Научная статья на тему 'Коммуникативные игры в обучении иностранному языку в техническом вузе'

Коммуникативные игры в обучении иностранному языку в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE APPROACH / СOMMUNICATION METHODS / COMMUNICATION GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Анна Алексеевна, Нечаева Алла Александровна

Рассматривается работа над темой Student’s life с использованием игровых технологий коммуникативной направленности на примере игры Tower block в Самарском государственном техническом университете на 2-м курсе. Представлено теоретическое обоснование использование игровых технологий, дано описание игры. Основное внимание авторов сфокусировано на использовании игровых методов при подготовке студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication games for technical students

The paper gives the outline and example of communication games usage. The game "tower block" is used for 2 year students of Samara state technical university studying the topic "Student’s life". The paper gives the theoretical and practical description.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные игры в обучении иностранному языку в техническом вузе»

students of language institutions of higher learning (on materials of the Spanish language). Abstract of thesis cand. of ped. sci] Saint-Petersburg, 1997. - 15 pp.

8. Dvorak Tr. Writing in the Foreign Language. Pp. 145-67 in B. Wing, ed., Listening, Reading, Writing: Analysis and Application. Middlebury, VT: 2006.

9. Omaggio A.C. Becoming Proficient in Writing. Teaching Language in Context. Boston, Mass.: Heinle & Heinle Publishers, 1996.

10. Rivers W.M. A Practical Guide to the Teaching French. New York: Oxford University Press, 2005.

11. Hillocks G. Research on Written Composition: New Directions for Teaching Writing. Urbana, II, 2002.

12. Perkins K. On the Use of Composition Scoring Techniques, Objective Measures, and Objective Tests to Evaluate ESL Writing Ability. TESOL Quarterly 27: 651-71.

Original article submitted 05.05.16; revision submitted 20.05.16

УДК 378

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

1 2 А.А. Хохлова , А.А. Нечаева

Самарский государственный технический университет 433100, г. Самара ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: khokhlova.anna@mail.ru

Рассматривается работа над темой Student's life с использованием игровых технологий коммуникативной направленности на примере игры Tower block в Самарском государственном техническом университете на 2-м курсе. Представлено теоретическое обоснование использование игровых технологий, дано описание игры. Основное внимание авторов сфокусировано на использовании игровых методов при подготовке студентов технического вуза.

Ключевые слова: игровые технологии, коммуникативный подход, коммуникативная игра.

Использование игровых методов в обучении настолько прочно и успешно вошло в практику, что никто уже не воспринимает их как что-то новое. Игровые методы перешли в категорию традиционных, хорошо освоенных. Но, следует отметить, данный факт нисколько не умаляет их достоинств. Игровые методы нашли свое место не только в раннем обучении. Использование игры не ограничено ни предметной областью, ни возрастом, ни содержанием. В данной статье

1 Анна Алексеевна Хохлова, преподаватель кафедры иностранных языков. Алла Александровна Нечаева, старший преподаватель кафедры иностранных языков.

описан опыт работы с учебными играми на занятиях по иностранному языку в техническом вузе.

Необходимость качественной подготовки специалистов технического профиля требует внесения изменений в организацию процесса обучения. Многолетняя работа в вузе подтвердила эффективность использования игр в обучении студентов в Самарском государственном техническом университете. Важное место в процессе игрового обучения занимает выбор ситуации игрового взаимодействия. Под игровой ситуацией принято понимать совокупность обстоятельств и отношений, создающих то или иное положение. Необходимо подбирать ситуации, которые будут способствовать коммуникации, найдя отражение в высказываниях. Для создания мотивации к общению нужны условия и обстоятельства, которые вызывают у говорящего потребность говорить, используя при этом свои профессиональные коммуникативные умения [1].

Для игровых методов обучения характерны активизация мышления и самостоятельное творческое принятие решений. Роль преподавателя заключается в организации, руководстве, соучастии в учебном процессе [2]. В основе игрового обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает преподавателя сделать каждого студента участником учебно-воспитательного процесса, в котором каждый действует, ведет поиск путей и способов решения предлагаемой проблемы. Преподаватель подобно режиссеру руководит ходом событий, но остается как бы за кадром. Такое обучения позволяет сформировать коммуникативные умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность [3].

