Научная статья на тему 'К вопросу об учебно-методическом обеспечении профессионально-иноязычного образования студентов-дизайнеров'

К вопросу об учебно-методическом обеспечении профессионально-иноязычного образования студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE TRAINING / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / TRAINING MANUAL / CONTENT SELECTION / EXERCISE COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даричева Мария Вячеславовна

В данной статье раскрываются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, как одного из приоритетных направлений в высшем образовании. Обозначена актуальность профессионально-иноязычной подготовки будущих дизайнеров, поскольку иноязычное общение стало существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов, а также представлены цели и задачи профессионально-иноязычного образования. Рассмотрены особенности профессионально-иноязычного общения дизайнеров, представлены виды профессионально-иноязычной речевой деятельности дизайнеров и отмечены некоторые проблемы реализации задач обучения профессионально-иноязычному общению будущих специалистов в области дизайна в вузе, связанные с разным уровнем владения иностранным языком у учащихся и небольшим количеством аудиторных часов по дисциплине "Иностранный язык", а также проблемы в овладении студентами мастерством профессионального общения. Автор делится опытом создания учебно-методического пособия для обучения иноязычной профессиональной коммуникации дизайнеров. Описаны принципы профессиональной направленности и аутентичности, на которые авторы опирались при отборе содержания. Представлена характеристика разработанного учебно-методического пособия, а также приведены примеры различных типов языковых, условно-речевых и речевых упражнений и коммуникативных заданий, способствующих активизации профессионально-иноязычной лексики и развитию умений профессионально-иноязычного общения будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даричева Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ON THE EDUCATIONAL AND METHODICAL SUPPORT OF THE PROFESSIONAL AND FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF STUDENTS-DESIGNERS

In the article, the author considers the issue of professional-oriented teaching of a foreign language as one of the priorities in higher education. The relevance of the professional and foreign language training of future designers is indicated, since foreign language communication has become an essential component of the professional activities of specialists, and the goals and objectives of vocational and foreign language education are presented. The features of professional and foreign language communication of designers are considered, the types of professional foreign language speech activities of designers are presented. Also the author has underlined some problems of implementing the tasks of teaching professional foreign language communication of future design specialists. The problems are connected with different levels of students' foreign language skills and a small number of classroom hours for the discipline "Foreign Language". Some problems in the mastery of students' skills of professional communication are noted. The author shares the experience of creating a training manual for teaching foreign language professional communication. The principles of professional orientation and authenticity in selecting content are described. The characteristic of the developed training manual is presented as well as the examples of various types of language, conventional speech and speech exercises and communication tasks, contributing to the enhancement of professional foreign language vocabulary and the development of skills of professional foreign language communication of future designers.

Текст научной работы на тему «К вопросу об учебно-методическом обеспечении профессионально-иноязычного образования студентов-дизайнеров»

УДК 372.881.111.1

К ВОПРОСУ ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Даричева Мария Вячеславовна, к.п.н., доцент (e-mail: maria.dar@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье раскрываются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, как одного из приоритетных направлений в высшем образовании. Обозначена актуальность профессионально-иноязычной подготовки будущих дизайнеров, поскольку иноязычное общение стало существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов, а также представлены цели и задачи профессионально-иноязычного образования. Рассмотрены особенности профессионально-иноязычного общения дизайнеров, представлены виды профессионально-иноязычной речевой деятельности дизайнеров и отмечены некоторые проблемы реализации задач обучения профессионально-иноязычному общению будущих специалистов в области дизайна в вузе, связанные с разным уровнем владения иностранным языком у учащихся и небольшим количеством аудиторных часов по дисциплине "Иностранный язык", а также проблемы в овладении студентами мастерством профессионального общения. Автор делится опытом создания учебно-методического пособия для обучения иноязычной профессиональной коммуникации дизайнеров. Описаны принципы профессиональной направленности и аутентичности, на которые авторы опирались при отборе содержания. Представлена характеристика разработанного учебно-методического пособия, а также приведены примеры различных типов языковых, условно-речевых и речевых упражнений и коммуникативных заданий, способствующих активизации профессионально-иноязычной лексики и развитию умений профессионально-иноязычного общения будущих дизайнеров.

