Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ В ПРОЦЕССЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ В ПРОЦЕССЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботаева Ольга Алексеевна

В статье автор раскрывает проблему формирования профессиональной мотивации студентов в процессе практического обучения в ВУЗе. Особое внимание в статье уделяется вопросу определения особенностей содержания учебной практики при построении профессиональной мотивации у будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеботаева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF FUTURE FASHION DESIGNERS IN THE PROCESS OF LABORATORY AND PRACTICAL CLASSES

. In the article, the author reveals the problem of the formation of professional motivation of students in the process of practical training at the university. Particular attention in the article is paid to the issue of determining the features of the content of educational practice in building professional motivation for future designers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ В ПРОЦЕССЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»

APPLIED PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

UDC 37

Chebotaeva O.A. Formation of professional motivation of future fashion designers in the process of laboratory and practical

classes

Формирование профессиональной мотивации будущих дизайнеров одежды в процессе

лабораторно-практических занятий

Chebotaeva Olga Alekseevna

Senior Lecturer of the Department of NHR State educational institution of higher education Moscow Region Moscow State Regional University (MGOU)

Чеботаева Ольга Алексеевна старший преподаватель кафедры НХР Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ)

Abstract. In the article, the author reveals the problem of the formation of professional motivation of students in the process of practical training at the university. Particular attention in the article is paid to the issue of determining the features of the content of educational practice in building professional motivation for future designers.

Keywords: professional motivation, practical training, design.

Аннотация. В статье автор раскрывает проблему формирования профессиональной мотивации студентов в процессе практического обучения в ВУЗе. Особое внимание в статье уделяется вопросу определения особенностей содержания учебной практики при построении профессиональной мотивации у будущих дизайнеров.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, практическое обучение, дизайн.

DOI 10.54092/25421085_2022_1_10

Рецензент: Агронина Наталья Иосифовна — Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

Мотивация (от лат. movere — приводить в движение, толкать) вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. [1].

В настоящее время современный дизайнер должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками , но и стремиться достичь успеха, знать

, что он будет востребован в своей области. В связи с этим необходимо мотивировать студентов к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и самообразованию.

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Под профессиональной мотивацией понимается действие конкретных побуждений , обуславливающих выбор профессии и продолжительной выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Одним из критериев мотивации у студентов является студенческая практика. Формирование профессиональной мотивации является основой становления компетентного специалиста, который постоянно усовершенствует свои навыки, улучшает знания и развивается на протяжении всей жизни.

Целью учебной практики является художественно-проектная подготовка обучающихся дизайну костюма, в частности освоение студентами навыков по технологии шитья, технологий проектирования .

Структура практического обучения представлена в виде целей и задач :

-формирование первичных навыков работы со швейными материалами;

-формирование знаний о теоретических основах разработки проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению творческой задачи;

-формирование навыков технологической обработки материалов, составления проектной документации.

В результате прохождения учебной практики у обучающихся должны быть выработаны следующие универсальные компетенции:

- способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

- способность владеть академическим рисунком, основами живописи, начальными профессиональными навыками скульптора;

- уметь создавать художественные композиции средствами графики, живописи, скульптуры, в том числе, используя современные компьютерные технологии;

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего дизайнера. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией

Дейл Карнеги утверждает: «... на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать».

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им.

Учебно-ознакомительная практика является важной ступенькой к формированию профессиональной мотивации, поскольку после прохождения практики у студентов сформируется мнение о будущей профессии. В процессе прохождения практики на базе образовательного учреждения МГОУ, студентам необходимо освоить и применить на практике следующие задания по темам:

- понятие ассортимента швейных изделий; назначение и функции современной одежды; функция одежды; свойства одежды;

- способы соединения одежды; терминология ручных и машинных швов;

- классификация стежков, строчек, швов; виды ручных стежков и их применение;

- характеристика машинных ниточных швов; машинные стежки и строчки;

- влажно-тепловая обработка швейных изделий;

- начальная обработка деталей; характеристика деталей изделий; основные, неосновные, мелкие детали, отделочные детали.

Для того чтобы студент активно включался в работу, необходимо ставить задачи перед ним таким образом, чтобы были понятны и приняты им. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом обучения является внутренняя побудительная сила.

Как же можно повысить мотивацию студентов при прохождении учебной практики? Рассмотрим некоторые способы мотивации на примере учебных занятий.

При первом знакомстве преподавателя со студентами необходимо понять насколько важным для обучающихся был сделан выбор будущей профессии, интерес к дизайну будет возрастать при определенных навыках, для этого в процессе учебных

занятий, больше уделять внимания на будущую профессию. Все эти факторы необходимо развивать в процессе прохождения практики и изучения предмета.

