Научная статья на тему 'Организация выставочного проекта'

Организация выставочного проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСТАВКИ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяпина Л. Ю., Саяпин В. В.

В статье описан опыт педагогического проектирования выставочного проекта учебных и творческих работ студентов и преподавателей кафедры дизайна Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального университета. Выделены общие этапы подготовки выставочного проекта, временные сроки, ответственные исполнители. Активная подготовка и участие в выставочных проектах стимулируют творческий рост участников образовательного процесса, поддерживают положительную учебную мотивацию, способствуют сохранению культурного наследия страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация выставочного проекта»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА

© Саяпина Л.Ю.*, Саяпин В.В.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье описан опыт педагогического проектирования выставочного проекта учебных и творческих работ студентов и преподавателей кафедры дизайна Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального университета. Выделены общие этапы подготовки выставочного проекта, временные сроки, ответственные исполнители. Активная подготовка и участие в выставочных проектах стимулируют творческий рост участников образовательного процесса, поддерживают положительную учебную мотивацию, способствуют сохранению культурного наследия страны.

Ключевые слова: проектная культура, проект организации выставки, формирование социально-личностных компетенций, стимулирование творческого развития и саморазвития студентов.

При проектировании процессов обучения студентов-бакалавров, отвечающего современным запросам и требованиям, преподаватели кафедры дизайна Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета (ААИ ЮФУ) считают основными стратегическими направлениями своей работы следующие:

- приобретение студентами комплексного опыта работ по специальности и формирование профессиональных компетенций;

- создание условий для творческого развития и саморазвития студентов;

- формирование положительной учебной мотивации;

- сохранение культурного и художественного наследия;

- участие в социально -ориентированных проектах вуза и города [4, с. 246];

- участие в выставках творческих работ по специальности.

В настоящее время на кафедре дизайна Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ обучаются студенты: специальности 071501 «Художественное проектирование костюма»; укрупнённой группы специальностей «Культура и искусство»; направления 072500.62 по профилям «Дизайн костюма», «Кос-тюмографика в дизайне», «Коммуникативный дизайн».

В учебных планах вуза помимо изучения теоретических и проектных дисциплин большое место отводится практико-ориентированным дисциплинам. Для подготовки студентов - будущих художников-стилистов и ди-

* Старший преподаватель кафедры Дизайна Академии архитектуры и искусств ЮФУ.

* Старший лаборант Центра междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования ЮФУ.

зайнеров костюма очень важны полностью практические дисциплины «Костюм в материале», «Технологическая практика», «Вышивка и текстильный коллаж», «Основы производственного мастерства», «Художественно-технологическая обработка ткани». Выполняя аудиторные и внеаудиторные работы по этим дисциплинам, студенты под руководством преподавателей кафедры дизайна ААИ ЮФУ приобретают опыт проектных, эскизных, конструкторских работ, овладевают традиционными и современными технологиями обработки тканей и материалов, формируют профессиональные компетенции.

Студенты Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ в процессе обучения могут участвовать в разных видах и формах проектной деятельности. По целевому назначению можно выделить учебно-образовательные, научно-исследовательские, опытно-экспериментальные, инновационные, творческие, практико-ориентированные, социальные и комбинированные проекты.

«Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее универсальными из которых являются:

- направленность на достижение определённых уникальных целей и конкретных результатов;

- скоординированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

- ограниченная протяжённость во времени, с определённым началом и концом» [3, с. 7].

Для успешного проектирования процессов современной педагогической деятельности в вузе необходимо руководствоваться принципами педагогического менеджмента. Из основных принципов педагогического менеджмента А.И. Гретченко и А.А. Гретченко на первое и второе место по значимости ставят:

- «чётко поставленные идеалы и цели образования;

- педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса...» [1, с. 86].

Организацию выставки учебных и творческих работ студентов и преподавателей можно рассматривать как краткосрочный учебно-образовательный выставочный проект. Он рассчитан на срок выполнения один год (краткосрочный) и не является коммерческим. Процесс организации выставки обладает всеми признаками проекта и к нему можно применить существующие методы управления проектами. Проектная культура преподавателя-организатора мероприятия зависит: от уровня проектной культуры в вузе; наличия материально-технической базы в целом; от инженерных требований и ограничений. Большое значение на уровень проектной культуры оказывают: общий уровень культуры, субъективный опыт организаторов мероприятия, личностные качества, стиль работы, уровень образования, уровень притязаний.

Процесс организации мероприятия (выставки) начинается с продумывания концепции, определения целей и задач, выбора ответственных и заинтересованных участников. Автор идеи выставки определяет цели выставочного проекта. Например, весной 2012 года на март 2013 года была запланирована выставка учебных и творческих работ студентов и преподавателей «Текстиль в интерьере». По мнению организаторов проекта, целями выставки стали: стимулирование творческого развития и саморазвития студентов; пропаганда художественного наследия страны; возрождение этнокультурных ценностей в жизни современных людей.

