5'2019
Пробелы в российском законодательстве
12.3. РОЛЬ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Таова Лилия Юрьевна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: СевероКавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра правоохранительной деятельности. E-mail: mashekuasheva@mail.ru
Аннотация: В представленной статье рассматривается вопрос поддержания общественного порядка в современном государстве и отмечается, что процесс этот во многом зависит от активного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с населением, общественными организациями, объединениями, а также со средствами массовой информации. Особо отмечается, что именно сотрудники органов внутренних дел являются основным звеном в обеспечении правопорядка. Современная правоохранительная практика показывает что, опираясь на поддержку граждан, сотрудники органов внутренних дел успешно решают задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Именно от эффективности деятельности всех структур правоохранительной системы Российской Федерации, направленной на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на предупреждение и борьбу с правонарушениями и преступлениями зависит стабильное развитие государства. Вопрос участия граждан в охране общественного порядка актуален в силу того, что демонстрирует взаимосвязь эффективности деятельности органов внутренних дел и участия граждан и общественных объединений в охране общественного порядка.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, народная дружина, общественные объединения, общественные организации, доверие граждан, правонарушения.
THE ROLE OF CITIZENS, PUBLIC ORGANIZATIONS AND ASSOCIATIONS IN LAW ENFORCEMENT AT THE PRESENT STAGE
Taova Liliya Yur'evna, PhD in law. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: law enforcement chair. E-mail: mashekuasheva@mail.ru
Annotation: Public order in the state largely depends on the interaction of the police with the population, public organizations, as well as with the media.
The author emphasizes that police officers are a special link in maintaining law and order. However, it should be borne in mind that the help of the population is very important. With the help of people, the police achieve results faster and more efficiently.
Thus, the article determines the relevance and effectiveness of citizen participation in law enforcement in the Russian Federation.
Keywords: public order, public safety, national team, public associations, public organizations, trust of citizens, offenses.
Введение
Особенности развития современного цивилизованного государства, укрепление законности и правопорядка требуют повышения уровня эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, в прямом и активном взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. Принцип общественного доверия и поддержки граждан был закреплен впервые в 2011 году на законодательном уровне в числе принципов деятельности органов государственной власти, в частности полиции. Важная роль в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности, борьбе с преступностью и различными видами правонарушений видится таким специальным общественным формированиям как, народные дружины. Если обратимся к историческим корням обеспечения охраны общественного порядка, то именно дружинники были основной силой общества, обеспечивающей правопорядок и являющейся поддержкой советской милиции.
Основная часть
Анализируя ситуацию, сложившуюся в последние годы и связанную с уровнем доверия населения к органам внутренних дел, при всем желании нельзя назвать высоким. Но, если сравнивать положение дел десятилетней давности, то надо быть справедливыми и к сегодняшней действительности. Уровень доверия граждан медленно, но растет. Это подтверждается регулярным проведением мониторинга общественного мнения, проводимого различными общественными организациями. Только добившись высокого уровня общественного доверия и заручившись поддержкой наших граждан, мы можем быть уверены в обеспечении правопорядка. Сегодня взаимодействие полиции и гражданского общества в вопросах охраны общественного порядка регулируется Федеральным законом №44-ФЗ от 02 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка», который лег в основу правового закрепления участия граждан в оказании помощи органам внутренних дел (полиции), в целях защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод, интересов общества и государства от любых противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
Основной целью действующего законодательства, и в частности, упомянутого федерального закона, является создание правовых условий для участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, основанного на добровольности. Ключевым, по нашему мнению, здесь является «добровольность». А добровольность может быть только при твердом убеждении граждан в законности действий со стороны органов правоохранительной деятельности.
На территории Кабардино-Балкарии также действует закон Кабардино-Балкарии «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 26.07.2002г. за №46-Р3[2], который претерпел значительные изменения с момента своего принятия. В него вносились изменения в 2004г. (Закон КБР от 26.06.2004 N 16-РЗ), в 2005 г. (Закон КБР от 02.06.2005 N 38-P3), в 2011 г. (Закон КБР ot18.05.2011 N 46-РЗ), в 2012 г. (Закон КБР от 09.07.2012 N 57-РЗ), в 2013 г. (Закон КБР от 30.12.2013 N 94-РЗ) и дважды в 2014 г. (Закон КБР от 23.04.2014 N 20-РЗ и от 11.06.2014 N 42-РЗ). В результате изме-
РОЛЬ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
Таова Л.Ю.