Игровые методы обучения включают в себя деловые игры, учебные игры, деятельностные игры, инновационные игры и т. п. С точки зрения содержания круг задач, решаемых с помощью технологий игрового обучения в техническом вузе, можно разделить на две группы:

- ориентированные на развитие коммуникативных умений (например, вести беседу, дискуссию, решать межличностные конфликты и т. д.);

- нацеленные на углубление опыта анализа предлагаемой ситуации общения (самоанализ в общении партнеров, анализ ситуации в целом).

В игровой технологии обучения представлено предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, для овладения которой и организуется обучение в вузе. При этом у студентов появляется личностный смысл в обучении, так как он видит очертания будущей профессии. В использовании игровых технологий для формирования иноязычных коммуникативных умений апробируются различные приемы введения студентов в игровые ситуации. С учетом специфики предмета «Иностранный язык» можно подбирать многочисленные варианты игры: работа с видео- и аудио-

записями, описание конкретной ситуации с опорой на демонстрационный материал (текст, рекламный проспект, иллюстрации, презентации), изучение конкретной ситуации, создание проблемной ситуации, кейс-метод, ролевые игры, игры с карточками и т. д.

Содержание учебной игры определяется конкретными учебными целями, содержанием профессиональной деятельности студентов, целями и предметным содержанием общепрофессиональной подготовки будущих специалистов-инженеров, местом учебной игры в образовательном процессе, степенью включенности учебной игры в учебную деятельность студентов. Кроме того, игровое обучение фиксируется в рабочих программах, описывается в сопутствующих методических рекомендациях и паспортах оценочных средств (приложения к РП).

Важным аспектом в разработке и проведении учебных игр на занятиях по иностранному языку является лексико-грамматический материал (лексические структуры, выражения, термины, предложения-клише и т. д.), составляющий языковую базу той иноязычной коммуникативной деятельности, которая стимулируется в ходе учебных игр. Языковой материал составляет две группы единиц: единицы, хорошо известные студентам, но подлежащие дополнительной активизации (так как они могли бы быть задействованы в игровой иноязычной коммуникации), и новые единицы.

Выбор той или иной игры кроме всего прочего обусловлен и уровнем подготовки студента - от Elementary до Advanced. На более продвинутых уровнях усложняются игровые ситуации, лексический и грамматический материал, а также задача говорящего. Студенту уже необходимо не просто дать ответ, но и, возможно, предложить решение проблемы. Горизонт настолько широк, что в процессе игры зачастую имеют место вариации и импровизация. В каждой группе студентов одна и та же игра развивается по-разному.

В данной статье в качестве примера работы с играми рассмотрим игру Tower block из пособия Intermediate Communication games, 1996, автор -Джил Хадфилд. Пособие представляет собой разработку нескольких игр для уровня Intermediate. Первая часть пособия - заметки для преподавателя, представляющие собой описание цели, лексический и грамматический материл и инструкции к играм. Вторая часть - фотокопируемый раздаточный материал для игр.

Уровень данного пособия соответствует уровню студентов 2-го курса в Самарском государственном техническом университете. В 3-м семестре по дисциплине «Иностранный язык» согласно рабочей программе изучается тема Student's life в разделе «Образование в России и за рубежом». Так, в рамках указанной темы успешно используется игра Tower block («Студенческое

общежитие»), в которой студентам необходимо догадаться, в какой комнате и на каком этаже живут студенты, изучающие различные специальности. В игру можно играть группой от 7 до 46 человек. На подготовительном этапе вводится минимум необходимой лексики и грамматики - этот материал не является чем-то принципиально новым, он уже хорошо знаком студентам:

- предметы и названия специальностей;

- хобби;

- предлоги места;

- специальные вопросы и оборот there is/are.

Обучаемым раздаются карточки с информацией о студентах, живущих в общежитии, но информация в карточках не дает явного ответа, а только намекает:

INFORMATION CARD

YOU STUDY CHINEESE AND ARE HAVING A LOT OF TROUBLE WITH THE PRONUNCIATION. YOU WISH YOU HAD QUIETER ROOM SO YOU COULD CONCENTRATE. ON YOUR LEFT THERE IS A SOCIOLOGIST AND ABOVE YOU THERE IS A POLITICS STUDENT. BOTH OF THESE SPEND THE WHOLE TIME ARGUING AND SHOUTING AND HAVING ENDLESS HEATED DISCUSSIONS. THE WALLS ARE SO THIN YOU CAN HEAR EVERY WORD - AND A LOT OF NONSENSE IT ALL IS. YOU ARE HEARTILY SICK OF THE WORDS "PARAMETER", "SITUATION", AND "VIABLE". AT LEAST THE ROOM ON YOUR RIGHT IS EMPTY.

