Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ» В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА'

РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ» В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
32
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаева Светлана Александровна, Шумакова Ольга Александровна

Статья посвящена исследованию потенциала дисциплины «Деловая коммуникация» в развитии коммуникативной культуры специалиста. Авторы обращают внимание на то, что существующие программы профессиональной переподготовки современного специалиста любой области деятельности помимо прочего имеют целью формирование коммуникативной компетенции. В связи с этим ярко выраженная коммуникативная направленность дисциплины «Деловая коммуникация» делает ее чрезвычайно значимой в образовательном процессе. В статье акцентируется внимание на практической значимости дисциплины «Деловая коммуникация» для развития навыков грамотной профессиональной речи специалиста любой области. Кроме того рассматриваются некоторые вопросы содержания указанной дисциплины, а также излагаются практические рекомендации преподавателям дисциплины «Деловая коммуникация», способствующие повышению эффективности процесса ее преподавания. В статье анализируется роль и место указанной дисциплины в процессе становления специалиста, а также особенности ее реализации в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаева Светлана Александровна, Шумакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE DISCIPLINE “PROFESSIONAL COMMUNICATION” IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT

The article is dedicated to the analysis of the academic discipline “Professional communication” in specialist culture development. The authors pay attention to the fact that all programs of professional retraining of any specialist nowadays tend to be directed to the development of communicative competence. Thus communicative orientation of the discipline makes it specifically significant in training process. The article underlines practical value of the discipline for a specialist in any professional field especially for his professional verbal skills development. The article discusses some practical recommendations aiming to make the teaching process (for teachers of the discipline “Professional communication”) more effective. The authors study the role and place of the discipline in the process of specialist professional development and specify practical characteristics of its implementation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ» В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА»

Роль и место дисциплины «Деловая коммуникация» в процессе становления профессиональной коммуникативной культуры специалиста

Нечаева Светлана Александровна,

кандидат культурологии, доцент факультета гуманитарных наук, Московский международный университет E-mail: snech@mail.ru

Шумакова Ольга Александровна,

кандидат педагогических наук, эксперт-консультант по подготовке к международным экзаменам по английскому языку, Центр иностранных языков «Oxford» E-mail: shumackovaolia@yandex.ru

Статья посвящена исследованию потенциала дисциплины «Деловая коммуникация» в развитии коммуникативной культуры специалиста. Авторы обращают внимание на то, что существующие программы профессиональной переподготовки современного специалиста любой области деятельности помимо прочего имеют целью формирование коммуникативной компетенции. В связи с этим ярко выраженная коммуникативная направленность дисциплины «Деловая коммуникация» делает ее чрезвычайно значимой в образовательном процессе. В статье акцентируется внимание на практической значимости дисциплины «Деловая коммуникация» для развития навыков грамотной профессиональной речи специалиста любой области. Кроме того рассматриваются некоторые вопросы содержания указанной дисциплины, а также излагаются практические рекомендации преподавателям дисциплины «Деловая коммуникация», способствующие повышению эффективности процесса ее преподавания. В статье анализируется роль и место указанной дисциплины в процессе становления специалиста, а также особенности ее реализации в учебном процессе.

Ключевые слова: Деловая коммуникация, коммуникативная культура, коммуникативная компетенция специалиста, профессиональная деятельность.

о с

CJ

сэ см о см

Современное общество характеризуется кардинальными изменениями, связанными с усиливающимися процессами глобализации, интеграции, гуманизации, затрагивающими все сферы человеческой деятельности. Эти трансформации существенно корректируют требования, предъявляемые к современному специалисту. Независимо от направления осуществляемой профессиональной деятельности, он должен не только обладать определенным набором профессиональных навыков, но и быть способным творчески подходить к решению профессиональных задач, преломляя их через призму своих личностных характеристик.

