Научная статья на тему 'Образовательные возможности студентов по итогам технологической практики'

Образовательные возможности студентов по итогам технологической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / РАБОТА С ЗАКАЗЧИКАМИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ / "ПАЛИТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяпина Л.Ю.

В статье описан опыт применения результатов учебных и творческих работ студентов, выполненных на технологической практике. Обучаясь на кафедре дизайна Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального университета, студенты участвуют в социальных проектах, приобретают опыт работы с индивидуальными заказчиками. Активная работа на технологической практике стимулирует творческий рост участников образовательного процесса, даёт возможность участвовать в выставочных проектах и конкурсах, поддерживает положительную учебную мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саяпина Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности студентов по итогам технологической практики»

134

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Дашевская А.Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся. Методический сборник. - Изд. 2-е, доп. перераб. - Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2003.

2. Ларина В.П. Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие. - Киров: Издательство Кировского областного ИУУ 2004.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб., 2002.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ИТОГАМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

© Саяпина Л.Ю.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье описан опыт применения результатов учебных и творческих работ студентов, выполненных на технологической практике. Обучаясь на кафедре дизайна Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального университета, студенты участвуют в социальных проектах, приобретают опыт работы с индивидуальными заказчиками. Активная работа на технологической практике стимулирует творческий рост участников образовательного процесса, даёт возможность участвовать в выставочных проектах и конкурсах, поддерживает положительную учебную мотивацию.

Ключевые слова: технологическая практика, работа с заказчиками, формирование профессиональных (профессионально-прикладных) компетенций, «палитра образовательных возможностей».

Действующие современные образовательные стандарты высшего профессионального образования - ГОС ВПО и ФГОС ФПО - значительное место в процессе формирования компетенций отводят учебным практикам, которые проводятся после завершения теоретического обучения. Основная задача практик формулируется как «... обеспечение возможности применения полученных в течение учебного года навыков и знаний в практической деятельности» [1, с. 39-40]. «Существует чётко детерминированная очерёдность учебных практик, содержание, цели и задачи которых обусловлены логикой образовательного процесса» [2, с. 114]. Особенностью практической составляющей образовательного процесса на кафедре дизайна Академии Ар-

* Старший преподаватель кафедры Дизайна Академии архитектуры и искусств ЮФУ.

Компетентностный подход в образовании

135

хитектуры и Искусств Южного Федерального Университета (ААИ ЮФУ) и учебных практик в частности, является синтез таких компонентов, как:

- требования ФГОС ВПО и ГОС ВПО;

- специфика дизайнерского образования в архитектурно-художественном вузе;

- синтез компетентностного и личностно-ориентированного подходов;

- возможность творческого роста, развития и саморазвития студентов;

- учёт региональных особенностей Юга России».

Содержание всех видов учебных практик отражает профессиональную специфику будущего дизайнера и в полной мере определяется профилем дизайнерской деятельности. В рамках данного исследования представлено описание «палитры образовательных возможностей» студентов по результатам их работ на технологической практике.

В настоящее время на кафедре дизайна Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ обучаются студенты: специальности 071501 «Художественное проектирование костюма»; укрупнённой группы специальностей «Культура и искусство»; направления 072500.62 по профилям «Дизайн костюма», «Костюмографика в дизайне», «Коммуникативный дизайн» [6].

Изучая на первом, втором, третьем курсах теоретические и практикоориентированные учебные дисциплины, студенты под руководством преподавателей кафедры дизайна ААИ ЮФУ приобретают опыт проектных, эскизных, конструкторских работ; овладевают традиционными и современными технологиями обработки тканей и материалов, формируют профессиональные компетенции.

Технологическая практика после 3-го курса обучения становится логическим продолжением учебных дисциплин технологического цикла. По словам И.Э. Куликовской и М.Я. Арест: «Живое созерцание, абстрактное мышление и практика являются ступенями, или точнее, моментами функционирования всякого нормального познавательного процесса» [3, с. 21-22].

По целевому назначению в рамках технологической практики можно выполнять учебно-образовательные, учебно-творческие, проектные, экспериментальные, социально-ориентированные и комбинированные виды работ. В современных образовательных условиях произошло смещение акцентов с «получения знаний, умений, навыков» на «формирование и развитие общих и профессиональных компетенций» студентов посредством учебных практик.

Программа практики предусматривает выполнение комплекса проектных и конструкторско-технологических работ по реальному заказу на изготовление швейного изделия или группы изделий. Заказчиком может выступить индивидуальный потребитель, вуз или другая организация.

На технологической практике третьекурсники самостоятельно разрабатывают эскизы, проводят собеседования с заказчиками, снимают размерные

136

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

признаки и подбирают модельные конструкции. Они изучают новые предложения по технологиям обработки швейных изделий и аксессуаров; пластические, эксплуатационные, технологические свойства швейных материалов. Будущие дизайнеры и художники-стилисты учатся создавать дизайнобразец проектируемого костюма, (авторской коллекции); подготавливают техническую документацию по реализации проектной идеи. Каждый обучающийся самостоятельно отшивает изделие, проводит фотосессию, готовит отчёт по практике и проводит презентацию своей работы.

При проведении технологической практики кафедрой дизайна ААИ ЮФУ стало традицией выполнение социальных заказов. Неоднократно студенты на безвозмездной основе создавали коллекции сценической одежды для воспитанников ростовских детских садов. Подобные заказы обеспечивают не только учебно-методические функции технологической практики, но и воспитательные.

