Научная статья на тему 'Роль государственных институтов в управлении сферой земельно-имущественных отношений'

Роль государственных институтов в управлении сферой земельно-имущественных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
806
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕМАРКАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ / ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / РЫНОЧНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ / ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасенкова Татьяна Владимировна

Данная статья раскрывает содержательную сущность вопросов разграничения государственной и муниципальной собственности на земельно-ресурсные блага, особенности формирования и функционирования механизмов государственного регулирования земельно-имущественных комплексов городов и иных поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панасенкова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственных институтов в управлении сферой земельно-имущественных отношений»

Т. В. Панасенкова

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

Данная статья раскрывает содержательную сущность вопросов разграничения государственной и муниципальной собственности на земельно-ресурсные блага, особенности формирования и функционирования механизмов государственного регулирования земельно-имущественных комплексов городов и иных поселений.

Annotation

The given article analyses the essence of division of state and municipal land resources, peculiarities of forming and functioning of state regulation mechanisms of land complexes of cities, towns and other settlements.

2009 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Ключевые слова

Земельно-имущественные отношения, демаркация собственности, приватизация земельных ресурсов, рыночно-институциональное регулирование отношений собственности, виды земельно-имущественной деятельности, экономико-правовые полномочия муниципальных органов

Key words

Land ownership relations, demarcation of property, privatization land resources, market-institutional regulation of relations pf property, types landownership activity, economic and legal powers of municipal agencies

Современные имущественные отношения в интегрированной форме эксплицируют общественно-

экономические доминанты развития государственного механизма или, иными словами, служат концептуальнометодологическим базисом, на котором основаны социальные, политикоправовые, культурно-исторические, духовно-нравственные и иные общественные институты. Приоритетная социально-экономическая функция в системе гражданского права принадлежит праву собственности на земельно-

имущественные блага, в канонах которого бесспорную актуальность приобретает проблема экономико-правовой демаркации многообразия форм собственности на землю.

Проблема экономико-правовой регламентации государственной собственности на земельно-имущественные блага явилась основополагающей и в принятой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, концептуальнометодологическим базисом, которого выступил принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность ее субъектов и муниципальных образований.

Экономико-правовая демаркация собственности на земельные участки и регламентация ее под объектами недвижимости, находящимися в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований, выступает рыночно-

институциональным гарантом целостности системы управления и распоряжения земельными ресурсами и создает необходимые предпосылки их эффективной приватизации как единых экономических объектов недвижимости.

Приватизация государственных и муниципальных земельно-

имущественных ресурсов основана на экономико-правовом признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Приватизация земельных ресурсов позволит оперативно воплотить в отечественную практику землепользования экономически приоритетную цель государственной политики, а именно передачу земельных участков собственникам расположенных на них приватизированных предприятий, логически завершив приватизационный процесс и фактически сформировав условия и стимулы повышения финансово-инвестиционной привлекательности их активов.

В качестве весомого аргумента в поддержку приватизационных программ в земельно-имущественном комплексе рассматривается тот факт, что в случае относительно невысоких, доступных для инвесторов цен продаж этих земельных участков, экономическая масштабность данного процесса позволит привлечь в консолидированный бюджет Российской Федерации дополнительные средства, которые в дальнейшем целесообразно инвестиро-

вать в целях реализации социальноэкономических программ и использование которых позитивно скажется на платежеспособности хозяйствующих субъектов-землепользователей.

В данном контексте приоритетное экономическое значение приобретает проблема определения порядка, условий и принципов включения в соответствующую форму земельноимущественной собственности неприватизированных земельных участков под приватизированными объектами недвижимости. Применительно к федеральной собственности данные рыночно-институциональные реалии

представляют собой, как правило, земельные участки под крупными, экономически доминирующими хозяйствующими субъектами.