Выставка «Текстиль в интерьере» представляла творческие и учебные работы студентов и преподавателей кафедр Южного Федерального Университета, ведущих профессиональную подготовку дизайнеров костюма, художников декоративно-прикладного искусства различных направлений, дизайнеров интерьера.

Автор идеи организации выставки на период её подготовки организует временный творческий коллектив. В него входят: автор проекта, куратор проекта, оргкомитет (состоящий из преподавателей разных кафедр, факультетов, вузов), ответственный за монтаж выставки, волонтёры (студенты и сотрудники), дизайнер, пресс-атташе. Наиболее оптимально проект воплощается, если в его реализации участвуют все вышеперечисленные сотрудники. При недостатке специалистов организаторам приходится совмещать несколько видов работ: автор проекта может выполнять работы дизайнера; куратор проекта может работать как пресс-атташе.

Планирование проекта организации выставки можно выполнять после разработки концепции проекта (определения конечных целей проекта и путей достижения этих целей) и оценки его жизнеспособности (сравнения его с альтернативными проектами). В письменной форме преподаватель-автор составляет генеральный план проекта организации выставки. В нём структурно определена последовательность этапов работ, ведущих к достижению уже обозначенных ранее целей. Построив информационную модель проекта и матрицу ответственности, автору необходимо прогнозировать возможные ситуации, уменьшение числа участников, изменение сроков; увеличивать или уменьшать число волонтёров и перераспределять обязанности.

Планирование работ по подготовке и проведению выставки можно представить в виде последовательности из нескольких этапов. В табл. 1 представлены наиболее значимые этапы подготовки мероприятия; их содержание; самые ранние сроки начала этапа работ и ответственные за его реализацию.

Проект выставки «Текстиль в интерьере», представляющей учебные и творческие работы преподавателей и студентов кафедр дизайна, интерьера, декоративно-прикладного искусства ААИ ЮФУ, был успешно реализован в марте 2013 году, к 50-летнему юбилею архитектурно-художественного образования на Юге России.

Таблица 1

Проект организации выставки по срокам и этапам

№ Сроки Этапы работы Ответственные

1 За 1 год до открытия выставки Встреча членов инициативной группы, обсуждение основной концепции выставки, формат и бюджет её проведения; предварительные сроки проведения выставки Автор проекта

Договорённость с организацией о проведении выставки; обсуждение вопросов оплаты, аренды, сроков проведения, крепления экспонатов. Составление заявка на расходные материалы (чтобы она вошла в общую заявку по кафедре) Автор проекта

2 За полгода до открытия выставки Формирование оргкомитета выставки. Планирование «зон ответственности» Куратор проекта

Информирование студентов (или выдача задания по теме преподавателями). Критерии отбора работ для участия в выставке Преподаватели учебных дисциплин

Рассылка информационных материалов о выставке по электронной почте Куратор проекта

Составление итоговой сметы расходов на организацию и проведение выставки (итоговый бюджет выставки) Автор проекта

3 За три месяца до дня открытия выставки Уточнение форм оплаты, аренды, дня открытия. Подписание договоров. Проведение бухгалтерских операций Автор проекта

Начало отбора экспонатов. Договоры с участниками выставки; сбор работ и текстов в электронном виде (для каталога, буклета) Члены оргкомитета выставки

Повторная электронная рассылка информации Куратор проекта

4 За 2 месяца до дня открытия выставки Покупка (сбор) расходных материалов, креплений, скотча, верёвок, рам и др. Ответственный за монтаж выставки

Запись участников, руководителей в информационный лист выставки Куратор проекта

5 За 1,5 месяца до дня открытия выставки Отбор работ участников. Сбор текстов для буклета, каталога Члены оргкомитета выставки

Фотографирование экспонатов. Создание электронного макета баннера, афиши, объявления, пригласительных билетов Дизайнер

6 За 1 месяц до дня открытия выставки Обработка фотографий. Концепция каталога или альбома, брошюры. Создание электронного макета каталога, буклета выставки Автор проекта и дизайнер

Заказ распечатки баннера в типографии (при наличии финансирования) Дизайнер

Продолжение отбора работ участников. Подача служебной записки на автобус, машину для перевозки экспонатов Куратор проекта

Служебная записка на распечатку объявлений, афиш Ф А2, А3, А4, пригласительных билетов Куратор проекта

7 За 3 недели до дня открытия выставки Набор текста табличек для основных экспонатов Студенты, волонтёры

