УДК 378.02
О. А. Реймер
ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
В ВУЗАХ ФСИНРОССИИ
O. A. Reymer
TEACHING A TRAINING COURSE "BUSINESS COMMUNICATION" IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF FPS OF RUSSIA
В статье анализируется необходимость формирования у курсантов вузов ФСИН России коммуникативных компетенций. На примере преподавания дисциплины «Деловое общение» иллюстрируется значимость для будущей профессиональной деятельности знаний предмета и функций речевого этикета в деловом общении, его национального характера, изучения обстановки, этикетных формул общения и социального статуса адресата. Поскольку учебная дисциплина «Деловое общение» имеет прикладной характер, то в практико-ориентированном обучении при преподавании этой дисциплины открываются большие перспективы. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов при преподавании учебной дисциплины «Деловое общение» предполагается использование в учебном процессе широкого спектра активных и интерактивных форм проведения занятий (работа малыми группами, решение тестов, разбор конкретных практических ситуаций, деловая и ролевая игра). В целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся все эти виды работы должны органично сочетаться с активной внеаудиторной работой.
In article need offormation at cadets of higher education institutions of FPS of Russia of communicative competences is analyzed. On the example of teaching discipline "Business communication" is illustrated the importance for future professional activity of knowledge of a subject and functions of speech etiquette in business communication, its national character, studying of a situation, etiquette formulas of communication and the social status of the addressee. As the subject matter "Business communication" has applied character, in the praktiko-focused training when teaching this discipline big prospects open. According to requirements of federal state educational standards when teaching a subject matter "Business communication " is supposed use in educational process of a wide range of active and interactive forms of carrying out occupations (work as small groups, the solution of tests, analysis of concrete practical situations, a business and role-playing game). For formation and development of the professional skills which are trained all these types of work have to be combined with active out-of-class work organically.
© Реймер О. А., 2015.
Ключевые слова: коммуникативные задачи, речевая культура, этикетные формулы общения, взаимоотношений в служебной деятельности.
Keywords: communication tasks, speech culture, etiquette formula of communication, relationships in performance.
Современная культурная ситуация осмысливается учеными-культурологами, философами, социологами, лингвистами как культура глобальной гуманизации. Гуманизация общества и образования в целом связана не столько с перестройкой социокультурных реалий, сколько сознания (индивида, массового сознания). Формируется новый способ видения мира (нелинейный), нуждающийся в новом языке для своего выражения, что является актуальным и для коммуникации в ситуации делового общения.
«В современных условиях проблема совершенствования профессиональной подготовки слушателей образовательных учреждений, готовящих специалистов для пенитенциарных систем приобретает особую актуальность. Сложный характер задач, решаемых уголовно-исполнительной системой в период реформирования политической, экономической, социальной сторон жизни российского общества и на этапе реформирования самой системы, предъявляет исключительно высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников пенитенциарных учреждений. Эти требования обусловлены экстремальными условиями их деятельности, а также привлечения персонала к операциям по поиску и задержания бежавших и особо опасных преступников, освобождению заложников, пресечению массовых беспорядков. Кроме того, необходимость в совершенствовании профессиональной подготовки слушателей вытекает из противоречий между содержанием профессиональной подготовки и реальными условиями, в которых работают сотрудники пенитенциарных учреждений» [1, с. 20].
Этим во многом обусловлена актуальность преподавания дисциплины «Деловое общение», направленной на развитие коммуникативной компетентности, т. е. способности человека при помощи языковых средств реализовывать те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Поскольку учебная дисциплина «Деловое общение» имеет прикладной характер, то в практико-ориентированном обучении при преподавании этой дисциплины открываются большие перспективы.
Целью учебной дисциплины «Деловое общение» является формирование способности использовать знания о языковых нормах русского литературного языка, об общих и языковых особенностях официально-делового стиля, правилах оформления и редактирования документов в профессиональной деятельности. Для реализации заявленных целей в задачи учебной дисциплины входит формирование представления о нормах деловой речи, о месте официально-делового стиля в системе функциональных стилей современного русского литературного языка,
воспитывать уважение к русскому языку, стремление совершенствовать свои знания, умения и навыки в области русского языка.