Экономико-правовая демаркация государственной собственности на землю представляет собой реализацию ряда последовательных относительно автономных рыночно-институциональных

процедур:

1. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими экономически заинтересованными органами исполнительной власти формирует перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка, корректировка и согласование перечней земельных участков с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления производятся в порядке, установленном Правительством РФ.

2. Подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федера-

ции, ее субъектов или муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ.

3. Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.

Экономико-правовые функции регулирования и управления земельноимущественными отношениями осуществляются Правительством Российской Федерации, а также администрациями субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, в пределах собственных экономико-правовых полномочий Правительство Российской Федерации реализует следующие виды земельно-имущественной деятельности:

- формирует федеральные программы в области регулирования земельных отношений и обеспечивает их воплощение в национальную практику землепользования и землевладения;

- управляет федеральной собственностью в земельно-имущественном комплексе государства;

- обеспечивает проведение единой государственной политики, связанной с защитой, восстановлением и рациональным хозяйственным освоением земельно-ресурсных благ.

Экономическими приоритетами современной муниципальной политики регулирования земельно-

имущественных отношений являются достижение высокоэффективного использования земель всех форм собственности посредством системы дифференцированных платежей за землепользование, формирование действенной системы льгот, преференций и адресных дотаций, установление общественных и частных сервитутов, социально-

экономических ограничений в процессах хозяйственного освоения и эксплуатации земельных участков.

Экономико-правовые функции

управления земельно-имущественными ресурсами муниципалитетов осуществляют органы местного самоуправления: Дума, Законодательное собрание, муниципальный совет, местная администрация.

Управление и распоряжение недвижимым имуществом, в целом, и таким экономически приоритетным его рыночно-институциональным элементом как земельно-имущественные блага, в частности, в настоящее время регламентируются представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Экономико-правовые

полномочия и компетенции вышеозначенных властных структур в сфере отечественного землепользования и землевладения в наиболее агрегированной форме заключаются в следующем:

Экономико-правовая компетенция представительных органов местного самоуправления:

1. Принятие программ социально-

экономического развития системы землепользования, а также их своевременное дополнение и корректировка в соответствии с рыночно-

институциональными реалиями российской действительности;

2. Формирование прогрессивной системы земельных налогов и сборов;

3. Принятие решений по вопросам

об адресном выделении дотаций, ссуд, займов, льгот и преференций муниципальным и немуниципальным хозяйствующим субъектам-землепользовате-

лям;

4. Установление экономикоправового порядка управления и приватизации муниципальной недвижимости (в том числе и земельных ресурсов);

5. Утверждение нормативных документов о порядке использования нежилых помещений, расположенных на муници-

пальных земельных территориях;

6. Определение экономикоправового порядка предоставления и изъятия земельных участков и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования.

Экономико-правовая компетенция главы местного самоуправления:

1. Общее руководство деятельностью унитарных предприятий и муниципальных учреждений, по роду деятельности соприкасающихся с проблемами регулирования земельноимущественных отношений;

2. Утверждение нормативных документов, регулирующих производственнохозяйственную деятельность унитарных предприятий-землепользователей;

3. Создание и реорганизация унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также назначение и увольнение их руководителей;

4. Утверждение экономикоправового положения о комитете по управлению муниципальным имуществом, в том числе и земельными ресурсами.

Система органов рыночноинституционального управления муниципальной недвижимостью (в том числе и земельными ресурсами) в качестве приоритетных структурных подразделений традиционно включает в себя Комитет по управлению муниципальным имуществом, Фонд имущества (либо другой специально уполномоченный орган, в компетенцию которого входят вопросы купли-продажи земель), Земельный комитет, органы регистрации прав на недвижимость (в том числе и земельные ресурсы), органы оценки земельных участков и др.

