Итак, вышеизложенное позволяет констатировать, что полное использование возможностей биологической интенсификации зерновых культур и инвестиционных техногенных факторов интенсификации отрасли позволяет обеспечить чистоту полей от сорняков и устойчивое развитие зернового производства Чувашской Республики.
Литература
1. Банкин М.П., Рижия Е.Я., Якушев В.П. Состояние плодородия дерново-подзолистых почв и прогноз развития земледелия на Северо-Западе России // Удобрения и химические мелиоранты в агроэкосистемах: материалы V науч.-практ. конф. (Москва, 7-10 октября 1997 г.) / под ред. В.Г. Минеева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 256-259.
2. Научные основы систем земледелия Чувашской АССР на 1981 - 1985 годы. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982. С. 61-77.
3. Система ведения производства в сельскохозяйственных организациях Сибири / РАСХН. Сиб. отд-ние. Новосибирск, 2007. С. 158-171.
4. Системы земледелия / А.Ф. Сафонов, А.М. Гатаулин, И.Г. Платонов и др.; под ред. А.Ф. Сафонова. М.: КолосС, 2009. С. 304-356.
МАЛОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ - аспирант кафедры экономики и организации аграрного производства, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары.
MALOV NIKOLAY - post-graduate student of Chair of the Economics and Organization of Agricultural Production, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.
ФЕДОРОВ ВАЛЕНТИН ГЕРАСИМОВИЧ - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры торгового дела и товарного менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
fEdOROV VALENTIN - doctor of agricultural sciences, professor of Business and Commodity Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 658.1-026.451:342.951 ББК У291.551-21
Т.В. МУЖЖАВЛЕВА
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ (российский и зарубежный опыт)
Ключевые слова: высокотехнологичные предприятия, экономическая безопасность, научно-технический потенциал, государственное регулирование.
Дан анализ состояния высокотехнологичного сектора экономики России как системообразующего фактора экономического потенциала государства. Исследованы причины снижения конкурентоспособности инновационной продукции российских предприятий на мировых рынках. Рассмотрен опыт государственной поддержки венчурного бизнеса на примере зарубежных стран. Предложены меры государственного регулирования по укреплению научно-технического потенциала России.
T. MUZHZHAVLEVA ROLE OF STATE SUPPORT OF HI-TECH ENTERPRISES IS IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY (russian and foreign experience)
Key words: hi-tech enterprises, economic security, scientific and technical potential, government control.
In this article is given the analysis of the state of hi-tech sector of economy of Russia as a strategic factor of economic potential of the state. Reasons of decline of competitiveness of innovative products of the Russian enterprises are investigated on world markets. Experience of state support of venture business is examined on the example of foreign countries. The measures of government control are offered on strengthening of scientific and technical potential of Russia.
Обеспечение национальной безопасности страны является приоритетной функцией государства. Национальная безопасность - многоаспектная категория, включающая политическую, военную, экономическую, социальную, ин-
формационную составляющие. Экономическая безопасность, в свою очередь, характеризуется следующими основными элементами: технологическим уровнем производства, стабильностью финансовой сферы, наличием ресурсов, благосостоянием населения, экологией, степенью интегрированности в мировую экономику и др.
По прошествии более двух десятков лет рыночных преобразований очевидно, что наиболее уязвимым звеном оказался высокотехнологичный сектор экономики: ожидания, что рынок, как саморегулируемая система, обеспечит прорыв в инновационном развитии страны, не оправдались. Самым негативным фактором стало сокращение бюджетного финансирования наукоемких отраслей и практически самоустранение государства от участия в развитии инновационного, по своей природе венчурного, бизнеса. Эту сферу спасло лишь то, что потенциал, создававшийся многие десятилетия, оказался настолько значительным, что протекающие в нем инерционные процессы, заложенные на самосохранение, позволили обеспечивать приемлемый уровень удовлетворения потребностей в высокотехнологичной продукции. Это определило актуальность рассматриваемой проблемы.
Протекающие в современной России и ее регионах процессы сокращения производства, снижения уровня жизни населения, ослабления конкурентных позиций отечественных товаров, нивелирования значимости и престижности научно-исследовательского и опытно-конструкторского труда обусловлены прежде всего такими макроэкономическими факторами, как отказ от централизованной планово-директивной системы в пользу рыночного реформирования экономики, распад СССР и, как следствие, разрыв не только межрегиональных экономических связей, но и технологических цепочек, что привело к частично-временной остановке высокотехнологичных производств, пока не были восстановлены либо прежние интеграционные отношения, либо не найдены другие способы замещения разрушенных звеньев.
