Коллективные Групповые Индивидуальные

Конкурс дидактических театров по профориентации «Кем быть?» Семинар по профориентации «Корпоративный стиль и деловой этикет» Участие в городской неделе профориентации

Научно-практическая конференция «Формы и методы педагогического сопровождения учащихся 9-х классов в их профессиональном самоопределении» Научно-практический семинар-практикум «Домашняя профориентация» Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

Окружной профориентационный конкурс образовательных программ и методических работ для педагогических работников Семинар «Современные технологии и показатели эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях» Проведение бесед для родителей и педагогов на тему выбора будущей профессии

Смотр-конкурс кабинетов, уголков профориентации образовательных учреждений Круглый стол для ответственных за профориентационную работу «Социализации личности средствами профориентационной работы в общеобразовательной школе. Современные подходы» Осуществление психологических консультаций с учетом возрастных особенностей

Открытая научно-практическая конференция «Здоровой нации -больше информации» Круглый стол для ответственных за профориентационную работу «Социализация личности средствами профориентационной работы в общеобразовательной школе. Современные подходы» Оказание помощи родителям в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся

Проведение окружного конкурса КВН среди учащихся и студентов ГОУ СПО «Вернисаж профессий» Семинар классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, учителя технологии, учителя ОБЖ, библиотекаря. (Постоянно действующая выставка «Поиск. Призвание. Карьера») Посещение учащимися образовательных учреждений выставки «Образование и карьера»

Окружной фестиваль научно-технического творчества и молодежной инициативы «Образование - Наука -Производство» (для школьников и студентов колледжей и вузов) Посещение государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (ГОУ СПО) по утвержденному графику

Родительские собрания; презентации ГОУ СПО; конференция для родителей «Условия и порядок поступления в ГОУ СПО»; семейное консультирование по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников Просмотр профориентационного фильма «Есть такая профессия»

Проведение экскурсий на предприятия Москвы (по согласованному графику с предприятиями)

В рамках правовой недели проводить обсуждение статей Конституции, трудового законодательства, на темы «Профессиональное образование и рынок труда», «Советы не поступившим в вуз», «Планирование своей карьеры»

Проведение тренинговых занятий по профориентации с учащимися

Организация выставки по профориентации на традиционной встрече начальника управления образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья «От мотивированного выбора профессии к спеху в профессиональной деятельности»

Организация и проведение тематических экскурсий на предприятия и в ГОУ СПО в Дни открытых дверей

Е. В. Шепелева дает следующее видение понятия «самоопределение»: самоопределение - стремление старшеклассника определиться в системе социальных отношений, осуществляемое в результате анализа личностных ресурсов [5].

Признаками любого самоопределения является:

1) установление старшеклассником своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

2) выбор старшеклассником критериев, норм оценивания себя, «планки для себя», на основе системы

идеалов и ценностей: «что надо для общества» «чего от меня ждут», «что из этих требований социума я принимаю для себя»;

3) определение своих наличных качеств, соответствующих требуемым нормам;

4) предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих принятым нормам;

5) построение своих целей, задач, планов (близких и отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: «чего я хочу» и «как я намерен действовать».

Самоопределение - это сложный многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения: личностное, социальное, профессиональное.

Профессиональное самоопределение рассматривается исследователями как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития, как синоним профессионального становления личности. Рассматривая содержание понятия «профессиональное самоопределение», выделяют четыре этапа: 1) формирование профессиональных намерений, 2) профессиональное обучение, 3) профессиональная адаптация, 4) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Согласно мнению ученых, основные механизмы и динамику профессионального самоопределения следует искать во внутреннем пространстве. Так, первый этап определяется потребностью в профессиональном самоопределении. Как психологическое новообразование старшеклассников эта потребность активизирует поиск, анализ своих возможностей и формирование самооценки профессионально значимых качеств. Второй этап направлен на формирование отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, мы даем авторское видение понятия «профессиональное самоопределение старшеклассников».

Профессиональное самоопределение старшеклассников - это стремление старшеклассника определиться в системе социальных отношений, в выборе будущей профессии, осуществляемое в результате анализа личностных ресурсов и склонностей к той или иной профессиональной деятельности.

В профессиональном самоопределении старшеклассников можно выделить следующие этапы:

1. Предпрофильное обучение - это первоначальный этап профессионального самоопределения, осознание самой необходимости выбора направления будущей профессиональной деятельности выпускниками основ-

ной школы. Это этап начального педагогического формирования обоснованного выбора, рефлексии в процессе выбора будущей профессиональной деятельности.

2. Профильное обучение - этап профессионального самоопределения, прохождения специализированной подготовки по профильным общеобразовательным предметам и подготовки к обучению в вузе учащимися старших классов общеобразовательных учреждений.

При формировании у будущих учителей готовности к профессиональному самоопределению школьников реализуются следующие формы дополнительной деятельности студентов (см. таблицу).

Приведенные в таблице формы подготовки будущих учителей к профессиональному самоопределению школьников активизировали процесс подготовки в педагогическом вузе будущих учителей к оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии. Студенты отмечают, что наиболее значительными для их будущей профессиональной деятельности являются обсуждение статей Конституции, трудового законодательства, на тему «Профессиональное образование и рынок труда», «Советы не поступившим в вуз», «Планирование своей карьеры», проведение экскурсий на предприятия Москвы (по согласованному графику с предприятиями), семинар «Современные технологии и показатели эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях».

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жукова Л. П. Предпрофильное обучение школьников в системе довузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 24 с.

2. Романова Т. В. Развитие самостоятельности как ценностной ориентации старшеклассников на образовательную деятельность: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2011. 22 с.

3. Варначева А. Г. Подготовка взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2012. 23 с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос-пресс, 2000. 384 с.

5. Шепелева Е. В. Теоретические основы личностного и профессионального самоопределения старшеклассников // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. Т. 1. С. 391-393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.