Ключевые слова: профессионально-иноязычное обучение, профессионально-иноязычное общение, учебное пособие, отбор содержания, комплекс упражнений

Введение

Профессионально-иноязычное образование является одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки специалиста. Иностранный язык является инструментарием получения и передачи научного знания из иностранных источников. Актуальность обращения к вопросам профессионально-иноязычной подготовки будущих дизайнеров становится существенным компонентом современных образовательных стандартов

высшего профессионального образования. Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Н. Д. Гальскова отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком [1]. По мнению Гальсковой Н.Д. иностранный язык является эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе.

Однако анализ современных научных исследований и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров показывает, что потенциальные возможности иностранного языка не используются в полной мере, существует нехватка учебных пособий и учебно-методического обеспечения целенаправленного развития профессиональной компетентности будущих дизайнеров средствами иностранного языка. Целью разработки специализированного учебного пособия для обеспечения профессионально-иноязычной подготовки будущих дизайнеров является заказ современного общества на наличие специалистов, способных осуществлять как межкультурное, так и профессиональное общение. Рабочая программа по иностранному языку для студентов направления 54.03.01 Дизайн и учебное пособие составлялись сотрудниками кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина с учетом требований рынка к компетенциям специалистов и нацелены на развитие умений профессионально-иноязычного общения, востребованных в данной профессиональной сфере.

Анализ учебно-методического пособия с точки зрения обучения профессионально-иноязычному общению

В учебно-методическом пособии М.В. Даричевой, М.С, Ляшенко "Учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов в вузе: Art and Design" реализованы отбор и систематизация языкового и речевого материала с учетом принципов профессиональной направленности и аутентичности. В основе принципа профессиональной направленности находится междисциплинарная интеграция иностранного языка со профессиональным блоком дисциплин по специальности с целью получения такого образовательного результата, который направлен на синергию как необходимый компонент получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессиональных личностных качеств [3]. Термин «профессионально-иноязычное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, ориентированного на работу с иностранными источниками, овладение профессиональной лексикой и терминологией, а в последнее время в связи с развитием общества и международное общение в сфере профессиональной деятельности [4]. Для достижения таких образовательных результатов необходимо следовать критериям аутентичности при отборе языкового мате-

риала, что предполагает использование в отборе оригинальных источников, созданных носителями языка. Оригинальные материалы отражают естественное функционирование языка в реальном социокультурном контексте, что соответствует цели профессионально-иноязычной подготовки, а также учебной мотивации и интересам будущих дизайнеров [8].

Отбор содержания подчиняется задаче направленности учебной информации на формирование и совершенствование умений профессионально-иноязычного общения, необходимых для выполнения профессионально-коммуникативных функций специалиста [9]. Содержание пособия аккумулируется в следующих разделах: «Describing Shapes», «Describing Light», «Describing Color», «Describing Placement», «Describing Style», «Physical Materials», «Electronic Equipment», «Basic Actions in Design», «Sketches and Drawings», «Applied Arts», «Graphic Arts», «Fine Arts». В целях организации самостоятельной работы и индивидуализации обучения в пособии предлагаются дополнительные тексты для внеаудиторного чтения по теме дизайн и комплекс заданий к текстам, аудио- и видеозаписи, интернет-ресурсы. В пособии также представлен обширный глоссарий терминов сферы дизайна и изобразительного искусства. Каждый раздел включает в себя профессиональную лексику, аутентичные тексты из разнообразных источников (журнальные статьи, электронная деловая переписка, рекламные проспекты, веб-страницы и др.), а также диалоги, имитирующие реальное профессиональное общение.

Методика формирования навыков профессионально -иноязычного обучения студентов-дизайнеров

В пособии имеется система упражнений и заданий, основанных на лексическом материале аутентичных текстов и иноязычно-коммуникативных профессиональных ситуаций, способствующих активизации словарного минимума, развитию письменной и устной речевой деятельности. Данные упражнения имеют разную степень коммуникативной свободы для обучаемых и детерминируют развитие иноязычных коммуникативных умений.

Первая группа, языковые упражнения, формирует у обучающихся языковые навыки словоизменения, формообразования, конструирования, и положительно сказывается на развитие речевых умений. Представим некоторые примеры языковых упражнений из вышеуказанного учебно-методического пособия [2]. Рассмотрим небольшой пример такого вида упражнений из раздела "Describing light" на заполнение пропусков активизируемыми лексическими единицами:

Complete the sentences below with the following words: opaque, sharp, bright, shade, contrast, dark, translucent, values, light

1) The artist has used adjacent color as the landscape recedes.

