УДК 349.41 (075В)
Лазарева Оксана Сергеевна
аспирант. Тверской государственный технический университет [email protected]
Структура и развитие
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В РОССИИ
Oksana S. Lazareva
graduate student.
Tver State Technical University [email protected]
Structure and development
OF THE MANAGEMENT METHODS OF THE LAND AND PROPERTY RELATIONS IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования на научной основе земельноимущественных отношений, а также механизмы и методы, используемые по их регулированию в РФ. Обоснованы актуальные экономико-политические задачи становления и дальнейшего развития земельно-имущественных отношений в РФ. Дана характеристика сегментов системы управления государственной собственностью. Выявлены наиболее перспективные методы регулирования земельно-имущественных отношений в современных условиях.
Annotation. In the article the questions of formation of the land and property relations on a scientific basis and also the mechanisms and methods used on their regulation in the Russian Federation are considered. Actual economical and political problems of formation and further development of the land and property relations in the Russian Federation are proved. The characteristic of segments of a control system of state ownership is given. The most perspective methods of regulation of the land and property relations in modern conditions are revealed.
Ключевые слова земельно-имущественные отношения, методы управления, регулирование, перспективы развития.
Keywords: land and property relations, management methods, regulation, modern development.
В настоящее время сложилась сложная социально-экономическая ситуация в системе земельно-имущественных отношений, как в РФ, так и в других странах мирового сообщества. Это во многом предопределено недостаточностью изучения экономической наукой обширного спектра основополагающих теоретико-эмпирических вопросов развития земельно-имущественных (в т.ч. аграрных) отношений, что препятствует объективному правовому регулированию данных общественных отношений.
Классические (Д. Рикардо, Д.Ст. Милль,
Г. Джордж, А. Маршалл, К. Маркс) и неоклассические (А. Пигу, В. Баумоль, Д. Пирс, Р. Тернер и др.) [2, 5, 6] направления анализа социально-эколого-экономической проблематики развития земельно-имущественного комплекса акцентировали внимание на разноименных критериях, зачастую предлагая и аргументируя диаметрально противоположные концепции и версии. Однако в результате активной полемики представителей различных школ в рамках экономической теории были генерированы относительно автономные направления научной мысли, изучающие различные аспекты функционирования современного землепользования: теория имущественных прав, теория социального выбора, теория общественного благосостояния и др.
Необходимо отметить тот факт, что минувшее десятилетие ознаменовалось активизацией российской научной мысли, поскольку отечествен-
ная экономическая наука сосредоточила усилия на целенаправленном поиске социальнорыночных, рыночно-регулируемых вариантов развития национальной экономики, ее земельноимущественного комплекса и закрепления соответствующих положений в нормативно-правовых актах и иных положениях. Инструментарно-методические изыскания и прикладные рекомендации отечественных ученых послужили научной основой концепции становления земельноимущественных отношений, а также выработки национальной стратегии развития земельно-и мущественного комплекса России, выступающей гарантом эффективного управления земельноресурсными благами государства и преодоления кризисно-деструктивных тенденций современности, а также предполагающей постановку и разрешение актуальных экономико-политических задач, закрепленных соответствующим образом (рис. 1).
Система управления земельно-имущественными отношениями (объектами земельно-имущественного комплекса) соответствует признакам открытой, сложной и вероятностной социальноэкономической системы. Открытой она является потому, что ее функционирование невозможно без взаимодействия с внешней средой: на входе в систему сосредоточены материальные, трудовые и экономические потоки, информационные потоки (правовые акты РФ и субъекта РФ, сведения о состоянии объектов земельноимущественных отношений и т.п.); на выходе -увеличение поступлений финансовых средств в
333
бюджет от использования объектов земельноимущественного комплекса, повышение эффек-
тивности землепользования, развитие социальной защиты населения [1].
Актуальные экономико-политические задачи становления и дальнейшего развития земельно-имущественных отношений в Российской Федерации
1) проведение мероприятий, направленных на передачу объектов земельной собственности в ведение федеральных властей, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
2) разграничение полномочий органов власти в вопросах владения, пользования и распоряжения отечественными земельно-имущественными ресурсами;
3) реорганизация системы хозяйственного освоения и охраны аграрных территорий, усиление экологической направленности землепользования;
4) совершенствование механизма арендных отношений в земельно-имущественном комплексе России, адаптированных к разнообразию форм собственности на земельную недвижимость и ориентированных на повышение бюджетных доходов различных уровней;
5) стимулирование экономического оборота объектов земельно-имущественного комплекса с целью перераспределения их в пользу конкурентоспособных эффективно хозяйствующих правообладателей и создания благоприятной финансово-инвестиционной обстановки в сфере отечественных земельно-имущественных отношений;
6) формирование действенной экономико-институциональной системы гарантий прав российских граждан на земельно-ресурсные блага.
