Научная статья на тему 'Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине "Культура речи и деловое общение"'

Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине "Культура речи и деловое общение" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / КЕЙСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Наталья Михайловна

Введение. Создание эффективной методики формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках вузовского обучения будущего специалиста является актуальной проблемой лингводидактики высшей школы. Цель. Реализация комплексного подхода с помощью применения инновационных технологий: интегративного междисциплинарного подхода и интерактивных методов обучения в организации вузовского лингвистического обучения позволяет расширить образовательное поле дисциплины «Культура речи и деловое общение», формирование профессионально значимых компетенций студентов. Материалы и методы. Обучение строится на основе коммуникативно-деятельностного подхода, направленного на совершенствование языковой и коммуникативной компетенции студентов, а также на воспитание у них «языкового чутья». Реализация данного комплексного подхода возможна посредством развития речевых навыков студентов на специально отобранном профессионально ориентированном дидактическом материале в специально смоделированной речевой ситуации, которая приближает студентов к речевой ситуации, потенциально возможной в их дальнейшей профессиональной деятельности. В статье рассматривается практика применения таких методов и форм работы, как лингвистический анализ текста, деловая игра, кейсовые технологии, рефлексия, тренинговые технологии (тренинги деловой коммуникации, развития коммуникативных умений, тренинг-жесты) и так далее. Результаты исследования, обсуждения. Интегративный междисциплинарный подход в сочетании с интерактивными формами и методами в преподавании помогает в полной мере раскрыть творческий потенциал студентов, перейти из разряда обучаемых в разряд креативно мыслящих обучающихся, что является необходимым условием для совершенствования профессиональных компетенций. Заключение. Интерактивная коммуникативная подготовка важная составляющая профессиограммы будущего специалиста. Умение ориентироваться в речевой ситуации профессионального общения, определять коммуникативную стратегию и формировать коммуникативные тактики речевого поведения, гибко использовать систему коммуникативных техник для достижения прогнозируемого результата являются основами коммуникативных знаний и навыков, необходимых профессионалу в производственной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speech culture and business communication: the use of innovative technologies for professional communicative competence formation of university students

Introduction. An urgent problem of linguistic didactics of higher education is to create an effective methodology that forms future specialist’s professional communicative competence in the framework of the university training. Purpose. An integrated approach implementation through the use of such innovative technologies as interactive teaching methods and an integrated interdisciplinary approach allows to expand the educational field of the discipline “Speech Culture and Business Communication” and to form professionally significant students’ competences in linguistic training at the university. Materials and methods. The communicative approach based on activity is aimed at improving students’ linguistic and communicative competence, as well as on the “linguistic feeling”. This complex approach implementation is possible through students’ speech skills development on a specially selected professional didactic material in a specially modeled speech situation which brings students closer to the speech situation possible in their future professional activities. The article deals with practical application of such methods and forms of work as linguistic text analysis, business game, case technologies, reflection, training technologies (business communication training, personal development, communication skills, training gestures), etc. Results, discussion. Integrative interdisciplinary approach in combination with interactive forms and methods in teaching help to reveal the students’ creative potential and creative thinking, which is a necessary condition for the improvement of professional competencies. Conclusion. Interactive communication training is an important component of the future specialist’s professional chart. The ability to succeed in the situation of professional communication, to determine the communicative strategy and to form communicative tactics of speech behavior, to be flexible in communicative techniques and to achieve the predicted result are the foundations of communicative knowledge and skills that are so necessary for a professional.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине "Культура речи и деловое общение"»

УДК 378.14 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-51 -55

Формирование профессиональной коммуникативной компетенции

у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение»