Изучение дисциплины предполагается на базе компетенций, сформированных в результате получения общего среднего образования. Эти компетенции связаны прежде всего со способностью осуществлять устную и письменную коммуникации на русском языке, логически вы-веренно, аргументированно и четко строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии. Требования к входным знаниям, умениям, навыкам и компетенциям базируются на знаниях, полученных при изучении курса «Русский язык» в средней школе. Преподавание и изучение дисциплины основывается также на общекультурном развитии обучающихся, владении навыками устной и письменной речи, самостоятельной работы с учебной и научной литературой, позволяющими успешно осваивать гуманитарные, социальные и экономические дисциплины.
Особую группу составляют профессиональные компетенции, определяющие способность взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов. Содержание учебной дисциплины «Деловое общение» предполагает реализацию указанных компетенций.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО при преподавании учебной дисциплины «Деловое общение» предполагается использование в учебном процессе широкого спектра активных и интерактивных форм проведения занятий (работа малыми группами, решение тестов, разбор конкретных практических ситуаций, деловая и ролевая игра). В целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся все эти виды работы должны органично сочетаться с активной внеаудиторной работой.
При изучении учебного курса «Деловое общение» предусмотрены встречи с практическими работниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Изучение дисциплины «Деловое общение» предполагается в форме учебных занятий, проводимых как профессорско-преподавательским составом, так и в ходе самостоятельной подготовки обучающихся. Приоритетными видами учебных занятий при изучении учебной дисциплины «Деловое общение» являются: лекция, семинар практическое занятие, контрольная работа, консультация преподавателя. Предусматриваются разнообразные формы индивидуальной работы и работы в группе: доклад, викторина, научное сообщение.
Учебные занятия по дисциплине «Деловое общение» включают как элементы классических методик, так и использование современных педагогических технологий. В процессе преподавания, наряду с образовательным, учитываются воспитательный и развивающий аспекты. При проведении лекций и практических занятий предполагается использование
визуальной поддержки в виде мультимедийных презентаций, включающих основные положения, понятия, таблицы, иллюстрации.
Для оптимизации качества подготовки будущих специалистов необходимо проводить контроль знаний обучающихся в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестаций. Текущий контроль знаний проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, проверки формирования у них умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке, совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме зачета.
Зачет проводится в письменной форме или в виде тестирования. Письменная форма зачета предполагает ответ на вопрос по теории курса, второй вопрос представляет собой практическое задание. При подготовке теоретических вопросов используется основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы, справочные правовые системы, предложенные в рабочей программе.
При подготовке практических заданий рекомендуется обращаться к словарям. Ряд практических заданий связан с общеязыковой культурой обучающихся: подбором синонимов, антонимов, определением слов с прямым и переносным значением, однозначных и многозначных слов, образованием определенных форм существительных и прилагательных, толкованием значений слов и фразеологизмов, с правописанием и пунктуацией, с исправлением речевых и грамматических ошибок. На зачете предлагаются и задания творческого характера, связанные с профессиональной деятельностью обучающихся: создание текстов официально-делового стиля (составление договора, расписки, заявки, объяснительной записки, автобиографии, доверенности, характеристики осужденного и т. п.).
В новых экономических и социальных условиях, реформирования уголовно-исполнительной системы на первый план выходят задачи повышения уровня коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура и профессиональная компетентность — факторы взаимообусловленные и зависящие друг от друга. Эффективная межличностная коммуникация очень важна для успеха в профессиональной деятельности сотрудников УИС, так как, во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей в рамках различных ситуаций. Во-вторых, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, определяющихся строгой регламентированностью и недвусмысленностью, особенно в условиях прохождения службы в УИС.
