3. Джуа, М. История химии / М. Джуа. - М.: Мир, 1975. - 477 с.
4. Макареня, А.А. Методология химии: Пособие для учителя / А.А. Макареня, В.Л. Обухов. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
5. Пак, М.С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов / М.С. Пак. - СПб.: ООО «ТРИО», 2012. - 457 с.
6. Рабинович, В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры / В.Л. Рабинович. - М.: Наука, 1979. - 427 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат психологических наук, доцент Безденежных Наталия Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В современном обществе владение иностранным языком становится неотъемлемой частью общей профессиональной компетенции будущего специалиста, которая во многом определяется его мотивацией и стремлением к познанию ценностей иной культуры. Целью статьи является выделение, систематизация и описание наиболее эффективных способов и приемов повышения учебной мотивации студентов к овладению умениями иноязычной коммуникации. В теоретической части статьи обоснован и определен терминологический аппарат исследования; представлен краткий обзор литературы по проблеме формирования учебной мотивации в иноязычном образовании. В результатах выделены, систематизированы и описаны наиболее эффективные способы и приемы повышения учебной мотивации студентов вуза к овладению умениями профессионально-иноязычной коммуникации. В выводах описаны полученные результаты исследования, их актуальность и практическая значимость в контексте иноязычного образования студентов в лингвистическом и неязыковом вузах.
Ключевые слова: иноязычное образование, умения иноязычной коммуникации; методы/способы и приемы обучения; учебная мотивация; мотивы; иноязычная коммуникативная компетенция; мотивационный компонент/аспект.
Annotation. In modern society, foreign language proficiency becomes an integral part of the general professional competence of a future specialist, which is largely determined by his motivation and desire to learn the values of another culture. The purpose of the article is to identify, systematize and describe the most effective ways and techniques to increase the educational motivation of students to master the skills of foreign language communication. In the theoretical part of the article, the terminological apparatus of the study is substantiated and defined; a brief review of the literature on the problem of the formation of educational motivation in foreign language education is presented. The results identify, systematize and describe the most effective ways and techniques to increase the educational motivation of university students to master the skills of professional foreign language communication. The conclusions describe the results of the study, their relevance and practical significance in the context of foreign language education of students in linguistic and non-linguistic universities.
Key words: foreign language education, foreign language communication skills; teaching methods and techniques; educational motivation; motives; foreign language communicative competence; motivational component/aspect.
Введение. В современном обществе предъявляются высокие требования к профессиональной компетенции специалиста, и владение иностранным языком является одним из ее ключевых компонентов, так как иностранный язык выступает необходимым инструментом для международного профессионального общения. Это неотъемлемая составляющая образования и самообразования личности специалиста, которая во многом определяется его мотивацией и стремлением к изучению культуры не только своей страны, но и всего мира. На рынке труда работодатель всегда отдает предпочтение профессионалу, владеющему несколькими иностранными языками. В связи с этим необходимо уделять особое внимание данному вопросу на всех уровнях иноязычного образования.
Целью статьи является выделение, систематизация и описание наиболее эффективных методов /способов и приемов повышения учебной мотивации студентов к овладению умениями иноязычной коммуникации на основе обзора и анализа ряда научно-методических исследований в данной области. Задачи статьи состоят: 1) в обосновании и определении терминологического аппарата исследования; 2) в обзоре литературы по проблеме формирования учебной мотивации в иноязычном образовании; 3) в выделении и описании способов и приемов стимулирования учебной мотивации к овладению иноязычной коммуникацией.
Изложение основного материала статьи. В реальности далеко не все студенты вузов владеют иностранным языком на должном уровне: возникают существенные сложности при общении в реальных ситуациях общения, при аудировании иноязычного материала, написании писем, чтении художественных и научных текстов и др.
Одной из причин проблемы является недостаточная мотивация к изучению языка, поэтому необходимо стимулировать студентов и акцентировать внимание на их собственном желании овладеть иноязычной компетенцией и осознании необходимости развития и саморазвития в данной области [1].
Анализ представлений о мотивации в учебной деятельности рассматривается в трудах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Б.А. Сосновского, Н.Ф. Талызиной, П.М. Якобсон и др.
Учебная мотивация включает в себя разнообразные побудители: потребности, мотивы, цели, идеалы, стремления и интересы. Учебная мотивация неразрывно связана с мотивацией личностной.
