Научная статья на тему 'Комплекс внешнеторгового маркетинга региональных предприятий'

Комплекс внешнеторгового маркетинга региональных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / ЭКСПОРТ / EXPORT / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MARKETING RESEARCH / ТОВАРНАЯ / ЦЕНОВАЯ / PRICE / КОММУНИКАЦИОННАЯ И СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА / COMMUNICATION AND MARKETING POLICY / ВЫСТАВКИ / EXHIBITIONS / СТРАТЕГИИ / STRATEGIES / PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мунши Алевтина Юрьевна, Мунши Шахин Мд, Александрова Людмила Юрьевна

Анализируется внешнеторговая деятельность малых и средних предприятий Чувашской Республики; исследуется применяемый ими комплекс внешнеторгового маркетинга; дается оценка эффективного внешнеторгового маркетинга и предлагаются мероприятия по их повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мунши Алевтина Юрьевна, Мунши Шахин Мд, Александрова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN TRADE MARKETING COMPLEX IN REGIONAL ENTERPRISES

The article examines foreign trade activities in small and medium-sized enterprises of the Chuvash Republic, explores the foreign trade marketing complex applied in them, assesses the efficiency of foreign trade marketing activities and offers steps for their improvement.

Текст научной работы на тему «Комплекс внешнеторгового маркетинга региональных предприятий»

социальных проблем, проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики, и особенно, стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

Список литературы:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Справочно-правовая система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70684666.

2. О бюджетной политике в 2014-2016 гг.:

Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 13 июня 2013 г. // Справочно-правовая система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru.

3. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ: постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 // Справочно-право-вая система ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/98991.

4. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005. 400 с.

МОРОЗОВА Наталия Витальевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

MOROZOVA, Natalia Vitalyevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economy and Business. Chuvash state University named after I.N. Ulyanova. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 339.564

КОМПЛЕКС ВНЕШНЕТОРГОВОГО МАРКЕТИНГА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.Ю. Мунши, Ш.Мд. Мунши, Л.Ю. Александрова

Анализируется внешнеторговая деятельность малых и средних предприятий Чувашской Республики; исследуется применяемый ими комплекс внешнеторгового маркетинга; дается оценка эффективного внешнеторгового маркетинга и предлагаются мероприятия по их повышению.

Ключевые слова: маркетинг; внешнеторговая деятельность; экспорт; маркетинговые исследования; товарная, ценовая, коммуникационная и сбытовая политика; выставки; стратегии.

A.Yu. Munshi, Sh.Md. Munshi, L.Yu. Aleksandrova. FOREIGN TRADE MARKETING COMPLEX IN REGIONAL ENTERPRISES

The article examines foreign trade activities in small and medium-sized enterprises of the Chuvash Republic, explores the foreign trade marketing complex applied in them, assesses the efficiency of foreign trade marketing activities and offers steps for their improvement.

Keywords: marketing; foreign trade activities; export; marketing research; product, price, communication and marketing policy; exhibitions; strategies.

Внешнеторговая деятельность является важным направлением функционирования предприятий. Даже в современных сложных геополитических и геоэкономических условиях ее развитие позволяет решать широкий спектр задач как на макро-, так и на медиа- и микроуровнях. Последнее проявляется в том, что активизация внешней торговли открывает перед предприятиями новые возможности укрепления финансово-экономической ситуации, рыночных позиций посредством применения новых инновационных подходов к управ-

лению производственной, финансовой, логистической и маркетинговой деятельностью.

Внешнеторговый оборот предприятий Чувашской Республики в 2013 г составил 407,3 млн долл. (рис. 1). Динамика внешнеэкономической деятельности в последние четыре года является разнонаправленной. Она характеризуется резким увеличением внешнеторгового оборота в 2011 г (в 2,1 раза) и ежегодным его снижением в последующие три года (в среднем в год - на 22,4%, в том числе в 2012 и 2013 гг. соответственно на 30,8 и 13,0%). Следует при-

36

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №4(18)

знать положительным снижение темпов падения внешнеторгового оборота в 2013 г.

800

675,9

407,3

2010 г.

2011 г

2012 г

2013 г

Рис. 1. Внешнеторговый оборот предприятий Чувашской Республики в 2010-2013 гг.

В 2010 г. в структуре внешнеторгового оборота Чувашской Республики преобладал экспорт (его доля в совокупном внешнеторговом обороте достигла 61,5%), а в последующие три года - импорт. На долю экспорта в отчетном году приходилось всего 29,0%. В период 2011-2013 гг. наметилась устойчивая позитивная тенденция увеличения удельного веса экспорта в республиканском внешнеторговом обороте (рис. 2).

29

23,2

19,2

и

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г

Рис. 2. Доля экспорта во внешнеторговом обороте региональных предприятий в 2010-2013 гг.