2) This particular painting is full of_colors and it expresses happiness.

3) I like the_of the white trousers with the black jacket.

4) The colors are well balanced and the picture is_.

5) He used a combination of transparent and_watercolors in his picture.

6) The sun's going down and it'll be_soon.

7) The_was so bright that I had to cover my eyes.

8) A good artist can produce a very realistic effect using only light and

9) This china is so fine and delicate that it's_.

Эффективными также являются языковые упражнения, направленные на соотнесение терминов с определениями. Задания на сопоставление термина из сферы дизайна с англоязычным определением представлены в каждом разделе данного учебно-методического пособия. Приведем примеры из раздела "Physical materials":

Match the words and phrases with the definitions

1) kiln A) a thin paint made with pigment in water

2) clay B) a soft substance that hardens when heated

3) thinner C) made with a slippery substance that doesn't

4) oil-based dissolve in water

5) watercolor D) a very hot oven that hardens ceramics

E) a material used to clean up paint or make it

flow smoothly

Данный подстановочный вид упражнений помогает не только тренировать лексику в контексте, но и закрепляет основные базовые понятия, которые вводятся в блоке основных теоретических дисциплин,

Вторая группа, условно-речевые упражнения, предполагает формирование речевых навыков владения подготовленной речью, а именно переход от навыков понимания и воспроизведения отдельных структур к их связному употреблению в монологической и диалогической речи (квазисвободное воспроизведение) [7]. При выполнении условно-речевых упражнений студенты участвуют в условно-коммуникативных ситуациях, имитирующих реальное профессиональное общение, но следующих инструкциям учебного пособия. Примером таких упражнений могут служить следующие задания: вопросно-ответные упражнения (раздел "Describing Colors"):

Follow the link and watch the video about colors. Then answer the questions:https://www.youtube.com/watch?v=L1CK9bE3H_s

1) What is saturation?

2) What is a tint?

3) What is a tone?

4) What are warn colors? What psychological effect do they produce?

5) What are cool colors? What psychological effect do they produce?

Также к условно-речевым упражнениям в данном пособии можно отнести задания, направленные на составление сообщения по ключевым сло-

вам и выражениям. Приведем пример задания на составление диалога по ключевым словам в разделе "Sketches and Drawings":

With a partner, act out the roles below. Use the following phrases and words:

Did you finish up ... ? I still want to add.. . You used ... , right? I used... to make ... lines... Are you happy with...?

graphite / charcoal / pencil / ink / ballpoint pen / chalk the outline / basic concept the client wants a... look

Student A: You are a designer. Talk to Student B about:

- a design that he or she is working on

- progress on the design

- materials used for the design

Student B: You are a designer. Talk to Student A about a design that you are working on.

Данный вид упражнений носит обучающий характер, так как предполагает формирование высказываний на заранее отобранном языковом материале. В данном случае идет апеллирование к мотивационной стороне и интересам обучающихся. Видео-контент воспринимается студентами как более интересная форма презентации учебного материала [5]. Преподаватель может заранее снять сложности восприятия лексического материала, предложив просмотр видео фрагмента с английскими субтитрами. А также такой вид задания эффективен при организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторные часы. Условно-речевые упражнения характеризуются значительным наличием репродуктивных элементов, условностью коммуникации, учебным характером мотивации при осуществлении устно-речевой деятельности

В рассматриваемом учебно-методическом пособии третья группа, речевые упражнения, представлена в виде творческих коммуникативных заданий, в которых профессионально- иноязычное общение на английском языке происходит в рамках профессиональной тематики, что дает своего рода синергетический эффект, о котором речь шла выше. Данные упражнения включают в себя беседы по ситуации (раздел "Physical Materials") Приведем пример таких заданий, как дискуссия и проектное задание: - Discussion "Art Supplies I Can't Live Without". Answer the questions:

1) Do you think you have your own style in drawing/painting?

2) Can you define an artist by the style of a painting?