Однако в научных исследованиях подчеркивается, что основным компонентом учебной мотивации являются учебно-познавательные мотивы, т.е. студенты ориентированы не только на получение знаний, но и на способы их приобретения.
Такой подход, несомненно, продуктивен при моделировании учебных коммуникативных задач, позитивно влияющих на успешность учебной деятельности и на интеллектуальное развитие личности обучающихся.
Мотивационный фактор - личностное образование, которое включает в себя: исходное отношение студента к иностранному языку, осознание трудностей, эмоциональную устойчивость или неустойчивость, сформированность самооценки или её отсутствие, уровень языковой тревожности.
«Мотив» в учебной деятельности является движущей силой, он побуждает к действию и развитию обучающегося. «Мотив» может порождаться непосредственно самим учебным процессом, то есть его содержанием, приемами и методами, используемыми преподавателем, а также «мотив» может появиться за пределами учебного процесса, например, вследствие
желания переехать в другую страну, найти высоко оплачиваемую интересную работу. Когда «мотив» складывается из двух составляющих, то образуется движущая сила, которая приводит к идеальному желаемому результату [4].
Способы и приемы обучения студентов вуза иноязычной коммуникации с учетом мотивационного аспекта в его взаимосвязи с когнитивно-деятельностным стали предметом многих научно-методических работ (Н.Н. Безденежных [2], Л.Б. Гнездилова [4], С.Н. Казначеева [6], О.А. Колыхалова [8], О.М. Ким, А.Н. Шамов [7], О.А. Минеева [9-11], Н.Л. Нижнева-Ксенофонтова [13], М.Д. Рахманова [14], С.Е. Цветкова [10; 16] и пр.).
Так, в исследовании О.А. Минеевой, профессионально-иноязычная коммуникативная компетентность инженеров определена как системное образование, представленное в единстве и взаимосвязи трех компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивно-деятельностного и рефлексивно-креативного. При этом ценностно-мотивационный компонент определяет:
- интерес к профессионально-иноязычной подготовке и осознание её значимости для будущей карьеры;
- стремление использовать иностранный язык в процессе осуществления профессиональной деятельности [12, С. 11].
В статье С. Е. Цветковой, А. В. Ерофеевой, С. В. Лазаревич мотивационный компонент профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции (ПИКК) будущих инженеров характеризуется наличием у студентов:
- осознания значимости иноязычной подготовки для осуществления межкультурного общения в будущей профессиональной деятельности;
- интереса и желания к овладению профессионально-иноязычными знаниями и коммуникативными умениями, составляющими ПИКК инженера в области самолето- и вертолетостроения;
- стремления применять иноязычные знания и умения в целях поиска и переработки профессионально-важной информации [16, С. 303]
Обзор научно-методических работ в области обучения иноязычной коммуникации показал, что выделение и систематизация способов и приемов повышения учебной мотивации студентов является актуальной задачей иноязычного образования в вузе.
Современная наука в вопросах повышения уровня учебной мотивации студентов к изучению иностранного языка опирается на передовые разработки новых методов и приемов в обучении. Это повышает как эффективность обучения, так и уровень подготовленности студентов вуза [13]. В результате изучения научных трудов отечественных методистов нами выделены и описаны наиболее эффективные методы и приемы стимулирования учебной мотивации студентов к овладению умениями иноязычной коммуникации. Рассмотрим их.
Прежде всего, обучение необходимо начинать с беседы о значимости иностранного языка в современном геополитическом пространстве. Тематические беседы, чтение аутентичных текстов о зарубежных политических деятелях, художниках, поэтах, артистах и др. смогут побудить интерес к изучению языка. Такие приемы стоит применять на протяжении всего учебного процесса, подкрепляя настрой и мотивацию студентов [9].
Создание позитивной и доброжелательной атмосферы в группе, проявление живого интереса к успехам студентов, установление доверительных отношений с аудиторией, проявление уважения к личности обучающегося - важный компонент и дополнительный источник активности на занятиях по иностранному языку.
Дружеская конкуренция является мощной мотивацией у студентов. Ролевые игры и конкурсы дают им возможность демонстрировать свои знания и навыки владения иноязычной коммуникацией или, наоборот, обнаружить пробелы в знаниях. Речевые коммуникативные задачи должны затрагивать актуальные проблемы общества. Они развивают мышление студентов, монологическую и диалогическую речь. Возможно, необходимо предложить решение существующей проблемы. Тогда эффект от задания будет вдвое увеличен [14].