В составе экспорта предприятий региона значительную долю занимает продукция химической промышленности (59,6%), а также машиностроительная продукция (29,7%). Далее следуют продовольственные товары (6,3%), металлы и металлоизделия (1,8%). Основными торговыми партнерами экспортной деятельности чувашских предприятий являются Украина (на ее долю приходится около 41% регионального экспорта), Словакия (8,1%), Узбекистан (6,3%), Швейцария (5,9%), Молдова (3,9%) и др. Современные сложные политико-экономические отношения с Украиной позволяют с большей вероятностью предположить возможное снижение объемных показателей экспорта в 2014 г. В связи с этим перед предприятиями Чувашской Республики встают сложные во-

просы расширения географии реализации экспортной продукции, выхода на новые, неосвоенные зарубежные рынки.

В анализируемом периоде уменьшилось количество участников внешнеторговых операций - как юридических, так и физических лиц. Несмотря на оказание государственной информационной, финансовой и иных форм поддержки экспорта, произошло уменьшение числа предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую (в том числе экспортную) деятельность.

Понимая роль маркетинга в проникновении на внешние рынки, укреплении конкурентных, рыночных позиций, необходимость совершенствования внешнеторгового маркетинга, нами были проведены исследования в форме анкетного опроса и интервьюирования руководителей и заместителей руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства региона - участников внешнеторговых операций.

По мнению респондентов, выбор зарубежных рынков был обусловлен наличием деловых связей (на это указали 57,1% респондентов); низким уровнем конкуренции (14,3%); привлекательной экономической ситуацией (14,3%); предоставлением налоговых льгот (7,2%). Принятию решений о выходе на внешние рынки предшествует анализ информации из следующих источников: данные выставок (29,4%); итоги своих исследований (29,4%); данные Интернета (17,7%) и Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики (11,8%); прочие (к ним отнесены личные связи руководителей компаний и ряд других). Интересно, что под итогами своих исследований респонденты понимают проведение лишь кабинетных исследований.

В структуре экспорта исследуемых предприятий малого и среднего бизнеса значительную часть занимают товары промышленного назначения (их доля составляет 64%). Далее следуют потребительские товары - 27% и услуги - 9%. Подавляющее большинство компаний выходят на зарубежные рынки с товаром, успешно реализуемым в регионе и стране (80%). Лишь 20% предприятий модернизируют имеющийся товар, вносят в него необходимые изменения, учитывающие особые требования зарубежного законодательства и иностранных потребителей (табл. 1).

Важным аспектом внешнеторговой ценовой политики выступает выбор и использование стратегий ценообразования. Три четверти исследованных предприятий на зарубежных рынках чаще всего используют следующие стратегии: гибких цен (39%), возмещения издержек (23%) и заниженной цены (15%). Далее

Таблица 1

Элементы внешнеторговой товарной и ценовой политики малых и средних предприятий

Чувашской Республики

Элементы Характеристика элементов Доля, %

Внешнеторговая Используемые товарные стратегии:

товарная политика • традиционного товара; 80

• модифицированного товара; 20

• разработки новых товаров. -

Вид экспортируемых товаров: • потребительские товары; 27

• товары производственного назначения; 64

• услуги 9

Внешнеторговая ценовая Используемые ценовые стратегии:

политика • завышенной цены; 8

• заниженной цены; 15

• престижной цены; 8

• ориентации на цену лидера; 0

• возмещения издержек; 23

• гибких цен; 39

• прочие 8

по мере убывания частоты указания следуют стратегии завышенной, престижной цены.

В сбытовой деятельности 73% субъектов малого и среднего предпринимательства используют прямой экспорт, а 27% - косвенный (табл. 2). Данное обстоятельство вполне оправдано небольшими объемами внешнеторговых оборотов и позволяет осуществлять хорошую обратную связь с целевым зарубежным рынком. Вместе с тем следует понимать, что применение прямого экспорта предполагает более высокие риски, довольно значительные первоначальные расходы и большую потребность в информации.

Реализация внешнеторговой коммуникационной политики исследованных предприятий предполагает использование традиционного инструментария, в частности, стимулирова-

ния сбыта (на это указали 54% респондентов) и рекламы (31%). Кроме того, продвижению продукции региональных предприятий способствует их участие в выставках. Несколько удивляет в ответах руководителей компаний игнорирование public relations в формировании и поддержании благожелательных отношений с внешними адресатами маркетинговых коммуникаций.

Интересно, что активизацию внешнеторговой деятельности респонденты связывают с удовлетворением потребностей в получении дополнительных знаний в области логистики (это отметили 38,9% респондентов); маркетинга (27,7%); права (22,2%); бухгалтерского учета (22,2%); налогов, государственной поддержки, безопасности и таможенного регулирования (16,7%).