Н. М. Лазарева

Межрегиональный открытый социальный институт, г. Йошкар-Ола

Введение. Создание эффективной методики формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках вузовского обучения будущего специалиста является актуальной проблемой лингводидактики высшей школы. Цель. Реализация комплексного подхода с помощью применения инновационных технологий: интегративного междисциплинарного подхода и интерактивных методов обучения - в организации вузовского лингвистического обучения позволяет расширить образовательное поле дисциплины «Культура речи и деловое общение», формирование профессионально значимых компетенций студентов. Материалы и методы. Обучение строится на основе комму-никативно-деятельностного подхода, направленного на совершенствование языковой и коммуникативной компетенции студентов, а также на воспитание у них «языкового чутья». Реализация данного комплексного подхода возможна посредством развития речевых навыков студентов на специально отобранном профессионально ориентированном дидактическом материале в специально смоделированной речевой ситуации, которая приближает студентов к речевой ситуации, потенциально возможной в их дальнейшей профессиональной деятельности. В статье рассматривается практика применения таких методов и форм работы, как лингвистический анализ текста, деловая игра, кейсовые технологии, рефлексия, тренинговые технологии (тренинги деловой коммуникации, развития коммуникативных умений, тренинг-жесты) и так далее. Результаты исследования, обсуждения. Интегративный междисциплинарный подход в сочетании с интерактивными формами и методами в преподавании помогает в полной мере раскрыть творческий потенциал студентов, перейти из разряда обучаемых в разряд креативно мыслящих обучающихся, что является необходимым условием для совершенствования профессиональных компетенций. Заключение. Интерактивная коммуникативная подготовка - важная составляющая профессиограммы будущего специалиста. Умение ориентироваться в речевой ситуации профессионального общения, определять коммуникативную стратегию и формировать коммуникативные тактики речевого поведения, гибко использовать систему коммуникативных техник для достижения прогнозируемого результата являются основами коммуникативных знаний и навыков, необходимых профессионалу в производственной сфере.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, инновационные педагогические технологии, коммуникативно-деятельностный подход, культура профессиональной речи, интегративный междисциплинарный подход, кейсовые технологии.

Speech culture and business communication:

the use of innovative technologies for professional communicative competence formation of university students

N. M. Lazareva

Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola

Introduction. An urgent problem of linguistic didactics of higher education is to create an effective methodology that forms future specialist's professional communicative competence in the framework of the university training. Purpose. An integrated approach implementation through the use of such innovative technologies as interactive teaching methods and an integrated interdisciplinary approach allows to expand the educational field of the discipline "Speech Culture and Business Communication" and to form professionally significant students' competences in linguistic training at the university. Materials and methods. The communicative approach based on activity is aimed at improving students' linguistic and communicative competence, as well as on the "linguistic feeling". This complex approach implementation is possible through students' speech skills development on a specially selected professional didactic material in a specially modeled speech situation which brings students closer to the speech situation possible in their future professional activities. The article deals with practical application of such methods and forms of work as linguistic text analysis, business game, case technologies, reflection, training technologies (business communication training, personal development, communication skills, training gestures), etc. Results, discussion. Integrative interdisciplinary approach in combination with interactive forms and methods in teaching help to reveal the students' creative potential and creative thinking, which is a necessary condition for the improvement of professional competencies. Conclusion. Interactive communication training is an important component of the future specialist's professional chart. The ability to succeed in the situation of professional communication, to determine the communicative strategy and to form communicative tactics of speech behavior, to be flexible in communicative techniques and to achieve the predicted result are the foundations of communicative knowledge and skills that are so necessary for a professional.

Keywords: professional communicative competence, innovative pedagogical technologies, the communicative approach based on activity, culture of professional speech, integrative interdisciplinary approach, case technologies.

© Лазарева Н. М., 2018

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения к содержанию и цели обучения, ориентированного на формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего выпускника вуза, большое внимание в организации учебного процесса в настоящее время уделяется речевому развитию бакалавров, овладению ими в процессе обучения всеми видами речевой деятельности. Первоначальное формирование основных профессиональных знаний, умений и навыков специалиста осуществляется в период обучения в вузе. Умение грамотно устно и письменно выражать свои мысли, хорошо ориентироваться в профессиональных речевых ситуациях, владеть навыками применения устной и письменной профессиональной речи является одним из основных элементов профессиональной подготовки студента. На современном этапе высшая школа при подготовке бакалавров нацелена на применение компетентностного подхода. Профессионально ориентированные образовательные программы, составленные в соответствии с требованиями работодателей, ставят перед преподавателями высшей школы новые задачи и новые ориентиры.

Одной из актуальных задач современной линг-водидактики высшей школы является создание эффективной методики преподавания дисциплины «Культура речи и деловое общение», имеющей своей целью формирование теоретических знаний и практических умений и навыков, связанных с реализацией механизмов делового общения, в первую очередь, повышением уровня практического владения современным русским литературным языком в профессиональной сфере деятельности.

Учитывая большую значимость формирования профессиональной коммуникативной компетенции будущих выпускников, считаем, что наиболее эффективной является методика профессионально ориентированного обучения речевой деятельности, основанная на междисциплинарной интеграции дисциплины «Культура речи и деловое общение» с базовыми профессиональными и специальными учебными дисциплинами посредством применения интерактивных методов обучения.