Вышеупомянутые и многие другие экономико-правовые институты, в той или мере сопричастные с вопросами регламентации земельно-имущественных отношений, активно взаимодействуют с финансово-инвестиционными структурами, органами антимонополь-

ного регулирования, экономического оздоровления и банкротства. В частности, Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом является подразделением местной администрации, выступающим экономикоправовым гарантом процессов приватизации муниципальной собственности (в том числе и земельных участков), управления и распоряжения объектами муниципальной собственности (в том числе хозяйствующими субъектами-землепользователями), а также координирующим деятельность иных рыночно-институциональных структур управления земельно-имущественным комплексом города.

Экономико-правовая компетенция Комитета по учету и управлению муниципальным имуществом

1. Ведение реестра муниципальной собственности (в том числе и земельно-имущественных ресурсов);

2. Приватизация муниципальных земель (в соответствии с разработанными и утвержденными программами приватизации муниципалитета);

3. Передача муниципальных земель в аренду, субаренду, оперативное и доверительное управление, хозяйственный менеджмент муниципальными предприятиями-землепользователями;

4. Создание, реорганизация, ликвидация и контроль за производственно-финансовой деятельностью муниципальных хозяйствующих субъектов-землепользователей;

5. Представление экономико-

правовых интересов муниципального образования в хозяйственных обществах и товариществах-землеполь-

зователях с муниципальной долей в уставном капитале.

Фонд имущества представляет специально уполномоченный орган местной администрации, который владеет и распоряжается собственностью муниципального образования (в том числе и земельно-имущественными ресурсами).

Экономико-правовая компетенция Фонда имущества

1. Временно, до момента продажи, владеет свидетельствами о собственности на муниципальные земельные участки;

2. Аккумулирует и перечисляет

дивиденды и доходы, полученные в процессе приватизации земельно-

имущественных ресурсов (в соответствии с доходами, учтенными в местном бюджете);

3. Вступает учредителем акционерных обществ и муниципальных предприятий-землепользователей;

4. Приобретает доли и акции в уставном капитале хозяйствующих субъ-ектов-землепользователей;

5. Формирует конкурсные комиссии, организует и проводит конкурсы, торги, аукционы и тендеры по продаже муниципальных земельных участков;

6. Принимает активное участие в

приватизационных кампаниях, а также контролирует правомерность предоставления льгот работникам приватизированных предприятий-

землепользователей;

7. Технический учет и инвентаризация муниципальных земель, их эколо-го-экономическая оценка, регистрация прав собственности и сделок с земельно-имущественными ресурсами города;

8. Зонирование муниципальных земельных территорий.

Вышеозначенная организационноинституциональная структура призвана оказать активное содействие администрации муниципального образования в процессе формирования собственной экономической стратегии в сфере земельно-имущественных отношений, в частности, регламентации размеров платы за пользование земельными ресурсами, основу которой образуют факторы местоположения земельного участка, наличия инженерно-технических коммуникаций и транспортной инфраструктуры, целевого назначения земель

и пр.

Современная экономическая теория рационального землепользования убедительно аргументирует тот факт, что оптимальными размерами платежей за землепользование являются такие, при которых в полной мере сохраняется активный покупательский спрос на приобретение прав (приобретение права собственности или права аренды) на земельные участки и у правообладателя не нарушается возможность сохранять собственные права в будущем.

Исходя из представлений об уникальности земельно-имущественных

благ и в полной мере осознавая императивную значимость земельных ресурсов как экономического базиса имущественных отношений, в российском законодательстве предпочтение отдано следующему определению недвижимости: земельные участки, участки недр и все, прочно связанное с землей.

Такого рода законодательное закрепление экономико-правового приоритета земли позволяет индикатиро-вать новую систему управления и регулирования земельно-имущественных

отношений на основе обеспечения соблюдения права собственности и рыночно-институциональной независимости землепользования.

Достижение позитивных социально-экономических, природохозяйственных и общественно-политических результатов возможно лишь в контексте неукоснительного соблюдения ранее приобретенных имущественных прав на землю при условии одновременного применения современных высокоэффективных форм хозяйствования, в равной степени интегрирующих как административно-правовые, так и рыночноинституциональные механизмы регулирования земельно-имущественных отношений.