нений, внесенных в данный закон, утратили силу важные, на мой взгляд, статьи, которые были посвящены и раскрывали сущность создания народных дружин и осуществление руководства ими, порядок приема в дружину и отчисления из нее, финансирование и материально-техническое обеспечение народных дружин, гарантии социальной защиты граждан, участвующих в осуществлении охраны общественного порядка, обязанности и права народных дружинников, ответственность народного дружинника. Все это, на наш взгляд, не приносит каких-либо положительных результатов в вопросе участия граждан в охране общественного порядка в современном обществе.
Необходимы мотивационные факторы за действия, направленные на предупреждение и пресечение противоправных деяний. Только таким образом мы сможем убедить граждан в необходимости и целесообразности взаимодействия с правоохранительными органам российского государства.
В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:
1) информировать правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку и принимать участие в охране общественного порядка;
2) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению [1].
Деятельность органов внутренних дел должна быть направлена на повышение уровня доверия граждан. Граждане, в свою очередь, должны относиться к полиции именно как к представителю государственной власти страны, а это значит, верить государству, в котором они живут. Только двустороннее понимание значимости этого обоюдного доверия приведет к построению цивилизованного, стабильного и безопасного государства.
Заключение
Нельзя строить будущее, не применяя уроки истории. Прошлый опыт привлечения граждан к охране общественного порядка, на наш взгляд, позволит решить следующие задачи: во-первых, граждане, принимая участие в управлении делами общества станут понимать свою причастность к государственным процессам, во-вторых, это способствует формированию правового сознания каждого гражданина, в отдельности и общества в целом. Только тогда мы сможем констатировать высокий уровень общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, потому что, это мнение будет складываться непосредственно при участии самих граждан в мероприятиях по охране общественного порядка.
Необходимо использовать опыт истории органов внутренних дел в вопросах участия граждан в охране общественного порядка, когда трудовые коллективы, организации и высшие учебные заведения выдвигали наиболее достойных молодых людей для охраны общественного порядка. Данный опыт формировал самосознание граждан, их отношение к правопорядку и уважение к служителям закона.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
2. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 11 июня 2014 года № 42-РЗ «О внесении изменений в закон Кабардино-Балкарской республики «Об участии граждан в осуществлении охраны общественного порядка».
3. Таова Л.Ю. Роль общественных объединений и организаций при предупреждении правонарушений и обеспечении правопорядка на примере добровольных народных дружин (ДНД) //Евразийский юридический журнал. -2018.- №6 (121). - С.150-153.
Reference list:
1. Federal Law of 02.04.2014 No. 44-ФЗ "On the participation of citizens in the protection of public order".
2. The Law of the Kabardino-Balkarian Republic of June 11, 2014 No. 42-RZ "On Amendments to the Law of the Kabardino-Balkarian Republic" On the participation of citizens in the implementation of the protection of public order".
3. Taova L.Yu. The role of public associations and organizations in the prevention of offenses and the rule of law on the example of the voluntary national teams (DND) // Eurasian Law Journal. - 2018.- №6 (121). - P.150-153.
Рецензия
на научную статью «Роль граждан, общественных организаций и объединений в обеспечении правопорядка на современном этапе» подготовленную старшим преподавателем кафедры правоохранительной деятельности Северо - Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидатом юридических наук Таовой Лилией Юрьевной.
В представленной на рецензирование статье автор справедливо отмечает, что особенности развития современного цивилизованного государства, укрепление законности и правопорядка требуют повышения уровня эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, в прямом и активном взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. Именно от эффективности деятельности всех структур правоохранительной системы Российской Федерации, направленной на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на предупреждение и борьбу с правонарушениями и преступлениями зависит будущее России.
Автор отмечает, что принцип общественного доверия и поддержки граждан был закреплен впервые в 2011 году на законодательном уровне в числе принципов деятельности органов государственной власти, в частности полиции. В работе анализируется ситуация, сложившаяся в последние годы и связанная с низким уровнем доверия населения к органам внутренних дел.
Приводится сравнительный анализ положения дел десятилетней давности и отмечается, что на сегодня, уровень доверия граждан медленно, но растет. Это подтверждается регулярным проведением мониторинга общественного мнения, проводимого различными общественными организациями.
В заключение статьи указано, что важная роль в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности, борьбе с преступностью и различными видами правонарушений принадлежит таким специальным общественным формированиям как, народные дружины.
Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент:
Доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, канд. психол. наук М.Х.Машекуашева
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,04%