Эти изменения требуют незамедлительной и существенной переработки образовательных программ. В настоящее время происходит кардинальное переосмысление направления образования. С одной стороны, подход к образовательному процессу становится прагматичным, узкопрофессиональным; с другой стороны - процессы интеграции и гуманизации образования становятся все более значимыми [1]. В связи с этим одним из ключевых понятий в процессе профессиональной подготовки, послевузовского образования и профессиональной переподготовки становится «культура личности». Указанное понятие неоднозначно трактуется в современной литературе. В данном контексте следует взять за основу определение, данное в педагогическом словаре, «совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов... [2]. Анализируя указанное определение, можно заметить, что одной из ключевых составляющих культуры личности (в частности, культуры личности профессионала) является коммуникативная культура специалиста, понимаемая как «часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя» [2]. Развитие коммуникативной культуры специалиста является не только фактором формирования профессиональной культуры личности специалиста, но и ключевым компонентом, определяющим эффективность и успешность его профессиональной деятельности в целом. Поэтому развитие коммуникативной культуры является неотъемлемой составляющей базовой части профессиональной подготовки специалиста лю-

бой сферы деятельности. Как отмечают исследователи, задачей преподавателя является не только воспитание личности, способной принимать активное участие в процессе общения и обмениваться информацией в разных сферах общественной жизни, но и формирование новых знаний, привитие общечеловеческих ценностей. Коммуникативная культура в этом смысле является необходимой составляющей современного специалиста в любой сфере деятельности [3].

Анализируя процесс профессиональной переподготовки или послевузовского образования, мы коснемся проблемы совершенствования профессиональных компетенций специалиста. Следует отметить, что значимой характеристикой компетентности специалиста является эффективное использование полученных знаний, умений и навыков. Это в свою очередь предполагает способность ориентироваться в бесконечном разнообразии профессиональных и жизненных ситуаций, успешно работать даже в условиях отсутствия готовых алгоритмов решения задач, проявлять творческое мышление в нестандартных ситуациях, плодотворно сотрудничать с коллегами и межличностной средой, обладать развитым самосознанием.

Исходя из вышесказанного, очевидным становится, что коммуникативная культура является важнейшим компонентом эффективной профессиональной деятельности.

Высшее профессиональное образование специалиста в любой сфере профессиональной деятельности в решении данной задачи во многом опирается на такие учебные дисциплины как «Русский язык и культура речи» и «Культура речи». В рамках данных дисциплин обучающиеся усваивают нормативные, коммуникативные и стилистические аспекты современного русского языка. Программа профессиональной переподготовки специалиста непосредственно нацелена либо на формирование коммуникативной компетенции, либо отдельных коммуникативных навыков, необходимых для решения профессиональных задач. Огромным потенциалом в решении данной проблемы обладает дисциплина «Деловая коммуникация». Поскольку преподаватели данной дисциплины имеют дело со специалистами, уже осуществляющими профессиональную деятельность, большое значение для них имеет обратная связь, которая позволяет анализировать интересы и потребности обучающихся и корректировать программу обучения в соответствии с изменяющимися реалиями самой профессиональной деятельности. Опираясь на знания, приобретенные посредством изучения предмета «Русский язык и культура речи», преподаватели дисциплины «Деловая коммуникация» акцентируют внимание на обучении таким аспектам коммуникативной культуры, которые являются актуальными для специалистов в определенной области профессиональной деятельности. В частности, если профессиональная деятельность обучающегося связана с научными исследованиями, то значимыми здесь могут яв-

ляться следующие навыки: выступление с докладом, ведение научного спора, ответы на вопросы оппонента, научное обоснование теории, а также подготовка и оформление научной статьи. Если программа переподготовки, повышения квалификации предназначена для руководителей, то исходя из условий осуществления профессиональной деятельности, руководителю важно быть в состоянии эффективно решать множество коммуникативных профессиональных задач (доведение информации до сведения подчиненных, доклад в сопровождении мультимедийной презентации, отчет о результатах профессиональной деятельности за определенный период времени, представление направления и целей будущей деятельности, организация переговоров и деловых встреч, организация воспитательных бесед с молодыми специалистами, а также деловая переписка и др.).

Кроме того, в рамках дисциплины «Деловая коммуникация» обучающиеся имеют возможность проанализировать некоторые аспекты невербального межличностного общения (такие как понимание невербальных знаков процесса коммуникации, значения положение тела в пространстве на успех публичного выступления и т. д). Как показывает практика, данный аспект коммуникативной культуры часто не принимается во внимание преподавателями и обучающимися, хотя оказывает значительное влияние на повышение эффективности процесса профессиональной коммуникации.

