ные темы учебной программы в лекционной или лабораторной форме, но также в ходе создания студентами самостоятельных учебных проектов или концепций. И в том и другом случае на помощь должны прийти информационные технологии, гипертекстуальные и интерактивные методы работы с компьютером. Эти инновационные образовательные ресурсы необходимы для овладения будущими дизайнерами архитектурной среды междисциплинарными знаниями о средовом подходе и умелом применении комплекса теории и практики в своей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: уч. для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.
2. http://www.bestreferat.ru/referat-88573html.
3. Орельская О.В. Александр Харитонов. Евгений Пестов. Архитектурный дуэт. - М.: Промграфика, 2001; Конин М.А. Архив одной мастерской (Сенежские опыты). - М.: Индекс Дизайн энд Паблишинг, 2008
4. Иконников А.В. Искусство, среда, время. - М.: Советский художник, 1985; Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность: в 2-х тт. -М.: Прогресс-Традиция, 2001; Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. -М.: Архитектура-С, 2006; Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб.: Полиграфист, 2002.
5. Материалы к этому знанию см.: Maldonado T. Design, Nature and Revolution. Towards a Critical Ecology. - N.Y.: Harper and Row, 1972; Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982; а также: Ленсу Я.Ю. Социальные факторы в развитии дизайна ХХ века // Инновационные образовательные технологии. - Минск: Изд. Минск. ун-та управления, 2008. - № 3; Луков В.А., Останин А.А. Дизайн: тезаурусный анализ. - М.: Изд-во МГУ, 2007.
6. Барсукова Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма. -М.: ФГОУ ВПО РГЕУ-МСХА, 2007. - 242 с.
ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА» КАК БАЗА НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ
© Панова В.Н.*
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Дисциплина «Основы производственного мастерства» входит в основу образовательной программы студентов-бакалавров, изучающих
* Преподаватель кафедры Дизайна Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета.
дизайн. Дисциплины «Дизайнпроектирование костюма», «ОПМ», «Технология швейных изделий» являются практико-ориентированными и тесно взаимосвязаны друг с другом. «ОПМ» расширяет получение практического опыта студентов.
Ключевые слова: дизайнпроектирование, художественное проектирование костюма, практический опыт, проектная деятельность, изготовление коллекции костюмов.
Одним из основных направлений кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета (ААИ ЮФУ) - воспитать специалистов, которые могли бы воплотить свои идеи как в графическом виде, так и в материале. Формирование профессиональных компетенций у будущих дизайнеров моды осуществляется в процессе освоения ряда специальных учебных дисциплин, основной из которых являются «Дизайн-проектирование костюма» и «Основы производственного мастерства». Если на «Дизайн-проектирование костюма» студенты постигают алгоритм создания современной одежды в эскизно-проектной форме, то «Основах производственного мастерства» они учатся реализовывать проектную идею в материале. Дисциплина «ОПМ» относительно новая. Она является одной из важнейших практических дисциплин в процессе подготовки дизайнера костюма и неразрывно связана с блоком конструкторско-технологических учебных дисциплин, а также с дисциплинами, формирующими у студентов навыки художественно-технологического оформления текстильных изделий. Последнему на кафедре дизайна Академии Архитектуры и Искусств придается особое значение, ведь декорация костюма помогает достичь яркой образной выразительности, подчеркнуть структуру изделия, уточнить стилистическую направленность. «Как и любая другая форма, костюмная форма имеет два компонента - внешнюю форму-поверхность и внутреннюю форму-структуру.
Внешнюю форму одежды определяют декоративные свойства швейных материалов, из которых она изготовлена: фактура и отделка, цвет и рисунок, художественное оформление в виде вышивки, росписи, тиснения, перфорации и другие виды декора.
Внутренняя форма - ее конструктивная основа, устанавливающая основные пропорции, способ соединения отдельных элементов и деталей изделия в единое целое» [1, с. 47-48].
Задачи дисциплины «ОПМ» состоят в следующем:
- обучить студентов правилам формообразования костюма,
- сформировать навыки выполнения обработки основных узлов и деталей швейных изделий различных ассортиментных групп в рациональной последовательности;
- познакомить студентов с приемами осуществления контроля качества обработки деталей и узлов полуфабриката и готового изделия;
- научить применению современных методов и рациональных приемов технологической обработки швейных изделий.
«Дисциплина «Основы производственного мастерства» помогает студентам приобрести первичные технологические навыки. Авторская экспериментальная программа по этой дисциплине дала возможность соединить развитие профессиональных компетенций с сохранением культурно--художественных традиций. За основу работы были взяты техники «лоскутное шитье» (пэчворк), аппликация, объемная стежка (квилтинг), позволяющие сочетать исторические традиции и художественно-технологические приемы при изготовлении швейных изделий. На первом курсе в программу ОПМ вошли модули «Техника безопасности», «Первичные технологические навыки», «Изготовление блоков-образцов», «Изготовление текстильного изделия», «Контроль качества» [2, с. 22-23].
В программу дисциплины «ОПМ» второго курса вошли модули: «Ручные работы» (подшивочные потайные строчки, пришивание фурнитуры), «Машинные работы» (соединительные, краевые швы), «Обработка деталей и узлов швейных изделий без подкладки» (различные виды обработки горловины проймы, низа изделий).
На втором курсе на дисциплине «Дизайн-проектирование» студенты создают свою первую коллекцию.
На дисциплине «ОПМ» выполняют разработанную ими коллекцию в материале и здесь используют те знания, которые были получены на первом и втором курсе.
Коллекция была построена на простых конструктивных формах. Декоративным решением было применение изученных ранее на дисциплине «ОПМ» техник лоскутного шитья, аппликации, квилтинга.
Каждый студент самостоятельно и под руководством преподавателя разрабатывал модель, которая соответствовала концепции проектируемой коллекции, которая была навеяна книгами Туве Янссон о муми-троллях.
Аттестационная работа оценивалась несколькими оценками: по дизайн-проектированию - за образное решение модели, по ОПМ оценивалось мастерство технологического решения костюма.
Коллекция «Мумидол» приняла участие в конкурсе «Креативная молодежная мода» в номинации «Коллекция» и получила 1-е место 28 апреля 2013 года в Ростове-на-Дону.
Стала участником XV Международного Фестиваля дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов на Кавказских Минеральных Водах «Феродиз - 13» в городе-курорте Железновод-ске 16-20 мая 2013.
Коллекция «Мумидол» выполнена студентами 2-ого курса под руководством преподавателей В.В. Люгай и В.Н. Пановой.
Список литературы:
1. Бердник Т.О. Архитектоника костюма: учебное пособие / Т.О. Берд-ник. - Ростов-н/Д: Институт архитектуры и искусств ЮФУ 2010. - 240 с.: ил.
2. Сатина Л.Ю., Саяпин В.В. Интеграция компетентностного и культурно-исторического подходов при обучении студентов-бакалавров // Обра-зотворче мистецтво, дизайн, педагогiчний досввд: проблеми та гх виршен-ня: матерiали IV Всеукр. наук.-практ. 1нтернет-конф., 5 листоп. 2012 р. -Дншропетровськ. - С. 21-24.
ТЕХНОЛОГИЯ СИМУЛЯЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Раптанова И.Н.*
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В статье рассматриваются проблемы использования технологии симуляции как метода обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что использование технологии симуляции позволяет значительно
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков гуманитарных и социально-экономических специальностей.