Необходимость интеграции дисциплины «Культура речи и деловое общение» с другими вузовскими дисциплинами признается многими

учеными-методистами и преподавателями-практиками, которые предлагают разные обоснования использования данного подхода. Традиционным считается установление связей данной дисциплины с гуманитарными дисциплинами базовой части. Последователи этого методического направления (Куиджева А. А., Стурикова М. В., Тесли-кова Н. Н.) [3; 6; 7] полагают, что традиционные связи речеведческих дисциплин с другими предметами базируются на их гуманитарной составляющей [7, с. 32-36]. Таким образом, дисциплина «Культура речи и деловое общение» коррелирует-ся с такими дисциплинами речеведческой направленности, как «Культурология и религиоведение», «Философия», «История», «Социология», «Иностранный язык», «Правоведение», «Документа-ционное обеспечение управления» и так далее. Коммуникативная направленность дисциплины, когда в центре внимания находятся общение, речевая деятельность, позволяет связать данный курс с дисциплинами «Управление персоналом», «Управление конфликтами» и так далее. Обязательные дисциплины профессиональной направленности, являющиеся ядром вузовского обучения, не имея целенаправленной речевой ориентации, тем не менее имеют общие с дисциплиной «Культура речи и деловое общение» понятия, термины. К примеру, она связана со следующими дисциплинами, входящими в учебный план направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (Финансовый менеджмент): «Бизнес-коммуникации», «Теория менеджмента», «Маркетинг».

Идея междисциплинарной интеграции как одного из наиболее эффективных способов реализации коммуникативно-деятельностного подхода к профессионально ориентированному обучению на основе связей данной дисциплины с профессиональными дисциплинами базовой части учебного плана активно обозначена во многих работах, посвященных специфике преподавания подобных курсов, однако конкретные пути такой интеграции учеными-методистами не раскрываются [2; 9]. Традиционным считается применение в обучении определенного профессионально ориентированного дидактического материала из учебников по направлению подготовки или конкретных приемов, которые могли бы использоваться в той или иной смоделированной речевой ситуации.

Подобный подход, на наш взгляд, не является комплексным и не способствует успешному

формированию профессиональной коммуникативной компетенции будущего выпускника вуза. Необходимо в первую очередь сблизить данную дисциплину с направлением подготовки будущего выпускника со спецификой его будущей профессиональной деятельности. Данный подход обеспечит также дополнительную мотивацию к изучению дисциплины, позволит обеспечить практикоориентированный подход.

Междисциплинарная интеграция дисциплины «Культура речи и деловое общение» наиболее эффективно осуществляется путем применения интерактивных методов обучения в организации учебного процесса [1; 4; 5; 10]. Потенциалом для формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов обладают интегрированные занятия, на которых осуществляются сочетание и взаимодействие основ нескольких учебных дисциплин, в результате чего знания и умения по данным дисциплинам формируются в комплексе. Вместе с этим реализуются перспективные межпредметные связи: в учебный процесс включаются темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов, которые позднее будут подробно рассматриваться при изучении специальных базовых дисциплин. Помимо собственно интегрированных занятий, проводятся лекции и практикумы с элементами интеграции. В качестве интегративных элементов выступают профессионально значимые теоретические сведения, с которыми знакомит студентов либо преподаватель, либо однокурсники (выступления с информационным высказыванием на учебно-профессиональную тему); анализ учебников по интегрируемым с дисциплиной «Культура речи и деловое общение» специальным базовым дисциплинам и создание на этой основе разного рода вторичных текстов (устных и письменных) профессиональной направленности; задания, направленные на анализ речевых ситуаций, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности. Для осуществления частичной интеграции широко применяются профессионально ориентированные тексты. Их использование на занятиях обогащает речь студентов профессионально маркированными языковыми средствами, а также позволяет включать в систему обучения в качестве объекта понимания и коммуникативной реализации ключевые проблемы, связанные с будущей специ-

альностью. Оба этих аспекта крайне значимы для формирования профессиональной коммуникативной компетенции, так как профессионализм участников общения связан в первую очередь со знанием предметной базы и лексико-грам-матических средств профессиональной сферы общения для создания текстов в соответствии с жанрами устной и письменной профессиональной речи. Существенными возможностями для реализации междисциплинарной интеграции обладает работа со специфичными для профессиональной речи языковыми средствами: орфоэпическими, лексическими, стилистическими, грамматическими. Практическая направленность дисциплины обусловливает необходимость применения на занятиях речевого и коммуникативного тренингов, включающих в себя различные упражнения и задания (упражнения по технике речи, упражнения по моделированию текстов профессиональной направленности, упражнения по анализу языка деловых документов и т. д.).