Наряду с вышеперечисленным дисциплина «Деловая коммуникация» имеет ярко выраженную воспитательную составляющую. Основная воспитательная задача заключается, на наш взгляд, в формировании уважительного отношения к партнеру по коммуникации. Под уважительным отношением к партнеру по коммуникации мы понимаем соблюдение норм современного русского языка (с учетом коммуникативной ситуации) и жесткий запрет на использование бранной, ненормативной лексики.

Развивая коммуникативную культуру, преподаватель развивает личность обучающихся, формирует умение глубоко осмысливать получаемую информацию, осознавать эффект, оказываемый высказанным или написанным текстом, в связи с чем развивает умение анализировать уместность употребления тех или иных речевых единиц в различных ситуациях профессионального общения. Воспитательный потенциал дисциплины «Деловая коммуникация» может быть реализован посредством выбора преподавателем учебных материалов, нацеленных на формирование бережного отношения к родному языку, пониманию его значимости в системе мировых языков; посредством подготовки определенных заданий, развивающих способность обучающихся осознавать влияние тех или иных языковых единиц на аудиторию во время беседы или публичного выступления и т.д. Таким образом, средствами своей дисциплины преподаватель развивает способность обучающихся само-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

стоятельно и творчески подходить к решению коммуникативных задач в профессиональной сфере. Для достижения заявленных целей необходимо также четко представлять объем содержания учебной дисциплины.

Содержание программы учебной дисциплины «Деловая коммуникация» должно строиться на трех основных принципах, а именно:

1) точное определение объема содержания дисциплины и форм проведения занятий;

2) рациональное распределение изучаемого материала между аудиторными занятиями и внеаудиторной самостоятельной работой с переносом акцента на самостоятельную работу в форме выполнения индивидуальных заданий при подготовке к аудиторным занятиям;

3) разработка краткосрочных факультативных, дистанционных курсов, ориентированных на актуальные запросы и интересы обучающихся.

Проблема определения объема содержания учебной дисциплины заключается, на наш взгляд, в отсутствии единого понимания реальных потребностей обучающихся и, соответственно, того, чему учить. Анализ рабочих программ по данной дисциплине свидетельствует о том, что, как правило, они состоят из трех блоков: нормативного, стилистического и риторического и по содержанию частично или полностью совпадают с программами вузовской подготовки дисциплины «Русский язык и культура речи».

Представляется, что обучение данной дисциплине должно основываться на научном подходе и строится с учетом таких дидактических принципов, как комплексное формирование умений и навыков при соблюдении целесообразной последовательности; целесообразная индивидуализация учебного процесса в условиях коллективного обучения; проведение занятий в интерактивной форме; активизация речемыслительной деятельности и творческой активности обучающихся посредством проблемного обучения; учет специфики профессиональной деятельности обучающихся при отборе методов преподавания и учебных материалов; целенаправленное формирование у обучающихся умения самообразовательной деятельности и самоконтроля; постоянная обратная связь между преподавателем и обучающимися с целью получения информации об уровне усвоения учебного материала, степени мотивированности, индивидуальных проблемах и потребности в помощи.

Достижение этой цели в полном объёме требует от преподавателя не только знания основных теоретических положений дисциплины, но и владения эффективной методикой обучения. Выбор формы организации изучения данной учебной дисциплины в рамках программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, ° а также грамотного распределения содержания " учебной дисциплины между аудиторными заняти-^ ями и внеаудиторной (самостоятельной, дистанци-^ онной) работой является сегодня весьма актуаль-Ц ной задачей.

Реализация программы дисциплины «Деловая коммуникация» предусматривает использование в учебном процессе таких форм аудиторных занятий, как лекция, лекция-дискуссия, лекция с элементами визуализации, видеолекция (при дистанционной форме обучения) практическое занятие -тренинг, коммуникативно-деловая игра.

Включение в лекционные занятия элементов дискуссии способствует выводу обучающихся из зоны «комфорта» - пассивного восприятия информации с элементами конспектирования -и активизации ментальных усилий обучающихся при изучении сложных, а иногда противоречивых явлений. Целью любой дискуссии является получение аргументированного свободного, неподготовленного высказывания по проблеме. При этом следует помнить, что в качестве объединяющего начала должна выступать тема, а не тезис. Полемическая ситуация способствует развитию не только навыков порождения точного и аргументированного выражения своей мысли, корректной реакции на доводы оппонента, но и такого важного для руководителя качества, как умение внимательно слушать речь другого.