Для повышения профессиональной мотивации у будущих дизайнеров необходимо: во -первых объяснить каким образом полученные знания пригодятся ему в будущем;

во-вторых студента необходимо заинтересовать предметом и показать ему возможности практического применения знаний;

в -третьих , студенту важно видеть в преподавателе его наставника, чтобы при необходимости можно было обратиться за помощью во время учебного процесса и обсудить все вопросы , которые возникают в процессе обучения.

Для того , чтобы студент включился в работу на занятиях по учебной практике , необходимо ставить задачи таким образом, чтобы были не только понятны , но и приняты им внутренне. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом, поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Темы , которые предлагаются на занятиях по учебной практике сформированы таким образом , чтобы студенту был понятен материал. Следует начать знакомство предмета с ассортимента одежды, раскрывая данную тему ,привлечь студентов в учебный процесс, так как любому человеку эта тема понятна, и студенты активно включаются в обсуждение, сразу вспоминаются форменная и спецодежда, повседневная и торжественная одежда, тем самым студенты проявляют активность и стимулирует обучающихся к общению в коллективе. Практическое задание по этой теме воспринимается положительно и к следующему занятию студенты приносят свои эскизы в художественном и техническом виде, и дальнейшее обсуждение протекает в дружественной обстановке, образуя общую мотивацию для обучения. Задача преподавателя укреплять уверенность в студентах в своих силах, настраивать их к самореализации в профессии.

Вторая тема раскрывает общие понятия и терминологию необходимую для дальнейшего обучения, тем самым вызывая у студентов недопонимание, так как термины и понятия для них новые и здесь необходимо преподавателю постепенно вводить новые значения и заинтересовывать обучающихся, создавая в коллективе рабочую обстановку , стимулирующие человека и побуждающее его к активной деятельности в данном случае учебе.

Следующая тема направлена на знакомство с ручными и машинными швами, и здесь начинается знакомство с промышленным и бытовым оборудованием, большинство студентов впервые пытаются освоить как само оборудование так и работу

на нем. Студент будет мотивирован только тогда, когда ему будет интересны занятия. Преподаватель несет ответственность за формирование профессиональной мотивации студентов к обучению, поэтому обязан объяснить студенту , что его предмет будет полезен в их профессиональной деятельности, отсюда следует, что мотивация студентов преподавателем заключается в следующем: -обязательное условие это уважение к студенту как к личности; - стимулировать на результат а не на оценку; -умение заинтересовать студента своим предметом; формирование у студентов положительного отношения к выбранной профессии; - предоставить студенту свободу выбора в дизайн-проекте; - проявлять интерес к личному опыту и достижениям студентов.

Индивидуальное задание у всех студентов одинаковое - отшить фартук с пятью карманами, на этом этапе преподаватель обязан заинтересовать студентов творческой работой, в процессе которой необходимо создать художественный, технический эскизы и после утверждения и с преподавателем приступить к техническому чертежу и пошиву изделия. Публичная похвала и разбор студенческих работ с акцентом на его достоинствах и нововведениях, повышает самооценку студента его профессиональную мотивацию и желание добиваться высоких результатов.

Учебная практика является для студентов источником творческой и практической деятельности.

По итогам учебной практики следует провести конференцию, где по итогам выполненных индивидуальных заданий студенты смогут оценить свою работу и сравнить с другими. Направлять студентов участвовать в вузовских научных конференциях, участие в международных конкурсах, что дает положительный результат в профессиональной мотивации будущих дизайнеров.

References

1. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 88)

2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика/ С.Я. Батышев. - М., 1997.

3. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания/ Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1.

4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. - 2012.

5. Даниленкова, Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса: сб. научных ст./ Г.Г. Даниленкова. - Калинингр. ун-т, 2010.

6. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество преподавателя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2010.

7. Новиков, А.М. Организация опытно-исследовательской работы на базе образовательного учреждения/ А.М. Новиков// Доп. Образование. - 2012. - №8.

8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учеб. пособие / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2013.

9. Чеботаева О.А. "Интеграция учебных предметов и дисциплин по специальности "Дизайн костюма" МГОУ. Международный научный электронный журнал №5.2020г. "Педагогика и психология: вопросы теории и практики" стр.6.

10. Чеботаева О.А. "Основы производственного мастерства в дизайне костюма (Лабораторный практикум)". Электронный ресурс: учебное пособие -Эл.изд.-Электрон. текстовые дан.34 стр. http//scipro.ru/conf/costumedesign/pdf.

11. Бахлова Н.А., Чеботаева О.А.

12. ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

13. Научный журнал: Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 42-45.

14. М.В.Галкина, С.П. Ломов. Проблемы содержания современного дизайн-образования. Вестник МГОУ.Серия Педагогика № 4,М.:2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.