В ходе игры обучаемые должны опрашивать друг друга и заполнить на доске или на отдельном листе план каждого этажа с расселением, например:

FLOOR PLAN

Room 1 Room 2 Room 3 Room 4 Room 5 Room 6

Third 2 African Maths Sociologist Chinese empty Russian

floor students student student student

Second

floor

First floor

Ground

floor

Чтобы выполнить простое на первый взгляд задание и восстановить правильную картину, нужно изучить достаточно много информации с карточек, задавать вопросы и отвечать на вопросы:

- Who lives next to/between/on the left/on the right?

- Is there above/below ... student?

- Are the students interested in music?

- Who plays the cello?

- Can he/she hear barking during the day?

- Do they have late-night discussions?

Ход игры может варьироваться, всегда есть место экспромту. В зависимости от способностей обучаемых возможно в самом простом варианте ограничиться вопросами-ответами, а на продвинутом уровне преобразовать данную игру в ролевую. Игра в большей степени направлена на коммуникацию. Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо говорить. Атмосфера игры позволяет обучаемым немного раскрепоститься, они не боятся сделать ошибку или задать неправильный вопрос, они просто начинают говорить. В ходе игры, пусть и искусственно, создается необходимость говорить, появляется мотив.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мамигонов В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности // Советская педагогика. - 1981. - № 2. - С. 96-101.

2. Абдрахманова Л.В. Формирование иноязычных коммуникативных умений у студентов технического вуза в процессе реализации профессионально-дискуссионной игровой технологии: Монография. - Самара: СамГупс, 2010. -С.36-37.

3. АндрееваГ.М. Социальная психология: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.

Поступила в редакцию 06.05.16; в окончательном варианте 20.05.16

UDC 378

COMMUNICATION GAMES FOR TECHNICAL STUDENTS

A.A. Khokhlova1, A.A. Nechaeva2

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100

E-mail: khokhlova.anna@mail.ru

The paper gives the outline and example of communication games usage. The game "tower block" is used for 2 year students of Samara state technical university studying the topic "Student's life ". The paper gives the theoretical and practical description.

Keywords: communication methods, communicative approach, communication games.

1 Anna A. Khokhlova, Lecture of Foreign Languges Department.

2 Alla A. Nechaeva, Senior Lecture of Foreign Languges Department.

REFERENCES

1. Mamigonov V.G, Mamigonova T.A. Pedagogicheskie igry: soderzhanie I vozmozhnosti [Pedagogical games: content and opportunities] // Soviet pedagogy. 1981. № 2. - p. 96-101.

2. Abdrakhmanova L.V. Formirovanie inoyazychnyh kommunikativnyh umenij u studentov tekhnicheskogo vuza v protsesse realizatsii professional'no-diskussionnoj igrovoj tekhnologii: monografiya [The formation of foreign language communicative abilities at a technical college in the course of implementation of the professional discussion gaming technology: a monograph]. Samara: SamGups, 2010. - p. 36-37.

3. Andreeva G.M. Sotsial'naya Psikhologiya: uchebnik [Social Psychology: a textbook]. M.: MGU, 1980. - 440 p.

Original article submitted 06.05.16; revision submitted 20.05.16

УДК 378

ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ И СОСТОЯНИЯ

1 2 Л.Н. Юровицкая , В.В. Доброва

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: victoria_dob@mail.ru

Проводится анализ, выявление сходств, различий и взаимосвязей некоторых эпистемических состояний и характеризация концептуального поля ««Эписте-мические состояния». Применяется методика когнитивного моделирования, разработанная проф. В.М. Савицким. Выявляется признаковый состав (содержание), денотативная область (объем) и структурная соотнесенность рассматриваемых понятий.

Ключевые слова: концептуальное поле, эпистемические состояния, когнитивная позиция, ментальная модель, логический оператор.

На рубеже тысячелетий сформировалась гуманистическая парадигма лингвистических изысканий, в рамках которой феномены ментальности, культуры и языка стали изучаться в комплексе единой системы инструментальных категорий семиотики и когнитивной науки. В эту область исследо-

1 Лариса Николаевна Юровицкая, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков.

2 Виктория Вадимовна Доброва, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.