Как показывает наш опыт, элементы дискуссии можно включать как в начале занятия для возбуждения интереса к рассматриваемой проблеме, так и в конце занятия для выработки собственной позиции по уже рассмотренному вопросу.

Практические занятия в форме тренингов должны являться основной формой обучения. Цель практических занятий - формирование практических навыков построения точного, логичного, уместного и стилистически целесообразного высказывания по профессионально значимым темам. На практических занятиях выполняются упражнения, направленные, прежде всего, на выработку практических умений и навыков грамотно формулировать проблемы, четко и аргументированно высказывать свои мысли и суждения, вести беседу, дискуссию, применять различные риторические приемы и уклонятся от полемических уловок оппонента. Для повышения эффективности учебного процесса мы рекомендуем использовать творческо-поисковые задания, ролевые игры, диспуты и дискуссии. Задания творческого характера направлены на формирование навыков четкой постановки вопроса или проблемы и составление плана высказывания. Благодаря данным формам обучения обучающиеся получают чувство новизны и постоянного усложнения собственных действий в языковом и коммуникативном плане. План подготовки к каждому занятию должен включать задания типа «подготовить сообщение на тему», «подготовить доклад на тему».

Работа над речевой культурой процесс длительный и многоаспектный, представляющий собой обучение, прежде всего, общению. На наш взгляд, в условиях дефицита времени, важно предложить обучающимся не только традиционные программы дополнительного обучения, связанные с вузовской программой подготовки

специалиста, но и краткосрочные (не более 36 ч.) очно-дистанционные программы. Основной целью данных программ должны стать общекультурное и профессиональное развитие обучающихся, воспитание речевой культуры и совершенствование коммуникативных навыков. Преимуществом краткосрочных очно-дистанционных программ обучения является их ориентированность на актуальные запросы и интересы обучающихся, возможность обучаться на дистанционном этапе в любое время без продолжительного отрыва от основной профессиональной деятельности.

Использование предложенных форм в учебном процессе позволит придать дисциплине «Деловая коммуникация» более выраженную коммуникативную направленность, что, безусловно, будет способствовать сближению задач речевого и профессионального развития современного специалиста, речь которого должна соответствовать нормам современного русского литературного языка и профессиональному узусу.

Литература

1. Использование образовательного потенциала дисциплины «русский язык и культура речи». / https://idaten.ru/philology/ispolzovanie-obrazovatelnogo-potenciala, 26.04.2017

2. Педагогический словарь. / www.вокабула.рф/ словари/педагогический-словарь

3. Чуйкина, Л.А., Алдыназарова, Р.М. Культура речи как составная часть профессионально-

го образования будущего инженера. / Lingua mobilis № 1 (34), 2012

THE ROLE AND PLACE OF THE DISCIPLINE "PROFESSIONAL COMMUNICATION" IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT

Nechaeva S.A., Shumakova O.A.

Moscow International University; Centre for foreign languages "Oxford"

The article is dedicated to the analysis of the academic discipline "Professional communication" in specialist culture development. The authors pay attention to the fact that all programs of professional retraining of any specialist nowadays tend to be directed to the development of communicative competence. Thus communicative orientation of the discipline makes it specifically significant in training process. The article underlines practical value of the discipline for a specialist in any professional field especially for his professional verbal skills development. The article discusses some practical recommendations aiming to make the teaching process (for teachers of the discipline "Professional communication") more effective. The authors study the role and place of the discipline in the process of specialist professional development and specify practical characteristics of its implementation.

Keywords: Professional communication, communicative culture, communicative competence, professional practice.

References

1. Discipline "The Russian Language and speech culture", the use of its educational capacity. / https://idaten.ru/philology/ ispolzovanie-obrazovatelnogo-potenciala, 26.04.2017

2. Pedagogical dictionary. / www.вокабула.рф/словари/ педагогический-словарь

3. Chuikina, L. A., Aldinazarova, R.M Speech culture as a component of future engineer professional development. / Lingua mo-bilis № 1 (34), 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.