УДК 372.881.111.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДИАЛОГАМИ)
Линева Е.А., Иванова Н.А.
Статья посвящена вопросу применения игровых технологий, направленных на развитие навыков культуры общения на основе диалогов на уроках английского языка в начальной школе. Игровые технологии, являясь наиболее эффективными и актуальными для данного возраста, способствуют повышению мотивации к обучению посредством активного вовлечения в процесс .живого общения и отвечают тенденциям современного общества в части формирования культуры общения.
Ключевые слова: культура общения; младшие школьники; урок английского языка; диалоги; игровые технологии.
GAMING TECHNOLOGY IN DEVELOPING COMMUNICATIVE CULTURE AMONG PRIMARY
SCHOOL STUDENTS AT ENGLISH LESSONS (IN THE CONTEXT OF WORKING IN DIALOGUES)
Lineva E.A., Ivanovo N.A.
The article is dedicated to the subject of using a gaming technology to develop communicative culture in the context of dialogues among primary students at English lessons. The gaming technology is the most effective and actual technology for the students of primary school. It increases the motivation and the enthusiasm of students to learn a foreign language through an active involvement in the process of live
communication and supports the innovative trends in developing the communicative culture.
Keywords: communicative culture; primary> school students; English lesson: dialogues; the gaming technology.
Введение
Культура общения - это часть культуры поведения, выраженная главным образом в речи, умении составлять и поддерживать диалог. Диалог - это некоторая общечеловеческая реальность, условие формирования сознания человека [1]. На принципах диалога построено взаимодействие человека с социумом. Поэтому в условиях поликультурного, быстро развивающегося современного общества, необходимо уметь вести диалог, достойно отстаивать свою позицию, быть внимательным к представителям другого мнения и другой национальности.
Развитию навыков культуры общения способствует изучение не только русского, но и иностранного языка, в частности английского. Формировать культуру общения на английском языке необходимо уже в начальной школе, поскольку именно в этот период закладываются основы иноязычного речевого поведения, для этого целесообразно применять такие современные методы обучения, которые позволяют создать комфортную атмосферу на уроке и стимулировать познавательные интересы учащихся. Всем этим требованиям в полной мере соответствуют игровые технологии обучения [2, с. 264]. Все выше изложенное определяет актуальность темы исследования.
Целью настоящей работы является описание методики работы над формированием навыков культуры общения младших школьников на уроках английского языка на примере работы с диалогами с привлечением игровых технологий. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть некоторые элементы использования игровых технологий для формирования навыков культуры иноязычного общения учащихся начальной школы на примере работы с диалогами.
Освещая заявленную тему статьи, следует отметить ведущих отечественных методистов, чьи труды были изучены в процессе
работы над данным исследованием: Гальскову Н.Д., Гез Н.И., Зайцева B.C., Пассова Е.И., Соловову E.H., Шашко Н.В.
Материалы и методы исследования
Методологической базой настоящего исследования выступают: анализ научно-методической литературы и материалов сети Интернет по теме работы, описание педагогического опыта.
Результаты исследования
Проанализировав и обобщив педагогический опыт авторов данного исследования, можно констатировать тот факт, что формирование и дальнейшее поэтапное развитие навыков культуры общения младших школьников на уроках английского языка в современных образовательных условиях является одной из приоритетных задач учителя. Грамотно построенная речь на иностранном языке, знание этикетных норм иноязычного общения, владение речевой культурой, умение вести диалог для достижения целей коммуникации является залогом успешной социализации в иноязычном обществе.
Применение игровых технологий позволяет качественно разнообразить процесс обучения английскому языку, сделать его интересным, увлекательным, так как игра, по сути, является естественной средой младшего школьника, и, в этой связи, игровые технологии обладают очевидными преимуществами для дальнейшего формирования и развития культуры общения обучающихся.
Обсуждение
С началом изучения английского языка в младшей школе одними из приоритетных задач учителя являются: вызвать устойчивый интерес обучающихся к предмету, способствовать становлению принципов достойного взаимодействия, уважительного отношения друг к другу, развитию культуры поведения в иноязычном обществе, способствовать устранению языкового барьера, иными словами начать формирование культуры общения на английском языке. Игровые технологии успешно применяются в урочной деятельности для
формирования культуры взаимодействия в обществе и формирования культуры общения в целом.
Как известно общение начинается с приветствия. Это важная составляющая начала любого диалога. Правильное и вежливое приветствие является залогом удачной дружелюбной беседы. Чтобы научить учащихся правильно приветствовать друг друга по-английски в ситуации приближенной к реальной, можно предложить такую сю-жетно-ролевую игру как «Приветствуем друг друга» [3]. Учащиеся представляют себя волонтерами, например, на Олимпийских играх. Каждому участнику игры выдается роль представителя определенной страны. Задача «волонтеров» заключается в следующем: необходимо встретить в аэропорту гостей, участников Олимпийских игр и поприветствовать их по-английски используя следующие образцы: Good morning/aftemoon/evening!; My name is ... ; Fm from ... ; Nice
to meet you!; Fm glad you see you in...... !; How are you?; Fm fine,
thank you!; What about you?; Welcome to ... !; Please follow me to ... .