Элементы Характеристика элементов Доля, %

Внешнеторговая Вид применяемого экспорта:

сбытовая политика • прямой; 73

• косвенный. 27

Доведение продукции до зарубежных потребителей с использованием:

• собственных структурных подразделений; 58

• независимых посредников; 34

• прочих вариантов 8

Внешнеторговая Используемые инструменты продвижения продукции на зарубежных

коммуникационная рынках:

политика • реклама; 31

• PR; 0

• стимулирование сбыта; 54

• прочие 15

Таблица 2

Элементы внешнеторговой сбытовой и коммуникационной политики малых и средних предприятий

Чувашской Республики

Проведенный анкетный опрос и интервьюирование позволили дать комплексную интегральную оценку эффективности внешнеторгового маркетинга региональных малых и средних предприятий. Как указывают данные рис. 3, эффективность используемого маркетинга оценивается как удовлетворительная.

Анализ эффективности разнообразных направлений внешнеторгового маркетинга позволяет отметить наличие хорошей эффективности в области обслуживания потребителей и клиентов, средней эффективности в планировании экспорта (разработке экспортного плана), управлении сбытом и организации маркетинга.

Являются удовлетворительными вопросы разработки и выбора оптимальных стратегий функционирования на зарубежных рынках; выдвижения и выбора целей в области внешнеторговой деятельности; организации и проведения международных маркетинговых исследований; сегментации внешних рынков; управления такими элементами комплекса международного маркетинга, как product, price и promotion. К сожалению, имеет место и критическая

100

эффективность в области позиционирования предприятий и их продукции на зарубежных рынках, а также брендинга.

Активизации экспортной деятельности будут способствовать мероприятия, направленные на повышение эффективности внешнеторгового маркетинга, в частности, разработка и реализация экспортной стратегии, необходимой для обеспечения выживания и развития предприятий в жестких конкурентных условиях мирового рынка. Основой принятия обоснованных внешнеторговых решений должно стать регулярное проведение маркетинговых исследований внешних рынков, позволяющих выявить особенности политико-правовой, социально-экономической, конкурентной, демографической, культурной и иной среды зарубежной страны. При выборе зарубежных рынков важно учитывать собственный опыт внешнеторговой деятельности и наличие ресурсной базы. Успеху предприятий будут способствовать выявление и минимизация рисков экспортной деятельности (политических, макроэкономических, юридических, инвестици-

90

80

70

60

50

40

30 Предприятия малого и

20 среднего бизнеса ЧР

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Критическая Удовлетворительная Средняя Хорошая Отличная

Рис. 3. Интегральная оценка эффективности внешнеторгового маркетинга малых и средних предприятий

Чувашской Республики

Рис. 4. Эффективность направлений внешнеторгового маркетинга деятельности малых

и средних предприятий региона

онных, информационных, таможенных, сертификационных и др.).

Все большую актуальность приобретает необходимость максимального приспособления производства к требованиям зарубежного законодательства; обеспечения выхода на зарубежные рынки с товаром, в наибольшей степени удовлетворяющим потребности иностранных потребителей; высокого качества и конкурентоспособности экспортируемой продукции; систематической оценки и анализа экспортного ассортимента и внесения необходимых изменений (стандартизация и/или дифференциация, модификация, адаптация стандартной продукции).

Кроме того, особое внимание следует уделять разработке экспортной упаковки, маркировки, дизайна, «нейминга» товара, учитывающей зарубежные традиции и обычаи относительно цвета упаковки, познания товара благодаря упаковке, требования законодательства, уровень образования зарубежных потребителей; организации доставки экспортного

товара в необходимых количествах, в точно определенное место, в установленные сроки, в наибольшей степени устраивающие конечных зарубежных потребителей; использованию разнообразного инструментария маркетинговых коммуникаций - рекламе, стимулированию сбыта, public relations, прямой продаже, выставкам, ярмаркам, event-marketing, cross-promotion, брендингу и др.

Список литературы

1. Елагин В.И., Мунши А.Ю. Маркетинговая деятельность экспортно-ориентированных малых и средних предприятий. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2013. 76 с.

2. Мунши А.Ю., Мунши Ш.Мд., Александрова Л.Ю. Маркетинговый подход к организации внешнеэкономической деятельности предприятий региона (на примере Чувашской Республики) // Сб. материалов YIII междунар. науч.-практ. конф. Украина, Черновцы, 2013. С. 149-151.

3. URL: www.ved21.ru

4. URL: www.ved.gov.ru

5. URL: www.ruexport.org

МУНШИ Алевтина Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

МУНШИ Шахин Мд. — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

MUNSHI, Alevtina Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Trade and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

MUNSHI, Shaheen Md. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

ALEKSANDROVA, Lyudmila Yuryevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Trade and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.