Рисунок 1 - Актуальные экономико-политические задачи становления и дальнейшего развития земельно-имущественных отношений в РФ
Сложной система управления земельно-имущественными отношениями является потому, что обладает набором таких свойств, как: неоднородность и содержание большого числа подсистем, несовпадение свойств подсистем и свойств самой системы, иерархия, агрегирование, многофункциональность, гибкость, надежность, безопасность, стойкость, уязвимость, живучесть [4]. Вероятностной система управления земельно-имущественным комплексом является потому, что невозможно точно предсказать, как будет вести себя система и каким будет результат ее функционирования при изменяющихся условиях.
В современных условиях управление земельноимущественными отношениями - это целенаправленное воздействие государственных органов для увеличения доходов от имущества в бюджетах, стимулирования развития производства, поддержания объектов недвижимости в надлежащем состоянии, реализации жилищной программы, максимально полного удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в конкретных объектах нежилого фонда, развития инфраструктуры, решения экологических проблем территории, обеспечения продовольствием
населения страны и др.
Главная цель государственного управления земельно-имущественными отношениями - организовать воспроизводство имущественной собственности, использовать ее рачительно, преобразовывать сообразно с требованиями и условиями очередного этапа развития национальной экономики, совершенствуя действующую систему управления.
Система управления земельно-имущественными отношениями создается и действует для удовлетворения экономических и социальных интересов собственников, арендаторов, государства и общества. Среди наиболее значимых задач, от успешного решения которых зависит эффективное функционирование системы управления государственной имущественной собственностью, выделяют обеспечение [3]: роста стоимости отдельных объектов собственности и земельноимущественных комплексов; наибольшего увеличения доходов собственников от пользования, владения и распоряжения принадлежащими им имущественными активами; увеличения объемов и повышения качества предоставляемых услуг покупателям и арендаторам; позитивного взаимодействия с органами государственной власти; разъяснения необходимости государственной собственности на ряд имущественных
334
активов. Работа системы управления собственностью и взаимодействие государственных органов регламентированы законодательными и нормативными правовыми актами. Особенности субъектов государственной собственности и характер их отношений с органами власти предопределяют основное содержание и механизмы управления государственной собственностью. Последние требуют научного обоснования при направлении преобразований структур и форм собственности, выработки методов эффективной организации и технологии управления объекта-
ми и земельно-имущественными комплексами государственной собственности. Установлено, что система управления государственной собственностью состоит из четырех связанных сегментов: управления отношениями собственности, функционального, институционально-организационного и экономико-правового механизмов управления [1]. Характеристика обозначенных сегментов системы управления государственной собственностью представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика сегментов системы управления государственной собственностью
Наименование сегмента Характеристика сегмента
Сегмент управления отношениями собственности В нем персонифицируется субъектный и объектный состав системы управления государственной собственностью. Собственность экономически значима лишь при использовании в деятельности. В то же время органы власти, уполномоченные от имени государства осуществлять права собственности, не вправе по закону заниматься хозяйственной деятельностью.
Функциональный сегмент управления Управление собственностью обеспечивают общие типовые функции управления - анализ, прогнозирование, планирование, учет (регистрацию), оценку, экспертизу, контроль, надзор. Особенность системы управления государственной собственностью - государство выступает и как частный собственник, и как основной институт власти. От того типовые функции управления дополняются новыми, которые условно можно разделить на: - регулятивные, состоящие в нормативной правовой регламентации управления собственностью; - исполнительно-распорядительные, направленные на выполнение закрепленных регулятивными функциями прав и обязанностей; - контрольно-надзорные (проверку соответствия регулятивным функциям реализации исполнительно-распорядительных функций). Указанные функции воплощаются в полномочиях органов власти.