Для активизации деятельности третьекурсников в период практики и для стимулирования творческого развития и саморазвития студентов преподаватель предлагает «палитру образовательных возможностей». После успешного выполнения программы технологической практики результаты работ будущих дизайнеров костюма и художников-стилистов можно подразделить на две группы: личностные и материальные.

К личностным результатам (достижениям) можно отнести:

1. Положительные впечатления заказчиков, руководителей ДОУ, детей и их родителей о швейных изделиях, выполненных студентами, способствуют закреплению положительной учебной мотивации.

2. Приобретение обучающимися комплексного опыта работ по специальности, «приращение «багажа знаний и опыта». Панова В.Н. отмечает, что одна из задач преподавателей кафедры дизайна ААИ ЮФУ «воспитать специалистов, которые могли бы воплотить свои идеи, как в графическом виде, так и в материале» [4, с. 29].

3. Формирование профессиональных компетенций. В ходе освоения программы технологической практики студенты формируют составляющую профессионально-прикладной компетенции ППК-1 [6] «способность к реализации проектной идеи в конкретных материалах с учётом конструктивнотехнологической составляющей создаваемых изделий и современных научно-технических возможностей».

4. Развитие механизмов самоанализа и рефлексии. В письменной форме третьекурсники анализируют: основные трудности своей работы на технологической практике; достоинства и недостатки организации индивидуальной деятельности; пути достижения своих учебных и профессиональных целей. По мнению И.А. Стеценко «Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, предопределить цель дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. По итогам рефлексии можно

Компетентностный подход в образовании

137

не просто обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать её реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей» [5, с. 133-134].

5. Приобретение опыта работы во временном трудовом коллективе, умение вести диалоговые коммуникации с руководителями, заказчиками, сотрудниками; умение эффективно работать в условиях ограничений (времени, бюджета).

К материальным результатам работ на практике можно отнести:

1. Кодифицированный и оформленный в текстовой, знаковой, графической форме отчёт по технологической практике. На следующий год обучения материалы отчёта войдут в состав пояснительной записки к дипломному проектированию.

2. Отзывы заказчиков и благодарственные письма студентам от руководителей предприятий.

3. Фотографии сценических костюмов, моделей одежды для творческого портфолио обучающихся.

4. Графические планшеты, которые впоследствии могут участвовать в городских, региональных, всероссийских и международных выставках и конкурсах по профилю.

Рис. 1. Графическая презентация сценических костюмов для МБДОУ № 19 г. Ростова-на-Дону.

Работы студентов А. Белоусовой, В. Водолазовой, А. Заниной

5. Коллекции или серии моделей, которые могут участвовать в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

138

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

6. Доклады и презентации для научно-практических конференций, которые студенты могут подготовить по результатам практики.

7. Печатные статьи о работе третьекурсников на технологической практике для публикации в сборниках материалов всероссийских и международных конференций.

8. Публикация материалов о работах студентов в средствах массовой информации (СМИ).

Рис. 2. Фрагмент доклада-презентации для научно-практической конференции и отзыв в СМИ о социальной ориентации технологической практики: изготовлении детских сценических костюмов для МБДОУ № 19

г. Ростова-на-Дону

Для студентов, будущих дизайнеров костюма и художников-стилистов, технологическая практика является важной профессионально-ориентированной и личностно-результативной частью учебного процесса. Она предоставляет студентам широкую «палитру образовательных возможностей» по результатам практики и помогает поддерживать положительную учебную мотивацию. Компетенции, приобретённые студентами во время работы на технологической практике, составляют основу профессионального становления будущих специалистов.

Список литературы:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства [Электронный ресурс]. -М., 2003. - С. 1-41. - Режим доступа: http://www.altgaki.org/files/Dizain.doc (дата обращения: 20.05.2014).

2. Бердник Т.О., Саяпина Л.Ю. Графические модели учебных практик в Институте Архитектуры и Искусств Южного федерального университета // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2012. - № 9. - С. 114-121.

Компетентностный подход в образовании

139

3. Куликовская И.Э., Арест М.Я. Необходимость в смене педагогической парадигмы: от процесса обучения к процессу самопознания // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 9. -С. 21-22.

4. Панова В.Н. Дисциплина «Основы производственного мастерства» как база накопления профессионального опыта студентов // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. -№ 9. - С. 28-31.

5. Стеценко И.А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. - 256 с.

6. Приказ ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный Университет» № 46-ОД от 27.03.2012 «Об утверждении и введении в действие образовательного стандарта ЮФУ высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500.62 Дизайн» [Электронный ресурс]. - С. 1-31. - Режим доступа: http://sfedu.ru/docs/obrazov/Prikaz_46_2012.pdf (дата обращения: 25.05.2014).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

© Тютюник М.В.*

Филиал Кубанского государственного университета, г. Новороссийск

Начинающий педагог зачастую сталкивается с неразрешимыми трудностями в своей профессиональной деятельности, и одна из первоочередных задач, стоящих перед образованием - это решение вопроса профессионально-личностного сопровождения молодого учителя в системе образовательного пространства современной школы, что аргументированно и в логической системе изложено в данной статье.

Ключевые слова: психическое выгорание, профессионально-личностное сопровождение, структура деятельности профессиональные компетенции.

Проблемы начинающего педагога в современной школе в настоящее время обусловлены не только традиционными трудностями молодого специалиста, но и специфическим своеобразием ситуации модернизации образования в системе экономических и социальных влияний. В контексте данной темы целесообразно, прежде всего, поставить вопрос о недостатке опы-

* Преподаватель кафедры Иностранной филологии, кандидат исторических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.