В настоящее время конкурентные позиции России в мировой экономике могут быть усилены наукоемкими разработками по таким направлениям, как физика, электроника, электротехника, информатика, химия. Несмотря на то, что на долю России приходится лишь 0,3% мирового рынка инноваций (для сравнения, доля Китая 6%), причем эта цифра устойчиво сохраняется на протяжении нескольких последних лет, в стране, по данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, с 2004 г. по 2012 г. количество выданных патентов увеличилось на 53%, а темп прироста затрат на научные исследования составил 11%. Такая же тенденция сохраняется в пропорциях прироста национального дохода. Сравнение удельного веса высокотехнологичных отраслей в приросте национального дохода России (около 37%) и развитых стран (62-76%) показывает различие более чем в два раза. Это свидетельствует о неэффективном распоряжении научно-техническими мощностями, что также ослабляет экономическую безопасность государства.
Отсутствие государственных ассигнований в инновационный сектор экономики привело к тому, что произошло перераспределение финансовых потоков от частных инвесторов в сырьевые, экспортоориентированные отрасли. И, как следствие, присутствие отечественных инновационных предприятий на мировом рынке технологий стало замещаться иностранными конкурентами, а в Россию началась экспансия импортного оборудования и инновационных разработок, прежде всего, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В свете этого показательна позиция движущих сил - политических, финансовых, научных - развитых и новых индустриальных государств, когда, объединившись, эти силы смогли обеспечить рост уровня жизни населения в результате использования ресурсосберегающих технологий, инновационных механизмов,
перманентного повышения образовательного уровня трудовых ресурсов и их квалификации, в том числе за счет международной интеграции и кооперирования. Все это позволило мировой экономике выйти на более высокий уровень технологического производства, базовыми элементами которого стали нанотех-нологии и информационные системы. Причем каждое государство стремится преуспеть в определенном перечне инноваций, так как это позволяет сэкономить время и ресурсы, перенаправив последние в наиболее актуальные сферы.
За рубежом государство и бизнес совместно концентрируют усилия по развитию наукоемких производств, в частности, в Японии - через разработку программ стимулирования предприятий на внедрение передовых технологий, принятие законодательных актов о развитии и поддержке венчурного бизнеса; изменения во внешнеэкономической политике. Ввиду того, что мировое сообщество выражает недовольство по поводу стабильно активного сальдо платежного баланса Японии, были разработаны направления, с одной стороны, ликвидирующие претензии основных экономических партнеров государства, а с другой стороны, способствующие закрытию проблемных зон в экономике самой Японии. Так, например, устанавливаются льготные импортные пошлины на ввозимые в страну продовольствие и сырьевые продукты. Это вполне объяснимо, так как у Японии две основные проблемы: во-первых, дефицит земельных ресурсов, что объясняется высокой степенью урбанизации и значительной плотностью населения. Климат страны позволяет собирать урожай три раза в год, т.е. ущемления отечественных сельхозпроизводителей не происходит.
Во-вторых, практически полное отсутствие природно-минерального сырья. Поэтому снижение импортных пошлин на данный фактор производства стимулирует обрабатывающие, а в особенности высокотехнологичные, отрасли. Параллельно устанавливается высокий импортный ценз на продукты интеллектуальной собственности.
В Китае государственная программа развития науки и техники сочетается со стратегией национальной безопасности, так как на государственном уровне продекларировано, что суверенитет страны напрямую зависит от состояния ее научно-технического потенциала. На государственном уровне разработана концепция стимулирования и поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, имеющей значительный уровень добавленной стоимости. Совместным Постановлением министерств финансов, экономического развития, таможенных и налоговых структур было решено ввести дифференцированный подход к возврату налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации инновационных продуктов и товаров за рубеж с учетом величины удельного веса добавленной стоимости. Например, по продукции электротехнической и фармацевтической отраслей увеличение возмещения НДС составило 4% (с 14% до 18%). Производителям товаров широкого потребления (одежда, обувь, мелкие электротехнические изделия) установлены пониженные ставки возврата НДС - в пределах 10-11%; хозяйствующим субъектам, экспортирующим черные и цветные металлы, компенсируется менее 5%, а по природному сырью возврат вовсе не осуществляется.
Изменение налогового законодательства КНР коснулось всех отраслей, в частности, повышение возврата НДС произошло почти по 200 наименованиям продукции, а снижение - по 1300 пунктам таможенной номенклатуры. Однако использование данного подхода применительно к Российской Федерации в настоящее время бесперспективно, так как существуют проблемы возмещения НДС экспортерам по фиксированной для всех участников внешнеэкономической деятельности ставке, а вопрос дифференциации ее в соответствии с размером добавленного вклада даже не рассматривается.
В США широкое распространение получило компьютерное моделирование производственных объектов, политической и социальной среды, что позволяет составлять долгосрочные прогнозы последствий реализации проектов по вышеназванным направлениям. Интересен также опыт США в изыскании источников для финансирования высокотехнологичных отраслей. Американское законодательство предусматривает возможность инвестирования в инновационные проекты средств внебюджетных фондов, в том числе пенсионных, через специализированные инвестиционные институты. Результатом стало повышение доходности капитализируемых финансовых ресурсов пенсионных фондов на 3,3-4,2%.
В условиях России это возможно только при жестком контролировании денежных потоков аналогичных структур государством. Учитывая, что дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ находится в пределах 2,7 млрд руб., вложения в высокотехнологичные сектора экономики, можно предположить, позволили бы со временем ликвидировать эту проблему. В настоящее время отсутствует финансовый механизм реализации данного направления.