В методологии курса «Культура речи и деловое общение» основной акцент делается на применение активных и интерактивных форм обучения: компьютерной симуляции (использование мультимедийных технологий в процессе занятий, посвященных речевым ситуациям профессионального дискурса); деловых и речевых играх (создание речевых ситуаций профессионального официально-делового общения); разборе конкретных ситуаций (анализ реферативных студенческих выступлений); тренингах (тестирование в ракурсе проверки полученных в ходе изучения курса умений и навыков), мастер-классах специалиста (анализ рекомендаций специалиста с точки зрения применения их в деловой риторике).

Интерактивные формы и методы в преподавании помогают в полной мере раскрыть творческий потенциал учащихся, перейти из разряда обучаемых в разряд креативно мыслящих обучающихся, что является необходимым условием для совершенствования профессиональных компетенций. К числу таких форм и методов относится проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов, деловых игр и лингвориторических задач. В ходе обучения активно применяются информационные ресурсы и базы данных (Интернет, новая литература, библиотечный фонд института); электронные мультимедийные учебники, учебные видеокурсы; «контекстный» метод

обучения и метод обучения «на основе опыта», рефлексия (в целях закрепления навыков создания профессионального высказывания для анализа используются узкопрофессиональные тексты, а также проводится детальный анализ ошибок студентов, которые допускаются в процессе написания разного типа работ и устных выступлений); метод лингвистического анализа текстов профессиональных речей; проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач (кейсовые технологии) (например, в процессе изучения блока «Деловое общение» в целях решения проблемных задач используется командный дискуссионный метод).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что профессионально ориентированное обучение на основе интеграции дисциплины «Культура речи и деловое общение» с базовыми профессиональными курсами с применением инновационных технологий обучения - одно из перспективных направлений методики преподавания данной вузовской дисциплины. Учет в процессе преподавания междисциплинарных связей повышает мотивацию обучаемых к изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение», способствует более успешному решению одной из важных целей курса - формированию профессиональной коммуникативной компетенции будущего специалиста.

Литература

1. Ваганова О. Н. Использование кейсовых технологий для формирования профессиональных компетенций студентов на учебных занятиях специальных дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 21. С. 65-68. URL: http://e-koncept.ru/2016/56346.htm (дата обращения: 10.05.2018).

2. Коренева А. В. Профессионально ориентированное обучение курсу «Русский язык и культура речи» как условие повышения качества речевой подготовки специалистов // Самарский научный вестник. 2015. № 1(10). С. 86-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23500022 (дата обращения: 10.05.2018).

3. Куджиева О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции студентов вуза путем преодоления предметной обособленности // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций: материалы Междунар. научно-практич. конф. 2016. С. 330-336. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26033272 (дата обращения: 10.05.2018).

4. Никонова Н. В. Методические аспекты обучения русскому языку в деловой документации в неязыковом вузе // V Лужские научные чтения. Современное научное знание: Теория и практика: материалы Междунар. научной конф. 2017. С. 96-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29804378 (дата обращения: 10.05.2018).

5. Патрушева Л. С. Ролевые и деловые игры на занятиях по культуре речи и деловому общению // Восточно-Европейский научный вестник. 2016. № 1 (5). С. 97-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27496707 (дата обращения: 10.05.2018).

6. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к проблеме ее формирования на лингвистических дисциплинах в профессионально-педагогическом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2017/01/77117 (дата обращения: 10.05.2018).

7. Тесликова Н. Н. Инновационные технологии совершенствования культурно-речевых навыков студентов вуза // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П. А. Костычева. 2014. № 3 (23). С. 32-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22855067 (дата обращения: 10.05.2018).

8. Тесликова Н. Н. Инновационные технологии на занятиях по русскому языку и культуре речи как средство развития коммуникативной компетенции и креативности студентов юридического факультета вуза // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2014. Вып. № 1 (42). С. 51-59. URL: https:/Mbraiy.ra/item.asp?id=21423644 (дата обращения: 10.05.2018).

9. Ударцева С. М., Ударцева Т. С., Изотова А. С. Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 540-547. URL: https://moluch.ru/archive/85/15960/ (дата обращения: 10.05.2018).

10. Яковлева Е. А, Ионова Н. А. Об эффективных средствах познавательной активности студентов на практических занятиях по русскому языку // Гуманитарный вестник. 2015. № 11(37). С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25094145 (дата обращения: 10.05.2018).