Институциона льноорганизационный сегмент управления Институционально-организационный сегмент - неотъемлемая связь субъекта управления с функцией, установленной для исполнения. Каждой функции (регулятивной, исполнительнораспорядительной, контрольно-надзорной) присущи свои институциональные (организационные) образования. В частности, для принятия федеральных законов учреждена Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, для управления государственным имуществом в области недропользования - Федеральное агентство по недропользованию. Наряду с ними существуют институты оценки, экспертизы, контроля, надзора. Основными задачами контрольно-надзорных функций являются мониторинг и оценка эффективности отдельных элементов и всей системы управления собственностью на стадиях планирования, реализации, учета и анализа применяемых для контроля показателей результатов функционирования этой системы, выявление трудностей и слабостей, установление причин их возникновения.
Сегмент экономико-правовых механизмов управления собственностью Он объединяет экономические механизмы, которые должны в правом поле содержательно наполнять функциональный сегмент. Кроме того, данный сегмент является основой рачительного управления государственной собственностью. От разработанности и обоснованности экономической модели и механизмов управления зависит уровень качественной реализации вышеуказанных частей системы управления. В него входят установленные в процессе нормативной правовой регламентации механизмы, в частности, доступа к пользованию земельными ресурсами, оборота прав пользования, налогообложения, рентных отношений, ценообразования.
Качество работы системы управления государственной собственностью зависит от согласованных действий каждого из ее сегментов, а их результаты нужно использовать при подготовке управленческих решений и оценки эффективности управления собственностью. На рисунке 2 приведены классификация и содержание методов управления земельно-имущественным комплексом (ЗИК).
Как оказали проведенные исследования, в сфере земельно-имущественных отношений в рамках земельно-имущественных комплексов применяют административно-правовые, экономические распорядительные методы управления. Сейчас преобладают административноправовые методы. Одним из основных инструментов государственного регулирования эконо-
мики становится программно-целевой метод планирования и управления. Важное значение для повышения эффективности управления земельно-имущественными отношениями приобретает использование современных механизмов и методов управления. Среди них наиболее перспективны: контактная система, механизмы концессии, использование государственного имущества как высоконадежных объектов обеспечения возможных внешних кредитов и реальной имущественной базы при создании экономически эффективных долгосрочных инвестиционнозаемных систем, приватизация государственного имущества на основе разрешительных процедур для ранее монополизированных государством областей деятельности, поощрение конкуренции в управленческой сфере, развитие информационно-аналитической базы управления земельно-
335
имущественными отношениями, которые должны обеспечивать мониторинг состояния и качества использования объектов недвижимости, статистику цен и ожидаемых изменений конъ-
Литература:
1. Артемьев АЛ. Правовое регулирование земельно-имущественных отношений : монография. Тверь : Изд-во ТвГТУ, 2014. С. 91.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права : учеб. 6-е изд., стер. М., 2009. С. 121.
3. Кошкин ЛМ. Земельно-имущественные отношения и недропользование: основы управления / Л.И. Кошкин, М.М. Соловьев, С.А. Кимель-ман. М. : ВШПП. 2006. С. 128.
4. Коханова НМ. Категория «продовольственная безопасность государства» и её формализация / Н.М. Коханова // Аграрная Россия. 2009. № 5. С. 17-19.
5. Матузов НМ. Теория государства и права : учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М., 2007. С. 54.
6. Морозова ЛЛ. Теория государства и права : учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 77.
юнктуры на рынке земли и иной недвижимости, инвестиционных потоков, хода реализуемых целевых программ; повышение квалификации работников на всех уровнях управления.
Literature:
1. Artem’ev A.A. Legal regulation of the land and property relations : monograph. Tver : TVGTU press, 2014. P. 91.
2. Vengerov A.B. Theory of State and Law : textbook, 6th ed., rev. and exp. M., 2009. P. 121.
3. Koshkin L.I. Land and property relations and subsoil use: bases of management / L.I. Koshkin, M.M. Solov'ev, S.A. Kimelman. M. : VShPP, 2006. P. 128.
4. Kokhanova N.M. Category «food security of the state» and its formalization / N.M. Kokhanova // Ag rarian R u ssia. 2009. № 5. P. 17-19.
5. Matuzov N.I. Theory of State and Law : textbook, 2nd ed., rev. and exp. / N.I. Matuzov, A.V. Malkov. M., 2007. P. 54.
6. Morozova L.A. Theory of the state and right : textbook, 3d ed., rev. and exp. M., 2008. P. 77.
336