3) Give examples of the artists/painters whose style is more familiar to you. Данные упражнения нацелены на формирование высокого уровня самостоятельности высказывания, носят продуктивный характер, что характеризует в свою очередь когнитивные умения высокого уровня, такие как креативность мышления, творческий подход, умение критически мыслить

и анализировать через сопоставление. За счет развития мыслительной деятельности происходит и формирование более высокого уровня овладения устной речью, в которой студенты отражают умения выбирать факты, сравнивать и обобщать. Как результат таких заданий, студенты научаются формировать высказывание, которое отражает личностное суждение, основанное на жизненном опыте или предшествующих знаниях. Данный вид упражнений позволяет систематизировать знания междисциплинарного характера. Данные упражнения с точки зрения методики являются могут быть использованы как задания, контролирующие как понимание на уровне синтеза содержания пройденной темы, так и говорение на уровне употребления соответствующих лексических единиц [7].

Выводы

Профессиональное общение является важнейшим аспектом профессиональной деятельности, в силу чего будущим специалистам сферы дизайна необходима специальная подготовка, детерминированная спецификой задач, решаемых в ходе образовательного процесса. Обучение профессиональному общению как значимому профессионально-личностному качеству будущих специалистов в области дизайна становится актуальным направлением научно-практических изысканий. Развитие профессионально ориентированного общения рассматривается нами как один из способов повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области дизайна к деятельности в условиях интегрированных рынков труда.

При структурировании содержания обучения профессионально-иноязычному общению и созданию учебно-методического пособия мы стремились к тщательному отбору языкового и предметного материала, включению в содержание обучения лишь того минимума языковых явлений, который обеспечит выполнение профессионально важных коммуникативных функций, а также постарались уделить внимание самообразовательным способностям студентов. Самообразовательные способности и осознанность учения зависят от мотивации и волевых качеств учащихся, которые можно развивать, интегрируя познавательную самостоятельность студентов в систему адекватных технологий самообучения во время занятий [5].

Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. М.: ФРКТИ-Глосса, 2000. 165 с.

2. Даричева М.В., Ляшенко М.С. Учебно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки студентов в вузе ЛВТ&ВЕБЮК (на примере английского языка). Н.Новгород: НГПУ, 2019. 161 с.

3. Ерофеева Е.В., Скопова Л.В. Специфика разработки профессионально ориентированного учебного пособия по обучению французскому языку как второму иностранному // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С.129-135.

4. Матухин Д.Л. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. Языкознание. 2011. № 2. С.121-129.

5. Минеева О.А., Ляшенко М.С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т.7. № 4 (25). С. 269-273.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/4/1911 (дата обращения: 24.06.2019)

7. Стародубцева О.Г. Типы упражнений для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013. 2(2) . C.45-48.

8. Цветкова С.Е., Терехова Е.А. Содержательный аспект профессионально-иноязычной подготовки будущих инженеров в области кораблестроения // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия "Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии". 2014. № 1. С.83-91.

9. Шамов А.Н., Ким О.М. Корпоративная программа обучения "Английский язык для профессиональной деятельности" в современном образовательном пространстве: цели, содержание и результаты // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 3 (24). С.5.

Daricheva Maria Vyacheslavovna, Cand.Ped.Sci associate professor (e-mail: maria.dar@mail.ru)

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

TO THE ISSUE ON THE EDUCATIONAL AND METHODICAL SUPPORT OF THE PROFESSIONAL AND FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF STUDENTSDESIGNERS

Abstract. In the article, the author considers the issue of professional-oriented teaching of a foreign language as one of the priorities in higher education. The relevance of the professional and foreign language training of future designers is indicated, since foreign language communication has become an essential component of the professional activities of specialists, and the goals and objectives of vocational and foreign language education are presented. The features of professional and foreign language communication of designers are considered, the types of professional foreign language speech activities of designers are presented. Also the author has underlined some problems of implementing the tasks of teaching professional foreign language communication of future design specialists. The problems are connected with different levels of students' foreign language skills and a small number of classroom hours for the discipline "Foreign Language". Some problems in the mastery of students' skills of professional communication are noted. The author shares the experience of creating a training manual for teaching foreign language professional communication. The principles of professional orientation and authenticity in selecting content are described. The characteristic of the developed training manual is presented as well as the examples of various types of language, conventional speech and speech exercises and communication tasks, contributing to the enhancement of professional foreign language vocabulary and the development of skills of professional foreign language communication of future designers.

Key words: professional foreign language training, professional foreign language communication, training manual, content selection, exercise complex

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.