Индивидуальный подход в обучении позволяет выявить уровень знания иностранного языка отдельного студента. Если у отдельных студентов уровень знания ниже, чем у других обучающихся в группе, стоит это проработать индивидуально, либо побудить обучающегося к самостоятельному изучению языка с помощью специальных приложений, которые есть в сети Интернет. В основу данных приложений положен такой метод обучения, как игра, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Результаты обучения нужно обсуждать и поощрять, чтобы студент продолжал интересоваться данной областью знания [3].
При работе со студентами необходимо делать акцент на самостоятельную работу. Так как задачей профессионального образования является подготовка студента к постоянному поиску и обработке информации, нужно прорабатывать и совершенствовать данные навыки. Одним из ключевых элементов методики преподавания иностранных языков является перевод профессионально-ориентированных текстов. Обучение студента алгоритму профессионально-ориентированного перевода значительно облегчит усвоение им иноязычного материала [2]. При изучении иностранного языка необходимо читать тексты и смотреть фильмы, далее коллективно их обсуждать, писать доклады, эссе и сочинения на интересующие студентов темы, разрабатывать проекты для вовлечения в научную деятельность. При осознании студентом его участия в инновационной деятельности своей страны, в её развитии, формируется мотивация к дальнейшим свершениям и результатам [5].
Чтобы сделать занятие интересным и сохранить внимание аудитории, необходимо использовать визуальные и аудиовизуальные средства. При использовании визуальных средств необходимо учитывать психологические особенности восприятия визуальной информации, что помогает повысить усвоение материала. Так, например, следует сократить количество цвета в передаваемой информации; использовать учебные названия, чтобы задать прогнозируемые ожидания; применить опорные изображения (картинки, иконки) к тексту и выбрать размер шрифта, наиболее целесообразный для прочтения. При использовании аудиовизуальных средств предпочтение необходимо отдавать видеофрагментам, длительность которых определяется от тридцати секунд до пяти-семи минут. Использование данных средств, обеспечивает развитие умений устно-речевого общения, а также закрепление и тренировку языкового материала [8].
В педагогической науке деление методов мотивации осуществляется следующим образом: волевые, эмоциональные, познавательные и социальные. Каждый метод используется дозированно, согласованно с темой занятия, соответственно его цели и уровню подготовки обучающихся. Такой метод ориентирован на психологические и возрастные особенности студентов. Используя данные методы, преподаватель побуждает студентов к совместной творческой деятельности, пытается пробудить интерес к изучению языка, раскрыть даже скрытые потенциальные возможности каждого обучающегося [15].
Познавательные методы мотивации направляют обучающегося на постоянное бескорыстное познание нового, на удовлетворение от самого процесса умственных усилий. К данной группе методов относятся следующие: прогнозирование будущей деятельности, опора на жизненный опыт (связь теоретического материала с реальной жизнью, необходимость представить себя внутри поставленной задачи, ситуации, прочувствовать, увидеть и услышать всё вокруг себя), познавательный интерес, метод «мозговой атаки» (поиск множества вариантов решения без каких-либо логических ограничений), поиск альтернативных решений, творческие задания и развивающая кооперация.
К эмоциональным методам мотивации относятся поощрение и порицание; похвала, стимулирующая личностный рост и самореализацию студента, уверенность в своих силах; наличие эмоциональной разрядки, как, например, шутка, афоризм, стихотворение или даже улыбка; создание наглядно-образных представлений; свободный выбор задания; учебно-познавательная игра и стимулирующее оценивание. Данные методы воздействуют на чувства обучающихся, что позволяет мотивировать их к деятельности.
Волевые методы мотивации направлены на выработку таких качеств, как: настойчивость, сила воли, способность преодолевать трудности, владеть собой. К данной группе методов относятся информирование об обязательных результатах обучения, предъявление учебных требований, формирование ответственности за результаты обучения, познавательные затруднения и их преодоление, рефлексия деятельности и поведения и их коррекция, прогнозирование деятельности.
Основная задача социальных методов мотивации - дать понять студенту, как важен его труд, знания и умения в современном обществе. К таким методам относятся: создание ситуации взаимопомощи, побуждение подражать сильной личности, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, развитие желания быть полезным обществу, рецензирование и взаимопроверка [11].
