Научная статья на тему 'Дисциплина «Основы производственного мастерства» как база накопления профессионального опыта студентов'

Дисциплина «Основы производственного мастерства» как база накопления профессионального опыта студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНПРОЕКТИРОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ КОСТЮМОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова В.Н.

Дисциплина «Основы производственного мастерства» входит в основу образовательной программы студентов-бакалавров, изучающих дизайн. Дисциплины «Дизайнпроектирование костюма», «ОПМ», «Технология швейных изделий» являются практико-ориентированными и тесно взаимосвязаны друг с другом. «ОПМ» расширяет получение практического опыта студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисциплина «Основы производственного мастерства» как база накопления профессионального опыта студентов»

ные темы учебной программы в лекционной или лабораторной форме, но также в ходе создания студентами самостоятельных учебных проектов или концепций. И в том и другом случае на помощь должны прийти информационные технологии, гипертекстуальные и интерактивные методы работы с компьютером. Эти инновационные образовательные ресурсы необходимы для овладения будущими дизайнерами архитектурной среды междисциплинарными знаниями о средовом подходе и умелом применении комплекса теории и практики в своей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: уч. для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

2. http://www.bestreferat.ru/referat-88573html.

3. Орельская О.В. Александр Харитонов. Евгений Пестов. Архитектурный дуэт. - М.: Промграфика, 2001; Конин М.А. Архив одной мастерской (Сенежские опыты). - М.: Индекс Дизайн энд Паблишинг, 2008

4. Иконников А.В. Искусство, среда, время. - М.: Советский художник, 1985; Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность: в 2-х тт. -М.: Прогресс-Традиция, 2001; Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. -М.: Архитектура-С, 2006; Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб.: Полиграфист, 2002.

5. Материалы к этому знанию см.: Maldonado T. Design, Nature and Revolution. Towards a Critical Ecology. - N.Y.: Harper and Row, 1972; Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982; а также: Ленсу Я.Ю. Социальные факторы в развитии дизайна ХХ века // Инновационные образовательные технологии. - Минск: Изд. Минск. ун-та управления, 2008. - № 3; Луков В.А., Останин А.А. Дизайн: тезаурусный анализ. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

6. Барсукова Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма. -М.: ФГОУ ВПО РГЕУ-МСХА, 2007. - 242 с.

ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА» КАК БАЗА НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ

© Панова В.Н.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Дисциплина «Основы производственного мастерства» входит в основу образовательной программы студентов-бакалавров, изучающих

* Преподаватель кафедры Дизайна Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета.

дизайн. Дисциплины «Дизайнпроектирование костюма», «ОПМ», «Технология швейных изделий» являются практико-ориентированными и тесно взаимосвязаны друг с другом. «ОПМ» расширяет получение практического опыта студентов.

Ключевые слова: дизайнпроектирование, художественное проектирование костюма, практический опыт, проектная деятельность, изготовление коллекции костюмов.

Одним из основных направлений кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета (ААИ ЮФУ) - воспитать специалистов, которые могли бы воплотить свои идеи как в графическом виде, так и в материале. Формирование профессиональных компетенций у будущих дизайнеров моды осуществляется в процессе освоения ряда специальных учебных дисциплин, основной из которых являются «Дизайн-проектирование костюма» и «Основы производственного мастерства». Если на «Дизайн-проектирование костюма» студенты постигают алгоритм создания современной одежды в эскизно-проектной форме, то «Основах производственного мастерства» они учатся реализовывать проектную идею в материале. Дисциплина «ОПМ» относительно новая. Она является одной из важнейших практических дисциплин в процессе подготовки дизайнера костюма и неразрывно связана с блоком конструкторско-технологических учебных дисциплин, а также с дисциплинами, формирующими у студентов навыки художественно-технологического оформления текстильных изделий. Последнему на кафедре дизайна Академии Архитектуры и Искусств придается особое значение, ведь декорация костюма помогает достичь яркой образной выразительности, подчеркнуть структуру изделия, уточнить стилистическую направленность. «Как и любая другая форма, костюмная форма имеет два компонента - внешнюю форму-поверхность и внутреннюю форму-структуру.