Фотографирование или изучение геометрических размеров стен помещения для экспозиции; продумывание предварительной развески экспонатов на стенах Ответственный за монтаж выставки

Продолжение табл. 1

№ Сроки Этапы работы Ответственные

8 За 2 недели до дня открытия выставки Изготовление паспарту; оформление работ в рамы Студенты, волонтёры

Составление списка приглашённых на открытие, заполнение пригласительных; продумывание фуршетного стола; изготовление символов, значков Автор проекта выставки

9 За 1 неделю до дня открытия выставки Разрезание табличек, приклеивание двухстороннего скотча на таблички, объявления Студенты, волонтёры

Развешивание объявлений по школам, корпусам, другим институтам; информационные письма и звонки в школы Члены оргкомитета, преподаватели

10 За 4-5 дней до дня открытия выставки Перевозка (переноска) работ к месту проведения выставки Студенты, волонтёры

Монтаж экспозиции. Раскладка всех работ на полу (или вдоль стен). Развеска работ на месте занимает 1-3 дня Ответственный за монтаж выставки; студенты, волонтёры

За 3-4 дня до дня открытия выставки Развеска работ. Прикрепление табличек к экспонатам Студенты, волонтёры

11 За 3-2 дня до дня открытия выставки Приглашение корреспондентов, сообщение в газеты (звонки, отправка пресс-релиза) Пресс-атташе

Приглашение преподавателей разных вузов, руководителей (звонки, разнос пригласительных) Члены оргкомитета

За 2 дня до дня открытия выставки Проверка развески и табличек в экспозиции, вручение пригласительных администрации вуза Автор проекта выставки

12 За 1 день до открытия выставки Сбор студентов, кураторов групп на открытие выставки Куратор проекта

Оплата каталога (если заказ в типографии). Получение распечатанных буклетов, каталогов. Доставка к месту проведения выставки. Дизайнер

13 В День открытия выставки Открытие выставки, информационное сопровождение выставки (экскурсии) записи в книге отзывов выставки Оргкомитет выставки, пресс-атташе

Интервью, беседы, общение с посетителями. Написание основы статьи для опубликования в газетах

14 На следующий день после открытия и в период работы выставки Подача служебной записки в деканат (руководству факультета) на благодарность, поощрение активных участников, оформителей выставки Автор проекта

Раздача каталогов, буклетов участникам выставки Автор проекта

Заполнение и вручение благодарственных писем, дипломов Оргкомитет выставки

15 После закрытия выставки Снятие экспонатов, упаковывание. Погрузка в транспорт, доставка, распаковывание. Подготовка части экспонатов к отдаче, части - к хранению Ответственный за монтаж выставки; студенты, волонтёры

Передача экспонатов авторам. Заполнение и вручение благодарственных писем, дипломов. Оргкомитет выставки

Выставка проходила в Донской государственной публичной библиотеке г. Ростова-на-Дону. Посетители смогли познакомиться с традиционными и

новыми техниками декоративного оформления текстильных изделий; увидеть многообразие образцов русской вышивки; рассмотреть панно, выполненные в техниках «пэчворк» и «аппликация». По словам профессора О.П. Медведевой «Посетители выставки не просто смотрят на сочетания различных фактур -это целый мир со своими законами, правилами... Первое же посещение выставки производит неизгладимое впечатление и желание самому окунуться в эту атмосферу творчества» [2, с. 3].

Рис. 1. Фрагмент экспозиции выставки.

Работы студентов выполнены под руководством преподавателей: проф. Т.О. Бердник, Л.Ю. Саяпиной, М.Н. Черкасовой

Активная подготовка и участие в выставочных проектах способствуют формированию у студентов важнейших социально-личностных компетенций. Аудиторная и внеаудиторная проектная деятельность студентов и преподавателей кафедры дизайна ААИ ЮФУ позволяет им накопить комплексный опыт проектных, художественных, технологических работ по специальности, формирует профессиональные компетенции. Выставочная деятельность студентов и преподавателей Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ является социально-ориентированной, помогает сохранить историко-культурный опыт и традиционную культуру России.

Список литературы:

1. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М.: КНО-РУС, 2009. - 432 с.

2. Медведева О.П. Образованность не должна мешать современному креативу // Исследователь. - Ростов-н/Д: изд-во ЮФУ 2013, апрель-май. -№ 4-5 (72-73). - С. 1-8.

3. Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2007. - 256 с. - (Высшее образование).

4. Саяпина Л.Ю. Социальная востребованность проектов студентов специальности «Художественное проектирование костюма» // Архитектура устойчивого общества: материалы Международной науч. -практ. конф. -Ростов-н/Д: ИАрхИ ЮФУ, 2011. - С. 246-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.