Для того чтобы научиться правильному и вежливому обращению за помощью, можно разыграть сценку в диалогах, используя универсальные клише, позволяющие отработать фразы-просьбы о помощи и ответные реплики: Excuse me, could you help me!; Fm looking for ... ; What's up with you?; How can I help you?; Don't worry, please.; Ok, it is not a problem.; Thank you very much for your help!
Такие короткие, очень доступные и понятные всем вежливые фразы, выражающие деликатность, предупредительность могут стать прочным мостиком для построения диалога и налаживания дружелюбных отношений для собеседников любого возраста, социального уровня, с разным уровнем владения языком и принадлежащим к разным культурам.
Для того чтобы научиться свободно и вежливо вести диалог вне языкового окружения важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые побуждают думать, рассуждать над возможными путями решения, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания. Для развития таких навыков в диалогах хорошо подходит игра
«Карусель» [4]. Основная цель предложенной игры - стимулировать диалогическую речь, чтобы грамматические, фонетические, лексические ошибки не становились барьером на пути к использованию языка в целом, а ребята, которые замечают ошибки одноклассников и пытаются помочь, делали бы это в максимально корректной и тактичной форме. Предлагаемая игра эффективна и интересна, с помощью этой игры прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомства, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Правила игры простые: образуются два кольца из учеников - внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это стоящие или сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее - это ученики, перемещающиеся по кругу через примерно каждые 30 секунд по команде учителя. Участники образуют пары (один человек из внутреннего круга и его партнер из внешнего). Ребята из внутреннего круга задают вопросы, а из внешнего - отвечают на них.
После прохождения полного круга ребята меняются местами: те, кто образовывал внутренний круг, становятся внешним и наоборот. По мере наработки лексического и грамматического материала, данную игру можно усложнять: закреплять с ее помощью новые темы, обходиться минимальными подсказками учителя или вовсе без них.
Заключение
Использование игровых технологий на уроках английского языка в младших классах средней общеобразовательной школы для формирования культуры общения на основе диалогов требует мощной подготовки учителя, умения структурировать, планировать, просчитывать результаты, постоянно повышать свою квалификацию и использовать дополнительные источники информации. Но итог стоит затрат: применение игровых технологий обучения дляформирования культуры общения в диалогах на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы способствует не только быстрому и непринужденному запоминанию речевых клише, но и формирует у учащихся умение
взаимодействовать как друг с другом, так и с представителями
иноязычной культуры.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. 1929. URL: http:// flibs.me/r?b=4822 (дата обращения 23.01.2018).
2. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие. Ростов: Издательство «Феникс», 2017. С. 264.
3. Games in the English Second or Foreign Language classroom. Anne-Louise de Wit, May 2012. URL: http://www.witslanguageschool.com/ NewsRoom/ArticleView/tabid/180/ArticleId/85/Teaching-Tips-Using-Games-in-the-English-Second-or-Foreign-Language-classroom.aspx (дата обращения: 16.12.2017).
4. Шашко Н.В. Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. URL: http://www. uchportal.ru/publ/23-l-0-4416 (дата обращения: 09.12.2017).
References
1. Balitin М.М. Problemy tvorchestva Dostoevskogo [Problems of Dosto-cvsky's work], 1929. URL: http://flibs.me/r?b=4822 (data obrashhenija 23.01.2018).
2. GaFskova N.D., Vasilevich A.P, Akimova N.V. Metodika obuchenija inostrannym jazykam [Methods of teaching foreign languages]. Ucheb-noe posobie. Rostov: IzdateFstvo «Feniks», 2017. S. 264.
3. Games in the English Second or Foreign Language classroom. Anne-Louise de Wit, May 2012. URL: http://www.witslanguageschool.com/ NewsRoom/ArticleView/tabid/180/ArticleId/85/Feaching-Fips-Using-Games-in-the-English-Second-or-Foreign-Language-classroom.aspx(-data obrashhenija 16.12.2017).
4. Shashko N.V. Sovremennye interaktivnye pedagogicheskie tehnologii obuchenija na urokali anglijskogo jazyka [Modem interactive pedagogical
methods of teaching English], URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-l-0-4416(data obrashhemja 09.12.2017).
ДАННЫЕОБАВТОРАХ Линева Елена Александровна, к.ф.н., доцент кафедры методики преподавания иностранных языков
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
ул. Зеленая, 22, г. Орехово-Зуево, Московская область, 142611, Российская Федерация rektorat(a)ggtii. ги
Иванова Надежда Александровна, студентка 2 курса магистратуры факультета иностранных языков
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
ул. Зеленая, 22, г. Орехово-Зуево, Московская область, 142611, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Lineva Elena Aleksandrovna, Associate Professor of the Teaching Methods of Foreign Languages Department, PhD in Philology
Moscow Region State University of Humanities and Technology
22, Zelenaya str., Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, 142611,
Russian Federation
rektorat(a),ggtii. ru
ORCID: 0000-0003-1928-4026
Nadezhda Aleksandrovna Ivanova, 2nd year student (Mgr.), Foreign Languages Department
Moscow Region State University of Humanities and Technology 22, Zelenaya str., Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, 142611, Russian Federation ORCID: 0000-0002-0872-3196