Выводы. В статье решена актуальная задача современного иноязычного образования. На основе обзора и анализа ряда научно-методических работ выделены и описаны эффективные способы и приемы повышения учебной мотивации студентов вуза к изучению иностранного языка. Описанные методы и приемы стимулирования и мотивирования студентов делают учебный процесс более интересным и эффективным. Практическая значимость статьи состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в оптимизации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции, в частности, ее мотивационного компонента, у студентов лингвистического и неязыкового вуза.
В настоящее время очень важно заинтересовать студента, объяснить, почему так важно постоянно обновлять и совершенствовать уже имеющиеся иноязычные знания, умения и навыки. Сейчас, во времена информационных технологий, большую часть времени и внимания отнимают социальные сети, и это является серьезной проблемой, так как качество образования студентов ухудшается. Таким образом, роль креативного и творческого подхода преподавателей к проведению практических занятий по иностранному языку выходит на новый уровень и требует постоянного совершенствования.
Литература:
1. Абросимова, Н.А. Моок для переводчиков: современное состояние и перспективы развития в России / Н.А. Абросимова, И.С. Вацковская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2019. - № 192. - С. 153-159.
2. Безденежных, Н.Н. Обучение студентов неязыковых факультетов алгоритму профессионально-ориентированного перевода / Н.Н. Безденежных, Л.Ю. Шобонова, О.Г. Прокофьева, С.С. Зайцева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 1 (51). - С. 99-104.
3. Борщева, В.В. Особенности использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку для специальных целей / В.В. Борщева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2017. - № 1. - С. 86-95.
4. Гнездилова, Л.Б. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе / Л.Б. Гнездилова, М.А. Гнездилов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. -2017. - № 4. - С. 33-41.
5. Давыдова, В.В. Электронные технологии преподавания иностранного языка в вузе / В.В. Давыдова // Дискуссия. -2017. - № 1. - С. 113-119.
6. Казначеева, С.Н. Исследование готовности студентов неязыковых направлений использовать сетевые ресурсы при обучении иностранным языкам / С.Н. Казначеева, В.А. Бондаренко // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. -№ 2 (23). - С. 8.
7. Ким, О.М. Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты / О.М. Ким, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №2. - С. 2.
8. Колыхалова, О.А. Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка / О.А. Колыхалова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2018. - № 51. - С. 11-25.
9. Минеева, О.А. Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка / О.А. Минеева, М.И. Колдина // Карельский научный журнал. - 2018. - №3. - С. 17-20.
10. Минеева, О.А. Самостоятельная творческая работа студентов по английскому языку / О.А. Минеева, С.Е. Цветкова, Ю.М. Борщевская // Перспективы науки. - 2019. - № 6 (117). - С. 181-183.
11. Минеева, О.А. Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка / О.А. Минеева, А.А. Оладышкина, Ю.В. Клопова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 1. - С. 125-128.
12. Минеева О.А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Минеева Ольга Александровна. - Н. Новгород, 2009. - 23 с.
13. Нижнева-Ксенофонтова, Н.Л. Мотивация студентов в вузе: ключевые вопросы / Н.Л. Нижнева-Ксенофонтова, Н.Н. Нижнева, В.А. Ксенофонтов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - № 1. - С. 9-7.
14. Рахманова, М. Д. Формирование мотивации при обучении иностранному языку в вузе / М.Д. Рахманова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 3. - С. 232-236.
15. Филатова, Е.В. Учебно-профессиональная мотивация студентов разных направлений подготовки / Е.В. Филатова, С.Б. Ксенофонтова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2019. - № 1. - С. 21-30.
16. Цветкова, С.Е. Контроль иноязычной подготовки будущих специалистов в условиях технического вуза / С.Е. Цветкова, А.В. Ерофеева, С.В. Лазаревич // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-4. -С. 302-317.
Педагогика
УДК 3786:004
кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Денисенко Максим Сергеевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Лаврентьев Денис Олегович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования мобильных приложений для образовательного процесса. Актуальность данной работы обусловлена развитием информационных технологий, расширением форм, методов и средств обучения, широким распространением дистанционной формы организации образовательного процесса. Приложения для мобильных устройств позволяют обучающимся изучать предмет в любое свободное время, повышают интерес к образовательному процессу, дополняя его новой формой работы. Цифровой образовательный ресурс - цифровое представление фотографий, видеоресурсов, имитационное и интерактивное моделирование, описывающие как динамические, так и статические модели, компоненты звукозаписи, векторные и растровые графические изображения, текстовые документы и многие другие элементы для организации образовательного процесса. Один из подтипов информационных ресурсов является электронный образовательный ресурс. К его функциям относят: создание, сбор, хранение, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу, распространение и использование данных, которые применяются техническими средствами для корректной работы. Разработке электронных образовательных ресурсов в форме игр для мобильных устройств и посвящено наше исследование.