Обобщая результаты исследования необходимо отметить следующее:

1. В Конституции Российской Фе-

дерации законодательно закреплены и равным образом защищены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на земельноимущественные блага.

2. Экономико-правовая демаркация

собственности на земельные участки и регламентация ее под объектами недвижимости, находящимися в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований, выступает рыночно-

институциональным гарантом целостности системы управления и распоряжения земельными ресурсами и создает необходимые предпосылки их эффективной приватизации как единых экономических объектов недвижимости государства.

3. Экономико-правовые функции регулирования земельно-имущественных отношений осуществляются Правительством Российской Федерации, а также администрациями субъектов РФ и муниципальных образований.

4. Экономическими приоритетами

современной муниципальной политики регулирования земельно-имуществен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных отношений являются достижение высокоэффективного использования земель всех форм собственности посредством системы дифференцированных платежей за землепользование, формирование действенной системы льгот, преференций и адресных дотаций, установление общественных и частных сервитутов, социально-экономических ограничений в процессах хозяйственного освоения и эксплуатации земельных участков.

Библиографический список

1.Александрова Л.Н. Социальные аспекты земельных отношений в контексте устойчивого развития региона // Аграрная экономическая наука на рубеже веков. - М.: Изд-во «Энциклопедия Российских деревень», 1999.

2.Ашинов С.А., Беднев Ю.Ф. и др. Общие основы управления государственной собственностью в условиях рыночной экономики. - Нальчик: Полиграф-сервис и Т, 2000.

3.Башаров В. А. Совершенствование механизма управления земельными ресурсами // Земельный вестник России. -

2003. - № 1.

4.Беспечанский А. Постприватизацион-ная поддержка предприятий // Журнал для акционеров. - 1994. - № 8-9.

5.Варламов А.А. Земельный кадастр: управление земельными ресурсами. -М.: Колос, 2004.

6.Захаров Е.К., Ракетов В.Г. Проблемы политики приватизации в земельноимущественном комплексе России. -М.: Логос, 2003.

7.Иевлев К.К., Иевлева А.В. Приоритетные направления приватизации земель и совершенствования земельной политики в Российской Федерации. -М.: Филинъ, 2004.

8.Макаров А.Н. Институциональные основы управления земельной собственностью // Управление собственностью: теория и практика. - 2006. - № 1.

9.Строев Е.С., Волков С.Н. Земельный вопрос в России в начале XXI века (проблемы и решения). - М.: ГУЗ, 2001.

Bibliographical list

1.Alexandrov E.N. Social Aspects of Landownership Relations in the Context of the Region’s Sustainable Development // Agrarian Economic Science on the Turning of the Centuries. - Moscow: Publishing house “Encyclopedia Of Russian villages”, 1999.

2. Ashinov S.A., Bednev Y.F. and others Basics of State Property Regulations in Market Economy. - Nalchik: Poligraph-service and T, 2000

3. Basharov V.A. Perfection of Land Resources Management Mechanism // Land Bulletin of Russia. - 2003. - # 1.

4. Bespechansky A. Support of Enterprises after Privatization // Journal for Shareholders. - 1994. - # 8-9.

5. Vrlamov A.A. Land-survey: Land Resources Management. - Moscow: Kolos,

2004.

6. Zacharov E.K., Raketov V.G. Issues of Privatization Policy on Landownership Complex of Russia. - Moscow, Logos, 2003.

7. Ievlev K.K., Ievleva A.V. Priority Strategies of Land Privatization and Improvement of Land Policy in Russian Federation. - Moscow: Filin, 2004.

8. Makarov A.N. Institutional Basics of Landownership Management // Property Management: theory and practice. - 2006.

- # 1.

9. Stroev E.S., Volkov S.N. Land Problems in Russia in the early 21th Century (problems and solutions). - Moscow: GUZ,

2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.