References

1. Vaganova O. N. Ispol'zovanie keysovykh tekhnologii dlya formirovaniya piofessional'nykh kompetentsii studentov na uchebnykh zanyatiyakh spetsial'nykh distsiplin [The use of case technologies for the formation of students' professional competencies in the classroom of special disciplines]. Nauchno-metodicheskii ehlektronnyi zhurnal «Koncept» = Scientific and methodical electronic journal 'Concept', 2016, vol. 21, pp. 65-68. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56346.htm (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

2. Koreneva A. V. Piofessional'no orientirovannoe obuchenie kursu «Russkii yazyk i kul'tuia rechi» kak uslovie povysheniya kachestva rechevoi podgotovki spetsialistov [Professionally oriented training in the course 'The Russian language and Speech culture' as a condition to enhance the specialists' speech quality training]. Samarskii nauchnyi vestnik = Samara Scientific Bulletin. 2015, no. 1 (10), pp. 86-90. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23500022 (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

3. Kudzhieva O. A. Sovershenstvovanie kommunikativnoi kompetentsii studentov vuza putem preodoleniya predmetnoi oboso-blennosti [University students' communicative competence improvement through overcoming subject isolation]. Nauka i ob-shchestvo v epokhu tekhnologii i kommunikatsyi. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii = Science and society in the era of technology and communications. Materials of the International scientific and practical conference, 2016, pp. 330-336. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26033272 (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

4. Nikonova N. V. Metodicheskie aspekty obucheniya russkomu yazyku v delovoi dokumentatsii v neyazykovom vuze [Methodological aspects of the Russian language training in business documentation at a non-linguistic university]. VLuzhskie nauchnye chteniya. Sovremennoe nauchnoe znanie: Teoriya i praktika. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii = V Luga Scientific Readings. Modern Scientific Knowledge: Theory and Practice: Materials of the International Scientific Conference, 2017, pp. 96-100. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29804378 (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

5. Patrusheva L. S. Rolevye i delovye igry na zanyatiyakh po kul'ture rechi i delovomu obshcheniyu [Role and business games as classroom activities on speech culture and business communication]. Vostochno-Evropeyskii nauchnyi vestnik = East European Scientific Bulletin, 2016, no. 1 (5), pp. 97-98. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27496707 (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

6. Sturikova M. V. Kommunikativnaya kompetentsiya: k probleme ee formirovaniya na lingvisticheskikh distsiplinakh v profes-sional'no-pedagogicheskom vuze [Communicative competence: to the problem of its formation on linguistic subjects in vocational pedagogical university]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii = Modern Scientific Researches and Innovations, 2017, no. 1. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77117 (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

7. Teslikova N. N. Innovatsionnye tekhnologii sovershenstvovaniya kul'turno-rechevykh navykov studentov vuza [Innovative technologies for improving the students' cultural and speech skills]. VestnikRyazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta im. P. A. Kostycheva = Bulletin of Ryazan State Agrotechnological University named after P. A. Kostychev, 2014, no. 3 (23), pp. 32-36. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22855067 (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

8. Teslikova N. N. Innovatsionnye tekhnologii na zanyatiyakh po russkomu yazyku i kul'ture rechi kak sredstvo razvitiya kommunikativnoi kompetentsii i kreativnosti studentov yuridicheskogo fakul'teta vuza [Innovative technologies in the Russian language and speech culture classes as a means of students' communicative competence and creativity development at the law faculty of the university]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Yesenina = Bulletin of Ryazan State University named after S. A. Yesenin, 2014, no. 1 (42), pp. 51-59. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21423644 (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

9. Udartseva S. M., Udartseva T. S., Izotova A. S. Primenenie interaktivnykh metodov obucheniya v protsesse formirovaniya profession-nal'no-kommunikativnoi kompetentsii u studentov neyazykovykh vuzov na zanyatiyakh inostrannogo yazyka [Interactive teaching methods in the process of professional and communicative competence formation for non-linguistic universities' students in foreign language classes]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 5, pp. 540-547. Available at: https://moluch.ru/archive/85/15960/ (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

10. Yakovleva E. A, Ionova N. A. Ob effektivnykh sredstvakh poznavatel'noi aktivnosti studentov na prakticheskikh zanyatiyakh po russkomu yazyku [On effective means of students' cognitive activity in practical classes of the Russian language]. Gumanitarnyi vestnik = Humanitarian Bulletin, 2015, no. 11 (37), p. 6. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25094145 (accessed 10.05.2018) (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 11.06.2018 г.; принята к публикации 12.08.2018 г.

Submitted 11.06.2018; revised 11.08.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article :

Лазарева Н. М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение» // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 51-55. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-51-55

Lazareva N. M. Speech culture and business communication: the use of innovative technologies for professional communicative competence formation of university students. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 51-55. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-51-55 (In Russ.).

Об авторе

About the author

Лазарева Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, Межрегиональный открытый социальный институт, г. Йошкар-Ола, ORCГО: 0000-0001-7837-4860, laznat@mail.ru

Natalia M. Lazareva, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola, ORCID: 0000-0001-7837-4860,

laznat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.