В результате изучения дисциплины «Деловое общение» обучающиеся должны усвоить, что слушание и говорение процессы взаимосвязанные и активные, основанные на невербальной коммуникации. Уже давно установлен факт, что в межличностном общении невербальная коммуникация передает 65 % всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55 % информации, голос — 38 %, а слова — всего 7 %. Невербальные приемы часто употребляются неосознанно, воспринимаются на уровне подсознания, и поэтому сильнее воздействуют, передают информацию, которую трудно или неудобно выразить словом. С исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40 % служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока — около 25 %. Большинство специалистов по невербальным средствам коммуникации считают, что подделка языка тела невозможна, так как в этом случае человека выдает отсутствие полного соответствия между жестами, микросигналами организма и сказанными словами.
К формам деловой коммуникации относятся деловая беседа, деловая беседа по телефону, спор, полемика, дебаты, деловые переговоры, деловые совещания, пресс-конференции, торги, презентации и др. Поэтому будущему специалисту важно усвоить систему обращений в русском речевом этикете, теорию аргументации и ведения спора. Следовательно, трудно переоценить значимости для будущей профессиональной деятельности знания предмета и функций речевого этикета в деловом общении, его национального характера, изучения обстановки, этикетных формул общения и социального статуса адресата.
Существуют «писаные» и «неписаные» нормы поведения в различных ситуациях официального общения. Деловым этикетом называется принятый порядок и форма обхождения на службе. Формирование правил, способствующих взаимопониманию людей, является основной функцией делового общения. Целесообразность и практичность — вторая по значению функция общения. Основы современного отечественного служебного этикета были заложены в 1720 г. «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи, поэтому они имеют интернациональные признаки. Взаимодействие в служебной деятельности предполагает обмен определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество, установление контакта как друг с другом, так и со спецконтингентом, что также имеет свои специфические особенности. Беспроблемное общение должно состоять из следующих этапов: знакомство (установка контакта), предполагающее понимание другого человека, самопрезентация себя оппоненту; ориентация в общении, осознание происходящего, умение выдержать паузу; обсуждение и решение проблемы; выход из контакта (прощание).
С одной стороны, приоритетным требованием считается ровное и доброжелательно отношение ко всем коллегам по работе, независимо от личных симпатий и антипатий. С другой стороны, общение со спецконтингентом предполагает строгое соответствие требованиям делового этикета. Этим обусловлено выделение в деловом этикете двух групп правил. Это — нормы, функционирующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); и нормы, определяющие контакт руководителя и подчиненного (вертикальные).
Главной особенностью делового общения является его регламентированность, которая, прежде всего, выражается во внимании к речи собеседника. Во избежание недоразумений сотрудник УИС должен всегда строго следовать соблюдению правил речевого этикета. Проблема заключается в том, что разработанные в обществе нормы языкового поведения, типовые готовые «формулы», позволяющие организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности, не всегда являются приемлемыми в ситуации профессионального общения (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Устойчивые конструкции, принятые в обществе, в служебной деятельности трансформируются с учетом приоритета вертикальной коммуникации, а не только социальных, возрастных, психологических характеристик. В основе служебных отношений всегда партнерские контакты, которые должны исходить из интересов дела. Бесспорно, что такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором в решении служебных вопросов.
Структура профессионального общения предполагает различный подход к изучению проблемы в трех взаимообусловленных аспектах: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный аспект общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивный аспект заключается в организации общения между индивидами (обмен действиями). Перцептивный аспект общения предполагает восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Все эти задачи решаются в образовательном процессе при преподавании разных дисциплин, тем более в курсе «Деловое общение».
Таким образом, в настоящей социокультурной ситуации деловое общение представляется сложным многоплановым процессом развития взаимоотношений в служебной деятельности. Деловое общение в уголовно-исполнительной системе налагает особую ответственность на всех участников этого процесса, следовательно, введение дисциплины «Деловое общение» в учебные планы ведомственных вузов ФСИН России продиктовано самой жизнью.
Литература
1. Киселев М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Томск, 2007. — 23 с.