Внешнюю форму одежды определяют декоративные свойства швейных материалов, из которых она изготовлена: фактура и отделка, цвет и рисунок, художественное оформление в виде вышивки, росписи, тиснения, перфорации и другие виды декора.

Внутренняя форма - ее конструктивная основа, устанавливающая основные пропорции, способ соединения отдельных элементов и деталей изделия в единое целое» [1, с. 47-48].

Задачи дисциплины «ОПМ» состоят в следующем:

- обучить студентов правилам формообразования костюма,

- сформировать навыки выполнения обработки основных узлов и деталей швейных изделий различных ассортиментных групп в рациональной последовательности;

- познакомить студентов с приемами осуществления контроля качества обработки деталей и узлов полуфабриката и готового изделия;

- научить применению современных методов и рациональных приемов технологической обработки швейных изделий.

«Дисциплина «Основы производственного мастерства» помогает студентам приобрести первичные технологические навыки. Авторская экспериментальная программа по этой дисциплине дала возможность соединить развитие профессиональных компетенций с сохранением культурно--художественных традиций. За основу работы были взяты техники «лоскутное шитье» (пэчворк), аппликация, объемная стежка (квилтинг), позволяющие сочетать исторические традиции и художественно-технологические приемы при изготовлении швейных изделий. На первом курсе в программу ОПМ вошли модули «Техника безопасности», «Первичные технологические навыки», «Изготовление блоков-образцов», «Изготовление текстильного изделия», «Контроль качества» [2, с. 22-23].

В программу дисциплины «ОПМ» второго курса вошли модули: «Ручные работы» (подшивочные потайные строчки, пришивание фурнитуры), «Машинные работы» (соединительные, краевые швы), «Обработка деталей и узлов швейных изделий без подкладки» (различные виды обработки горловины проймы, низа изделий).

На втором курсе на дисциплине «Дизайн-проектирование» студенты создают свою первую коллекцию.

На дисциплине «ОПМ» выполняют разработанную ими коллекцию в материале и здесь используют те знания, которые были получены на первом и втором курсе.

Коллекция была построена на простых конструктивных формах. Декоративным решением было применение изученных ранее на дисциплине «ОПМ» техник лоскутного шитья, аппликации, квилтинга.

Каждый студент самостоятельно и под руководством преподавателя разрабатывал модель, которая соответствовала концепции проектируемой коллекции, которая была навеяна книгами Туве Янссон о муми-троллях.

Аттестационная работа оценивалась несколькими оценками: по дизайн-проектированию - за образное решение модели, по ОПМ оценивалось мастерство технологического решения костюма.

Коллекция «Мумидол» приняла участие в конкурсе «Креативная молодежная мода» в номинации «Коллекция» и получила 1-е место 28 апреля 2013 года в Ростове-на-Дону.

Стала участником XV Международного Фестиваля дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов на Кавказских Минеральных Водах «Феродиз - 13» в городе-курорте Железновод-ске 16-20 мая 2013.

Коллекция «Мумидол» выполнена студентами 2-ого курса под руководством преподавателей В.В. Люгай и В.Н. Пановой.

Список литературы:

1. Бердник Т.О. Архитектоника костюма: учебное пособие / Т.О. Берд-ник. - Ростов-н/Д: Институт архитектуры и искусств ЮФУ 2010. - 240 с.: ил.

2. Сатина Л.Ю., Саяпин В.В. Интеграция компетентностного и культурно-исторического подходов при обучении студентов-бакалавров // Обра-зотворче мистецтво, дизайн, педагогiчний досввд: проблеми та гх виршен-ня: матерiали IV Всеукр. наук.-практ. 1нтернет-конф., 5 листоп. 2012 р. -Дншропетровськ. - С. 21-24.

ТЕХНОЛОГИЯ СИМУЛЯЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Раптанова И.Н.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассматриваются проблемы использования технологии симуляции как метода обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что использование технологии симуляции позволяет значительно

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков гуманитарных и социально-экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.