Современный рынок наукоемких производств предусматривает развитие и внедрение макротехнологий, аккумулирующих факторы, способствующие созданию конечной продукции, повышающей экономический потенциал страны и позволяющей обеспечить политическую независимость.
Сравнение государств по возможности реализации макротехнологий показало, что максимальное количество (16) способны освоить США, Австралия, Германия, Израиль, Канада, Япония, Южная Корея; от 10 до 12 - Россия, Китай, Индия, Польша; от 6 до 9 - Индонезия, Мексика, Турция, ЮАР, Бразилия; от 1 до 5 - страны Африки.
В вышеприведенном рейтинге Россия занимает в целом достойную позицию, однако индекс внедрения у нашей страны равен 0,89, в то время как у США он составляет 5,03, Японии - 3,08, Германии, Канады, Тайваня в пределах 2.
Однако в России есть резервы повышения технологичности экономики, к которым относятся: существующая система образования, от общего до профессионального, способная подготовить высококвалифицированные кадры; интеграция науки и производства через создание технопарков; наличие системы регистрации интеллектуальной собственности; превышение, несмотря на отсрочку во времени, уровня рентабельности высокотехнологичных отраслей над сырьевыми и ресурсоперерабатывающими.
Реалии состояния научно-производственного потенциала таковы, что провалы в космической отрасли, практически отсутствие реализации значимых инвестиционных проектов, объективно обеспечили принятие государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (03.04.2013 г.), на реализацию которой Правительство РФ планирует направить 356,7 млрд руб. За сравнительно небольшой промежуток времени, с 2013 г. по 2020 г., данная программа призвана обеспечить создание благоприятной инвестиционной среды, трансформацию экспортно-сырьевого типа экономического развития в инновационный, последствия которой должны сказаться на повышении уровня благосостояния населения и обеспечить экономическую безопасность государства.
В качестве дополнительных мер государственной поддержки предприятий высокотехнологичных отраслей можно предложить:
- введение льготного налогообложения по разработкам инновационных продуктов: от уменьшения налогооблагаемой базы за счет вычета из нее затрат на НИОКР до дифференциации ставок НДС в зависимости от величины доли добавленной стоимости в себестоимости готовой продукции;
- совершенствование законодательства в сфере поддержки инновационного предпринимательства, предусматривающее прямое дополнительное
государственное финансирование сопровождения при выходе высокотехнологичных предприятий на зарубежные рынки;
- изменение таможенных тарифов, приоритетной задачей при этом должен стать протекционизм в отношении отечественных производителей.
Данные мероприятия будут способствовать укреплению научно-технического потенциала России и обеспечению ее экономической безопасности.
Литература
1. Росстат: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru.
2. Статистика конференции ООН по торговле и развитию: сайт. URL: htpp://unctad.orglen/ PagStatistics.aspx.
МУЖЖАВЛЁВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MUZHZHAVLEVA TATYANA - doctor of economics sciences, professor of Economic Theory and International Relations Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 339.92 ББК 65.5
А.Ю. МУНШИ, Ш.Мд. МУНШИ, Л.Ю. АЛЕКСАНДРОВА
ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Ключевые слова: малые и средние предприятия, глобализация, либерализация торговли, экспорт, импорт, маркетинговые проблемы, риски, маркетинговые исследования.
Рассмотрены направления внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Чувашской Республики; отражены результаты маркетинговых исследований по выявлению проблем чувашских компаний на зарубежных рынках; представлены направления их решения.
A. MUNSHI, S.Md. MUNSHI, L. ALEXANDROVA PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED REGIONAL ENTERPRISES ON FOREIGN MARKETS AND THEIR SOLUTIONS
Key words: small and medium enterprises, globalization, trade liberalization, export, import, marketing issues, risks, market research.
In this publication addressed the topical questions of the direction of foreign economic activity of small and medium-sized businesses of the Chuvash Republic, reflects the results of market research to identify problems Chuvash companies on foreign markets; presented directions to solve them.
Процессы глобализации и интернационализации все в большей степени воздействуют на предприятия, в том числе малого и среднего бизнеса. При этом активному влиянию подвергаются и компании, не принимающие участия во внешнеэкономической деятельности. Постепенная либерализация торговли (снятие ограничительных барьеров, упрощение процесса осуществления экспортно-импортных операций и др.) способствует дальнейшему развитию внешнеэкономических связей малых и средних предприятий регионов России.
Участие малого и среднего бизнеса во внешнеэкономической деятельности обеспечивает улучшение как макроэкономического положения регионов страны, так и финансово-экономических показателей отдельно взятых предприятий. Данное обстоятельно обусловливается тем, что внешняя торговля предоставляет предприятиям возможности реализации новых идей, роста производительности труда, увеличения объёмов продаж и прибыли посредством использования инновационных подходов в управлении производственной, сбытовой и маркетинговой деятельностью.