Ключевые слова: мобильное приложение, образовательный процесс, образование, фреймворк, разработка, IDE, юзабилити, EdTech, электронное обучение, цифровой образовательный ресурс, электронный ресурс.
Annotation. The article discusses the features of using mobile applications for the educational process. The relevance of this work is due to the development of information technologies, the expansion of forms, methods and means of teaching, the wide spread of the distance form of the organization of the educational process. Applications for mobile devices allow students to study the subject at any time, increase interest in the educational process, complementing it with a new form of work. Digital educational resource is a digital representation of photographs, video resources, simulation and interactive modeling describing both dynamic and static models, sound recording components, vector and raster graphic images, text documents and many other elements for the organization of the educational process. One of the subtypes of information resources is an electronic educational resource. Its functions include: creation, collection, storage, processing, search, output, copying, transmission, distribution and use of data that are used by technical means for correct operation. Our research is devoted to the development of electronic educational resources in the form of games for mobile devices.
Key words: mobile application, educational process, education, framework, development, IDE, usability, EdTech, e-learning, digital educational resource, electronic resource.
Введение. В настоящее время ведущая роль в ведении деятельности образовательной организации любого уровня постепенно переходит от бумажных носителей, например, учебных пособий и рабочих тетрадей на печатной основе, к электронным цифровым образовательным платформам и кроссплатформенным приложениям.
К очевидным недостаткам бумажных носителей можно отнести высокий уровень риска потери или искажения данных. Польза от перевода на цифровые носители внутреннего документооборота организации бесспорна. Появляется возможность облачного хранения данных и доступа к ним из любого места с сохранением редактирования и внесения оценок. Данное условие сыграло важную роль в период начала пандемии новой коронавирусной инфекции в 2020 году, когда все образовательные организации перешли на дистанционный режим работы и обучения, и было важно сохранить все накопленные данные об успеваемости и посещаемости обучающихся для проведения зачетно-экзаменационной сессии в таком же, заочном формате.
Отдельное место в дистанционном обучении занимают образовательные онлайн-платформы. С их помощью любой человек может вне зависимости от возраста, занятости и профессии получить различные навыки и умения. Основную массу онлайн-курсов составляют образовательные программы в области информационно-коммуникационных технологий.
Группой компаний РосБизнесКонсалтинг (РБК) был проведён анализ действующих платформ ИТ-образования. По его результатам, объем инвестиций в отрасль развития информационных технологий составляет 30 миллиардов рублей.
Основной отличительной чертой онлайн-курсов, создающей максимальное удобство их использования, является переносимость, то есть возможность обучения сохранятся даже удаленно от места записи на курс и без необходимости использования стационарного компьютера для этого. Именно это и является решающим фактором для многих людей.
С другой стороны, у многих образовательных организаций высшего и профессионального образования отсутствуют свои электронные платформы для реализации программ обучения в дистанционном или смешанном форматах. Даже в случае наличия разработанных электронных платформ многие из них работают в десктопном режиме.
При изучении вопроса использования мобильных приложений в образовательном процессе, следует описать компоненты, из которых состоит система соединяющая информационные технологии и учебно-образовательный процесс.
Обучение с использованием информационных систем и технологий является электронным обучением, при котором отсутствует посредник между изложенным в интернете материалом и пользователем.
Цель образовательного процесса - развитие обучения, воспитания и личности с использованием методов, сформированных при организации учебно-воспитательных процессов, в единстве с самообразованием этой личности. Главной функцией является обеспечение усвоения знаний, умений и навыков на уровне государственного образовательного стандарта.
Изложение основного материала статьи. Цифровой образовательный ресурс - цифровое представление фотографий, видеоресурсов, имитационное и интерактивное моделирование, описывающие как динамические, так и статические модели, компоненты звукозаписи, векторные и растровые графические изображения, текстовые документы и многие другие элементы для организации образовательного процесса. Один из подтипов информационных ресурсов является электронный образовательный ресурс. К его функциям относят: создание, сбор, хранение, обработку, поиск, вывод, копирование,